Срок составления акта камеральной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Срок составления акта камеральной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

Indypendenz / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected]).

В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Сколько длится камеральная проверка налоговой декларации по налоговому вычету

Налоговые декларации представляются в обязательном порядке юрлицами и ИП. Граждане сдают декларацию по ф. 3-НДФЛ для получения налоговых вычетов по этому налогу, например по расходам на лечение (об этом вычете рассказывается в нашем материале по ссылке: (Возврат налога за платные медицинские услуги). В большинстве случаев декларации подвергаются камеральной проверке (ст. 88 Налогового кодекса). Как правило, в ходе нее выявляются очевидные ошибки в расчетах, а также несоответствия в документах, которыми удостоверяются расходы, и др.

В письме Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949 указано, что право физлица на получение налогового вычета по НДФЛ подтверждается в ходе камеральной проверки декларации по НДФЛ.

Сколько длится камеральная налоговая проверка, можно узнать из ст. 88 НК РФ. В ней содержится норма о сроке проведения камеральной налоговой проверки, ограниченном 3 месяцами с даты поступления декларации. Рассмотрим порядок исчисления срока камеральной проверки налоговой декларации, а также обстоятельства, которые влияют на фактическую продолжительность контрольных мероприятий.

Уклонение от получения акта

Если вы откажетесь расписываться в акте либо будете иным образом уклоняться от его получения, инспектор сделает на последней странице всех экземпляров акта соответствующую запись, заверив ее своей подпись И тогда акт проверки вам направят по почте заказным письмо

Сделать это должны также в течение 5 рабочих дней со дня составления В этом случае датой вручения акта будет считаться шестой рабочий день, исчисляемый со дня, следующего за днем отправки письм

Избегать получения акта или отказываться от его подписания смысла нет. На дальнейшее рассмотрение материалов проверки это никак не повлияет, а вот вызвать негативную реакцию со стороны налоговиков может.

Однако если ИФНС направит вам акт письмом, не имея доказательств того, что вы уклонялись от его получения, и, например, плохой работы почты вы не получите акт либо получите его слишком поздно, суд может признать решение по проверке незаконны Ведь было нарушено ваше право на ознакомление с актом проверки и представление на него возражени.

Акт камеральной проверки

Похожие публикации

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика. Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью. Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют. Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям. Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться.

Приостанавливается и прерывается ли камеральная проверка при направлении требований и представлении уточненной декларации

В случаях, указанных в НК РФ, для уточнения информации проверяемому лицу могут быть направлены запросы (п. 7 ст. 88 НК РФ):

  • об истребовании дополнительных документов для подтверждения права на вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ);
  • с предложением в 5-дневный срок сделать уточнения при выявлении ошибок или противоречий (пп. 3, 4 ст. 88 НК РФ, см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

Время ожидания ответа не влияет на общую продолжительность проверочного периода, составляющего 3 месяца. Однако при сдаче уточненной декларации начинается новая проверка. При этом у проверяющих есть возможность использовать данные, полученные при ревизии первоначальной редакции документа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Оформление результатов камеральной налоговой проверки в виде акта

Камеральная проверка зачастую заканчивается без составления итогового документа. В этом случае следует считать, что какие-либо отклонения от норм законодательства в представленных документах отсутствуют. Налоговый орган составляет акт камеральной налоговой проверки только в том случае, если в ходе нее обнаружены нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).

До составления акта камеральной налоговой проверки при обнаружении каких-либо расхождений или противоречий в документах налоговый орган направляет требование о предоставлении пояснений, на которое проверяемое лицо должно отреагировать в течение 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Хочу открыть ип какие налоги

Согласно правовой позиции Конституционного суда, это не право, а обязанность налогового органа (определение КС РФ от 12.07.2006 №267-О). Решение о том, воспользоваться ли правом на предоставление пояснений и документов, остается за проверяемым лицом. При этом непредоставление им каких-либо сведений может стать основанием не только для составления акта, но и для последующей критичной оценки аргументации налогоплательщика в суде (см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

Срок для обжалования акта камеральной налоговой проверки

Обжалование акта не является таковым по сути, т. к. не влечет его отмены. По результатам рассмотрения этого документа выносится решение определенного содержания (пп. 6, 7 ст. 101 НК РФ).

