Срок налоговой проверки 3 года

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Срок налоговой проверки 3 года". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть

Иногда не так страшен факт приближающейся выездной ревизии, сколько сам период выездной налоговой проверки. А вдруг каких-то документов не хватит или о них вообще забыли за давностью лет? Проясним этот момент в нашей консультации.

Главное правило

Сразу отметим, что проверяемый период выездной налоговой проверки иначе также именуют глубиной или давность ревизии. Данный вопрос регулирует п. 4 ст. 89 НК РФ. За последние годы он не претерпел серьезных изменений.

Суть в том, что контролеры при назначении выездных мероприятий могут изучать не более трех лет деятельности компании. Без учета года, в которым принято решение о выездном контроле. Важное уточнение: речь идет именно о календарных годах. То есть, периодах с 1 января по 31 декабря включительно.

ПРИМЕР
В отношении ООО «Гуру» начальник ИФНС в декабре 2016 года принял решение назначить выездные налоговые мероприятия. Какой период охвачен выездной налоговой проверкой? Это значит, что в давность этой ревизии попадают годы с 2013 по 2015-й.

И несмотря на, казалось бы, жесткое правило, в решении о выездной ревизии все равно прописывают, за какой период проводится выездная налоговая проверка. Естественно, он может быть и много меньше трех лет. Далее – показана часть формы решения о ее назначении.

Исключение одно, и касается оно только участников региональных инвестиционных проектов. Вот выдержка из Налогового кодекса:

Также см. «Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством».

Отдельное отношение у закона и, соответственно, проверяющих, к уточненной отчетности. Так, в случае подачи этого документа инспекторы не ограничены правилом трех лет и обязательно «залезут» в период, за который вы уточняете свои отношения с бюджетом. Так что, будьте на чеку.

Когда назначают

С вопросом, какой период проверяет выездная налоговая проверка, тесно связан другой – о сроке назначения выездных мероприятий.

Момент назначения выездной ревизии отдан на откуп налоговой практике. Обычно это происходит, когда прошли сроки сдачи итоговой отчетности по налогам, которые интересуют ИФНС. Кроме того, инспекторы всегда стараются выездной налоговой проверкой охватить периоды по налогу целиком. То есть, завершенные. Иначе опять же – нечего проверять.

Имейте в виду: старые «налоговые грехи», выходящие за рамки трех лет, которые вдруг обнаружат инспекторы, не должны вести за собой негативных налоговых последствий. Застарелые недочеты и т. п. не могут стать причиной доначислений.

ПРИМЕР
Инспекторы в рамках выездной проверки имели право изучить период с 2014 по 2016 год. В то же время, они нашли у фирмы кредиторскую задолженность, с которой нужно было решить вопрос в налоговом учете еще в 2012 году. При таком исходе, доначисление налога будет незаконным. Фирма может обратиться к вышестоящим налоговикам, в суд и рассчитывать на свою победу.

В этом свете напомним об уточненной отчетности. Инспекторы могут вынудить подать такую декларацию за период ошибки, который выездная проверка уже не охватывает. Следовательно, тем самым они обеспечат себе возможность выйти за давность текущей проверки. Так что, будьте бдительны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).
Читайте так же:  Земли не облагаемые налогом

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет

Выездная проверка обычно охватывает 3 календарных года деятельности налогоплательщика. При этом в НК РФ существует такое понятие, как повторная выездная проверка. Что и когда налоговики могут проверить повторно, узнайте из нашего материала.

Текущий период

А как быть с годом, в котором проверка назначена? Попадает ли он под налоговый контроль? Увы, но в Налоговом кодексе про это напрямую не сказано.

По идее, за текущий период проведение выездной налоговой проверки тоже возможно. Однако на практике в этом обычно нет смысла. Сами подумайте: настоящий период инспекторам удобнее и выгоднее мониторить сначала путем изучения сданной вами отчетности в рамках камерального контроля. Ведь, не надо никуда выезжать за пределы инспекции, чтобы «лопатить» немереные горы бумажных документов и электронных массивов, архивов. Кроме того, результат камерального анализа сразу дает понять – есть ли чем поживиться на выездном контроле. Вдобавок, согласно правилу «трех лет», текущий год никуда не убежит. Его можно спокойно проверить и после.

Читайте так же:  Контроль над деятельностью финансовых организаций

Еще одна причина, по которой инспекторы не уделяют особого внимания году, когда назначена выездная налоговая проверка, кроется в механизме налогообложения. У многих налогов период определения итоговой налоговой базы составляет календарный год. К примеру, на «упрощенке», у налога с прибыли, с имущества. Следовательно, до начала следующего года инспекторам проверять просто-напросто нечего.

ПРИМЕР
В фирму, которая работает на «упрощенке», пришла выездная проверка, которая назначена с 1 августа 2016 года. Контролеры выявили ряд нарушений, связанных с перечислением авансовых платежей по УСН. Однако привлечь к ответственности на неуплату по ст. 122 НК РФ они не могут. Дело в том, что санкция действует только при неуплате налога, а не авансов по нему.

