Проверка ведения бухгалтерского и налогового учета

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Проверка ведения бухгалтерского и налогового учета". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Проверяем корректность ведения бухгалтерского и налогового учета

В скором времени все бухгалтеры приступят к составлению годовой отчетности. Но прежде чем начать это мероприятие, необходимо проверить, все ли законодательные нормы выполнены при ведении бухгалтерского и налогового учета. Задача эта не из легких. И тут на помощь могут прийти разработчики бухгалтерских программ. Рассмотрим, какие возможности содержит программа «1С: Бухгалтерия 8», чтобы максимально минимизировать трудоемкость операции по подготовке годовой отчетности.

Чтобы бухгалтеры без особых проблем подготовили годовую отчетность, в программе «1С: Бухгалтерия 8» реализован целый ряд инструментов. Краткий обзор некоторых возможностей мы дадим в этой статье, а подробную информацию получат все слушатели семинаров «1С», которые пройдут в Москве 7 декабря, а затем 19 декабря будут транслироваться десяткам тысяч специалистов из сотни городов России в рамках Единого семинара «1С».

Учет без ошибок

После выполнения всех регламентных операций по закрытию периода бухгалтер должен проверить корректность полученных учетных данных, по которым предстоит сформировать и представить в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, декларации по налогу на прибыль и НДС. Помочь в этом могут специальные отчеты системы (например, отчет «Экспресс-проверка ведения учета»). Он находится в меню Отчеты > Экспресс-проверка ведения учета.

Перейдя к меню настроек (кнопка «Перейти к настройке»), можно выбрать предусмотренные отчетом четыре группы проверок:

  • проверки соблюдения положений учетной политики;
  • проверки ведения кассовых операций;
  • проверки операций, связанных с ведением книги продаж;
  • проверки операций, связанных с ведением книги покупок.

Проверки запускаются нажатием на кнопку «Выполнить проверку». Рассмотрим проверки, входящие в первые две группы.

Положения учетной политики

Группа проверок «Положения учетной политики» объединяет в себе 11 проверок. Полный список проверок данной группы и комментарии к ним представлены в табл. 1.

Если бухгалтер не уверен, нужно или не нужно выполнять конкретную проверку, то признак проверки для нее можно оставить. Программа самостоятельно проанализирует условия, необходимые для выполнения отдельных проверок. Если проверка не требуется, тогда будет выдано сообщение об отсутствии ошибок.

Операции по кассе

Группа проверок «Операции по кассе» объединяет в себе восемь проверок. Полный их список с комментариями представлен в табл. 2.

Проверки положений учетной политики (таблица 1)

Условия, при которых выполняется
проверка

Наличие учетной политики
организации по бухгалтерскому
и налоговому учету

Наличие записей в регистре сведений «Учетная политика организаций», дата которых меньше или равна дате начала периода проверки

Наличие учетной политики
по персоналу

Наличие записи в регистре сведений «Учетная политика по персоналу»

Если в настройках параметров учета указано, что расчеты с персоналом
ведутся в «1С: Бухгалтерии 8»

Неизменность учетной политики по бухгалтерскому учету
в течение года

Отсутствие записей в регистре «Учетная политика организаций» с датой, отличающейся от даты начала года, в которых изменены параметры учетной политики по бухгалтерскому учету

Неизменность учетной политики по налоговому учету в течение года

Отсутствие записей в регистре «Учетная политика организаций» с датой, отличающейся от даты начала года, в которых
изменены параметры учетной политики для целей налогообложения. Исключением являются изменения, которые обусловлены внесением изменений в законодательство

Соответствие способа оценки
товаров в рознице использованию счетов учета товаров

Для способа оценки товаров в розницу
«По стоимости приобретения» проверяется отсутствие остатков и оборотов по счетам 41.11 «Товары в розничной торговле
(в АТТ по продажной стоимости)», 41.12 «Товары в розничной торговле (в НТТ
по продажной стоимости)», 42 «Торговая наценка»

Если в настройках учетной политики указано, что организация ведет
деятельность, связанную с розничной торговлей, и учитывает товары в рознице «По стоимости приобретения»

