Сумма сделки без валютного контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Сумма сделки без валютного контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Валютный контроль: когда паспорт сделки не нужен

Участники ВЭД при валютном регулировании руководствуются Инструкцией Банка России №181-И. В статье разберем изменения в учете внешнеторговых сделок, предоставлении отчетной документации, сроках регистрации договоров.

Валютный контроль: что такое УНК

До марта 2018 года действовала инструкция 138-И, согласно которой участники ВЭД получали паспорт сделки (ПС). Лимит для контрактов — превышение суммы 50 000 долларов. Больше года российские экспортные и импортные компании не оформляют ПС, который был главным документом валютного контроля. Сейчас внешнеторговые соглашения ставятся на учет в банке при определенных суммах поставки.

Теперь в целях регулирования обслуживающие банковские организации присваивают УНК, который состоит из такого же набора цифр, что и отмененный ПС. Расшифровка УНК — уникальный номер контракта.

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на
Списание со счета иностранной валюты (рубле Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо

По сравнению с январем — апрелем 2014 г. внешнеторговый оборот РФ упал более чем на 30%

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием — накладную на отгрузку товара. Главное — чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки — подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени

СОВЕТ

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале — сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Кто контролирует валютные операции?

Процедура учета контрактов

Когда сумма внешнеэкономического соглашения превысила установленные лимиты, контрактодержатель обязан учитывать договор в обслуживающей банковской организации. Для получения уникального номера требуется предоставить полные сведения о внешнеэкономической операции по форме банка или текст соглашения.

Банк присваивает номер контракта не позднее следующего рабочего дня. Ранее оформление ПС занимало до 3 рабочих дней. Банк не вправе отказать в присвоении УНК при достаточности сведений и представленных документов.

Импортно-экспортная организация может продлить действие УНК, продолжив работу по зарегистрированному контракту. Для этого нужно предоставить в банковскую организацию документы о пролонгации сроков договора — дополнительные соглашения с контрагентом. Сроки — до 15 дней. В целях валютного регулирования участник ВЭД обязан сообщать о любых изменениях с предоставлением подтверждающей документации в течение 15 рабочих дней.

Новым участникам ВЭД сложно самостоятельно разбираться в валютном законодательстве, отслеживать изменения и сроки. Банки в 2019 году предоставляют расширенную услугу валютного контроля с консультациями и обучением. Закрепленный персональный менеджер помогает оформлять отчеты, напоминает о сроках предоставления документов, консультирует по возникающим вопросам.

Читайте так же:  Кто освобождается от уплаты земельного налога

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Активность банков

Роль банков в валютном контроле не меняется — они по-прежнему будут обязаны следить за выполнением валютного законодательства. Но нагрузка на банки увеличивается, поскольку новая инструкция перекладывает многие из задач на кредитные организации. Банки помогают своим клиентам в части правильной подготовки контрактов, предупреждают их о возможных сложностях, нарушениях, штрафах, которые могут последовать в случае, если компания будет совершать какие-то некорректные действия.

До вступления новой инструкции ЦБ в силу участникам ВЭД стоит прояснить в своих банках технические моменты, в каких форматах и как им теперь обмениваться информацией. Например, в каком объеме банк будет принимать информацию для постановки контракта на учет, для проведения операций, поскольку сейчас 181-я инструкция дает достаточно много свободы, как будут выглядеть новые формы документов. Тем клиентам, которые данные заводят не вручную, а импортируют из своих учетных систем, придется перестроить свои форматы обмена данными.

Валютный контроль при осуществлении импортных операций

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Импорт по определению, приведенному в Федеральном законе от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». — это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Одним из способов сокрытия валютных средств за рубежом является заключение контракта на импорт товаров (работ, услуг), оплата по которому производится, а вот поставка даже не предполагается. Зачастую российские покупатели переводят за границу денежные средства в гораздо больших размерах, чем предусмотрено условиями контракта, или одна и та же партия импортного товара оплачивается одновременно разными покупателями.

Введение валютного контроля за импортными контрактами уменьшает возможность их фиктивного заключения и предотвращает отток иностранной валюты за границу.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделок.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте. Если по каким-то причинам ввоз товаров не произведен, то импортер обязан обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров.

Если импортер-резидент не выполнит указанные требования, то он понесет административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На основании Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ 4 октября 2000 года приняли Инструкцию № 91-И и № 01-11/28644 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой РФ, простым или переводным векселем в иностранной валюте или валюте РФ может производиться импортером только с его банковских счетов, указанных в паспорте импортной сделки.

