Расследование налогового правонарушения

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Расследование налогового правонарушения". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Расследование налоговых преступлений

Криминалистическая характеристика налоговых преступлений

До недавнего времени налоговая система России включала в себя более сорока различных налогов и иных обязательных платежей. В настоящее время в связи с реализацией антикризисной программы их число несколько уменьшено. Все налоги подразделяются на три уровня: федеральные налоги, налоги республик (краев, областей) и местные налоги (см. табл. 2).

Под налогом понимается обязательный платеж в бюджет, осуществляемый налогоплательщиком. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством обязаны уплачивать налоги. Поэтому в действующем УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за два вида преступной деятельности – уклонение физического лица от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК РФ).

Налоговая преступность в наиболее опасной свой части нередко связана с совершением финансовых преступлений*, поскольку сокрытые от налогообложения суммы используются в дальнейшем для криминальной деятельности в области механизмов расчетов при денежном (в том числе валютном) обращении при незаконных операциях по расчетам наличными между организациями, нарушении валютного законодательства, легализации (отмывание) денежных средств и др. Следует напомнить про зарубежный опыт, который показывает, что привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления долгое время являлось основным способом борьбы с главарями организованных преступных группировок.

Объективно криминальные действия заключаются для физических лиц в непредставлении в установленные сроки декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, или включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно уклонение от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупных размерах.

Для юридических лиц такими действиями являются уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере.

Многочисленные способы совершения налоговых правонарушений можно с достаточной степенью условности свести к двум основным: а) непредставление налоговому органу сведений о доходах в установленной форме или установленные сроки; б) сокрытие или искажение сведений об имевших место доходах и расходах за отчетный период. Последний способ может иметь несколько разновидностей. Он может включать в себя неоформление или ненадлежащее оформление движения товарно-материальных ценностей или денежных средств, неправомерное использование налоговых льгот, демонстрацию фиктивных доходов и расходов, неправомерное манипулирование ценами, и др.

Специфика способа совершения данных преступлений определяет особенности механизмов данной разновидности преступной деятельности. Деятельность может заключаться либо в воздержании от совершения предусмотренных законом действий или их последовательности (неявка в налоговую инспекцию, непредставление в налоговую инспекцию необходимых данных и т.п.), либо в активных действиях по формированию блока недостоверных данных или их сокрытию от надлежащего учета.

Важными элементами обстановки совершения рассматриваемых преступных действий являются: непродуманная и непоследовательная налоговая политика; частое изменение крайне сложного для понимания неспециалистами налогового законодательства; негативное отношение части общества к обязанности платить налоги государству, не обеспечивающему в свою очередь точное исполнение обязанностей перед налогоплательщиками; пассивная борьба государственных органов с преступностью в целом и налоговой преступностью в частности и др.

В соответствии с законодательством ответственность за соблюдение налогового законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности несут их руководители, т. е. лица, имеющие право первой подписи финансовых документов предприятия, организации.

Обязанность по уплате налогов несут физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К указанным физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в РФ, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, – от источников в Российской Федерации и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, – от источников в Российской Федерации.

Данные следственной и судебной практики и научные исследования показывают, что в 74% случаев преступниками являются мужчины. Средний возраст злостных неплательщиков налогов составляет 38 лет. По делам данной категории лица, виновные в совершении преступлений, моложе 20 лет не встречаются. Лицами в возрасте от 21 года до 30 лет совершено 20% налоговых преступлений, от 31 года до 40 лет – 36%, от 41 года до 50 лет – 36%., и старше 51 года – 8%). 58% осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, а 22% – среднее специальное образование. Число ранее судимых среди налоговых преступников не велико – 7%. В 82% случаев инициатива совершения налоговых преступлений исходила от руководителей, которые зачастую являлись и владельцами предприятий*.

Мотивация действий при совершении налоговых преступлений преимущественно корыстная.