Соответствие применения метода «директ­костинг» фактическому закрытию счета 26

Если метод «директ­костинг» используется, проверяется, что счет 26 закрывается
на счет 90. Если метод «директ­костинг»
не используется, проверяется, что счет 26 закрывается на счета 20, 23, 29

Если в настройках учетной политики указано, что организация ведет
деятельность, связанную с производством продукции и (или) выполнением работ, оказанием услуг

Соответствие применения
ПБУ 18/02 использованию
соответствующих счетов учета

Контролируется отсутствие остатков и оборотов на счетах 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 68.04.2 «Расчет налога
на прибыль» и субсчетах счетах 99.02
«Налог на прибыль»

Если в параметрах учетной политики снят флажок «Применяется ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль“».

Либо если в учетной политике организации установлено, что организация применяет УСН

Неприменение ПБУ 18/02
при условии применения УСН

Проверяется, чтобы не был установлен флажок «Применяется ПБУ 18/02
„Учет расчетов по налогу на прибыль“»

Если в учетной политике организации установлено, что организация
применяет УСН

Отсутствие движений регистров налогового учета по налогу на прибыль в случае применения УСН

Контролируется отсутствие движений
в регистрах, предназначенных для налогового учета по налогу на прибыль

Если в учетной политике организации установлено, что организация применяет УСН

Отсутствие остатков и оборотов
по счетам ЕНВД в случае неприменения ЕНВД

Контролируется отсутствие движений
на счетах бухучета, прямо или косвенно связанных с ЕНВД

Если в учетной политике не взведен флажок «Применяется особый порядок налогообложения по отдельным видам деятельности»

Соответствие наличия операций, не облагаемых НДС или облагаемых по ставке 0%, учетной
политике

Контролируется отсутствие на счете 90 «Продажи» оборотов по субконто «Ставки НДС» со значениями «Без НДС и 0%»

Если в учетной политике не взведен флажок «Организация осуществляет
реализацию без НДС или с НДС 0%»

Проверки операций по кассе (таблица 2)

Отсутствие непроведенных кассовых документов

Проверяется отсутствие непроведенных приходных и расходных кассовых ордеров, за исключением помеченных на удаление

Кассовые операции с помощью документов «приходный
кассовый ордер» и «расходный кассовый ордер» оформляются
в два этапа:

— в информационной базе программы «1С: Бухгалтерия 8» создается непроведенный документ, из которого распечатывается
заполненный первичный документ;

— после того, как кассовая операция будет фактически совершена, электронный документ проводится, движение наличных
денежных средств отражается на счетах бухгалтерского учета

Отсутствие отрицательных остатков по кассе

Проверяется остаток на счете 50 «Касса» на конец каждого дня. Сальдо счета не должно быть
отрицательным

Проверка на отсутствие отрицательных остатков по счету 50 «Касса». Подобные ошибки могут быть вызваны несвоевременным оформлением кассовых операций

Соблюдение лимита
остатка денег в кассе

Проверяется превышение остатка по счету 50 «Касса» на конец каждого дня, в котором имело место движение по счету, установленного лимита остатка кассы

При сообщении о превышении лимита следует учитывать,
что сверх установленных лимитов предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий.

Лимит наличных денежных средств в кассе вводится в регистр сведений «Лимит остатка кассы», меню «Касса» — «Лимит остатка кассы»

Соблюдение лимита
расчетов наличными
с контрагентами

Суммы кассовых операций,
в которых в качестве корреспондирующего указан счет учета расчетов, проверяются на превышение предельного размера расчетов наличными по одному договору

С 21 июля 2007 г. предельный размер расчетов наличными
по одному договору составляет 100 000 руб.

Читайте так же:  Цены на сдачу отчетности ип

Соблюдение нумерации ПКО и РКО

Нумерация ПКО и РКО должна
вестись строго в хронологическом порядке

Не считается нарушением невыполнение требования хронологического порядка нумерации для документов, имеющих одну
и ту же дату, но разное время создания

Выдача денег под отчет только после отчета
по ранее выданным
суммам

По каждой кассовой операции,
в которой в качестве корреспондирующего указан счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», проверяется отсутствие задолженности на дату совершения операции

Выдача наличных денег под отчет производится только
при условии полного отчета конкретного подотчетного лица
по ранее выданному ему авансу

