Снижение выездных налоговых проверок

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Снижение выездных налоговых проверок". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

98% компаний получают штрафы после выездной проверки

За пос­ледние пять лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

Статистику налоговых проверок проанализировала ауди­торско-консалтинговая группа «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ». Эксперты напомнили, что прошлый год продемонстрировал рекордный прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 г. За 12 месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., что на 23% выше показателей 2017 г.

Давление на бизнес остается высоким

Налоговая нагрузка на российский бизнес растет — ее текущий уровень составляет 19,9% к ­ВВП. При этом чиновники заявляют о снижении административного давления на налогоплательщиков. В качестве подтверждения ­ФНС приводит динамику выездных налоговых проверок. За по­с­ледние 10 лет налоговики сократили количество конт­рольных визитов на предприятия почти в четыре раза.

Выездной налоговой проверкой по результатам 2018 г. охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. То есть лишь двум из тысячи налогоплательщиков пришлось принимать на своей территории инспекторов. Для сравнения: в 2010 г. 11,5 предприятий из тысячи становились объектом выездного конт­роля.

Однако говорить о снижении административного давления на бизнес, по мнению экспертов, неверно. Во-первых, у предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и оправдать проводимую выездную проверку. Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов.

Во-вторых, помимо выездных проверок налоговая инспекция широко применяет камеральные проверки. Число камеральных проверок, которых в 5,8 тыс. раз больше, чем выездных, уменьшалось лишь до 2015 г. Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 г. непрерывно увеличивается. В 2018 г. 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекались для проведения камеральной налоговой проверки.

Растущее число вызовов бухгалтеров в инспекцию на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 г. было проведено 67,9 млн камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 г.

Если для решения о выездной проверке налоговики применяют риск-ориентированный подход, то в инспекцию приглашают всех подряд. В результате эффективность камеральных налоговых проверок составляет чуть более 5%. 95% ревизий проводятся безрезультатно, а значит, налогоплательщики зря тратят время на их прохо­ждение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются. К 2018 г. они упали до 600 руб. с одной камеральной налоговой проверки в среднем.

Всего за прошлый год по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд руб. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, так и другие платежи, с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ­ККТ. При этом 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (то есть 308 млрд руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

По данным группы «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ», в планах налоговых служб на 2019 г. — провести 15 тыс. проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн руб. Это означает дальнейшее ужесточение кон­троля за деятельностью крупных и средних предприятий.

Налоговики мечтают о непрерывном мониторинге предприятий

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточненных деклараций налогоплательщиками в 2018 г. было внесено всего 80 млрд руб., что составляет около трети всех доначислений налогов.

Некоторые крупные компании, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам. В таком случае налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обес­печивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

На очереди предприятия малого и среднего бизнеса. Например, с 2020 г. ­ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использую­щими ­УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового конт­роля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организация прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

http://www.eg-online.ru/article/404197/

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин сообщил о снижении количества выездных проверок

EdZbarzhyvetsky/ Depositphotos.com

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин выступил на сессии «Модернизация налогового администрирования как фактор инвестиционной привлекательности Дальнего Востока» в рамках Восточного экономического форума, на котором он рассказал о направлениях и результатах работы налоговых органов. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России.

В своем выступлении руководитель ФНС России указал на важность административного климата для инвесторов. По его словам, для того, чтобы работа предпринимателей с налоговиками не воспринималась как часть административного давления, взят курс на минимизацию взаимодействия с налогоплательщиком. Однако если оно неизбежно, то должно быть по возможности бесконтактным, удобным и быстрым.

Глава налогового ведомства отметил, что в настоящее время налоговые инспекторы проводят проверки каждого четвертого налогоплательщика из тысячи. Налоговые органы применяют в контрольной работе риск-ориентированный подход, который основывается на разделении налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных по факторам риска.