Первоначальные и последующие следственные действия

В ходе расследования налогового преступления в первую очередь необходимо установить следующие обстоятельства:

Вместе с тем всегда при анализе первичных данных следует обращать внимание на то, не совершено ли уклонение от налогов группой лиц по предварительному сговору, лицом, ранее судимым или неоднократно.

Наиболее важные следственные действия на первоначальном этапе расследования – выемка документов, обыски и наложение ареста на имущество для обеспечения погашения налоговых обязательств физического лица или организаций.

При производстве выемки (обыска) и последующего осмотра изымаются и изучаются следующие документы: договоры, заключенные предприятием, организацией; гарантийные письма; бухгалтерские документы, в том числе приходные и расходные документы, товарно-транспортные накладные, банковские документы о движении денежных средств по расчетному счету; приходные кассовые ордера и др. Обращается особое внимание на поиск «черной бухгалтерии и переписки», т.е. документов, отражающих реальное движение товарно-материальных ценностей. Многие предприятия, а иногда и физические лица в настоящее время осуществляют учет своих доходов и расходов, а также товарно-материальных ценностей с помощью ЭВМ и специальных бухгалтерских программ. Такую компьютерную информацию следует изымать и исследовать по правилам работы с компьютерной информацией.

Читайте так же:  Что нужно чтобы получить имущественный вычет

Местом производства выемки (обыска) могут быть не только помещения предприятий (организаций), в отношении должностных лиц которых производится расследование, или места жительства физических лиц, но и иные предприятия, финансовые организации, с которыми подозреваемые лица находились в хозяйственных или иных существенных для дела отношениях.

Осмотр изъятой документации производится для определения их относимости к расследуемому событию, а также для выявления поддельных и фиктивных документов. При обнаружении поддельных документов проводятся соответствующие криминалистические экспертизы для установления обстоятельств и механизма подделки.

Полученные и изученные документы позволяют перейти к допросам причастных к делу лиц и проверке их доводов относительно интерпретации события налогового правонарушения.

Показания сотрудников налоговых органов позволяют уточнить аргументацию этого органа при определении налогового нарушения, выяснить существенные обстоятельства обнаружения преступления и поведения подозреваемого.

Показания заподозренных, которые целесообразно совмещать с получением образцов для сравнительного исследования и началом прослушивания телефонных переговоров (если это действие не начато органом дознания ранее), позволяют получить данные о существенных обстоятельствах совершения налоговых правонарушений и доводы, опровергающие мнение налоговых органов. Проверка этих доводов даст основания для принятия решения о дальнейшем направлении расследования. Существенные для дела данные могут сообщить лица из окружения подозреваемых, в том числе их сотрудники, подчиненные, партнеры. При проведении допросов необходимо активно использовать имеющиеся изъятые по делу документы.

Важное значение в ходе расследования по делам о налоговых правонарушениях имеют доказательства, полученные в результате проведения экспертиз.

Кроме уже упоминавшихся технико-криминалистических исследований документов, активно используются почерковедческие экспертизы (для установления исполнителя документа или лица, подписавшего документ); экономические экспертизы (для проведения сложных расчетов, позволяющих сделать вывод о сокрытии объектов налогообложения); судебно-бухгалтерской экспертизы (для оценки, восстановления, данных бухгалтерского учета) и др.

Следует учитывать, что органам налоговой полиции предоставлено право самостоятельного проведения судебно-экономических экспертиз. Для этого формируются специализированные экспертные подразделения, которые в ближайшем времени будут готовы к удовлетворению потребностей органов предварительного следствия и дознания.

В ходе расследования налоговых преступлений обеспечение возмещения причиненного государству ущерба является одной из важнейших задач органов предварительного следствия и дознания.

Понятие и методы налоговых расследований, применяемые налоговыми органами и правоохранительными органами

«Налоги» (журнал), 2009, N 4

В настоящее время судебный процесс вместо формально-юридического анализа представленных документов стал напоминать самостоятельное налоговое расследование. Суд восстанавливает факты, допрашивает свидетелей, знакомится с материалами проверки и оценивает все собранные доказательства в совокупности.