Письменно возразить можно:

  • На акт. Срок — не более 1 месяца после его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
  • Результаты допмероприятий — в 10-дневный срок (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • Путем подачи уточненной декларации до принятия решения. О том, что этот документ выполняет функцию возражений, есть указание в п. 16 (СК по эконом. спорам) Обзора судебной практики № 4 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016. Принятие этого документа во внимание (с назначением допмероприятий) или непринятие для целей пересмотра позиций по данному акту (в этом случае проводится отдельная проверка) входит в сферу компетенции налогового органа.

Итак, акт камеральной налоговой проверки издается только при обнаружении нарушений в 10-дневный срок по ее завершении. При подаче уточненной декларации до ее окончания проверочные мероприятия проводятся заново, что отсрочивает принятие акта на период новой проверки. Проверяемое лицо вправе изложить свои доводы в виде возражений и уточнения.

Процедура оформления результатов налоговых проверок – на что налогоплательщику обратить внимание

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени, штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. После фиксации в акте налоговой проверки обнаруженных нарушений, налогоплательщик, не согласный с ними, должен подготовить возражения. Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов проверок, подачи возражений посвящено это интервью.

— Какой документ составляется при окончании налоговой проверки?
Составление справки о проведенной проверке предусмотрено только для выездной налоговой проверки (пункт 15 статьи 89 НК РФ). Проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку в последний день проверки.
В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки. Форма справки приведена в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]
Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.
Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

— Когда должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
Акт составляется не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта должна соответствовать Приложению 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected]
Если проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).
Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.
Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

— Как акт передается налогоплательщику?
Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты подписания под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.
Акт составляется после окончания проверки, то есть проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика. Поэтому вручение акта под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.
Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.
Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

— Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?
Один месяц со дня получения акта налоговой проверки. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.
До истечения указанного месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).
Независимо от представления или непредставления возражений налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принять участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.
Но при направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если непосредственно участвовать в рассмотрении материалов налогоплательщик не предполагает.

— Если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок?
Обязательно следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить по уважительным причинам отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату.
В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/[email protected]).

— Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?
Не обязательно. Налогоплательщик извещается о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.
Несмотря на то что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие остается правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

— Каков срок рассмотрения материалов налоговой проверки?
Решение должно быть принято в течение 10 дней после истечения месячного срока на подачу возражений. Но указанный срок может быть продлен на один месяц. Кроме того, срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

— Как оформляются результаты дополнительных мероприятий?
Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным решением не оформляются.

Читайте так же:  Способы оптимизации налога на прибыль организаций

— Какой срок отводится на подготовку налогоплательщиком возражений по материалам, полученным в ходе дополнительных мероприятий?
Если налогоплательщик знакомится с материалами допмероприятий отдельно, то в протоколе должна быть отметка о согласованном сроке для представления возражений.
Если лицо, получив уведомление о рассмотрении материалов проверки, направило заявление об ознакомлении с материалами дела, налоговый орган обязан ознакомить это лицо с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее чем за 2 дня до рассмотрения материалов налоговой проверки.

— А если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки или материалов допмероприятий?
Налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с материалами проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной НК РФ.
Если решение по проверке основано, например, на материалах, полученных в ходе допмероприятий, и которые у проверяемого лица отсутствовали, то такое решение будет признано незаконным.
Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить допущенное указанное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения с участием налогоплательщика всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.

