Соглашение об избежании двойного налогообложения с германией

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Соглашение об избежании двойного налогообложения с германией". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Где платить налоги в Германии или в России? О соглашении об избежании двойного налогообложения в Германии

В Германии есть данное соглашение с 90 странами, в том числе с Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией. По отношению к физическим лицам это соглашение устанавливает правила уплаты двух налогов: подоходный налог и налог на имущество

Плательщики этих налогов — резиденты Германии. В отличии от России в Германии можно считаться налоговым резидентом не только на основании суммарного количества дней пребывания в стране, но и места фактического проживания и центра жизненных интересов плательщика. Гражданство при этом играет не основную роль.

Налог на доход от аренды и продажи недвижимости уплачивается в стране нахождения недвижимости

Если гражданин России сдает недвижимость в Германии, то налог необходимо оплатить в Германии.

Если гражданин Германии сдает квартиру в России, то налог необходимо уплатить в России, при этом также необходимо подать декларацию о получении этого дохода в Германии для учета совокупного дохода в целях налогообложения. Т.к. в Германии налоговая ставка прогрессивная и получение дохода в России повлияет на размер налоговой ставки в Германии.

Если доход получен в виде заработной платы при работе по найму, то налогообложение происходит в стране получения дохода. Например, Граждане России работающие по найму в Германии уплачивают налог на доходы в Германии.

Соглашение об избежании двойного налогообложения с германией

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией: что понимать под «постоянной базой»?

Между Россией и ФРГ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Им предусмотрено следующее. Доходы, получаемые резидентом 1-го государства от оказания профессиональных услуг или от прочей деятельности, облагаются налогом в другой стране только, если лицо располагает в ней постоянной базой для осуществления своей деятельности. При этом налогом облагаются только те доходы, которые могут быть отнесены к такой базе.

Разъяснено, что понятие «постоянная база» основывается на принципах, определяющих налогообложение прибыли постоянного представительства. При этом привязка к конкретному офису (помещению) не является существенным при установлении критерия постоянства. Основополагающим фактором является существование в другом государстве центра деятельности непрерывного или постоянного характера.

Разница между договорами об избежании двойного налогообложения (DTA) и договорами об обмене налоговой информацией (TIEA)

Чтобы соответствовать требованию ОЭСР, страна должна подписать минимум 12 договоров об избежании двойного налогообложения.

Цели подписания налоговых соглашений:

1.Устранение или уменьшение двойного налогообложения:
— содействие международным инвестициям и торговле;
— справедливое отношение к резидентам разных стран.
2.Борьба с уклонением от налогов и финансовым мошенничеством:
— уклонение от налогов на международном уровне влияет на экспорт капитала;
-результатом является несправедливое (неравное) отношение к резидентам разных стран.

Существует две модели конвенций:

1.Модель Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD). Эта модель является для нас приоритетной.
— впервые разработана в 1963г., основные изменения 1997г.;
— другие существенные изменения 1992г., не часто пересматриваемые (версия брошюры, вкладыша);
— дополнена многочисленными комментариями.
1) Предполагает освобождение от двойного налогообложения путем снижения налога в стране получения прибыли (при репатриации прибыли – процентов, дивидендов, прибыли).
2) Паритет в торговле и перемещении капитала.

2. Модель ООН:
— опубликована в 1980г.;
— основывается на ОЭСР модели
— переделана с учетом специальных требований развивающихся стран:

1) Адаптирована для развивающихся стран.
2) Вводит процедуру для иностранцев по перемещению капитала.
3) Уменьшение налогового бремени при налогообложении пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти).

Глобальный Форум (The Global Forum)

Глобальный Форум – это многосторонняя структура, которая работает над повышением прозрачности информации и обмене информацией между странами-членами ОЭРС и другими странами с 2000г.