В статье рассмотрены понятие и признаки налоговых расследований. Особое внимание обращено на разграничение методов, используемых налоговыми и правоохранительными органами при проведении налоговых расследований.

Несмотря на отсутствие законодательного определения термина «налоговые расследования», данный термин сегодня широко применяется как в научной литературе, так и в публицистической.

Впервые термин «налоговое расследование» был использован в наименовании Указа Президента РФ от 18 марта 1992 г. о создании при Государственной налоговой службе Главного управления налоговых расследований.

Даже предварительный анализ термина в середине 90-х годов позволил сделать вывод о том, что сформировалась специфическая автономная правоохранная функция. Она отличается следующими основными признаками :

а) налоговое расследование имеет структурно-организационное обеспечение;

б) налоговое расследование опирается на средства и методы оперативно-разыскного, уголовно-процессуального характера, а также на инструментарий налогового контроля;

в) налоговое расследование направлено на обеспечение налоговой безопасности Российской Федерации.

См.: Налоговое расследование: Экспериментальный учебник для юридических и экономических вузов и факультетов / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. М.: Юристъ, 2000. С. 12.

Ю.Ф. Кваша понятие «налоговое расследование» рассматривал как «совокупность разнообразных мер розыскного и аналитического характера, с помощью которых соответствующие органы государства исследуют, узнают все обстоятельства совершения нарушений законодательства о налогах и сборах» .

В своей кандидатской диссертации А.Н. Плескач обобщает взгляды специалистов в области «налоговых расследований» на сущности этого понятия .

См.: Плескач А.Н. Налоговые расследования на основе репрезентативной системы налогового контроля: Автореф. дис. . к. э. н. Волгоградский гос. ун-т. Волгоград, 2005. 23 с.

В общем виде «налоговые расследования» — это процесс применения специальными органами уголовной юстиции и налоговыми органами в пределах предоставленных им полномочий уголовно-процессуальных, оперативно-разыскных, налогово-проверочных и иных мер гласного и оперативно-разыскного характера по выявлению и проверке первичной информации (сведений) о налоговых правонарушениях и преступлениях, а также разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела или принятии иных предусмотренных законодательством мер.

В приведенном толковании «налоговое расследование» прослеживается суммарный подход, представляющий «налоговые расследования» как простую «совокупность действий» «совокупности уполномоченных органов». Сложность объекта «налоговых расследований», предполагающая творческое начало в выборе методов выявления налоговых правонарушений и преступлений, знание способов уклонения от уплаты налогов, их типизация при таком подходе к раскрытию сущности «налоговых расследований» не акцентируются.

Для преодоления несколько узкого (юридического) характера толкования «налоговые расследования» в диссертации А.Н. Плескача представлена более широкая (экономическая) точка зрения. Под «налоговыми расследованиями» А.Н. Плескач понимает «процесс креативного выбора и применения формализованных методов и способов выявления совершенного налогового правонарушения или преступления, способствующий динамичному развитию репрезентативной системы налогового контроля».

На основании вышеизложенного предлагаем следующее определение «налоговых расследований».

Налоговые расследования — непрерывный процесс применения налоговыми и правоохранительными органами установленных (в рамках их компетенции) методов и специальных знаний, направленных на выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений и преступлений, совершаемых организациями и физическими лицами.

По мнению Ю.Ф. Кваши, «налоговый контроль представляет собой фактически первый, начальный этап налоговых расследований во всей системе выявления и расследования налоговых преступлений» . Предлагаем рассмотреть понятие и формы налогового контроля, применяемые налоговыми органами.

Читайте так же:  Нулевая декларация при усн доходы

См.: Налоговое расследование: Экспериментальный учебник для юридических и экономических вузов и факультетов / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. М.: Юристъ, 2000. С. 63.