Как налогоплательщик может узнать о принятии решения о проведении в отношении него выездной налоговой проверки? Узнайте из материала «Выездная налоговая проверка» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Таким образом, если налогоплательщик является добросовестным, то шансы попасть под проверку отсутствуют. Однако если будут выявлены явные налоговые риски, инспекторы начнут работу с такими юрлицом или ИП. Кроме того, ФНС России проводит последовательную политику по сокращению количества проверок. По словам главы налогового ведомства, инспекция принимает решение о проведении выездной проверке только в крайнем случае, когда другие механизмы не работают. Для подтверждения этого Михаил Мишустин привел следующую статистику: за последний год число проверок по России сократилось на 11%, а на Дальнем Востоке – на 22%. При этом, в частности, на Дальнем Востоке за прошлый год проведено 900 проверок, а за первое полугодие 2018 года – всего 300.

Читайте так же:  Осуществление внутреннего финансового контроля и аудита

Также Михаил Мишустин отметил, что налоговый разрыв по НДС в России составляет 0,9% и является самым низким в мире. Это создает условия для работы инвесторов, которые могут быть уверены в отсутствии конкуренции с фирмами, использующими схемы уклонения от налогообложения.

http://www.garant.ru/news/1217827/

Приложение N 1. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/[email protected] настоящее приложение изложено в новой редакции

Приложение N 1
к приказу Федеральной налоговой службы
от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]

Концепция
системы планирования выездных налоговых проверок
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected])

С изменениями и дополнениями от:

14 октября 2008 г., 10 мая 2012 г.

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящей концепции

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

1. Цели разработки Концепции

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

2. Основные принципы планирования

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

3. Структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

Читайте так же:  Отчетность ип в конце года

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] пункт 9 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ГАРАНТ:

О Способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском см. информацию ФНС России от 15 октября 2008 г.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

5. Результаты внедрения Концепции

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

>
N 2. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе.
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://base.garant.ru/12153820/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Влияние сокращения налоговых проверок на рост налоговых поступлений в стране

Одной из тем разговора Михаила Владимировича Мишустина, возглавляющего Федеральную налоговую службу с ведущим программы «Субботний вечер» Владимиром Соловьевым, стали налоговые проверки. Мишустин рассказал об их значительном сокращении и о том, как они влияют на рост поступлений налогов в стране.

Мишустин о значении выездных налоговых проверок

В беседе с журналистом Мишустин детально рассказал о выездных налоговых проверках. Значение выездных налоговых проверок в процессе выявления случаев нарушения налогового законодательства высоко. Цель выездной налоговой проверки состоит в реализации контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскании недоимок по налогам и пени, привлечении виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждении таких правонарушений. Выездная проверка является самым эффективным видом налогового контроля и приносит наибольшие суммы доначислений в бюджет. Более того, как раз выездных проверок больше всего опасается бизнес и, соответственн о, реже идет на использование высоко рискованных схем налоговой минимизации.

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, по месту нахождения налогоплательщик а и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. Существует 2 метода выездной налоговой проверки:сплошной и выборочный. Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительным и. Выездные проверки бывают: комплексные и тематические; плановые и внеплановые. Выездная проверка в отношении одного налогоплательщик а может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщик а по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырёх месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Читайте так же:  Критерии отбора выездной налоговой проверки

Выездная проверка производится в целях контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщик ом (налоговым агентом) налогов (сборов). Выездная проверка может проводиться также в связи с: реорганизацией предприятия; ликвидацией предприятия; контролем за деятельностью налоговых органов вышестоящими налоговыми органами.

Наиболее встречающиеся нарушения при налоговых проверках:

Завышение расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, при отсутствии недостоверности или неправильности оформления первичных документов;

Занижение выручки от реализации товаров (работ, услуг), учитываемой при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

Завышение расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, на расходы не связанных с деятельностью, направленной на получение доходов;

Занижение налоговой базы по НДС в результате неполного отражения реализации товаров (работ,услуг);

Завышение налоговых вычетов по НДС в связи с тем, что первичные документы оформлены с нарушениями, подписаны неустановленными лицами, содержат недостоверные сведения; реальность сделок не подтверждена и т. д.

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки и вручает её налогоплательщик у. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении месяца с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суде.