— Должен ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?
Такой обязанности нет. Решение не обязательно должно быть принято в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение налогоплательщика о времени и месте вынесения решения также не предусмотрено – его известят уже о подписанном решении.
Если налоговым органом проводились допмероприятия, то принимая во внимание постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, сроки принятия решения могут быть следующими.
В случае извещения лица о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля решение должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом возражений на материалы.
Если с учетом обстоятельств конкретного дела, в том числе характера и объема полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля материалов, они не направлялись проверяемому лицу, 10-дневный срок для принятия налоговым органом указанного решения должен исчисляться с момента истечения срока проведения таких мероприятий.

— Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?
Да – решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение срока давности привлечения к ответственности.

— Если налоговым органом пропущены сроки вынесения решения по материалам проверки?
Пропуск срока вынесения решения не влечет его недействительности.
Перенос рассмотрения материалов проверки допустим, в том числе для обеспечения возможности налогоплательщику ознакомиться со всеми материалами проверки.
Несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Сроки осуществления принудительных мер учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ (пропуск сроков рассмотрения не продлевает срок взыскания).
Доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в рамках оспаривания требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного на основании статьи 70 НК РФ, решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Составление акта камеральной налоговой проверки

Есть ли последствия нарушения срока проведения проверки

Вопрос о том, возможна ли отмена решения на основании превышения установленной продолжительности проверочных мероприятий, был разрешен так: 3-месячный срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и его окончание не может воспрепятствовать выявлению налогового нарушения (п. 9 Обзора практики разрешения…, утв. инф. письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Завершение проверки не фиксируется определенным образом, справка по итогам проверки не составляется. Даты ее начала и окончания указываются в акте. Таким образом, в случае обнаружения нарушений к 3 месяцам прибавляется 10 дней для составления акта и 5 дней для его вручения.

Нарушение этих сроков не влечет отмену решения, принятого по итогам проверочных мероприятий, поскольку 3-месячный срок не указан в ст. 88 НК РФ как пресекательный, последствия его пропуска в НК РФ отсутствуют (постановление АС ПО от 23.06.2016 по делу № А06-9110/2015).

Итак, камеральная проверка должна быть завершена через 3 месяца после поступления декларации в налоговый орган. Этот срок продлению не подлежит. Однако при обнаружении нарушений может быть дан месячный срок на проведение дополнительных контрольных мероприятий. Ко всем этим срокам прибавляется 10-дневный срок для составления акта и 5-дневный для направления документов проверяемому лицу. Для проверки деклараций по НДС данный срок с 03.09.2018 составляет – 2 месяца и может быть продлен до 3-х при выявлении нарушений.

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

В течение какого срока составляется акт камеральной налоговой проверки?

Содержащие основные результаты налоговой проверки документы представляются…

1-й экземпляр акта должен быть в 5-дневный срок вручен проверяемому лицу. При его отказе от этого в акте делается соответствующая запись, и он направляется по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ). Акт выдается зачастую без приложения, т. к. подразумевается наличие у проверяемого лица всех документов. Одновременно с актом вручается или направляется почтой извещение о дне рассмотрения материалов. На возражения отводится 1 месяц от даты получения акта (при отправке по почте таким днем считается 6-й день с момента отправки). Возможно предоставление дополнительных документов, подтверждающих заявленные доводы.

2-й экземпляр акта вместе с приложениями и поступившими возражениями передается руководителю для принятия решения. На это отводится 10 дней (период отсчитывается с окончания срока для представления возражений), с возможностью продления не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Наряду с применением ответственности или отказом от этого одним из вариантов решения является назначение дополнительных проверочных мероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ). Их цель — изыскание доказательств нарушения при недостаточности имеющихся. Результаты дополнительных мероприятий фиксируются в дополнении к акту проверку. Проверяемое лицо вправе представить по такому дополнению свои возражения в течение 15 дней с момента его получения (пп. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).