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой РФ в порядке, определяемом Банком России, может быть произведена не только со счета импортера, но и с банковского счета третьего лица – резидента.

В случае оплаты импортируемых по контракту товаров иностранной валютой с банковского счета импортера в иностранном банке, открытого на основании разрешения Банка России, паспорт импортной сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации импортера. Данное территориальное отделение осуществляет контроль за операциями по данному паспорту импортной сделки.

Передача импортируемых по контракту товаров на территорию РФ, возврат аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи в пользу импортера могут быть произведены, как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.

Импортер в соответствии с контрактом без разрешения Банка России имеет право осуществлять следующие операции:

— оплачивать иностранной валютой со счета в уполномоченном банке в пользу нерезидента неустойку, штраф, пеню, причиненные убытки, возникшие в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения импортером условий контракта;

— получать на свой счет в банке иностранную валюту, поступившую от нерезидента в качестве неустойки, штрафа, пени, возмещения причиненных убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения нерезидентом условий контракта;

— выдавать в счет обязательств по контракту простой вексель в иностранной валюте и оплачивать его (в пределах обязательств по контракту) со своего счета, а также оплачивать в пределах обязательств по контракту со своего счета переводной вексель в иностранной валюте, выданный нерезидентом в счет обязательств импортера по контракту и акцептованный им;

— оплачивать иностранной валютой плату банку за выполнение им функций агента валютного контроля по контрактам, оплата по которым производится иностранной валютой, векселями в иностранной валюте. Плата банку за выполнение функций агента валютного контроля предусмотрена Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».

По каждому контракту импортер оформляет один паспорт импортной сделки, подписываемый одним банком импортера.

Паспорт импортной сделки это документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой РФ, векселями в иностранной валюте или в валюте РФ товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ. Паспорт импортной сделки оформляется резидентом, от имени которого заключен контракт. Резидентом является юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Для оформления паспорта импортной сделки импортер должен представить в банк следующие документы:

— два экземпляра паспорта импортной сделки;

— копию контракта, на основании которого был составлен данный паспорт импортной сделки. Если полный текст контракта занимает более 5 листов, то импортер с согласия банка вместо копии всего контракта может представить только выписки из него, содержащие сведения, необходимые для контроля за правильностью составления паспорта импортной сделки. Если контракт составлен на иностранном языке, то в банк представляется копия контракта с переводом на русский язык;

Читайте так же:  Налоговая декларация по земельному налогу срок сдачи

— заверенные в установленном порядке копии полученных разрешений на осуществление валютных операций, проведение которые требует получения таких разрешений.

Паспорт импортной сделки должен быть подписан сотрудником банка импортера, который уполномочен подписывать паспорта импортных сделок и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка.

Первый экземпляр подписанного и заверенного печатью банка паспорта импортной сделки возвращается импортеру, второй вместе с копиями контракта и представленных разрешений помещается в досье. Досье по импортной сделке — формируемая по каждому паспорту импортной сделки подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт импортной сделки.

Платежи по контракту осуществляются банком только после подписания им паспорта импортной сделки.

Банк может отказать импортеру в подписании паспорта импортной сделки если:

— данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют данным, указанным в паспорте импортной сделки;

— предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют законодательству РФ;

— паспорт импортной сделки оформлен с нарушениями установленных требований;

— импортер не представил в банк какие-либо из необходимых документов;

— условия контракта не предусматривают ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Если в контракт вносились изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте импортной сделки, то импортер должен представить в банк:

— два экземпляра паспорта импортной сделки, переоформленного с учетом внесенных изменений;

— копию изменений или дополнений к контракту, заверенную в установленном порядке;

— копии заверенных в установленном порядке разрешений на осуществление валютных операций, проводимых в соответствии с изменениями и дополнениями к контракту.

Документы, необходимые для оформления паспорта импортной сделки, и документы, перечисленные в предыдущем абзаце, могут быть представлены в банк в электронном виде. В этом случае должна быть установлена процедура признания аналога собственноручной подписи. Представленные в электронном виде документы распечатываются банком на бумажном носителе, заверяются подписью ответственного лица и печатью банка. Один экземпляр паспорта импортной сделки или переоформленного паспорта также направляется импортеру.