На данный момент 38 юрисдикций приняли обязательства от ОЭРС по внедрению процедуры прозрачности и эффективного обмена информацией в налоговых целях: Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамы, Бахрейн, Бермуды, Белиз, БВО, Каймановы острова, острова Кука, Кипр, Доминика, Гибралтар, Гренада, Гернси, остров Мэн, Ждерси, Либерия, Лихтенштейн, Мальта, Маршаловы острова, Маврикий, Монако, Монтсеррат, Науру, Нидерландские Антиллы, Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сейшелы, Сент-Лючия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Туркс и Кайкос, Виргинские острова (США), Вануату.

Про список соглашений

Договора об избежании двойного налогообложения (Double Taxation Treaties — DTA) – все договора всех юрисдикций

Информация об обмене информацией между юрисдикциями отображает самые последние данные Глобального Форума (Global Forum).

Юрисдикции могут подписывать соглашения, информация о которых не отображается на официальном сайте ОЭСР. По вопросам от общественности можно контактировать с правительственными организациями в той или иной стране.

Решение о соответствии соглашения (об избежании двойного налогообложения и обмене налоговой информацией) международным стандартам основывается на экспертной оценке. Критериев два. Для каждой юрисдикции по первому критерию “Соответствует стандартам” (“Meets standard”) возможны три варианта:

— соответствует (Yes)
— не соответствует (No)
— не пересмотренный статус (Unreviewed). В случаях, если ни одна из сторон международного соглашения не соответствует стандартам или одна из стран не является членом Глобального Форума — это значит, что невозможно утверждать соответствие соглашения стандартам. Присваивается соответствующий статус.

Читайте так же:  Налог на сдаваемую квартиру

Экспертная оценка

Процедура экспертной оценки проводится специальной Группой экспертной оценки (Peer Review Group — PRG), в которую входят 30 стран-членов. Постоянное членство имеют страны: Аргентина, Австралия, Бразилия, Исландия, Каймановы острова, Китай, Дания, Франция, Германия, Индия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Япония, Джерси, Корея, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Самоа, Сингапур, ЮАР, Сент-Китс и Невис, Швейцария, Багамы, Нидерланды, Великобритания, США.

ОЭСР выпускает “Модель налоговой конвенции о прибыли и капитале” (OECD Model Tax Convention on Income and Capital).

Статья 26 Модели предполагает наиболее распространенные юридические основания для двустороннего обмена информацией в налоговых целях. Более 3 000 двусторонних международных соглашений основываются на данной модели.

Требование любой информации о бенефициарах, имуществе и операциях оффшорных компаний должно быть обоснованным.

Второй критерий “Содержание требований Параграфа 4 и Параграфа 5” (“Contains Paras 4 and 5”). Возможны два варианта:

— да, содержит (Yes)
— нет, не содержит (No)

Статья 26 была обновлена в июне 2005г., когда и были добавлены Параграф 4 и Параграф 5. Параграф 4 утверждает, что страна не может отклонить запрос на информацию только потому, что нет к такому запросу внутреннего интереса со стороны налоговой службы или потому, что информацию может предоставить только банк или другая финансовая организация (Параграф 5).

Требования банковской тайны вполне совместимы со статьей документа. Все страны имеют банковскую тайну и правила соблюдения конфиденциальности информации. Требования ст.26 требует только ограниченные исключения к банковской секретности и не затрагивает правила защиты интересов и конфиденциальность информации частных лиц.

Вся информация, подлежащая обмену между странами, процесс ее передачи и составляющие являются конфиденциальными данными. Более того, она может быть использована только в целях, предусмотренными соглашениями.

Договорами об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements — TIEAs).

Рабочая группа по вопросам эффективного обмена информацией Глобального Форума ОЭСР выпускает “Модель соглашения об обмене налоговой информацией” (Model agreement on exchange of information on tax matters, developed by the OECD Global Forum Working Group on Effective Exchange of Information)

Цель соглашения состоит в продвижении международного сотрудничества в налоговых вопросах путем обмена между юрисдикциями. Рабочая группа состоит из представителей стран-членов ОЭСР и делегатов ряда других стран.

Список всех подписанных соглашений доступен по ссылке http://www.oecd.org/document/7/0,3746,en_2649_37427_38312839_1_1_1_37427,00.html

Давайте посмотрим на эту таблицу для понимания, что же происходит с юрисдикциями на самом деле.