Типовые следственные ситуации и версии

Поводами к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях в большинстве случаев являются непосредственное обнаружение налоговых преступлений подразделениями органа дознания и поступившие в эти органы данные государственных налоговых инспекций. Соответственно возникают две типовые следственные ситуации. В первой ситуации инициатива расследования исходит непосредственно от органов налоговой полиции; во второй – после оценки материалов о факте сокрытия объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах, поступивших от налоговой инспекции.

При этом налоговый орган обязан в десятидневный срок* направить в правоохранительные органы следующие материалы:

Проверка указанных документов и достоверности данных, в них изложенных, позволяют на первоначальном этапе выдвинуть версию о виновности конкретного лица в совершении налогового преступления.

Следует учитывать, что в соответствии с налоговым законодательством в тех случаях, когда налогоплательщик не может предоставить оправдательные документы, налоговым инспекциями разрешено исчислять размер полученной прибыли по аналогии с другими предприятиями исходя из рыночных цен, а также без учета затрат, не имеющих документального подтверждения. Подобным правом налоговые инспекции пользуются широко, и это находит отражение в актах проверки. Возможно, подобная практика оправдана при сборе налоговых платежей и наложении финансовых санкций; использование же подобных актов в качестве доказательств далеко не бесспорно и требует соответствующего правового урегулирования.

При воздержании налогоплательщика от совершения предусмотренных законом действий или их последовательности (пассивном способе действия) выдвигаются и проверяются главным образом версии о мотивах совершения преступления для получения следствием доказательств о формах вины правонарушителя. При выявлении в ходе дознания и расследования имущественных прав лица, явно не соответствующих получаемому им легально доходу, могут возникнуть и проверяться версии о его причастности к иной преступной деятельности, в том числе и о его принадлежности к какой либо организованной преступной группе.

При выявлении активного способа деятельности по совершению правонарушения выдвигаются и детально проверяются версии о способе и механизме совершения преступных действий, изучаются и исследуются версии о возможном совершении данным лицом аналогичных или иных преступных действий.

Формы и методы налогового контроля

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим НК РФ.

См.: Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством использования форм и методов, приведенных на схеме.

Формы и методы налогового контроля

В соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В начале 2004 г. бывшим Министерством по налогам и сборам и Министерством внутренних дел был принят Приказ от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее — Приказ).

В Приложении N 1 к Приказу утверждена Инструкция, которая устанавливает порядок организации и проведения налоговыми органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.

В соответствии с п. 16 ст. 11 Закона «О милиции» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право осуществлять оперативно-разыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

См.: Закон от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (в ред. от 26.12.2008 N 293-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-разыскной деятельностью (далее — ОРД) понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 26.12.2008 N 293-ФЗ).

При осуществлении оперативно-разыскной деятельности проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия (далее — ОРМ):

  1. Опрос — это ОРМ, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач об ОРД .

См.: Статья 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 26.12.2008 N 293-ФЗ).
См.: Теория оперативно-разыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 322.

Задачами оперативно-разыскной деятельности являются :

При перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров.

Иные органы , осуществляющие ОРД, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность.

См.: Статья 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 26.12.2008 N 293-ФЗ).

  1. Оперативный эксперимент — это воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события и совершение необходимых опытных действий в целях пресечения преступных действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, а также проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий и получения новых данных о противоправной деятельности .
Читайте так же:  Налог на роскошь автомобили сколько лет

См.: Статья 26 законодательного акта «О борьбе с организованной преступностью», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 2 ноября 1996 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приведенный перечень оперативно-разыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Таким образом, взаимодействуя с правоохранительными органами, налоговым органам:

во-первых, доступны методы, используемые правоохранительными органами в своей деятельности, и их базы данных;

во-вторых, легче собрать доказательную базу, а следовательно, выиграть дело в суде. Данные преимущества взаимодействия также используются и правоохранительными органами.

Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования

Дата публикации: 18.11.2019 2019-11-18

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Исабеков Р. Ш. Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования // Молодой ученый. — 2019. — №46. — С. 132-133. — URL https://moluch.ru/archive/284/64124/ (дата обращения: 19.02.2020).