Мишустин увеличил результативность налоговых проверок

Налоговая служба Мишустина достигла резкого снижения числа выездных налоговых проверок, при этом увеличив их результативность. «Мы отказались от тотального контроля. Проверка проводится только у тех налогоплательщик ов, у которых результаты анализа финансово-хозяйс твенной деятельности дают серьезные основания предполагать наличие налоговых правонарушений», — отметил Мишустин. Так, если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик , то в настоящее время проверками охвачено только 4 налогоплательщик а из 1000.

Повышение эффективности контрольно-надзо рной деятельности

В 2010 году Федеральная налоговая служба, возглавляемая М.В.Мишустиным, пересмотрела концепцию контрольной работы, сместив акценты налогового администрировани я на аналитическую составляющую и внедрение новых информационных технологий. Это позволило снизить количество проверок бизнеса и одновременно повысить эффективность контрольно — надзорной деятельности. Так, если в 2009 году Служба провела 86 тысяч проверок, то в 2015 году менее 3 тысячи, т.е. почти в 3 раза меньше. В 2009 годуСлужба Мишустина проверила 9 налогоплательщик ов из 1000, то в 2015 году – только 4 (четырех).При этом эффективность одной налоговой проверки возросла в 2 раза. Налоговые поступления за этот период также выросли более чем в два раза. Если в 2010 году налоговые поступления составляли 7,7 трлн рублей, то сегодня поступления администрируемых Службой доходов составляют около 14 трлн рублей.

По словам Главы налоговой Службы России Михаила Мишустина, на рост налогов повлияла внутренняя инфляция, мировые цены на энергоносители, увеличение производства, изменение ставок налогов. На вопрос много это или мало, Мишустин привел следующие цифры: реальный рост экономики, (т.е. ВВП) с 2010 года составил 111%, в то время как рост налоговых поступлений в реальном выражении, скорректированны й на индекс — дефлятор ВВП, составил 117%. Опережение на 6 процентных пунктов.Михаил Мишустин прокомментировал : «Данная тенденция говорит о сокращении теневого сектора, а значит о формировании более прозрачной и конкурентной деловой среды в бизнесе. Что, в конечном итоге, способствует стимулированию экономического роста.»

Налоговой Службы страны под руководством Михаила Мишустина в целом удалось решить вопрос снижения административной нагрузки на добросовестных налогоплательщик ов при одновременном получении фискального эффекта за счет усиления контроля за недобросовестным и налогоплательщик ами.

http://worldtaxes.ru/vliyanie-sokrashheniya-nalogovyh-proverok-na-rost-nalogovyh-postuplenij-v-strane/

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Налоговый контроль признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации [1].

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, представляющая собой специфическую деятельность налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. В ходе проведения налоговых проверок выполняется фискальная функция налогов, выявляются нарушения налогового законодательства и проводятся доначисления.

Налоговая проверка также является наиболее актуальным и самым эффективным способом осуществления налогового контроля, так как полностью обеспечивает фискальную функцию налогов и несет в себе принцип прямого воздействия на налогоплательщиков.

Налоговый Кодекс выделяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Сравнение их основных характеристик представлено в Табл.1.

Сравнение основных характеристик налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

По месту нахождения налогового органа

На территории (в помещении)

Подача налогоплательщиком налоговой

декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

Решение руководителя налогового органа

В течение 3 месяцев со дня представления

Не более двух месяцев со дня

налогоплательщиком декларации (расчета)

вынесения решения о назначении

продления срока проведения

Продлеваться не может

Может быть продлен до четырех

месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев

Ошибки в налоговой декларации (расчете),

противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа)

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов

Полномочия представителей ФНС

Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы

Ознакомление с налоговой отчетностью

плательщика по месту его нахождения, истребование документов, относящихся к предмету проверки, инвентаризация имущества, осмотр помещений и территорий, выемка документов и предметов, привлечение эксперта (специалиста)

Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания

Справка о проведении проверки

(составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1].