Отсутствие передач
подотчетных сумм
от одного лица другому

Поверятся отсутствие на счете 71 «Расчеты с подотчетными
лицами» внутренних оборотов
с разными корреспондирующими субконто (объектами аналитического учета)

Запрещена передача выданных под отчет наличных денег
одним лицом другому

Выдача денег
под отчет только
работникам организации

Проверяется, является ли лицо, которому из кассы выдаются денежные средства под отчет, работником организации, от имени которой составлен кассовый ордер

В одной информационной базе может вести учет по нескольким организациям. При этом для аналитического учета расчетов с подотчетными лицами используется единый справочник «Сотрудники организаций», что может стать причиной подобной ошибки

Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления (С.Р. Валова, «Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.)

Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления

Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации. Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации. В данной статье раскрыты основные моменты составления учетной политики, а также типичные ошибки, допускаемые организациями при этом.

Формирование учетной политики не право, а обязанность!

Ошибка! На практике среди организаций, применяющих специальный налоговый режим в виде УСНО, бытует мнение: поскольку Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) освобождает упрощенцев от ведения бухгалтерского учета, то они вправе не формировать свой внутренний локальный акт, то есть не составлять учетную политику.

Что говорит законодательство? Действующее законодательство на самом деле освобождает от ведения бухучета налогоплательщиков, применяющих УСНО (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете). Однако при всем этом «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»*(1) и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»*(2). Данные нормативные документы предусматривают различные способы начисления амортизации, которые требуется зафиксировать в учетной политике организации. Кроме того, именно в этом внутреннем локальном акте должен быть указан лимит стоимости основных средств, которые можно списать единовременно в состав материально-производственных запасов. Помимо перечисленных факторов не следует забывать и о порядке ведения «упрощенцами» Книги учета доходов и расходов, который также надо прописать в учетной политике. Более того, в октябре текущего года Минфин устранил все сомнения по поводу «составлять или не составлять» учетную политику «упрощенцам». Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106 «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» утверждено ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008), которое в части формирования учетной политики распространяется на все организации.

Что подсказывает практика проверок? Необходимость формирования учетной политики возрастает, если организация совмещает два спецрежима — УСНО и ЕНВД.

Говорить о целесообразности составления учетной политики для организаций, находящихся на общей системе налогообложения, нет необходимости. Это та группа налогоплательщиков, которые просто обязаны составлять учетную политику. Обобщим вышеперечисленные доводы. Итак, в соответствии со ст. 23 НК РФ все налогоплательщики должны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (ст. 23 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как следует из приведенного определения, в учетной политике должны найти отражение все используемые налогоплательщиком при исчислении налогов способы (методы) расчета показателей финансово-хозяйственной деятельности. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, в тех случаях, когда законодательство содержит пробелы, налогоплательщик для формирования полной и всеобъемлющей учетной политики в целях правильного и достоверного исчисления налогов вправе самостоятельно разработать методику того или иного расчета, закрепив ее в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Вывод! Действующее законодательство обязывает все организации и учреждения составлять учетную политику в целях ведения как бухгалтерского, так и налогового учета и исключений не предоставляет.

Какие основные задачи должна решать учетная политика?

Ошибка! Опыт проверок показывает, что главные бухгалтеры чаще всего разрабатывают учетную политику для проформы, используя готовые шаблоны, размещенные в Интернете или справочно-информационных системах. Такой подход является в корне неверным. Ни одна типовая форма, как бы хорошо ни была она разработана, не может учесть всех особенностей каждого учреждения и организации. Это одна из причин, по которым не существует подобных форм, утвержденных законодательно.

Вывод! Утвержденная учетная политика работает гораздо эффективнее, если она детально продумана и решает задачи:

— выбора одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве;

— отказа от метода учета, предусмотренного по умолчанию, если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным налоговым законодательством;

— сближения бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, уменьшения объема работы бухгалтера;

— минимизации ожидаемых (прогнозируемых) налогов.

В чем заключаются основные правила формирования учетной политики?

Ошибка! Бытует мнение, что учетную политику для целей бухгалтерского учета можно изменять каждый год. Эта ошибка является следствием не всегда правильного толкования норм отдельных правовых актов. Рассмотрим их более внимательно.

