Риск ориентированный подход финансовый контроль

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Риск ориентированный подход финансовый контроль". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ глава 1 настоящего Федерального закона дополнена статьей 8.1

ГАРАНТ:

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ) в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 г. Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 г.

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

Информация об изменениях:

Статья 8.1 дополнена частью 1.1 с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

1.1. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 8.1 дополнена частью 1.2 с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

1.2. Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ в часть 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), а также к порядку их установления.

5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

8. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет».

Внедрение риск-ориентированного подхода перешло на следующий этап

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал разработанное Минэкономразвития России в сотрудничестве с федеральными контрольными ведомствами и экспертными организациями, постановление «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Читайте так же:  Ограничения по выплате дивидендов в ооо

Документ подготовлен для реализации внесенных 13 июля 2015 года изменений в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которыми предусматривалось применение контрольными органами риск-ориентированного подхода при организации отдельных, определяемых Правительством России видов госконтроля (надзора).

Что предполагает риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы безопасности для общественных отношений и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности. Важным последствием внедрения данного подхода станет полное прекращение плановых проверок для объектов с низкой степенью риска.

Постановлением утверждены правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определенному классу (категории) опасности. Для поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определен перечень из трех видов федерального надзора, которые будут осуществляться с применением данного подхода:

  • пожарный надзор (МЧС России),
  • санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор и ФМБА России),
  • надзор в области связи (Роскомнадзор).

Правила предусматривают, что для каждого риск-ориентированного вида государственного контроля (надзора) может быть определено от 3 до 6 категорий риска или классов опасности. Так для пожарного надзора установлено 5 категорий риска, для санитарно-эпидемиологического надзора – 6, а для надзора в области связи – 4.

По каждому из указанных видов федерального надзора постановлением утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к категориям риска. Они оформлены как приложения к положениям о соответствующих видах федерального государственного надзора. Подготовка критериев отнесения к категориям риска потребовала учета особенностей каждого вида федерального надзора. Данные критерии позволят предпринимателям оценить интенсивность, с которой в отношении них будет осуществляться контрольно-надзорная деятельность.

Ответственные за указанные в постановлении виды надзора федеральные ведомства будут руководствоваться утвержденными критериями при формировании проектов ежегодных планов плановых проверок на 2017 и последующие годы.

Как сообщается на сайте Министерства экономического развития России, опыт реализации данного проекта позволит распространить управление рисками и на другие виды госконтроля (надзора).

Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Мероприятия и действия по ВФК.

Форма мероприятия

Контрольное действие

Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Формы и способы осуществления ВФК.

ВФК проводится по линии административного и осуществление внутреннего финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными БУ полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль учреждения состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с нормативными и локальными актами и адекватного отражения этих операций в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений и потому проводится до момента совершения финансовых операций. К его мероприятиям относятся формирование планов финансово-хозяйственной деятельности, проверки обоснованности закупок, согласование условий договоров. Кроме службы ВФК в предварительном контроле участвуют плановые, экономические, юридические службы БУ.

Текущий контроль выполняется на стадии совершения операции и призван обеспечить проведение финансовых операций уполномоченными лицами в порядке, установленном локальными актами БУ. Кроме службы ВФК данный контроль осуществляет бухгалтерия БУ.

Последующий контроль производится по результатам финансово-хозяйственной деятельности БУ за определенный период. Этот тип контроля, как правило, является исключительной компетенцией службы ВФК. Формами последующего контроля являются камеральная проверка (по месту работы службы ВФК, а не проверяемого подразделения), выездная проверка (по месту нахождения объекта проверки).

При проведении контрольных мероприятий используются сплошной и выборочный способы. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном способе – в отношении отдельных операций и действий.

Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Первые выполняются без использования прикладных программных средств автоматизации, вторые – с использованием таких средств без участия должностных лиц, третьи – с использованием таких средств с участием должностных лиц. Ниже в табличном виде указано, какие контрольные действия могут быть взяты на вооружение службой ВФК и для какой формы контрольного мероприятия они наиболее предпочтительны.

Правовые основы организации внутреннего контроля в БУ.

Внутренний финансовый контроль учреждения представляет собой деятельность БУ, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете[1] и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов[2]. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включаются в пояснительную записку к балансу учреждения (п. 56 Инструкции № 33н[3]).