Тип пересмотра означает этап проверки юрисдикции. Большинство из них прошли только первый этап (Этап 1). Этап 1 с дополнениями применяются к странам, для пересмотра которых применялось внеочередное решение.

Критерий №1. Доступность информации.
А1 – Владение

Информация о реальных владельцах (бенефициарах) до сих пор недоступна для раскрытия в Панаме и на Сейшелах. Все требования по раскрытию информации утверждены Антигуа и Барбуда, Багамами, Гернси, островом Мэн, Джерси, Сент-Китс и Невис и Сингапуром. Все остальные страны находятся на этапе применения стандартов.

А2 – Бухгалтерский учет

Нет требований вести бухгалтерский отчет и предоставлять ее третьим лицам по официальному запросу в Ангилье, Антигуа и Барбуда, на Багамах, в Гибралтаре, Панаме, Сейшелах и Британских Виргинских островах. Аруба, Каймановы острова, низконалоговые Гонконг и Сингапур, остров Мэн, Новая Зеландия приняли все требования. Остальные юрисдикции работают над стандартом.

Речь идет о предоставлении информации банками. Только Барбадос дорабатывает стандарт. Банки всех остальных юрисдикций приняли необходимые требования и готовы открыть информацию, но только в случаях расследований, осуществления подозрительных операций или другими действиями, связанными или свидетельствующими о факте мошенничества.

Критерий №2. Доступ к информации.
В1 – Возможность доступа

Самыми стойкими оказались Антигуа и Барбуда, Панама и Сейшелы. Все остальные либо находятся на этапе принятия, либо приняли меры по обеспечению доступа к информации.

В2 — Права и меры предосторожности

Андорра, Антигуа и Барбуда и Аруба дорабатывают стандарты доступа к информации. Все остальные приняли все необходимые меры.

Критерий №3. Обмен информацией.
С1 – Инструменты

Этот критерий означает, приняла ли юрисдикция инструменты внедрения процедуры обмена информацией. В таблице можно посмотреть результаты.

С2 — Сеть соглашений

Барбадос, Панама и Сейшелы не заключили достаточное количество международных соглашений, полностью соответствующих стандартам ОЭСР.

Аруба, Гонконг и Сингапур находятся на этапе “желтого цвета” нашей таблицы. И здесь возникает интересный вопрос: ”Договора этих юрисдикций хуже или что это значит?”. Дело в том, что международный договор заключается (подписывается) двумя странами в индивидуальном порядке на основании достигнутой ними договоренности. Естественно, соглашение об избежании двойного налогообложения или обмене налоговой информацией должно соответствовать стандартам заключения договорных обязанностей, но все равно этот договор касается только двух стран, его подписавших и никого больше. ОЭСР дает свои рекомендации, созывает конференции и форумы, но договора подписываются и действуют. То, что низконалоговые (для иностранных компаний) Гонконг и Сингапур находятся не в ”зеленом” списке, не значит, что они ”плохие”. Все остальные юрисдикции выполнили требования.

Статус “готов к использованию” у всех юрисдикций.

С4 — Права и меры предосторожности

Все юрисдикции приняли меры, за исключением Панамы, которая дорабатывает законодательство в этом русле.

С5 — Актуальный обмен информацией

Все юрисдикции обладают статусом “не оценен“.

Переход к Этапу 2 одобрен для большинства оффшорных юрисдикций.

Можно сделать вывод, что рекомендации ОЭСР являются желательными и имеют рекомендательный характер. Бизнес идет и развивается, ежегодно регистрируются десятки тысяч оффшорных компаний по всем юрисдикциям, а в структуре бизнеса помимо оффшорных активно используются компании в презентабельных юрисдикциях. При этом используются договора об избежании двойного налогообложения, и это дает возможность применять самые выгодные ставки налога на репатриацию дивидендов, процентов и роялти. Принятие договоров об обмене налоговой информацией повышает престиж юрисдикции. Этот процесс невозможно оценить по критерию “Хорошо ли это?”. Да, существует такая международная практика. Но помните одно – информация защищена, оффшорные страны, в конце концов, наполняют свои бюджеты предоставляя лояльные условия инкорпорации компаний. Плюс, надо понимать, что добиться от юрисдикции принятия решения об открытии той или иной информации очень и очень непросто! Должны быть веские, подтвержденные аргументы. На нашем блоге есть серия статей про претензии кредиторов, предъявляющих требования к компаниям на островах Кука.