Таможенное оформление товаров, ввезенных по контракту, осуществляется при условии представления в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией, содержащей реквизиты паспорта импортной сделки, ксерокопии самого паспорта. При непредставлении ксерокопии паспорта импортной сделки в таможенный орган товары выпуску не подлежат. Таможенный орган проверяет соответствие сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации, сведениям, содержащимся в представленной ксерокопии паспорта импортной сделки. При отсутствии расхождений и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа подписывает ксерокопию паспорта импортной сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью. Оформленная таким образом ксерокопия паспорта импортной сделки вместе с грузовой таможенной декларацией хранится в делах таможенного органа.

После принятия таможенным органом решения о выпуске товаров с третьего листа грузовой таможенной декларации снимается ксерокопия, которая заверяется подписью должностного лица таможенного органа и его личной номерной печатью и направляется импортером в банк.

Порядок осуществления банком импортера контроля за обоснованностью оплаты импортируемых товаров подробно рассмотрен в пункте 5 Инструкции от 4 октября 2002 года Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ № 91-И и № 01-11/28644 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Эта же Инструкция предусматривает порядок, в котором осуществляется обмен информацией между банком импортера и ГТК РФ.

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль — неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля — это, в частност

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Лимиты в валютном контроле

Инструкция №181-И предусматривает увеличенные суммы для регулирования международных сделок. Также применяется отдельная градация по различным видам соглашений (ранее была единая величина в 50 тыс. долл.). Участник ВЭД обязан зарегистрировать договор в банке, где открыт счет для международных расчетов с контрагентом, при сумме операции:

  • 3 миллиона рублей — для импортных соглашений;
  • 6 миллионов рублей — для экспортных сделок.

Если сумма внешнеторгового соглашения не превышает 200 000 рублей, компания не предоставляет договор в банк. Отметим, что законодательно не запрещено заключать на каждую поставку отдельный договор на сумму до 200 тыс. руб. В таких случаях участнику внешнеэкономической сделки придется проходить полную процедуру валютного регулирования в банке.

При операциях в диапазоне 200 тыс. рублей — 3 и 6 млн руб. внешнеторговые компании предоставляют в банковскую организацию договор без оформления УНК.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

Читайте так же:  Соглашение об избежании двойного налогообложения с индией

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Что не так с валютным законодательством

Юристы, практикующие в сфере валютного законодательства, знают множество весьма печальных и саркастичных историй о том, как выполнение существующих требований валютного регулирования доводится до абсурда.

Среди самых громких — наложение штрафа на гражданина, чей платеж завис в зарубежном банке и вернулся не в российский банк, а в другую финансовую организацию за рубежом. Если строго формально читать российский валютный закон, то нарушение есть: зачислять средства на зарубежный счет можно только в соответствии с белым списком операций, установленным законом, и такой операции (как и многих других) в нем нет.

Арбитражные суды рассматривают тысячи дел о просрочках зачисления выручки по экспортным контрактам или возврата авансов — это называется репатриацией денежных средств. Если контрагент опаздывает с платежом — надо добиться хотя бы соглашения о продлении срока и бежать с этим документом в банк, иначе последний сообщит о просрочке в орган валютного контроля, а тот, в свою очередь, наложит штраф.

Штрафы, которые для таких ситуаций составляют от 75% до 100% суммы операции, явно несоразмерны опасности посягательства (да и можно ли считать, что посягательство было, тоже вопрос). Если при репатриации платеж все же был зачислен, но с опозданием, штраф все равно будет наложен, пусть и в меньшем размере.

Суды применяют закон «по букве», а не духу: недавно, например, суд указал, что возможность добиться платежа у российского лица была, и подтверждается это… официальным опубликованием закона, содержащего такое требование.

Известен по крайней мере один приговор суда, где осужденный (к счастью, амнистированный) был признан виновным в невозврате денежных средств из-за границы (а за это по-прежнему есть уголовная ответственность) с формулировкой, что нужно было обратиться в суд с иском к контрагенту, а вместо этого было заключено дополнительное соглашение о продлении срока оплаты по внешнеторговому контракту.

Как известно, зачеты во внешнеторговых операциях также, по общему правилу, запрещены, за них полагается тот же конфискационный штраф.

Подобных примеров множество. Практикующие юристы любят на семинарах рассказывать слушателям страшилки (увы, не лишенные оснований), что передача в зарубежном отпуске пары иностранных денежных купюр от одного российского валютного резидента другому — тоже запрещенная валютная операция, а между резидентом и нерезидентом (если это не близкие родственники) такие операции нужно совершать только через счета в российских уполномоченных банках. Пока такие «нарушения» сложно выявить и практики наложения штрафов за них нет, но она может сформироваться.