На основании сравнительной Табл.1 мы можем сделать вывод, что камеральные проверки проводятся с целью постоянного мониторинга за финансовой деятельностью налогоплательщика. Такие проверки проводятся регулярно и систематически, таким образом, выявляются ошибки в оформлении, сопоставляются данные и подготавливается база для проведения выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Имущественный вычет второй объект

В то же время выездная налоговая проверка – наиболее эффективная форма налогового контроля, проводимая налоговыми органами с целью контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов, осуществляемая на территории самого налогоплательщик на основании специального решения руководителя налогового органа, длящаяся в течение 2 месяцев с момента подачи вынесения такого решения. Достижение такой цели становится возможным за счет расширенного перечня полномочий должностных лиц налогового органа проводящего проверку. Однако при этом особое внимание при проведении выездных налоговых проверок уделяется соблюдению установленных законом ограничений, призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможных неправомерных действий налогового органа. В качестве правовых гарантий для проверяемого лица установлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний срок давности для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, возможность проведения только одной проверки в течение календарного года, запрет налогового органа проводить две и более проверки по одним и тем же налогом за один и тот же период, а также другие гарантии, закрепленные в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Выездные проверки играют ключевую роль в результативности реализации налогового контроля. Налоговые органы могут более подробно исследовать особенности ведения налогового учета в организации, проверить различные физические показатели, используя при этом различные методы. Многие налоговые нарушения могут быть могут быть обнаружены только в ходе проведения выездных проверок, что влечет доначисление налогов и наложение санкций в большей мере, чем это представляется возможным при камеральной налоговой проверке.

Оценку показателей выездных проверок следует начать с их количества. Динамика выездных налоговых проверок за 2013-2015 гг. представлена на Рисунке 1.

По приведенным выше данным, можно заметить, что наблюдается тенденция снижения количества проводимых выездных налоговых проверок. За весь рассматриваемый период 2013 – 2015 годы это снижение составило 25,8%. Однако это не значит, что снизилась их эффективность. Так в 2007 году вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, тем самым был ужесточен порядок проведения выездных налоговых проверок. Снижение количества выездных налоговых проверок обусловлено комплексом проводимых налоговыми органами края процедур и мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения проверок, обеспечения оптимального выбора налогоплательщиков по критериям риска совершения налогового правонарушения.

Количество выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения в период с 2013 по 2015 год, уменьшается. Однако такое уменьшение незначительно в общей структуре проведенных проверок. Это свидетельствует об улучшении качества предпроверочных контрольных мероприятий по отбору налогоплательщиков. Данные о количестве проведенных выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения, представлены на Рисунке 2.

Количество выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения в период с 2013 по 2015 год, уменьшается. Однако такое уменьшение незначительно в общей структуре проведенных проверок. Это свидетельствует об улучшении качества предпроверочных контрольных мероприятий по отбору налогоплательщиков.

При отнесении налогоплательщиков к претендентам на включение в план выездных налоговых проверок немаловажное значение имеет так называемая «предполагаемая сумма доначислений», которую налоговый орган должен взыскать с налогоплательщика по завершению выездной налоговой проверки. Динамика дополнительно начисленных платежей по выездным проверкам организаций и физических лиц (включая налоговые санкции и пени) представлена Рисунке 3.

По данным Рисунка 3 можно сделать вывод, что в 2013 году сумма дополнительно поступающих платежей увеличилась на 3%, однако уже за 2014-2015 гг. наблюдается тенденция к снижению доначисленных платежей по выездным проверкам организаций и физических лиц. В абсолютном выражении это снижение достигает 19 898 190 руб., что составляет 6,8 %. Однако тот факт, что сумма доначисленных платежей по выездным налоговым проверкам снизилась, не говорит о том, что уменьшилась и эффективность работы налоговых органов. Рассчитаем сумму доначислений, приходящуюся на 1 проведенную выездную налоговую проверку, выявившую нарушения. Динамика показателей эффективности выездных налоговых проверок за 2013-2015 гг. представлена в Табл.2.

Динамика показателей эффективности выездных налоговых проверок в РФ за 2013-2015 гг.

http://izron.ru/articles/voprosy-i-problemy-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-me/sektsiya-20-finansy-i-nalogovaya-politika/problemy-povysheniya-effektivnosti-vyezdnykh-nalogovykh-proverok/

Из цикла откровений налогового инспектора: выездная налоговая проверка на «страже» процветания вашего бизнеса

Выездная налоговая проверка представляет собой основную угрозу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны налоговых органов, поскольку по результатам ее проведения, как правило, доначисляются налоговые платежи в значительном размере, способном пошатнуть в один момент имущественное и финансовое благосостояние бизнеса и даже привести к банкротству.