Итак, акт проверки составляется по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными ФНС РФ. В некоторых случаях, при недостаточности аргументации выводов, изложенных в этом документе, могут быть назначены мероприятия, направленные на получение дополнительных доказательств нарушений, перечисленных в акте. Результаты допмероприятий фиксируются в дополнении к акту. Возражения можно представить как на акт, так и на дополнение к нему.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Вручение акта налоговой проверки

Итак, налоговая проверка завершилась. То есть истекли 3 месяца со дня представления отчетности, если речь идет о камералке, или вы получили на руки справку о проведенной выездной налоговой проверке (ВНП).
По итогам проверки инспекция составляет Причем если при ВНП акт оформляется всегда, независимо от результатов проверки, то при камералке — только если в ходе нее были выявлены нарушения налогового законодательств
Именно из акта вы узнаете, что же налоговикам удалось «накопать», и уже на его основе будете готовить возражения.

Читайте так же:  Размер налога для ип

Возражение на акт камеральной проверки

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Каков момент начала срока проведения камеральной проверки

В законодательстве не установлен порядок определения даты начала и даты завершения срока проведения камеральной налоговой проверки. В акте, издаваемом только при обнаружении отклонений, указывается дата ее начала (п. 3 ст. 100 НК РФ). Она может быть позднее даты поступления документов, поскольку такая проверка осуществляется сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, без отдельного решения о ее назначении. О ее начале проверяемое лицо не уведомляется.

Начало течения отведенного ст. 88 НК РФ периода, в рамках которого должны быть выполнены все необходимые проверочные действия, отсчитывается с момента фактического поступления декларации в налоговый орган одним из установленных способов:

  • по телекоммуникационным каналам связи;
  • путем сдачи уполномоченному лицу;
  • путем направления по почте.

В п. 2 письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что проверка не может быть начата ранее даты поступления декларации в налоговый орган, поэтому отсчет этого периода не может начаться с даты отправки документов посредством почтовой связи.

Сколько составляет продолжительность камеральной налоговой проверки

По общему правилу, каков срок проведения камеральной налоговой проверки, определяется наступлением наиболее раннего из следующих обстоятельств:

  • истечением 3-месячного срока с поступления первоначальной или уточненной декларации;
  • фактическим завершением в соответствии с датой, проставленной в акте налоговой проверки.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 14883/10 указано, что проверка должна быть завершена в пределах установленного 3-месячного срока.

Важно! С 03.09.2018 при проверке деклараций по НДС срок проверки составляет 2 месяца, который может быть продлен до 3-х месяцев при выявлении нарушений (см. п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

При отсутствии нарушений она завершается без составления итогового документа, о ее результате проверяемому лицу не сообщается. Акт подлежит составлению только при обнаружении факта налогового нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). На это отводится 10 дней после окончания проверки.

В целях изыскания дополнительных доказательств обнаруженного налогового нарушения руководитель налогового органа или его заместитель может назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, включая истребование документов (п. 6 ст. 101 НК РФ). Принятие подобных решений не означает продления срока проверки (постановление 15-го ААС от 02.02.2015 № 15АП-23495/14). Однако на этот срок откладывается принятие решения по ее результатам, которое выносится после выполнения дополнительных мероприятий и таких действий, как направление акта налогоплательщику, представление им возражений.

Срок составления акта камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка (ст. 88 Налогового кодекса) относится к числу рутинных контрольных мероприятий, выполняемых сотрудниками налоговых органов согласно внутреннему распределению обязанностей. Ей подвергается основная масса представляемых деклараций. Кроме того, в отдельных случаях она может быть проведена в случае непредставления этого документа (абз. 2 п. 2 ст. 88 НК РФ).

О начале такой проверки не выносится какой-либо акт, по ее завершении не составляется справка. Эти даты могут быть установлены только в одном случае — если при проведении этой контрольной процедуры были обнаружены нарушения, фиксируемые в акте (п. 5 ст. 88 НК РФ).