В отношении периода выездной налоговой проверки особняком стоит подоходный налог. Его инспекторы включают в выездную проверку и за период ее назначения. Хотя налоговый период по нему – год, обязанности налогового агента по НДФЛ не связаны с его окончанием. Так, брать налог с зарплаты и отдавать в казну нужно в иные, более короткие сроки. Поэтому, инспекторы могут в настоящем году не только сделать доначисление, но добавить пени, штрафную санкцию.

Кстати, изложенный подход поддерживал ВАС РФ. По этой ссылке можно ознакомиться с логикой высших арбитров: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx? >

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

Видео (кликните для воспроизведения).

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Читайте так же:  Постановка на упрощенную систему налогообложения

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Когда повторная проверка может выходить за рамки 3 лет

Такие ситуации обычно рассматриваются судами. Например, в постановлении от 11.11.2014 № Ф05-12625/2014 по делу № А40-54040/13 арбитры Московского округа признали правомерным проведение в 2013 году повторной выездной проверки периодов 2009 года, за которые налогоплательщик подал уменьшающие налог уточненки.

Компания считала, что на повторную проверку должно распространяться установленное абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ ограничение проверяемого периода. То есть этот период не должен превышать 3 календарных лет до года начала проверки. А следовательно, проверили ее неправомерно.

Однако суды с ней не согласились, указав, что при представлении уточненной декларации с суммой налога, которая меньше ранее заявленной, инспекция вправе проверить и более ранние периоды. Арбитры подчеркнули, что в данном случае налоговики не связаны указанным трехлетним сроком. Ведь возможность проверить любой уточняемый период прямо следует из абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ.

Аналогичное мнение не раз высказывали и чиновники.

Заметим, что также не в пользу налогоплательщиков решается вопрос о проведении первичной проверки уточняемых периодов, лежащих за рамками 3 лет.

О возможности проведения проверки «старых» уточняемых периодов, если ранее они не проверялись, см. в нашем материале «Вправе ли налоговики проверить период, выходящий за рамки трех лет, при предоставлении уточненной декларации?».

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Что такое повторная выездная проверка и когда она проводится

В п. 10 ст. 89 НК РФ указано, что повторная выездная налоговая проверка – это выездная проверка, проводимая;

  • независимо от времени проведения предыдущей проверки;
  • по тем же налогам и за тот же период.

При повторной выездной проверке может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом в абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ сказано, что при назначении повторной проверки не действуют ограничения, указанные в п. 5 данной статьи (по количеству проверок в течение календарного года и др.)

НК РФ определяет 2 случая, когда проводится повторная проверка (абз. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Если вышестоящему органу необходимо проконтролировать работу налогового органа, проводившего проверку.
  2. Если налогоплательщик подал уточненку с уменьшенной суммой налога, повторную проверку будет проводить та же инспекция, которая ранее проводила выездную проверку у данного лица, и проконтролировать могут только тот период, за который представлена уточненная декларация.

Таким образом, в случае представления вами уточненной декларации с суммой налога к уменьшению за периоды, которые ранее уже проверялись, инспекция вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, даже если он выходит за рамки 3 лет, предшествующих году назначения проверки. Подробности – в следующем разделе.

Итоги

Если вы подали уточненку с уменьшенной суммой налога, ожидайте прихода повторной выездной проверки (если первичная проверка уже прошла). Проверить контролеры могут периоды, выходящие за рамки 3 лет. Абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ позволяет в такой ситуации проверять любой уточняемый период.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.
Читайте так же:  Форма уведомления на имущественный вычет

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Сроки проверок: памятка для бухгалтера

ИФНС, фонды, трудинспекция. Сколько же контролирующих органов приходится на одного бедного бухгалтера! И безусловно, проводимые ими проверки отвлекают от текущей работы. Мы хотим хоть немного облегчить вам жизнь, поэтому собрали основную «проверочную» информацию в таблицу. Она поможет разобраться в том, как часто придется общаться с проверяющими и сколько времени займет это общение. И учтите, что в таблице приведена информация только по плановым проверкам.