Читайте так же:  Пени за неуплату налогов физическим лицом

Когда Вы прочитаете, Вы поймете на простом примере всю сложность процесса. Так что бояться не стоит. Незнание – тьма и мы поможем Вам ее преодолеть!

Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 29 мая 1996 г.) (с изменениями и дополнениями)

Соглашение
между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия
об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
(Москва, 29 мая 1996 г.)

С изменениями и дополнениями от:

15 октября 2007 г.

ГАРАНТ:

О применении настоящего Соглашения см. информационное сообщение Минфина РФ от 12 марта 2004 г., письмо МНС РФ от 6 февраля 2004 г. N 23-1-10/[email protected], письмо Минфина РФ от 11 декабря 2003 г. N 04-06-06/Германия, письма Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1997 г. N ВЕ-6-06/105 и от 27 апреля 1997 г. N ВЕ-6-06/317, письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 15 июня 1999 г. N 04-06-05

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Российская Федерация и Федеративная Республика Германия, руководствуясь желанием заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, согласились о нижеследующем:

Совершено в Москве 29 мая 1996 года в двух экземплярах, каждый на русском и немецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Федеративную Республику Германия

За Российскую Федерацию

С изменениями и дополнениями от:

15 октября 2007 г.

При подписании Соглашения между обоими Государствами об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, состоявшемся 29 мая 1996 года в Москве, согласились о нижеследующих положениях, которые являются неотъемлемой частью Соглашения:

Считается согласованным, что Соглашение применяется к упомянутым в статье 2 налогам, установленным на федеральном, региональном и местном уровнях.

a) К строительной площадке или объекту монтажа в Договаривающемся Государстве, в котором находится постоянное представительство, могут быть отнесены лишь те суммы прибыли, которые вытекают непосредственно из этой деятельности. Суммы прибыли, получаемые от поставки товаров, произведенных в связи с этой деятельностью или без всякого отношения к ней головным подразделением либо другим постоянным представительством предприятия или третьим лицом, не подлежат отнесению к строительной площадке или объекту монтажа;

b) доходы резидента Договаривающегося Государства, связанные с осуществлением им в этом Договаривающемся Государстве проектных, проектно-конструкторских или научно-исследовательских работ, а также технических услуг, связанных с постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве, не относятся к этому постоянному представительству.

ГАРАНТ:

О применении пункта 3 настоящего Протокола см. письмо Госналогслужбы РФ от 26 мая 1998 г. N 06-1-14/2 и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. N 03-08-05

Считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислени налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве, независимо от того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды. Такой вычет, однако, не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях. Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу. Предыдущие положения также распространяются на суммы процентов на рекламу, выплачиваемые постоянным представительством.

Информация об изменениях:

Протоколом, подписанным в Висбадене 15 октября 2007 г., пункт 4 настоящего Протокола изложен в новой редакции, применяющейся с 1 января 2010 г.

Термин «дивиденды» включает также выплаты по инвестиционным паям паевого инвестиционного фонда, а применительно к Федеративной Республике Германия также доходы негласного участника от его долевого участия как такового.

Несмотря на положения указанных статей, доходы, возникающие в Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в соответствии с законодательством этого Государства, если они:

a) основаны на правах или долговых требованиях, предусматривающих участие в прибыли (применительно к Федеративной Республике Германия, включая доходы негласного участника, получаемые им от долевого участия как такового, доходы от ссуд, содержащих право на участие в прибыли, и облигаций с правом на участие в прибыли) и

b) подлежат вычету при исчислении прибыли плательщика этих доходов.