На подготовку акта отводится 10 дней по завершении проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Сроки от начала проверки до вынесения решения складывается из таких периодов:

  1. Продолжительность камеральной проверки — до 3 месяцев (2 — для добросовестных налогоплательщиков, см. сообщение на сайте) с момента поступления налоговой декларации, 6 месяцев — при проверке иностранного лица по налогу на добавленную стоимость (п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. 10 дней — для составления акта.
  3. 5 дней — для его вручения (или 6 дней от отправки по почте) проверяемому лицу.
  4. Месяц — для подачи возражений проверяемым лицом.
  5. 10 дней — для вынесения решения (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Вопрос о том, является ли окончательным акт, составленный по первоначальному документу, может быть спорным, т. к. проверочные действия могут быть остановлены досрочно без дальнейшего возобновления.

Заполненный образец акта камеральной налоговой проверки

Форма акта должна соответствовать приложению № 23 к приказу ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected], а содержание — п. 3 ст. 100 НК РФ и требованиям, являющимся приложением № 24 к этому же приказу. Обязательные реквизиты акта (п. 3 ст. 100 НК РФ):

  • дата его подписания;
  • сведения о проверяемом лице и его адресе;
  • сведения о проверяющих (Ф.И.О., должности, место работы);
  • дата получения декларации;
  • перечень приложений;
  • проверяемый период;
  • проверяемый налог;
  • даты начала и завершения проверки;
  • проведенные мероприятия налогового контроля;
  • выявленные факты нарушений (подразумевается не перечисление фактов, а правовая оценка с указанием на обстоятельства, которыми они подтверждаются — см. постановление АС ЦО от 09.09.2015 № Ф10-2788/15 по делу № А36-4208/2014);
  • выводы и предложения по устранению нарушений, номера статей, предусматривающих меры ответственности.

Акт должен быть издан в бумажной или электронной форме. Он включает три части: вводную, описательную и итоговую. Особые требования предъявляются к описательной части: она должна отвечать требованиям объективности, обоснованности, полноты и др. Все существенные обстоятельства должны быть отражены в тексте со ссылками на документальные доказательства, субъективные утверждения не допускаются (п. 3.2 Требований).

Вручение акта

На то, чтобы составить акт проверки, у инспекторов

В течение 5 рабочих дней после даты составления акта его экземпляр должны вручить руководителю или ИП либо их уполномоченному представителю лично под расписк Запись о получении акта делается на последней странице того экземпляра, который останется у налоговиков, и заверяется вашей подписью. Заметьте, что подписание вами акта вовсе не означает, что вы выразили свое согласие с теми фактами, что в нем изложены. Ваша подпись — лишь доказательство того, что акт вам вручен.

Как правило, налоговики заранее уведомляют налогоплательщика о возможности прийти и получить акт. Например, такое уведомление они могут вручить вместе со справкой о

Когда может быть отсрочено составление окончательного акта по проверке: разные позиции

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации ранее начатые мероприятия должны быть прекращены (без составления итогового документа). Начинается новая проверка на основании новых документов, но с возможностью использования ранее полученных данных.

На разных этапах были высказаны 2 принципиально разных варианта трактовки ст. 88 НК РФ:

  1. Проверка завершается в момент вынесения решения по ней. Следовательно, если до этой даты сделано уточнение, акт аннулируется. Момент составления окончательного акта, на основании которого выносится решение, отсрочивается до завершения следующей проверки (см. постановление ФАС МО от 18.02.2013 № Ф05-1150/12 по делу № А40-68918/2011).
  2. Проверка завершается в день, указанный в акте как дата ее окончания. Представленные позднее уточненные декларации не препятствуют рассмотрению акта (см. постановление 13-го ААС от 11.11.2015 № 13АП-20855/15).

Последнее толкование является преобладающим. Один из последних по времени примеров подобного правоприменения — решение АС Костромской области от 17.08.2017 по делу № А31-14233/2016. В нем указано, в частности, что подача уточнения после ознакомления с выводами проверяющих дает возможность избежать ответственности и по этой причине невозможна.