В статье дано понятие налогового преступления, отличие его от налогового правонарушения, рассмотрены формы совершения налоговых правонарушений и преступлений. Произведен анализ проблем при расследовании преступлений и обобщение судебно-следственной практики.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговые преступления, общественная опасность.

На сегодняшний день нестабильность и сложность налогового законодательства, вызванная внесением различных поправок в него, невысокий уровень налогового правосознания населения и недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе повышает риски уклонения от уплаты налогов, которые формируют отправную точку к развитию теневой экономики, вызывая к тому же угрозу экономической безопасности государства. Количество уклонений от уплаты налогов растёт в геометрической прогрессии из года в год, что несомненно отражается на социальной и экономической ситуации в Российской Федерации.

В статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. [1]

Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения, а именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговое преступление в 22 главе раскрывается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

ФНС РФ активно содействует органам исполнительной ветви власти, а именно: МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральной прокуратура РФ, СК РФ и соответственно особое взаимодействие органов придает деятельности по предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений особое значение. Например, ФНС РФ в своем докладе отразил статистику по результатам проведенных налоговых проверок, которые проводились в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, по результатам проведенных налоговых проверок в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей в 2018 году было выявлено 98,3 тыс. правонарушений. [3, с. 22–23]

Для установления степени общественной опасности правонарушения и в целях отграничения правонарушений от преступлений используется критерий наличия или же отсутствия наступивших тяжких последствий, одним из которых, например, является размер причиненного имущественного ущерба. В УК РФ в целях обозначения размера причиненного ущерба, используются такие критерии, как «значительный», «крупный», «существенный». Например, крупным размером ущерба по статье 199 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей. [2, ст.199]

Необходимо отметить, что налоговые правонарушения и налоговые преступления имеют характеризующие им особенности по субъектам, субъективной стороне и ответственностью. С одной стороны, субъектом налоговых преступлений могут быть исключительно физические лица, в то время как субъектом налоговых правонарушений являются как физические, так и юридические лица. Особенность ответственности заключается в том, что за налоговые преступления санкциями статьи предусматривается различные виды наказания, в том числе и лишение свободы, однако за совершение административного правонарушения санкции статьи ограничиваются административным штрафом. Помимо всего вышеизложенного отличие налоговых преступлений определяется также сложностью в доказывании. В процессе доказывания налоговых преступлений, как практика показывает, у органов предварительного следствия возникает сложность, к примеру, создать доказательную базу, подтверждающую умысел подозреваемых (обвиняемых) на совершение преступлений.

Форма совершения налоговых правонарушений может выражаться как умыслом, так и неосторожностью. В то время как налоговые преступления, доктриной уголовного права предполагают возможность совершения налоговых преступлений в форме неосторожности. Однако судебная практика однозначно не допускает подобного толкования. Налоговые преступления совершаются только при наличии прямого умысла в целях полной или частичной их неуплаты.

Исследование судебной практики по налоговым преступлениям, позволяет прийти к выводу о том, что с каждым днем статьи 198 и 199 УК РФ все чаще становятся востребованными правоохранительными органами. Также имеется тенденция переквалифицирования того или иного преступления стороной защиты, тем самым смягчив приговор. В УПК РФ определено, что на этапе судебного следствия возможна переквалификация содеянного лишь в сторону смягчения наказания. В отдельных случаях удается добиться и оправдания подзащитного.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сказать, что налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, ответственность за совершение которых устанавливается УК РФ. Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N146ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 29.10.2019).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС 16.07.1998) (действующая редакция от 16.10.2019).
  3. Гааг И. А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. 175 с.
Читайте так же:  Сумма сделки без валютного контроля

Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами

Поводами к возбуждению уголовных дел по ст. 198 УК РФ, как правило, служат сообщения контролирующих органов ФНС России, которые, в соответствии с ведомственными указаниями, в 3-дневный срок со дня принятия решения по акту налоговой проверки гражданина должны направить материалы о нарушениях налогового законодательства в правоохранительные органы.