экономические науки

  • Файзуллина Римма Марсовна , студент
  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уфимский филиал
  • ОЦЕНКА РИСКОВ
  • МОДЕЛЬ COSO
  • СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Похожие материалы

Каждая организация ставит перед собой такие цели, которых она желает добиться благодаря своей деятельности. В процессе своей деятельности организация сталкивается с такими событиями, которые могут стать преградой на пути их достижения. Именно эти обстоятельства влекут за собой риски, которые организация обязана, в первую очередь, выявить, затем проанализировать, оценить и составить план дальнейших действий. В российской практике риски часто рассматривают как вероятность нежелательных, негативных последствий, а расходы, с ними связанные, как неизбежные затраты или потери [5, С. 76]. Само понятие «Риск» в классическом виде — это событие, которое может произойти с определенной вероятностью в пространстве разного времени (прошлого, настоящего, будущего) [4, С.74]. Некоторые риски могут быть допустимы (полностью или частично), а некоторые могут быть частично или полностью минимизированы до уровня, допустимого для организации.

Читайте так же:  Сколько можно вернуть налоговый вычет за лечение

Важным методом для минимизации выявленных и существующих для организации рисков является разработка и применение рациональной системы внутреннего контроля. Данная система должна обеспечить эффективность хозяйственной деятельности, т.е. должна предотвращать:

  • расходы, вызванные бесхозяйственностью и нераспорядительностью. Данная статья расходов является результатом недостаточно четкой работы.
  • нерациональное использование ресурсов;
  • соответствие учетным принципам.

Менеджмент компаний фактически оказывается в ситуации, когда необходимо обеспечить рост бизнеса, снижая операционные, финансовые и иные риски при достижении наименьшей стоимости финансирования бизнеса [6, С. 137]. Следовательно, внутренний контроль организации необходим для оценки рисков различных операций и объектов, внедрение, и дальнейшее повышение ее эффективности позволят предприятию снизить до минимального уровня различные существенные риски.

Также существует проблема конфликта двух моделей внутреннего контроля — традиционной и риск — ориентированной модели (риск — ориентированного подхода). Суть риск-ориентированного подхода состоит в том, чтобы понять, что в первую очередь мешает предприятию достичь цели, и найти наилучший способ снижения негативного воздействия. [6, С. 139].

По условиям традиционной модели обязательно наличие таких компонентов, как:

  • нормативные акты и внутренние регламенты;
  • акты проверок;
  • план мероприятий службы внутреннего контроля;
  • отчет с перечнем весомых нарушений, предоставляемый руководству;
  • нерегулярный контроль выполнения распоряжений.

Всемирно известная модель внутреннего контроля — модель COSO — рассматривает оценку рисков, как один из пяти базовых компонентов системы внутреннего контроля [2, С. 469]. Данный комитет был создан для установления дефиниции «внутренний контроль» и обеспечения помощи руководству в определении, является ли действующий контроль эффективным. Упомянутым комитетом был разработан и выпущен ряд документов, один из которых — «Концептуальные основы внутреннего контроля», являющийся в настоящее время хорошей базой для применения во многих организациях, которые понимают, что достижение установленных целей невозможно без эффективного внутреннего контроля. Особенно система внутреннего аудита особенно необходима компаниям с разветвленной филиальной сетью. С одной стороны, управляющая компания имеет возможность получать своевременную и объективную информацию о деятельности филиалов. С другой стороны, филиалы наиболее полно осведомлены о политике и процедурах головной компании [3, С. 351].

Другая модель, основанная на риск-ориентированном подходе, отличается от традиционной модели тем, что требует от системы внутреннего контроля присутствия таких пунктов как:

  • сносность уровня риска;
  • осуществление анализа работы внутреннего контроля по каждому существенному факту и информирование руководства;
  • план действий, готовящийся подразделениями;
  • подготовка итогового отчета, в котором раскрываются основные проблемы, оценка адекватности предложенных действий;
  • ежемесячный мониторинг выполнения плана действий.

В докладе COSO «Внутренний контроль. Интегрированная модель», внутренний контроль интерпретирован как процесс, реализуемый советом директоров организации, управлением и иным персоналом с целью обеспечения максимального уровня достижения целей организации в категориях:

  • эффективность и наличие результатов от проведения операций;
  • достоверность и полнота финансовой отчетности;
  • соблюдение надлежащих законов и правил.

Основой системы внутреннего контроля служат пять взаимосвязанных компонентов:

  1. Контрольная среда. Данный компонент содержит в себе философию руководства, организационную структуру организации.
  2. Оценка риска. Данный компонент включает в себя идентификацию и анализ внешних и внутренних рисков. Система внутреннего контроля предназначена для обеспечения своевременного выявления всех потенциальных рисковых событий и оценки вероятности и последствий их наступления.
  3. Контрольная деятельность. Рассматривает процедуры и принципы, гарантирующие выполнение распоряжений руководства. Организация обязана иметь подробное описание бизнес — процессов, должностные инструкции для сотрудников и инструкции работы всех служб, а также регламенты операций.
  4. Информация и коммуникации. Ответственные сотрудники должны быть осведомлены о действующих в организации регламентах. В случае возникновения сбоев в работе организации либо реализации сделки, соответствующая информация должна быть незамедлительно предоставлена руководителям соответствующего уровня.
  5. Мониторинг. Все компоненты системы внутреннего контроля должны проверяться на эффективность работы [1, С. 81].