Что говорит законодательство? В соответствии с Законом о бухгалтерском учете надо не забывать о следующих правилах формирования учетной политики:

— принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6);

— принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6);

— изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п. 4 ст. 6);

— в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6);

— в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13).

Вывод! Во-первых, учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз, «на века» и применяют последовательно из года в год, ее не нужно утверждать каждый год, она изменяется в строго определенных случаях.

Читайте так же:  Подведомственность и подсудность налоговых споров

Случаи, когда можно скорректировать учетную политику, приведены в НК РФ и ПБУ 1/2008. Право изменить учетную политику в целях как бухгалтерского, так и налогового учета появляется у организации, если существенно меняется порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).

Во-вторых, решение о внесении изменений в учетную политику должно быть обязательно обосновано (п. 11 ПБУ 1/2008). Решение о новых применяемых методах учета принимается с начала финансового года (п. 12 ПБУ 1/2008) и нового налогового периода (ст. 313 НК РФ), а в случае изменения норм законодательства — не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений (ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, ст. 313 НК РФ).

В-третьих, приказ о внесении изменений в налоговую учетную политику издается в последний рабочий день текущего года, то есть изменения, которые будут действовать в 2009 году, должны быть внесены не позднее 31 декабря 2008 года. При этом не нужно переписывать всю учетную политику, достаточно изменить конкретный раздел или приложение.

Обратите внимание: Учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом, то есть филиалы не могут иметь учетную политику, отличную от принятой в головном отделении организации.

Если исходить из требований, которые содержатся в Законе о бухгалтерском учете, то учетная политика должна включать организационный раздел и методологические разделы по ведению бухгалтерского и налогового учета.

эксперт журнала «Налоговая проверка»

«Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.

*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.

*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н.

*(3) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.

*(4) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.

*(5) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.

*(6) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Проверка ведения бухгалтерского и налогового учета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Какие именно контролирующие органы проверяют правильность ведения бухгалтерского учета, если налоговая инспекция города проверяет лишь правильность начисления и уплаты налогов?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Профессиональный аудит бухгалтерской отчётности | Проверка налогового учёта

ИА Уласевич Игорь Станиславович оказывает следующие услуги:

АУДИТ

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудит — независимая проверка бухгалтерской отчётности

организации в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.

Аудит организаций включает в себя наиболее полную и доскональную проверку бухгалтерского и налогового учёта и отчётности, гражданских и финансовых отношений, документооборота и трудовых отношений. По окончании аудиторской проверки организации выдаются: «Аудиторское заключение» о подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности, и «Отчёт о проверке» с выявленными нарушениями (замечаниями) законодательства, и рекомендациями по их устранению. Так же в Отчёте оговариваются ответственность организации и руководителя по каждому нарушению.

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательный аудит финансовой отчётности компания обязана провести если: объём выручки по итогам года превышает 400 млн.руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн.руб.

Также организации обязаны пройти обязательный аудит, но, по действующему законодательству, Индивидуальный аудитор не имеет право самостоятельно проводить аудиторскую проверку отчетности

:

  • если организация имеет форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • если организация представляет консолидированную бухгалтерскую отчётность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

В этих случаях я организую аудиторскую проверку Аудиторской фирмой, так как вхожу в состав руководства этой фирмы.

Инициативный аудит – это аудит по заказу собственника или руководителя предприятия, если организация Заказчика не подпадает под критерии обязательной аудиторской проверки, но руководство или бухгалтерия компании хочет убедиться в правильности ведения налогового и бухгалтерского учёта. Или по какой-то причине фирме нужно аудиторское заключение.

НАЛОГОВАЯ И БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОВЕРКИ

Проверка налогового учёта – выявляет ошибки налогового учёта и отчётности. Позволяет свести к минимуму налоговые риски, вовремя внести корректировку в налоговые декларации и избежать штрафных санкций. Ведь штрафные санкции могут стать просто не подъёмными для организации. На то есть масса примеров.

Бухгалтеру сложно, да и некогда, отследить постоянные изменения налогового законодательства. В данном случае помощь специалиста становится обоснованно необходимой. Так же не остаётся без внимания и минимизация налогообложения компании.