К таким материалам относятся:

1. Письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, подписанное руководителем ФНС России.

2. Акт проверки соблюдения налогового законодательства и решение по нему руководителя ФНС России с приложением подлинных бухгалтерских документов, подтверждающих факт сокрытия доходов, постановление об изъятии документов и протокол изъятия.

3. Разъяснение налогоплательщику его права представлять письменные возражения на акт проверки и результаты его рассмотрения.

4. Письменные возражения либо объяснения гражданина по поводу выявленных нарушений.

Следователь обязан доказать, что виновный гражданин знал действительный объем своего дохода, однако в декларации указал искаженные данные с умыслом уклониться от уплаты подоходного налога.

Опираясь на профессиональные знания по организации производства на небольших предприятиях, принадлежащих обычно частным владельцам, правила ведения бухгалтерского учета, кассовых операций, основы технологии, экономики, товароведения и знания о приемах выполнения специфических преступных действий (подделка документов, фальсификация продукции, сокрытие ценностей, о способах и приемах борьбы с налоговыми преступлениями, о применяемой налоговыми преступниками конспирации), следователь должен досконально разобраться во всех обстоятельствах расследуемого уголовного дела, возбужденного по ст. 198 УК РФ.

Первый допрос индивидуального налогоплательщика, сведения в декларации которого не отражают действительного положения вещей или когда она вообще не представлена, чрезвычайно важен. Его лучше начать с вопроса о том, как предприниматель стал заниматься своим бизнесом. При этом важно выяснить, какое у него образование, был ли опыт работы в данной области предпринимательской деятельности. Необходимо также уточнить, какими были доходы за предыдущие налоговые периоды, сколько средств удалось таким образом накопить, на что они потрачены: на развитие производства, амортизацию оборудования, закупку новых технологий и т.п. Последовательно собираются сведения, когда и на какие средства были приобретены квартира, машина, коттедж, другое ценное имущество. Нередко результат всего расследования напрямую зависит от информации, представленной допрашиваемым, хотя основные доказательства удается добыть, изучая банковские счета, бухгалтерские книги, кассовые чеки, черновые записи и др.

Тактически грамотно продолжить допрос выяснением деталей уже доказанного эпизода преступной деятельности гражданина либо с наиболее уязвимых мест в позиции подозреваемого. Важным стимулом к даче правдивых показаний становится предъявление доказательств, в особенности документов, заключений экспертиз, актов аудиторских проверок, ревизий и др.

В случаях недекларирования полученных доходов индивидуальным налогоплательщиком, а также когда последний не может представить доказательств подачи налоговой декларации, следователю необходимо:

1) получить копию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, лицензии и гражданского паспорта подозреваемого;

2) определить, представлял ли он декларацию о доходах или иные документы налоговой отчетности, когда это было в последний раз;

3) выяснить, почему не представлялась декларация за каждый отчетный период, уточнив при этом объемы полученных доходов и масштабы индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) изъять оригиналы деловой документации частного предпринимателя, чтобы можно было подсчитать налогооблагаемую базу по каждому отчетному периоду и категориям налоговых выплат;

5) установить, в каком размере должны были уплачиваться налоги по непредставленным декларациям;

6) выяснить семейное положение налогоплательщика и количество иждивенцев, находившихся на его содержании;

7) получить сведения об образовании, профессиональной деятельности и состоянии здоровья гражданина, подозреваемого в уклонении от уплаты налогов или страховых взносов;

8) уточнить, не имеет ли он права на льготы по налогообложению;

9) узнать, где размещались банковские или сберегательные счета, обратив особое внимание на открытые в иностранных банках, и др.