Валютное законодательство по своему смыслу и целям должно защищать валюту страны от резких колебаний курса и от вытеснения иностранными валютами в качестве средства платежа, используемого внутри страны.

Со второй целью проще: в России и в развитых странах нельзя внутри страны расплачиваться иностранной валютой. Правда, отечественный законодатель зачем-то запретил российским валютным резидентам применять иностранную валюту между собой и за рубежом, предусмотрев белый список разрешенных операций. Просчет юридической техники —установление ограничения по субъектам, а не по территории — приводит, как и с многими другими российскими ограничениями валютных операций, к абсурдным ситуациям. Но это не самая странная часть российского валютного законодательства, ее не так трудно понять и правильно применить.

Для защиты валюты страны от колебаний исторически применялись такие инструменты, как выдача разрешений на экспорт капитала, обязательная продажа валютной выручки, а также резервирование денежных средств. Но в России разрешения отменены очень давно, остальные ограничения — больше 10 лет назад.

Почему же осталось требование репатриации, если платеж, зачисленный из-за границы, можно тем же операционным днем отправить за рубеж без всяких лицензий и резервирования, а значит, ограничение не может защитить национальную валюту? Зачем нужен запрет на зачисление средств на зарубежные счета с «белым списком» (все, что не разрешено, — запрещено)?

Правовое регулирование валютных операций

За и против

Есть ли за абсурдной жесткостью и жестокостью российского законодательства о валютных операциях какие-либо общественные, государственные интересы, которые заслуживают защиты? Нужно признать, что да, такие интересы есть, вот только механизмы валютных ограничений для достижения таких правильных и нужных целей совсем не подходят.

Государство опасается, что, зачисляя доходы на зарубежные счета, российские налогоплательщики будут уходить от уплаты налогов.

Между тем, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала Общий стандарт отчётности (CRS), позволяющий налоговым органам разных государств обмениваться данными о банковских счетах. Россия присоединилась к многостороннему договору, который вводит этот механизм, но, к сожалению, пока не заключила ни одного двустороннего соглашения.

Если это сделать, то отпадет надобность в «белых списках» разрешенных операций по счетам: все они станут видны налоговым органам. Также не нужна будет и отчетность по зарубежным счетам: ее можно сохранить только для счетов в странах, которые не участвуют в CRS, причем это будет инструмент, прежде всего, налоговый, а не способ защиты рубля, место этим правилам — в Налоговом кодексе.

Далее, если за границу отправлен из России некий платеж, названный оплатой по внешнеторговому договору, но ничего из оплаченного не получено, это может означать прикрытие серого импорта, вывод активов или, например, форму вывода за границу коррупционных доходов. Назначение платежа может быть вымышленным.

Но ведь для выявления фиктивных платежей есть отдельные механизмы, которые выработаны в законодательстве о противодействии отмыванию преступных доходов! Бесполезность валютного законодательства для поиска фиктивных платежей можно уяснить на примере упраздненного Росфиннадзора, «в наследство» от которого осталось около 1 трлн рублей невзысканных штрафов.

Как такое произошло? Махинаторы, которые под видом обычных торговых операций выводили за границу активы и оплачивали нерастаможенный товар, прилежно заполняли все многочисленные формы — паспорта сделок и справки, показывали многостраничные договоры в банке. Потом, например, продляли сроки получения платежей. Когда оказывалось, что ни денег, ни товара в итоге нет, банк сообщал в Росфиннадзор, тот накладывал штраф — надо ли пояснять, что к тому времени никаких следов клиента и денег не оставалось? Зато тысячи российских бизнесов, которым не повезло с платежной дисциплиной иностранных контрагентов, уплатили штрафы «за того парня».

Читайте так же:  Налоговый вычет частично досрочное погашение ипотеки

За списание денежных средств по фиктивным основаниям, как и за невозврат денег из-за границы, тоже установлена уголовная ответственность. Правда, известная нам практика вынесения приговоров показывает, что расследование ограничивается констатацией фиктивности документа. Какую цель преследовали махинаторы (вывод активов, прикрытие взяток, оплата «серого» импорта), не выясняется. Способ преступления превращен в полноценный состав преступления: интерес общества и государства этим вряд ли защищен.