Проверка бухгалтерского учёта – выявляет ошибки бухгалтерского учёта и отчётности. Устраняет риски, связанные с ведением бухгалтерского учёта и заполнения бухгалтерской отчётности. Определяет неточности в оформлении документации. Затрагивает трудовые отношения и охрану труда.

После проведения проверки организации представляется «Отчёт о проверке» с выявленными нарушениями (замечаниями) законодательства, и рекомендациями по их устранению. Так же в Отчёте оговариваются ответственность организации и руководителя по каждому нарушению.

Аудиторское заключение в данном случае не выдаётся.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОВЕРКИ

Это проверки по заданию заказчика на определённую тематику. Заказчика может интересовать только конкретное направление в его учёте и отчётности.

  • проверка налоговых расходов или бухгалтерской себестоимости организации;
  • проверить правильность определения выручки компании или её доходов по налогу на прибыль;
  • проверить учёт основных средств или материалов предприятия;
  • проверить порядок исчисления НДС или НДФЛ фирмы;
  • проверить расчёты с дебиторами и кредиторами;
  • и т. п.

По результатам проверки так же составляется Отчёт.

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

Индивидуальный аудитор предоставляет услуги консультанта по вопросам:

  • налогообложения;
  • бухгалтерского учёта;
  • гражданских отношений;
  • трудовых отношений;
  • финансово-хозяйственной деятельности;
  • налоговых и гражданских споров;
  • и т.п.
  1. Устно.
    1. По телефону.
    2. По средствам личной явки аудита в офис заказчика.
  1. Письменно.
    1. По электронной почте.
    2. На бумажных носителях.
Читайте так же:  Налог отмена дарения

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По заданию Заказчика Индивидуальный аудитор предоставляет услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия как комплекса в целом, так и различных его статей.

Цель анализа организации состоит в оценке её кредитоспособности, платёжеспособности и инвестиционной привлекательности.

Отличительной чертой надёжного и устойчивого предприятия является его способность отвечать по своим обязательствам вовремя и в полном объёме. Платёжеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчётов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

В рыночных условиях залогом выживаемости организации служит ее финансовая устойчивость. Финансовая устойчивость отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором организация, свободно маневрируя денежными средствами, способна путем их эффективного использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг).

Так же Заказчик может поручить проанализировать, например, расход денежных средств на предмет несанкционированных руководством платежей, или расчёты с кредиторами и дебиторами, и т.п.

В конце работ предоставляется Отчёт о проделанной работе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Индивидуальный аудитор оказывает услуги по написанию методических и методологических разработок.

Не секрет, что, не редко, наше законодательство можно трактовать двояко, а то и трояко. Если Заказчик не знает как поступить в спорной ситуации, он может обратиться ко мне, как индивидуальному аудитору, с заданием проработки интересующего его спорного вопроса. Я напишу методическую работу, где будет освещено несколько вариантов решения спорного вопроса. Так же будут предоставлены наиболее выгодные, на мой взгляд, варианты решения вопроса. После чего Заказчик сможет сделать необходимые выводы и определиться наиболее удобным для него решением данного вопроса.

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ

Я, как Индивидуальный аудитор, помогаю отстаивать интересы налогоплательщиков в налоговых и судебных органах.

По заданию Заказчика веду переписку с налоговыми органами. Составляю Возражения и Жалобы на Акты налоговых проверок, на действия и бездействия уполномоченных ответственных лиц.

При необходимости я привлекаю к работе квалифицированных юристов (в том числе адвокатов), с которыми долгое время постоянно нахожусь в деловых отношениях.

ВЕДЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Восстановление бухгалтерского учёта сложный комплекс операций, позволяющий исправить непрофессиональное ведение бух учёта за заданный период.

Восстановление бухгалтерского учёта требуется при плохой организации бухгалтерской службы. Во общем то причины могут быть разные. Вплоть до разногласий главного бухгалтера с руководителем предприятия. Необходимо восстановить недостающую первичную учётную документацию, заново создать бухгалтерский и налоговый учёт, и пересдать бухгалтерскую и налоговую отчётность с новыми показателями.

Ведение бухгалтерского учёта – вместо Вашей бухгалтерской службой этим занимается профессиональный бухгалтер по гражданско-правовому договору или специализированная бухгалтерская фирма.