Считается согласованным, что несмотря на положения статьи 15, вознаграждения, выплачиваемые за счет государственных средств в Федеративной Республике Германия сотрудникам Института имени Гете или Академической службы «Дойчер академишер аустаушдинст» направленным в Российскую Федерацию, могут облагаться налогом только в Федеративной Республике Германия. Если указанные вознаграждения не облагаются там налогом, то применяются положения статьи 15. Компетентные органы могут согласовать адекватное применение указанных положений к вознаграждениям, выплачиваемым лицам, направляемым аналогичными учреждениями Договаривающихся Государств.

Положения настоящего пункта Протокола применяются также к вознаграждениям, выплачиваемым в рамках осуществления программ технической помощи Федеративной Республикой Германия, одной из ее земель или одним из их территориально-административных образований исключительно за счет своих средств лицам, направленным в Российскую Федерацию, если такие программы согласованы с соответствующими российскими органами государственной власти или управления либо органами местного самоуправления.

a) Договаривающиеся Государства едины в том, что положения статьи 24 применяются также к налогам, не указанным в статье 2, и что возможные проблемы при этом рассматриваются согласно процедуре, предусмотренной положениями статьи 25;

b) каждое Договаривающееся Государство разработает процедуры, обеспечивающие выплату доходов без удержания либо с удержанием суммы налога, предусмотренной Соглашением, применительно к доходам, не подлежащим налогообложению согласно положениям его статей 10, 11 и 12 или подлежащим сниженному налогообложению в государстве — источнике этого дохода. Если при таких выплатах была удержана более высокая сумма налога, чем предусмотренная Соглашением, то излишняя сумма возвращается в течение одного года со дня поступления заявления, требующегося для этих целей.

Читайте так же:  Декларация по торговому сбору сроки сдачи

За Федеративную Республику Германия

Видео (кликните для воспроизведения).

За Российскую Федерацию

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 29 мая 1996 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 18 декабря 1996 г. N 158-ФЗ

Соглашение вступило в силу 30 декабря 1996 г

Применяется в отношении налогов с 1 января 1997 г.

Текст Соглашения опубликован в журнале «Иностранный капитал в России», 1996, N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 февраля 1998 г., N 8, ст. 913, в Бюллетене международных договоров, май 1998 г., N 5

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года и Протокол к нему от 29 мая 1996 года (Висбаден, 15 октября 2007 г.)

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций распределение

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Соглашение об избежании двойного налогообложения

Порядок налогообложения в РФ доходов, полученных в иностранном государстве, и заграничного имущества зависит не только от того, в какой стране возник объект налогообложения и является ли лицо, получившее доход или владеющее имуществом, налоговым резидентом РФ. Порядок этот зависит и от того, заключен ли между РФ и иностранным государством договор об избежании двойного налогообложения.

Читайте так же:  Земельный налог увеличился

Договор как метод устранения двойного налогообложения

Рассматривая принципы налоговой системы, мы отмечали, что одним из них является принцип однократности, т. е. недопустимости повторного взимания налога с одного и того же объекта за один и тот же период времени.

Однако исходя из особенностей налогового законодательства в разных странах, один и тот же объект может одновременно подпадать под обложение налогом в обеих странах. К примеру, дивиденды, полученные в иностранном государстве физическим лицом, являющемся налоговым резидентом РФ.

Для избежания двойного налогообложения РФ заключает с иностранным государствами специальные соглашения. И, например, уплаченный в иностранном государстве налог с дивидендов в указанном выше случае может быть зачтен при исчислении налога в РФ. Но сделать это можно только при наличии с иностранным государством соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения (п. 2 ст. 214 НК РФ).

При этом такие международные договоры имеют высшую юридическую силу по сравнению с российским налоговым законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ).

В этих соглашениях указываются лица, к которым договоры применяется, налоги, на которые распространяется соглашения, а также порядок их применения к конкретным налогооблагаемым объектам.

Такие договоры или соглашения также часто именуются конвенциями.

С какими странами РФ заключила соглашения?