Тщательной проверке подлежат личные расходы гражданина и членов его семьи. Довольно несложно установить расходы на заграничные путешествия, крупные покупки по кредитной карте, оплату частных школ, плавательных бассейнов, обучения в университете или академии, на приобретение драгоценностей, антиквариата, мехов, произведений искусства. О них могут знать друзья, знакомые, родственники, основные клиенты, партнеры, банкиры, соседи, как и о наличии кредитной карты или нескольких таких карт. Названные затраты обычно не афишируются, поэтому информация о них весьма ценна при определении уровня расходов налогового преступника.

Следователю целесообразно составить и приобщить к материалам уголовного дела реестр личных расходов подозреваемого с указанием формы оплаты и подробным описанием каждой покупки. Далее нужно выяснить, какими банковскими счетами он пользуется для расчетов с помощью кредитных карт, на чье имя они оформлены, когда, как и из каких источников пополняются. Рекомендуется проверить и по возможности изъять телефонные счета, чтобы отследить, много ли звонков, не имеющих отношения к хозяйственной деятельности (имеется в виду деятельность индивидуальных предпринимателей малых предприятий и т.п.), сделано в оффшорные зоны, курортные местности, в заграничные туристические агентства и т.п. Это поможет обнаружить дополнительные крупные расходы, а также найти филиалы и дочерние фирмы, зарубежных заказчиков и кредиторов. Последние тоже по возможности допрашиваются по обстоятельствам расследуемого преступления.

Нужно уточнить, имеются ли у подозреваемого финансовые интересы в других предприятиях и организациях, получить информацию о счетах и займах, подлежащих оплате, а также о других заемных средствах и о том, кто является основными заказчиками и поставщиками, где они располагаются. Чрезвычайно полезны данные о характере и особенностях предпринимательской деятельности, личных банковских счетах, причем как об открытых, так и закрытых в пределах Российской Федерации и в зарубежных банках в национальной или иностранной валюте. Выясняется также, какие ценные бумаги (акции, облигации, векселя, иные обязательства) есть у подозреваемого либо у других лиц на его имя.

Читайте так же:  Налог на недвижимость для несовершеннолетних детей

Следует составить и приобщить к материалам расследуемого уголовного дела реестр недвижимого имущества подозреваемого, включив в него квартиру, коттедж, дачу, автомобили, находящиеся в его личном владении либо оформленные на членов его семьи и близких родственников, а также список всех сумм в рублях и иностранной валюте, которые он одалживал коллегам, друзьям, родственникам и др. Это поможет определить сумму общего дохода, налогооблагаемого дохода и, соответственно, сумму, недоплаченную в бюджет надлежащего уровня.

Нередки случаи, когда частные предприниматели не ведут книг бухгалтерского учета и другой учетной документации либо эти документы не отражают истинных доходов или оборотов. Отсутствие надежных «бумажных следов» в деятельности частного предпринимателя предусматривает недокументальное определение сумм неуплаченных налогов. Последнее состоит в выявлении признаков доходов путем таких нетрадиционных приемов проверки, как анализ динамики стоимости активов налогоплательщика, документирование его личных расходов и банковских депозитов, выявление источников средств гражданина, подозреваемого в неуплате налогов или страховых взносов, и др. Они позволяют доказать наличие доходов и произведенных расходов, произвести расчет налоговых обязательств подозреваемого, опираясь на ряд других документов.

При анализе источников средств и их использования все расходы или случаи использования фондов сравнивают со всеми поступлениями (и их источниками). Так, если за интересующий следствие период расходы превысили фигурирующие в отчетной документации доходы, а источник средств на эти расходы не указан, разница и будет составлять непродекларированный доход.

В результате расследования налогового преступления, совершенного гражданином, должно быть однозначно доказано, что он был обязан заполнить и представить в ФНС России налоговую декларацию, но не сделал этого либо исказил в ней данные, необходимые для расчета налогов или страховых взносов с целью их уменьшения; был обязан представить декларацию, не обладал налоговыми льготами и умышленно пошел на преступление, уклонившись от представления требуемой отчетности и уплаты причитавшихся налогов или страховых взносов либо достиг этого путем представления искаженных данных.