Это выгоднее некоторым фирмам, которые не хотят затрачиваться: на организацию рабочего места (мебель, компьютер, программное обеспечение и т.п.), на постоянное содержание штатной единицы (заработная плата, начисления, различные социальные выплаты и т.п.).

Я, как Индивидуальный аудитор, сотрудничаю с профессиональными бухгалтерами, и аудиторскими фирмами, которые могут качественно как восстановить, так и вести бухгалтерский учёт организации.

Проверка бухгалтерского учета

Состояние бухгалтерского и налогового учета и отчетности на предприятии, в компании или организации – основной показатель деятельности юридического лица, по которому определяется эффективность бизнеса или ошибки в его ведении.

Недочеты в бухгалтерии могут иметь очень серьезные последствия. Проверки налоговой инспекции часто бывают внезапными, и если будет обнаружено, что в учете и отчетности есть недостоверные или не соответствующие законам данные, то на компанию будет наложен существенный штраф, а также его деятельность может быть приостановлена, а банковский счет закрыт.

Проверка бухучета выражается в совершении следующих действий:

  • Анализ правильности, полноты и своевременности отражения на счетах и в регистрах произведенных хозяйственных операций.
  • Анализ достоверности и соответствия балансовых записей данным регистров и Главной книги.
  • Анализ соблюдения сроков сдачи отчетности.
  • Анализ контроля расходования финансов, материальных и трудовых ресурсов.
  • Анализ учета издержек.
  • Проверка правильности ведения документооборота.
  • Анализ ведения учета основных средств, а также НМА, своевременной их инвентаризации в соответствии с принятой учетной политикой.

Практически все хозяйствующие субъекты сейчас пользуются при ведении бухгалтерии программами на базе 1С. Ревизоры в ходе проверки анализируют, насколько выбранное ПО соответствует принятой в компании методологии бухгалтерского учета, изложенной в положении об учетной политике, и дают рекомендации по усовершенствованию автоматизированного учета.

Чтобы избежать санкций, вовремя исправить ошибки и подготовиться к выездной проверке налоговиков, многие бизнес-единицы заказывают у сторонних компаний независимый аудит. В него входит анализ, насколько правильно осуществляется ведение бухгалтерского учета, а также исчисление налоговой базы и уплата налогов.

Заказчик заключает договор с компанией, предоставляющей услуги проверки, и к нему прикрепляют независимого ревизора – одного или нескольких. Проверка учета, в зависимости от потребностей клиента, может быть разной:

  • сплошной с изучением всех первичных документов, регистров синтетического и аналитического учета, правильности проведения учетной политики;
  • выборочной с изучением отдельных участков бухучета;
  • комбинированной, то есть сплошной по рискованным операциям и выборочной – по стандартным;
  • документальной с изучением представленных заказчиком документов без выезда к нему;
  • фактической, когда ревизоры выезжают к заказчику и проверяют ведение бухгалтерского учета непосредственно на месте.

Работа независимых ревизоров в принципе не отличается от проверки налоговиков, но результатом ее будут не штрафные санкции, а экспертное заключение – документ, в котором будут изложены все обнаруженные недочеты и рекомендации по их устранению.

На основании этого документа заказчик принимает оптимальное решение – исправить ошибки и восстановить учет, а в ряде случаев – сменить главного бухгалтера или вообще запустить процесс ликвидации предприятия, на котором ведение бухгалтерского учета запущено и не поддается коррекции.

Компания «ПрофБизнесУчет» предлагает услугу проверки бухучета юридическим лицам. С заказчиками работают опытные бухгалтеры и аудиторы высокой квалификации. В любой момент клиент будет готов к налоговой проверке и пройдет ее без нареканий.

Налоговый учет

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах — налоговых регистрах.

Организации — налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Читайте так же:  Налоги для ип упрощенка

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

    Автор: Павлова С., эксперт журнала

    Вследствие тематической направленности нашего журнала в нем регулярно публикуются материалы, касающиеся актов проверок, в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, а также органов власти. О нарушениях в области бухгалтерского (бюджетного) учета мы писали неоднократно. По просьбам читателей вновь обращаемся к этой теме, тем более что по актам проверок выявляются как типовые нарушения норм законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета, так и нарушения, характерные для конкретных учреждений. Основой для написания статьи послужили акты проверок 2018 года. Рассмотрим, какие нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета отражаются в актах проверок.