Немного свежей статистики:

По данным сводного отчета ФНС России по форме 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» за 2012г. было проведено всего 55 413 результативных выездных проверок, по которым доначислено 311,5 млрд руб. Т.е. в среднем по 5,6 млн рублей на одну выездную проверку. Это средние показатели: то есть одному налогоплательщику доначислили 1 млн рублей, а другому 100 млн рублей.

Для сравнения, результативных камеральных проверок за 2012г. было проведено 1,8 млн, а доначислено 57,8 млрд рублей (всего по 31 руб. на одну проверку).

При этом выездная проверка может не назначаться годами, а может быть назначена по истечении года с момента регистрации организации. Есть и такие налогоплательщики, которых проверяют стабильно каждые три года, хотя они не относятся к категории крупнейших.

В таких обстоятельствах любого предпринимателя особо интересует, насколько велика вероятность того, что его бизнес подвергнется столь тяжкому испытанию.

Чтобы ответить на сокровенный вопрос, проходить углубленное изучение теории вероятности нам не придется. На самом деле, выбор претендентов на выездную проверку во многом зависит от того, как быстро конкретный бизнес набирает обороты и есть ли у налогового органа основания полагать, что с этого оборота не все, что полагается, упало в бюджетную копилку. Да-да, чем больше зарабатывает бизнес, тем больший интерес он представляет для налоговиков, ведь их задача не только доначислить как можно больше, но и взыскать доначисленное.

А что касается нарушений, то они найдутся всегда, особенно, если проверяется разросшаяся неповоротливая структура, которой значительно сложнее контролировать многочисленные аспекты своей деятельности. Например, проверять всех своих поставщиков на предмет благонадежности (нет-нет, да найдется среди них парочка «проблемных налогоплательщиков», по которым налоговики, как минимум, найдут возможность отказать в вычетах по НДС).

Поэтому, как раз развивающемуся среднему бизнесу, в первую очередь, и стоит почаще оценивать свою деятельность на предмет налоговой безопасности.

Более того, если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, что бы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, за счет именно таких несчастных налогоплательщиков еще сохраняется миф о том, что выездная налоговая проверка проводится регулярно раз в три года.

Читайте так же:  Проверка налоговой ооо сроки

Что же представляет из себя процесс планирования выездных проверок в свете выше сказанного.

ФНС России и региональные налоговые управления разрабатывают специальные рекомендации и требования к планированию выездных налоговых проверок, которые доводятся до районных инспекций в виде внутренних регламентов или устных распоряжений и играют решающую роль в направлении деятельности инспекторов при проведении проверок.

Широко известная «Концепция планирования выездных налоговых проверок» (Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected]) является, пожалуй, единственным официальным общедоступным документом, определяющим деятельность налоговых инспекций по данному направлению, и содержит 12 «критериев самостоятельной оценки рисков» для налогоплательщиков. Рассматривать их все в рамках данной статьи мы не будем, потому что они широко известны.

Отметим лишь два критерия, характеризующие взаимоотношения налогоплательщика с его контрагентами:

  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (сомнительные сделки с так называемыми «проблемными» контрагентами, фирмами- «однодневками»)

Региональные управления ФНС России неофициально устанавливают для подчиненных им районных инспекций минимальный размер доначислений, который должен быть обеспечен по результатам каждой выездной проверки (для Инспекций ФНС России по г. Екатеринбургу сейчас это 2 млн рублей) В случае, если доначислено по проверке меньше установленного минимума, то такая проверка признается неэффективной, что может служить основанием для возбуждения служебной проверки в отношении ответственных за ее проведение лиц и назначения повторной выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за нижестоящим.

В связи с этим наличие «проблемных» контрагентов у налогоплательщика в настоящее время является определяющим признаком для решения вопроса о включении его в план выездных проверок, поскольку позволяет на стадии предпроверочного анализа установить предполагаемую сумму доначислений по платежам, осуществляемым в адрес «проблемных» контрагентов.