Вывод о результативности системы внутреннего контроля можно сделать, при наличие всех пяти рассмотренных компонентов и их эффективном функционирование относительно всех заявленных целей во всех подразделениях организации и на каждом ее бизнес — процессе.

Следовательно, риск — ориентированный подход к планированию работ по внутреннему контролю и аудиту позволяет определить виды рисков в деятельности компании, классифицировать их по группам, выявить ключевые бизнес — риски, увязать их с целями и бизнесам — процессами предприятия, и дать им оценку. Данный подход в деятельности службы внутреннего контроля позволит организовать работу с учётом передового зарубежного опыта, который оказывает содействие правильному выбору объектов внутреннего контроля, и тем самым качественно повысить эффективность работы внутренних аудиторов при проведении проверок [7, 164].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ориентированный на риск внутренний контроль олицетворяет собой процесс, контролируемый вышестоящим органом компании, устанавливающий его политику, осуществляемый высшим руководством и иными сотрудниками, который в надлежащей и обоснованной мере обеспечивает достижение субъектом хозяйствования операционных целей, целей подготовки отчетности и соблюдения законодательства.

Риски, которые имеют большой удельный вес к общей сумме рисков, представляют угрозу его целям, тогда как сутью внутреннего контроля является — смягчить эту угрозу. Внутренний контроль есть нечто иное как процесс достижения цели, а не самоцель, при этом внутренний контроль может гарантировать владельцам и руководству субъекта хозяйствования лишь обоснованный уровень достижения поставленных целей, но не гарантирует абсолютную безошибочную работу.

Модель COSO при полноценном использовании позволит организациям содействовать практической реализации риск — ориентированного подхода к системе внутреннего контроля на предприятиях, который является актуальной и перспективной концепцией для российских предприятий. Весьма очевидным является тот факт, что реализовать западную модель в российских организациях непросто, поскольку формирование эффективной работы риск — менеджмента находится на начальной стадии, но всё же существует перспектива развития данного направления, и благодаря данному развитию со временем будет расти его роль в управленческих решениях.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций распределение

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

принятие локальных актов по ВФК;

разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

Видео (кликните для воспроизведения).

посвященный ВФК раздел учетной политики.

В мероприятия по организации текущей работы в рамках ВФК входят[4]:

подготовка к осуществлению ВФК;

оформление результатов ВФК;

принятие решений по его результатам;

составление отчетности службы ВФК.

В порядке текущей работы службы ВФК руководитель БУ утверждает график и план проверок, программу проверки. Результаты текущей работы должны фиксироваться документально, подтверждая, что ВФК БУ носит регулярный характер. Поэтому даже если он организован в минимально допустимом объеме, в штате учреждения должен быть сотрудник, обязанный следить за полнотой и актуальностью документации.

Помощь малому бизнесу

Кроме прочего, предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода поддержит малый бизнес. Как говорится в Стратегии развития МСБ до 2030 года, о просы показывают, что малые и средние предприятия несут высокие издержки при выполнении требований контрольно-надзорных органов», — говорится в документе.

Стратегия отмечает, что в годах были приняты решения, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес. Среди них — формирование единого реестра проверок, принятие трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, переход к риск-ориентированному подходу при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах. Также в числе таких мер — запрет госорганам требовать при проведении проверки документы, которые могут быть получены ими самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия. Положительные результаты от поэтапной реализации этих мер ожидаются уже в краткосрочной перспективе.

Особенности внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

В системе финансового управления БУ внутренний финансовый контроль учреждения (далее – ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует устойчивости БУ в быстро меняющихся внешних условиях. В статье расскажем, каким смыслом наполнен ВФК в сфере госсектора, в каких формах и какими способами он проводится, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе.

Риск-ориентированный подход во внутреннем финансовом контроле.

Внедрение понятия риска в государственное управление сместило акценты и в методах государственного контроля (надзора): на смену традиционному подходу приходит риск-ориентированный[6]. БУ также может использовать модель риск-ориентированного подхода для повышения эффективности собственной службы ВФК.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ВФК, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, а также превентивных мероприятий определяется отнесением объекта проверки к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход во ВФК идентифицирует риски, производит их классификацию, оценку, а также устанавливает влияние этих рисков на конечные цели учреждения. Основные усилия службы ВФК смещаются с задачи выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности сотрудников БУ. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от размеров рисков, что оборачивается усиленным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным (вплоть до отсутствия контроля) – к добросовестным работникам.