    Нарушения относительно формирования и утверждения учетной политики.

    Работники учреждения, в отношении деятельности которых проводится проверка, предоставляют проверяющему учетную политику – документ, отражающий совокупность способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности учреждения. При изучении этого документа проверяющие обращают внимание на следующие моменты:

    соответствует ли представленная к проверке учетная политика особенностям структуры, отраслевых и иных моментов деятельности учреждения, выполняемых в соответствии с законодательством РФ;

    отвечает ли представленная к проверке учетная политика требованиям Закона о бухгалтерском учете, Инструкции № 57н (с 1 января 2019 года при проведении проверки учетной политики будет обращаться внимание на соответствие положений учетной политики требованиям ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

    По результатам проверок правильности формирования и утверждения учетной политики обычно выявляются следующие недостатки, требующие уточнения и внесения изменений в учетную
    политику:

    1. Состав учетной политики учреждения не соответствует требованиям, установленным п. 6 Инструкции № 57н (с 1 января 2019 года должны выполняться требования п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», которые схожи с положениями п. 6 Инструкции № 57н). Названным пунктом инструкции установлено, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

    рабочий план счетов субъекта учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

    методы оценки отдельных видов имущества и обязательств в случаях, предусмотренных Инструкцией № 57н и федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

    порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

    порядки проведения инвентаризаций активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

    формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ФСБУ «Концептуальные основы»;

    порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

    иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

    2. Учетной политикой определено, что данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций и отражаются накопительным способом в регистрах учета:

    в журналах операций;

    в главной книге.

    При такой формулировке получается, что в учетной политике приведен исчерпывающий перечень и не установлены иные регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, что противоречит нормам п. 11 Инструкции № 57н. (При этом в приложении 3 к учетной политике учреждения имеется развернутый перечень регистров бухгалтерского учета.)

    3. Имеются неточности в цифирном обозначении разделов (одни разделы обозначены арабскими цифрами, тогда как другие – римскими).

    4. Положения применяемой учреждением учетной политики не соответствуют нормам п. 87 Инструкции № 74н. В нем сказано, что выдача из кассы денежных документов под отчет должна осуществляться в порядке, установленном распорядительным актом бюджетного учреждения в рамках формирования его учетной политики. В нарушение этого пункта распорядительный акт, устанавливающий порядок осуществления выдачи из кассы денежных средств под отчет, отсутствует.

    Читайте так же:  Оплата налога на недвижимость

    Обращаем ваше внимание на то, что изложенное выше основано на актах проверок, произведенных за период 2015 – 2017 годов. С 1 января 2018 года вступили в силу федеральные стандарты, поэтому учетная политика учреждения должна соответствовать положениям федеральных стандартов, вступивших в силу с названной даты. В помощь субъектам учета Минфин в Письме от 15.12.2017 № 2-07-07/84237 указал, какую информацию субъект учета вправе, а также должен предусмотреть при формировании учетной политики в части применения ФСБУ «Основные средства». В частности, из письма следует, что при формировании учетной политики субъекту учета нужно предусмотреть методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах, например:

    по остаточной стоимости (при наличии);

    в условной оценке «один объект – один рубль» – при полной амортизации объекта (при нулевой остаточной стоимости).

    Также субъект учета самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет:

    состав инвентарного объекта с учетом положений ФСБУ «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    метод начисления амортизации по объекту основных средств;

    другие положения (см. Письмо Минфина РФ № 2-07-07/84237).

    Нарушения требований к оформлению первичных учетных документов.

    Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности первичные учетные документы проверяются всегда. Просматривая журналы операций, к которым в хронологическом порядке подшиты и подобраны первичные учетные документы, проверяющие обращают внимание:

    1) на соответствие бухгалтерских записей, отраженных в журнале операций, требованиям инструкций № 57н и 162н;

    2) на соблюдение рекомендаций Минфина, изложенных в письмах ведомства, по отражению на счетах бухгалтерского учета операций, показанных в первичных учетных документах, приложенных к проверяемому журналу операций;

    3) на наличие первичных учетных документов, операции по отражению которых содержатся в журнале операций;

    4) на соответствие первичных учетных документов, приложенных к журналу операций, требованиям, установленным законодательством РФ (либо первичный учетный документ должен быть оформлен по унифицированной форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 2н, либо, если документ оформлен не по унифицированной форме, он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых представлен в п. 7 Инструкции № 57н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

    Нарушения относительно оформления первичных учетных документов являются типовыми и характерны для большинства государственных (муниципальных) учреждений. Практически в любом акте проверки (причем за любой период проведения контрольного мероприятия) встречается одно из следующих нарушений оформления первичного учетного документа:

    2) приняты к бухгалтерскому учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни;

    3) несвоевременно составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Напомним, что первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после их окончания (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 ФСБУ «Концептуальные основы»). Более позднее составление первичного учетного документа является нарушением вышеназванных норм законодательства РФ;

    4) недостоверно отражена в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге. Такие действия учреждения квалифицируются как нарушение п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и являются недопустимыми. Кроме того, в нарушение требований, закрепленных в п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, отдельные учреждения несвоевременно регистрируют и накапливают данные, содержащиеся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета. Напомним, п. 29 ФСБУ «Концептуальные основы», как и ранее (до вступления в силу названного стандарта) п. 11 Инструкции № 57н, установлено, что принятие первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету производится не позднее следующего дня после их получения (составления);

    5) графы первичного учетного документа заполняются частично. Например, в соответствии с п. 32, 33 Инструкции № 74н перемещение продуктов питания со склада на пищеблок и списание продуктов питания происходят ежедневно по меню-требованию на выдачу продуктов питания (ф. 050402) согласно данным табеля учета посещения. В нарушение п. 8 Инструкции № 74н у учреждения за весь проверяемый период в меню-требовании на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) не заполняются графы «Плановая себестоимость», «Фактическая себестоимость дня».

    Нарушения относительно полноты и точности отражения записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета.

    Проверяющими в ходе контрольных мероприятий проводится выборочная проверка своевременности, полноты и точности отражения бухгалтерских записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета в главной книге, а также их соответствие показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. Обычно в ходе этой части проверки выявляются настолько разнообразные нарушения, что отразить все в рамках данной статьи не представляется возможным. Поэтому осветим лишь некоторые.

    Нарушения при отнесении объектов основных средств к категории особо ценного движимого имущества. В ходе проверки ряда бюджетных учреждений было выявлено, что на счете 101 4 «Машины и оборудование – особо ценное движимое имущество» учитывались объекты, не являющиеся в соответствии с нормативно-правовыми актами особо ценным движимым имуществом. Согласно п. 3 Порядка отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 38, перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Согласно ведомственным нормативным актам аппарат для получения дистиллированной воды путем тепловой перегонки, газонокосилка, глюкометр не являются объектами особо ценного движимого имущества. Таким образом, в нарушение п. 37 Инструкции № 57н, п. 8 Инструкции № 74н на счете 101 4 учитывалось имущество, не являющееся особо ценным. Такие объекты согласно правилам, установленным п. 9 Инструкции № 74н, подлежат переводу в состав иного движимого имущества, и их учет организуется на счете 101 4 «Машины и оборудование – иное движимое имущество».

    Нарушения при отнесении расходов по подписке на расходы текущего периода. Пунктом 302 Инструкции № 57н предусмотрено, что затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям. В нарушение требований этого пункта расходы на подписку периодических изданий не учитывались на счете 401 0 «Расходы будущих периодов». Такие расходы включались учреждением в расходы текущего периода, что является нарушением методологии бюджетного учета.

    Казенное учреждение имеет в своем составе подразделение – библиотеку. После проведения соответствующих закупочных мероприятий для библиотеки в ноябре 2017 года была приобретена подписка на журнал на 2018 год на 12 00 руб. Расходы по договору были отнесены на счет 1 01 0 26. Нарушение требований п. 302 Инструкции № 57н при отражении этой операции было выявлено в марте 2018 года в ходе проверки.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нарушение было устранено следующим образом:

    Источники

    Проверка ведения бухгалтерского и налогового учета
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here