Другие следственные действия по делам о налоговых преступлениях граждан по своей сути аналогичны проводимым по делам о преступном уклонении от уплаты налогов с организаций.

Назначение и производство судебных экспертиз. При расследовании налоговых преступлений чаще других назначаются экспертизы, направленные на выяснение истинного содержания бухгалтерской документации. Без специального анализа выявленных фактов невозможно доказать вину субъектов, совершивших эти преступления. В случаях, когда изложенные в акте налоговой проверки выводы вызывают у следователя сомнения или для их анализа необходимы специальные познания, по уголовным делам проводится судебно-бухгалтерская или судебно-экономическая экспертиза.

Судебно-бухгалтерская экспертиза помогает в решении вопросов о недостатках ведения бухгалтерского учета, установлении количества изготовленной и (или) реализованной продукции, обстоятельствах, касающихся выявленных недостач или излишков, полноты проведенной ревизии, определения причиненного государству материального ущерба, ответственных лиц и др.

Судебно-экономическая экспертиза позволяет оценить правильность планирования и отражения плановых показателей в государственной отчетности, законность образования и использования денежных фондов и кредитов, экономическую обоснованность заключения договоров, ценообразования, определения издержек производства и т.п.

С учетом специфики предмета исследования по делам данной категории целесообразнее назначать комплексную судебно-бухгалтерскую и судебно-экономическую экспертизу. На разрешение такой экспертизы ставятся следующие вопросы:

1) правильно ли налогоплательщик определял ожидаемую прибыль и выручку от реализации продукции (работ, услуг) при исчислении сумм промежуточных платежей в бюджет, и если допустил отклонения, то как они повлияли на налогооблагаемую базу и сумму налога;

2) достоверны ли данные, указанные в расчете налога;

3) правильны ли данные налогоплательщика об уплаченных суммах НДС и расчеты при его перечислении в бюджет;

4) верно ли налогоплательщик отразил в расчете налога и бухгалтерских документах фактическую прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг);

5) достоверны ли данные по учету фактической себестоимости продукции (работ, услуг);

6) соблюдался ли установленный порядок учета затрат на производство и реализацию при калькулировании себестоимости готовой продукции, и если были отклонения, то какие конкретно и как повлияли на определение суммы налога по каждому сроку платежа;

7) правильно ли выполнен расчет налога, и если допущены нарушения, то в чем они выразились и как повлияли на определение налогооблагаемой базы и суммы налога по каждому сроку платежа;

8) кто конкретно причастен к внесению в первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность искаженных данных об объектах налогообложения;

9) в чем именно выразились действия по сокрытию объектов налогообложения и каков размер сокрытия;

10) какая сумма налога причитается с сокрытых объектов и др.

Судебно-товароведческая экспертиза определяет качественные и количественные характеристики, способ и время изготовления продукции, ее соответствие образцам, требованиям стандартов, техническим условиям, а также соответствие предъявляемым требованиям маркировки, упаковки, транспортировки и условий хранения.

Криминалистическая экспертиза документов исследует рукописные тексты, подписи, факсимиле, машинописные и принтерные тексты, оттиски печатей и штампов. Комплексные исследования помогают проверить компьютерные программы, установить их соответствие (несоответствие) действующим правилам организации бухгалтерского учета и отчетности. В последние годы особую актуальность обрела проблема криминалистического исследования документов, изготовленных с помощью копировальных аппаратов типа ксерокс, кэнон и др.

Литература:

Кучеров И.И. Налоговые преступления: Учебное пособие. М., 1997.

Расследование некоторых корыстных преступлений в сфере экономики: Учебное пособие. Екатеринбург, 1998. С. 3-45.

Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. М., 1998.

Рохлин В.И. Работа следователя с документами при расследовании преступлений в сфере хозяйственной деятельности: Конспект лекций. Л., 1987.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7581 — или читать все.

Источники

Расследование налогового правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here