Например, риск-ориентированный подход весьма эффективен при управлении учреждением с разветвленной филиальной сетью. Традиционный метод предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль проявляется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). Риск-ориентированный подход позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для нижестоящих инстанций и осуществлять контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, меньше затрагивая образцовые подразделения и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Читайте так же:  Госуслуги оплата налога на недвижимость

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[4] Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.

[5] Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

[6] Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Риск-ориентированный подход к системе внутреннего контроля

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.11.2016 2016-11-03

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Растегаева Ф. С., Марковникова Е. Ю. Риск-ориентированный подход к системе внутреннего контроля // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 469-471. — URL https://moluch.ru/archive/125/34828/ (дата обращения: 19.02.2020).

Понятия «внутренний контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. Можно сказать, что данные термины пришли к нам из зарубежной аудиторской практики.

Еще в 1977 году Лимская декларация руководящих принципов аудита, принятая IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), утвердила основную задачу аудита — вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности, результативности и экономичности управления финансами… [1].

В соответствии с Международными стандартами аудита (ISA 315) под системой внутреннего контроля (internal control) понимается совокупность процессов, разработанных и осуществляемых лицами, наделенными руководящими полномочиями, руководством субъекта и прочим персоналом, с целью обеспечения разумной уверенности в достижении целей субъекта в контексте надежности финансовой отчетности, эффективности и производительности операций, соблюдения законодательства и нормативных актов [2].

Всемирно известная модель внутреннего контроля — модель COSO — рассматривает оценку рисков, как один из пяти базовых компонентов системы внутреннего контроля.

Под риском следует понимать событие, которое в будущем может оказать отрицательное влияние на деятельность компании. Риск является неотъемлемой частью любой деятельности. Задача руководства компании заключается в определении рисков и управлении ими.

В соответствии со сферами деятельности компаний современные авторы рассматривают следующие виды рисков:

– риски безопасности и многие другие.

Мы предлагаем рассмотреть риски, неблагоприятное влияние которых может отразиться на деятельности широкого круга компаний, независимо от сферы их деятельности.

Слияние и поглощение. Имея ряд существенных достоинств: повышение финансовой устойчивости, конкурентоспособности, возможность увеличения прибыли и т. д., процесс слияния/поглощения сопровождается серьезными рисками. В качестве основных проблем при проведении дружественных слияний/поглощений компаний, потенциально способствующих возникновению различного рода рисков, отечественные и зарубежные исследователи выделяют, в частности, следующее:

– усиление волнения сотрудников;

– отсутствие стратегии (менеджмент не имеет ни идей, ни ресурсов для последующей интеграции: особенно это характерно для поглощений в незнакомой области с целью диверсификации);

– недооценка потенциальных затрат (прежде всего, затрат на интеграцию, формирование нового имиджа, реструктуризацию системы маркетинга и сбыта и т. д.);

– осознанно необъективная оценка (сотрудники, разрабатывающие бизнес-план предстоящей сделки, заинтересованы в ее проведении и исходят из нереальных, чересчур оптимистических посылок при его составлении: редко делается расчет альтернативных сценариев);

– отсутствие должного контроля (отсутствие системы показателей, которые позволили бы оценить успешность прохождения сделки и степень достижения поставленных целей, четкого плана слияния/поглощения и последующей интеграции, с выделением подпроцессов, распределением ответственности, фиксацией целей, их квалификацией и постоянным контролем степени их достижения);

– медлительность принятия решений и размытые компетенции, культурные барьеры и, наконец, неопытность менеджеров [3].

Использование ERP систем. Данные информационные системы управления позволяют автоматизировать бизнес-процессы компании, что является несомненным их преимуществом. В то же время внедрение ERP системы обладает рядом существенных недостатков:

– недоверие руководства компании высокотехнологичным решениям, в итоге — отсутствие поддержки проекта, что в значительной степени затрудняет его реализацию;

– выбор в пользу наиболее дешевых программных продуктов на рынке — результатом может оказаться сбой и ошибки в системе, а так же ее функциональная ограниченность;

– потребность в обучении сотрудников — игнорирование данного фактора приведет к невостребованности системы, либо к использованию ограниченного объема ее возможностей;

– постоянное обновление и модернизация системы — необходимость связана с изменениями в законодательстве, требованиями рынка и т. д.;

– полное отсутствие или ограниченное тестирование системы не позволит оценить реальную пользовательскую нагрузку и приведет к дальнейшим сбоям системы.