Читайте так же:  Как заполнить декларацию доходы минус расходы ип

Таким образом, момент составления акта может быть отсрочен путем подачи уточненной декларации до завершения проверочных мероприятий по ее первичной редакции.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ. Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы. Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании. Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Кто подписывает акт налоговой проверки

По общему правилу со стороны инспекции акт должен быть подписан теми должностными лицами, которые проводили соответствующую проверк Например, в случае с выездной проверкой это все инспекторы, указанные в решении о проведении в составе проверяющей группы.

Однако подписание акта инспектором, не участвовавшим в проверке, — это малозначительный недочет. Ведь он никак не нарушает ваших прав как налогоплательщика и не мешает участвовать в процессе рассмотрения материалов проверк Так же как и отсутствие в акте выездной проверки подписей всех инспекторов, принимавших в ней участи Поэтому такие нарушения со стороны ИФНС вы вряд ли сможете использовать как повод для отмены решения по проверке.

Акт камеральной проверки

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Возражения по акту выездной налоговой проверки

Возражения должны быть четко сформулированными, информативными, краткими с точным перечислением фактов, с которыми проверяемая компания не согласна.

Эффективные возражения по акту налоговой проверки

Определяемся со сроками подачи возражений

После получения акта налоговой проверки (как выездной, так и камеральной), с которым вы не согласны полностью или частично, у вас есть месяц для подачи возражени й п. 6 ст. 100 НК РФ . Начало отсчета этого месячного срока — день, следующий за тем, когда получили акт проверк и п. 2 ст. 6.1 НК РФ . В свою очередь, дата получения акта зависит от способа, которым вам его направила инспекци я п. 4 ст. 31 НК РФ; Распоряжение ФНС от 31.12.2015 № [email protected] .

Форма передачи акта Способ передачи акта инспекцией Дата получения акта по правилам НК РФ
В бумажном виде Лично под расписку руководителю организации или ИП (или доверенному лицу) Фактическая дата получения акта
По почте заказным письмом 6-й рабочий день с даты отправки заказного письма инспекцие й п. 4 ст. 31, абз. 2 п. 5 ст. 100, пп. 2, 6 ст. 6.1 НК РФ
В электронном виде По телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота Дата, указанная в квитанции о приеме. Такую квитанцию надо направить инспекции по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки акта инспекцие й пп. 11, 14 Приказа ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected]
По телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет налогоплательщика День, следующий за днем размещения акта в личном кабинете налогоплательщик а п. 4 ст. 31 НК РФ

Месячный срок представления возражений истекает в соответствующее дате получения акта проверки число месяца, следующего за месяцем получения акта п. 5 ст. 6.1 НК РФ . Например, акт получен 13.07.2018. Письменные возражения можно представить в инспекцию не позднее 13.08.2018.

Если последний день подачи возражений приходится на выходной, то можно представить их в инспекцию и на следующий рабочий день п. 7 ст. 6.1 НК РФ .

Инспекция не может принять решение по материалам налоговой проверки до истечения срока, отведенного для представления письменных возражений. В том числе инспекция не вправе вынести решение в последний день такого срок а Письмо Минфина от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331 .

То есть если налогоплательщик имеет право представить письменные возражения не позднее 13.08.2018, то решение по проверке должно быть принято начиная с 14.08.2018.

Отметим, что направлять в инспекцию письменные возражения не обязательно. Представитель организации может дать устные пояснения непосредственно во время рассмотрения материалов налоговой проверк и п. 4 ст. 101 НК РФ . Однако, несомненно, в письменных возражениях вы сможете более четко сформулировать, с чем не согласны, и аргументировать свою позицию. Да и проверяющим будет проще понять то, что стройно изложено на бумаге. К тому же у них будет больше времени подумать над вашими возражениями и, возможно, согласиться с их обоснованностью.