В соответствии с Информационным письмом Минфина России на 01.01.2018 действуют 83 международных договора об избежании двойного налогообложения между РФ и другими государствами. По сравнению с данными на 01.01.2017 перечень пополнила Бразилия. Список международных договоров приведен на сайте Минфина РФ по ссылке.

Приведем некоторые из них:

№ п/п* Государство Дата подписания Дата вступления в силу Применяется с

1 Австралия 07.09.2000 17.12.2003 01.01.2004 8 Белоруссия 21.04.1995 20.01.1997 01.01.1998 12 Бразилия 22.11.2004 19.06.2017 01.01.2018 13 Великобритания 15.02.1994 18.04.1997 01.01.1998 17 Германия 29.05.1996 30.12.1996 01.01.1997 21 Израиль 25.04.1994 07.12.2000 01.01.2001 29 Казахстан 18.10.1996 29.07.1997 01.01.1998 34 Китай 13.10.2014 09.04.2016 01.01.2017 37 Корея 19.11.1992 24.08.1995 01.01.1996 40 Латвия 20.12.2010 06.11.2012 01.01.2013 66 Соединенные Штаты Америки 17.06.1992 16.12.1993 01.01.1994 67 Таджикистан 31.03.1997 26.04.2003 01.01.2004 72 Украина 08.02.1995 03.08.1999 01.01.2000 75 Франция 26.11.1996 09.02.1999 01.01.2000 83 Япония 18.01.1986 27.11.1986 01.01.1987

* по Списку на 01.01.2018, приведенному в Информационном письме Минфина России.

Минфин РФ опубликовал разъяснения по вопросам применения Соглашения между Россией и Германией об избежании двойного налогообложения

Об отдельных вопросах применения Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Министерство финансов Российской Федерации информирует об отдельных вопросах применения Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года.

Согласно подпункту а) пункта 1 статьи 10 российско-германского Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5 процентов от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, располагает по меньшей мере 10 процентами уставного или складочного капитала компании и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 160 000 немецких марок или эквивалентную сумму в рублях.

Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным министерством финансов Федеративной Республики Германия как компетентными органами в смысле Соглашения 29 мая 1996 года согласовано, что условие о минимальной доле участия должно быть соблюдено на момент первоначального осуществления инвестиций без ежегодного перерасчета на момент выплаты дивидендов.

Согласно подпункту а) пункта 2 статьи 10 российско-кипрского Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100.000 долларов США.

Между компетентными органами достигнуто общее понимание, что указанное условие должно быть соблюдено на момент первоначального осуществления инвестиций и не подлежит ежегодному перерасчету на момент выплаты дивидендов.

Однако, ни российско-германское Соглашение, ни российско-кипрское Соглашение не содержат положений, предусматривающих, что применение норм подпункта а) пункта 1 статьи 10 российско-германского Соглашения и подпункта а) пункта 2 статьи 10 российско-кипрского Соглашения возможно исключительно в случае, если лицо становится владельцем доли в капитале компании в результате осуществления однократной инвестиции в капитал компании в размере, установленном соответственно в подпункте а) пункта 1 статьи 10 российско-германского Соглашения и подпункте а) пункта 2 статьи 10 российско-кипрского Соглашения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, резидент Германии или резидент Кипра (в зависимости от ситуации) может достигнуть размера вложения в капитал компании, установленного соответственно подпунктом а) пункта 1 статьи 10 российско-германского Соглашения и подпунктом а) пункта 2 статьи 10 российско-кипрского Соглашения, как в результате осуществления однократной инвестиции соответствующего объема, так и в результате нескольких инвестиций.

Учитывая вышеизложенное, под моментом первоначального осуществления инвестиций понимается момент достижения долей участия минимального уровня, установленного в подпункте а) пункта 1 статьи 10 российско-германского Соглашения и подпункте а) пункта 2 статьи 10 российско-кипрского Соглашения и применение льготной ставки в размере 5 процентов возможно, начиная с момента достижения такого минимального уровня.

Источники

Соглашение об избежании двойного налогообложения с германией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here