Таким образом, использование ERP систем требует тщательной подготовки и планирования на каждом этапе внедрения.

Мошенничество. В условиях глобального финансового кризиса многие компании стремятся минимизировать затраты, в том числе, связанные и с системой внутреннего контроля. Данное обстоятельство неразрывно связано с увеличением риска мошенничества, основными факторами которого являются:

«предсказуемость» системы внутреннего контроля, причинами которой могут являться как стационарный план проверок, так и широкая осведомленность о недостатках процессов и систем компании;

высокая стоимость производимой продукции;

удаленность подразделений компании от головного офиса, что способствует ослаблению внутреннего контроля в связи со сложностями доступа к активам, преобладанием наличной формы расчетов и т. д.;

– привлечение иностранных специалистов порождает злоупотребления, связанные с завышением расходов на питание, проживание, развлечения и другие статьи расходов.

Информация о мошенничестве и коррупции способна нанести серьезный ущерб репутации компании и, как следствие, привести к уменьшению ее рыночной стоимости. Следовательно, руководство должно иметь полное представление о сопутствующих деятельности компании рисках, что позволит обеспечить эффективную работу системы противодействия мошенничеству и коррупции.

Удержание талантливых сотрудников. Таланты — это сотрудники, способные обеспечить высокий уровень развития компании. Одними из основных компетенций талантливых сотрудников являются: лидерские качества, способность к обучению, стремление к саморазвитию, математические и аналитические способности, взаимодействие с коллективом, а так же ряд профессиональных компетенций. Ни одна из компаний не застрахована от увольнения высококвалифицированных сотрудников. Грамотное управленческое решение заключается в том, чтобы своевременно просчитать риски, связанные как с содержанием ценного работника, так и с его увольнением. Необходимо учитывать, что период кризиса создает необходимые условия для карьерного роста наиболее инициативных и компетентных работников. Таким образом, возникает необходимость в создании резерва, суть которого заключается в определении критических должностей и подготовке для них преемников, обладающих требуемым потенциалом.

Читайте так же:  Валютный контроль таможенного союза

Таким образом, реализация рисков оказывает отрицательное влияние на деятельность компании и может привести к значительным изменениям либо полному недостижению поставленных целей.

Рассмотренные нами риски относятся к управляемым рискам, то есть руководство компании имеет возможность повлиять на вероятность возникновения и силу их воздействия.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод: система внутреннего контроля на современном предприятии должна содействовать реализации стратегических целей руководства, оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность и предупреждать факты мошенничества. Неоспоримым фактом является и то, что правильно построенная система внутреннего контроля предоставляет базу данных для эффективного принятия управленческих решений.

Риск-ориентированный подход в системе внутреннего контроля

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений[5].

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.

Список литературы

  1. Каковкина Т.В. Риск-ориентированный подход в практике внутреннего контроля и аудита // Аудит. – 2014. — № 3 (279). – С. 36-40.
  2. Малкова Л.С. Методы и модели риск-ориентированного внутреннего аудита промышленного предприятия // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2011.
  3. Михайлов А.М. Риск-ориентированный внутренний контроль и аудит // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
  4. Растегаева Ф.С., Рахматуллин А.М. Современные подходы к проведению проектов внутреннего аудита // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 1-1 (43). — С. 72-75.
  5. Растегаева Ф.С., Рахматуллин А.М., Рахматуллин М.А Сущность категории риск и его взаимосвязь с финансовый категорией-аудиторский риск // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 1-1 (43). — С. 75-79.
  6. Растегаева Ф.С., Сахирова И.П., Князева И.Н. Внутренний контроль как инструмент снижения риска несостоятельности (банкротства) // Вестник ВСГУТУ. — 2015. — № 5. — С. 137-143.
  7. Растегаева Ф.С., Сахирова И.П., Князева И.Н. Создание риск-ориентированного внутреннего контроля: анализ законодательной базы // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2015. — № 3 (41). — С. 163-169.
  8. Риск-ориентированный подход: обмен лучшими практиками. Экспертный семинар // Аналитический центр при Правительстве РФ и Экспертный совет при Правительстве РФ. 17.03.2016.
  9. Тедозашвили Л.Т., Шутова И.А. О проблемах реализации риск-ориентированного подхода в аудите // Экономика и предпринимательство. – 2015.
  10. Толчинская М.Н. Риск-ориентированный подход в организации службы внутреннего аудита // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 10-3. – С. 640-644; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view? >

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источники

Риск ориентированный подход финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here