Составляем возражения

Утвержденной формы таких возражений нет. Так что вы можете составить возражения в произвольном виде. Но и вам, и инспекторам будет проще, если вы воспользуетесь формой, которую рекомендует на своем сайте налоговая служб а Информация ФНС от 16.04.2018 .

Рекомендованную налоговиками форму возражений можно использовать и для выражения несогласия:

с результатами дополнительных мероприятий налогового контрол я п. 6.1 ст. 101 НК РФ ;

с актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушения х п. 5 ст. 101.4 НК РФ .

Как составить возражения, чтобы инспекция к ним прислушалась? Покажем это на примере выдержек из возражений, касающихся спора о вычете авансового НДС у поставщика.

Контактное лицо: главный бухгалтер
Лучшая Галина Ивановна, телефон: 8 (495) 111-22-33 В рекомендованной ФНС форме возражений не требуется вписывать контактное лицо. Однако не лишним будет указать его — это может облегчить дальнейшее общение с инспекцией
Читайте так же:  Нулевая декларация 3 ндфл образец заполнения

ВОЗРАЖЕНИЯ
по акту налоговой проверки
от « 6 » августа 20 18 г. № 10-88/2018 Обязательно укажите реквизиты акта, к которому составлены возражения. Иначе инспекция может не связать с конкретной проверкой полученные от вас возражения

В ИФНС России № 34 по г. Москве наименование налогового органа в отношении

проведена камеральная (камеральная, выездная) налоговая проверка, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от « 6 » августа 20 18 г. № 10-88/2018 Обязательно укажите реквизиты акта, к которому составлены возражения. Иначе инспекция может не связать с конкретной проверкой полученные от вас возражения

Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании п. 6 ст. 100 части первой Налогового кодекса РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки.

Факты, изложенные в акте налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам:

В п. 2 акта указано, что ООО «Начало» неправомерно применило во II квартале 2018 г. вычет по НДС с сумм авансов.

Перечислите конкретные пункты акта, с которыми вы не согласны

Однако в соответствии с.

Опишите подробно сложившуюся ситуацию. Если требуется, сделайте ссылки на первичные и иные документы, подтверждающие спорные операции

Следовательно, налоговые вычеты заявлены правомерно.

Подведите итог описательной части — сделайте выводы

Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:
1) вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) не доначислять налог и не начислять пени за его несвоевременную уплату.

Приложения:
1. Доверенность на подписание документов от имени ООО «Начало» Г.И. Лучшей.
2. .

Если вы сослались на документы, которые нужны для обоснования ваших возражений, обязательно приложите их заверенные копии. Если вдруг вы забудете это сделать, подтверждающие документы можно будет передать в инспекцию и отдельно от возражений, либо согласовав с инспекцией срок такой передачи, либо представив их при явке в инспекцию на рассмотрение результатов проверк и п. 6 ст. 100 НК РФ .
Если же вы вообще не предъявите инспекции те документы, которые нужны для решения спора в вашу пользу, то инспекция может счесть ваши возражения безосновательными

Подписать возражения по акту может либо представитель организации, к примеру руководитель, либо уполномоченное им лицо. В последнем случае к возражениям надо приложить доверенность или иной подтверждающий полномочия документ

Подаем в инспекцию подготовленные возражения

Распечатайте и подпишите возражения в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, от которой вы получили акт, а второй храните в организации.

ФНС предлагает такие способы подачи возражений:

• или передать возражения непосредственно в инспекцию — лично либо через представител я статьи 27, 29 НК РФ . В таком случае попросите специалистов ИФНС поставить отметку о принятии возражений на вашем экземпляре;

• или отправить их в инспекцию по почте. Сохраните квитанцию об отправке.

Налоговая служба ничего не говорит о том, можно ли направить возражения по ТКС через оператора или через личный кабинет налогоплательщика.

На этот вопрос нам ответил специалист ФНС.