Распутывание хитроумных схем уклонения от налогообложения с использованием цепочек-контрагентов производится, чаще всего, уже в процессе проведения самой выездной проверки, при этом инспекторам порой даже вменяют в обязанность вычисление хотя бы одного «обналичника».

Поэтому следует внимательней подходить к выбору своих поставщиков, а также заранее подготовить документы, свидетельствующие о должной осмотрительности, проявленной при выборе контрагента.

Помимо общедоступных критериев риска, налоговики используют и другие признаки, свидетельствующие о недобросовестности налогоплательщиков, такие как:

  • Систематическое применение сотрудниками компании имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ в крупных размерах;
  • Систематическое применение налоговых льгот, правомерность использования которых невозможно установить при камеральной проверке. Предоставление подтверждающих документов по собственной инициативе вряд ли избавит от проверки, налоговики могут начать подозревать, что компании есть что скрывать;
  • Неоднократное представление уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размере, меньшем ранее заявленного;
  • Существенные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные последней выездной налоговой проверкой.

Есть и специфические критерии, например:

По налогу на прибыль самым «рисковым» для налогоплательщика признаком является «значительное превышение внереализационных расходов над выручкой», а также «снижение налоговой нагрузки при росте выручки».

По НДС — когда выручка налогоплательщика, по данным бухгалтерской отчетности, выше налоговой базы в декларации по НДС, и эта разница превышает «дебиторку». Сумма авансов, полученных в счет предстоящих поставок, меньше размера кредиторской задолженности, указанного в бухгалтерской отчетности, или если доля вычетов превышает средний показатель.

По основаниям возникновения долга кредитора перед организацией:

-сделки, не имеющие явной экономической обоснованности;

  • сделки, связанные с вексельной формой расчетов;
  • сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;
  • сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;
  • сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;
  • сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

И таких критериев риска, определяющих вероятность проведения выездной налоговой проверки и других мероприятий налогового контроля, довольно много и они постоянно обновляются и пополняются. Скажем, существует Приказ ФНС РФ, который обобщает 109 типичных признаков недобросовестного налогоплательщика. Список имеет сугубо ориентирующий характер, чем больше таких признаков у налогоплательщика или его контрагентов будет выявлено, тем выше рейтинг их «подозрительности».

В рамках данного приказа создана специальная федеральная электронная база ЮЛ-КПО (или «Юридические лица, контролируемые в первую очередь»).

Вообще, множество критериев основаны на расчетах, соотношениях и сравнениях имеющейся у налоговых органов в отношении налогоплательщиков информации, с использованием ЭВМ (об использовании налоговыми органами ЭВМ)

Вся информация, получаемая непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий, также подлежит электронной обработке.

Пропуская таким образом налогоплательщиков через фильтр критериев «риска», налоговый орган выстраивает их «в очередь» на включение в план выездных проверок.

Но не все так просто, здесь, как это часто бывает в любых очередях, есть своя «элита», которую пропускают в приоритетном порядке, «аутсайдеры», плетущиеся в конце и те кто не прошли «дрескод» (фирмы- «однодневки» в первую очередь) и были исключены.

Так, внутренним Регламентом планирования и подготовки ВНП установлено, что обязательному включению в проект плана выездных налоговых проверок подлежат следующие налогоплательщики в следующем порядке:

Данные положения недвусмысленно указывают, что налоговые органы интересуют в первую очередь состоявшиеся богатые налогоплательщики, способные вынести значительное налоговое бремя по итогам выездной проверки, как говорится «За ватагу нищих одного богача не выменяешь».

Относительно всех остальных налогоплательщиков налоговики действуют по принципу получения наибольшего рублевого эффекта от проведения выездной проверки, соотнося размер предполагаемой суммы к доначислению с платежеспособностью налогоплательщика. При этом часто забывают оценивать возможные сложности доказывания предполагаемого нарушения и не учитывают факторы, которые могут препятствовать проведению проверки, в связи с чем между отделами планирования и отделами выездных проверок сохраняются довольно напряженные отношения.

. на этом мы прервемся, дабы сильно вас не утомлять и сохранить интригу. Продолжения ожидайте в ближайшей рассылке.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.klerk.ru/buh/articles/330431/

Снижение выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here