Периодичность проведения проверки Срок проведения проверки Максимальный проверяемый период
Камеральная проверка
После каждой представленной декларации (расчета, отчетности) 3 месяца с момента представления декларации (расчета, отчетности Период, за который представлена декларация (расчет, отчетность
Камеральная проверка ФСС
После каждой представленной отчетност 2 месяца с момента представления отчетности, а при обращении за выделением средств на возмещение расходов по обязательному соцстрахованию или страхованию от несчастных случаев — в течение 10 дней с момента представления всех подтверждающих документо Период, за который представлена отчетность, а при выделении средств — еще и период, который отражен в промежуточной расчетной ведомости по средствам
Проверяющие «камералят» абсолютно все декларации (расчеты, отчетность). Но запросить какие-либо документы или пояснения у вас могут только в случае обнаружения ошибок, заявления НДС к возмещению или наличия льгот по уплате налогов и страховых взносо
Выездная налоговая проверка (ВНП)
Не более двух ВНП в Но вряд ли налоговики будут вас проверять так часто. Ведь им нужны доначисления, а «набрать» их проще за более продолжительный проверяемый период 2 месяца с момента вынесения решения о проведении проверк Не более 3 календарных лет, предшествующих году проверк Например, в 2013 г. у вас могут проверить 2012 гг.
ВНП может быть:
  • продлена до 4, а иногда и до 6 месяце и приостановлена на срок до 6 месяцев (в исключительных случаях — до 9 месяцев
  • проведена и за более ранний период, чем 3 года, предшествующих проверке, если в ходе ВНП будет представлена уточненка за период более ранний, чем охваченный данной
  • проведена и у ваших филиалов или представительств по региональным и местным налогам. В данном случае налоговикам на проверку этих филиалов отводится
  • комплексной или тематическо Как правило, с учетом возможной периодичности, если налоговики и запланировали в течение года провести две проверки у одной организации, то проверка проводится отдельно по НДФЛ и отдельно по другим налогам. Две комплексные проверки в одном году инспекторы проводят редко
Читайте так же:  Возврат налога если квартира продана
Плановая совместная выездная проверка ПФР и Не чаще одного раза в 2 месяца с момента вынесения решения о проведении проверк Не более 3 календарных лет, предшествующих году проверк 1. Проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев, а иногда и до 9 месяце
2. Срок проверки обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и самостоятельно начисляющего зарплату (иные выплаты) сотрудникам или другим физлицам, не должен превышать 1 месяц
Проверка ККТ и полноты учета выручки Не установлен То есть налоговики могут приходить к вам в гости хоть каждый день При проверке:
  • ККТ — не более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на проверк
  • полноты учета выручки — не более 20 рабочих дней с даты вручения поручения на проверк
Не установлен. Логично предположить, что проверкой будет охвачен незначительный период: месяц-два. Ведь оштрафовать вас могут только в течение 2 месяцев со дня совершения нарушени Плановые документарные проверки, не связанные с проверкой правильности исчисления налогов и страховых взносов (проверки трудинспекции и т. п.) Не чаще одного раза в Не более 20 рабочих дней на каждую проверку (то есть каждым контролирующим органом Не установлен. Как правило, период с момента окончания предыдущей проверки до начала настоящей проверки, но не более 3 лет Плановые выездные проверки, не связанные с проверкой правильности исчисления налогов и страховых взносов (проверки трудинспекции, пожарного надзора, Роспотребнадзора и т. п.) Не чаще одного раза в Не более 20 рабочих дней на каждую проверку (то есть каждым контролирующим органом), но есть исключения. Если вы относитес
  • к малым предприятиям (ИП), то общий срок плановых выездных проверок не должен превышать 50 часов в год;
  • к микропредприятиям (ИП) — 15 часов в год.

Например, вы малое предприятие и трудинспекция находилась на вашей территории 20 часов. Соответственно, у других контролирующих органов на проверку остается в общей сложности 30 часов

Не установлен. Как правило, период с момента окончания предыдущей проверки до начала настоящей проверки, но не более 3 лет 1. При ведении организацией (ИП) определенных видов деятельности в социальной сфере, сфере образования или здравоохранения как документарные, так и выездные проверки могут проводиться чаще, чем один раз в Например, если организация продает лекарственные средства.
2. Если у вас есть филиалы или представительства в других субъектах РФ, то их тоже могут проверить (в ходе документарной или выездной проверки). При этом общий срок проверки не должен превышать 60 рабочих дне
3. Выездная проверка может быть продлен
  • не более чем на 15 часов для малых предприятий и микропредприятий (ИП);
  • не более чем на 20 рабочих дней — для других организаций и ИП

Более подробную информацию о тонкостях проведения проверок и отклонениях от общих сроков можно найти в соответствующих законах и регламентах каждого из контролирующих органов. Например, сотрудники пожарного надзора проводят только выездные проверк а сотрудники ФМС могут проверять организации ежегодн

Конечно же, бухгалтерам было бы проще, если бы о предстоящей проверке они узнавали заранее. К сожалению, ИФНС свои планы проверок не афишируют. А вот информацию о плановых проверках других ведомств можно найти:

  • вас собираются проверить сотрудники ПФР и ФСС — на портале ФСС в вашей личной карточке страхователя. Но там нужно предварительно зарегистрироваться;
  • речь идет о проверках, не связанных со страховыми взносами, — на сайте прокуратуры вашего региона в разделе «Сводный план проверок».

Но в любом случае мы вам искренне желаем пореже встречаться с проверяющими!

Срок проведения камеральной проверки в 2019 году

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Источники

Срок налоговой проверки 3 года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here