Возражения по акту проверки — только в бумажном виде

НОВОСЕЛОВ Константин Викторович
Государственный советник РФ 2 класса, к. э. н.

— В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика могут быть представлены документы, истребованные при проведении налоговой проверки. Они должны быть составлены по электронным форматам, установленным ФНС, и должным образом заверен ы п. 2 ст. 93 НК РФ .

Однако возражения по акту налоговой проверки не могут быть представлены по ТКС: электронный формат таких возражений не предусмотрен. Также они не могут быть представлены и через личный кабинет налогоплательщика: он может быть использован лишь в предусмотренных НК РФ случаях. А для возражений по акту налоговой проверки НК РФ не установлены особенности их подачи в налоговый орган в электронном виде п. 6 ст. 100 НК РФ .

Хотя некоторые организации направляют возражения именно в электронном виде — прикрепленным PDF-файлом, заверяя их электронной подписью. И они благополучно рассматриваются инспекциями. Однако безопаснее подавать возражения именно в бумажном виде Письмо ФНС от 09.09.2015 № СА-4-7/15871 . Ведь если вы не будете участвовать при рассмотрении результатов проверки, то инспекция может не принять во внимание ваши электронные возражения.

Если вы по каким-либо уважительным причинам не успеваете представить письменные возражения в месячный срок, сообщите об этом инспекции и попросите отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату. Инспекция рассмотрит ваше ходатайство и может пойти вам навстреч у Письмо ФНС от 07.08.2013 № СА-4-9/[email protected] .

Отслеживаем дальнейшую судьбу возражений

Ваши возражения должны быть учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки. О дате и месте такого рассмотрения инспекция должна заранее уведомить вашу организацию.

Руководитель вашей организации, иной ее представитель или доверенное лицо может присутствовать при рассмотрении материалов проверки. При этом надо иметь:

• документы, подтверждающие личность лица, представляющего интересы организации, — паспорт (заменяющий его документ);

• доверенность — для доверенного лица.

При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

Если же от вашей организации никто не пошел на рассмотрение проверочных результатов, то руководитель инспекции (его заместитель) рассмотрит ваши письменные возражения в случае, когда присутствие проверяемого лица не обязательн о п. 3 ст. 101 НК РФ . При этом руководство инспекции самостоятельно решает, обязательно или нет присутствие налогоплательщика. Как правило, оно необходимо, если, например, содержание акта неоднозначно и руководителю нужно лично опросить налогоплательщика по фактам, которые изложены в акте и в возражениях на него.

Как водителям надо придерживаться правил дорожного движения, так и налогоплательщикам лучше четко следовать правилам подачи в инспекцию возражений по акту проверки

Однако НК не обязывает налогоплательщика присутствовать на рассмотрении. Никаких санкций за неявку быть не должно. Инспекция может лишь отложить рассмотрение материалов проверки и пригласить вас к себе повторно.

Независимо от вашего присутствия при рассмотрении материалов проверки, ваши возражения могут повлиять на итоговое решение инспекции, а могут и не повлиять.

Если вы грамотно составили свои возражения, подробно описали ситуацию и привели убедительные доказательства, то возможно, что инспекция согласится с вашей позицией. Доводить дело до заведомо проигрышного судебного процесса инспекции вряд ли захочется.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) реши т пп. 6, 7 ст. 101, п. 8 ст. 101.4 НК РФ :

• или привлечь организацию к ответственности;

• или не привлекать к ответственности;

• или назначить дополнительные мероприятия налогового контроля.

Когда дополнительные мероприятия не назначаются, в итоговом решении будет указано и то, должна ли ваша организация уплатить в бюджет недоимку по налогу, пени и штраф.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если, несмотря на ваши обоснованные возражения, инспекция все же вынесла решение, с которым ваша компания не согласна, придется обжаловать его. О том, как это сделать, мы рассказывали в , 2018, № 14, с. 69.

Источники

Срок составления акта камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here