Смягчение контроля

Благодаря отмене паспорта сделки сократится количество документов, которые требуют банки при проведении операций. Теперь появляется новый термин — это уникальный номер контракта. В рамках новой инструкции экспортеры обязаны ставить контракт на учет в случае, если его сумма превышает 6 млн рублей. Учитывая, что сейчас действует лимит в $50 000, происходит небольшое увеличение. Для импортеров пороговое значение будет составлять 3 млн рублей.

Компаниям малого бизнеса при заключении контрактов до 200 000 рублей с нерезидентами вообще не придется предоставлять в банк какие-либо подтверждающие документы. То есть достаточно будет дать информацию о валютной операции, которая имеет отношение к конкретному контракту. При сумме контракта от 2 млн до 3 млн рублей в уполномоченный банк дополнительно предоставляется договор. Если же сумма контракта составляет менее 200 000 рублей, то при совершении операции в рублях указывается код вида валютной операции.

Следует отметить, что по новым правилам каждый банк будет самостоятельно определять и состав документов, которые необходимы для постановки контракта на учет, и форматы этих документов. Это может усложнить жизнь тем компаниям, которые взаимодействуют одновременно с несколькими банками.

Экспортеры также смогут предоставить в банк основную информацию по контракту, не предоставляя сам контракт, с тем, чтобы банк поставил его на учет. Такая же процедура предусмотрена в отношении информации при списании средств с транзитного счета. То есть еще до поступления экспортной выручки на транзитный счет у экспортера будет возможность заранее предоставить необходимую информацию. Это действительно удобно.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/ вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

В случаях, когда в расчетах по контракту с нерезидентом участвует третье лицо — резидент (либо если третье лицо исполняет обязательства по контракту иным способом), отчитываться по валютным операциям нужно в особом порядк

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне Справку о валютных операциях банк должен проверит

  • при списании денег с расчетного счета — не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, — не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок,

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал — и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. — за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк

Курьезы валютного контроля. Почему законы в этой сфере нужно менять

Минфин, Минэкономразвития, Банк России и другие ведомства обсуждают, что делать с валютным законодательством. Исходя из последних заявлений чиновников, в стране созрело общее понимание, что российское валютное законодательство устарело. Ограничения на экспорт капитала отменены много лет назад, и их остатки сохраняются скорее для взимания налогов и для борьбы с отмыванием преступных доходов, а не для защиты рубля от резких колебаний.

Читайте так же:  Налоговая ставка водного налога

При этом как в налоговых целях, так и при борьбе с отмыванием сейчас существуют гораздо более эффективные средства администрирования. Например, автоматический обмен данными о счетах и риск-ориентированная проверка подтверждающих документов. В этой связи громоздкие механизмы валютного законодательства теряют смысл. Нужно подвергнуть российские правила совершения валютных операций коренной реконструкции, или, как стало принято говорить в последнее время, реновации.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Сделка без паспорта. Как новый закон изменит бизнес экспортеров

В марте ЦБ меняет правила валютного контроля. Пожалуй, главное нововведение, которое затронет российских экспортеров и импортеров — это отмена паспорта сделки. Это документ, используемый для валютного контроля, который содержит сведения об участниках международного договора, их наименования, адреса, платежные реквизиты.

При импортных или экспортных операциях, если сумма контракта или кредитного договора между резидентом и нерезидентом превышает $50 000, компания-резидент обязана открыть паспорт сделки в уполномоченном банке. При импорте банк, выполняющий функции агента валютного контроля, отслеживает поступление товара, выполнение работ или предоставление услуг за переведенные за рубеж деньги. При экспорте паспорт сделки позволяет удостовериться в поступлении валюты за вывезенные за границу товары, выполненные работы или предоставленные услуги.

После отмены этого документа, соответственно, изменится схема взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с банками-агентами валютного контроля. Станет ли проще жить участникам ВЭД?

Какие изменения можно внести

Прежде всего, нужно честно признать, что валютное законодательство стало искусственным заменителем законодательства о противодействии отмыванию, когда речь идет о валютных операциях списания средств за границу. Имеет смысл вместо сплошного контроля валютных операций предусмотреть возможность выборочных риск-ориентированных проверок банками подтверждающих документов, когда клиент собирается списать средства за рубеж.

Из валютного законодательства подобный контроль надо перенести в «антиотмывочное», выработать критерии подозрительной операции списания денежных средств за границу. Банк, например, может отслеживать, исполняется ли внешнеторговая сделка. Тогда нарушение срока ее исполнения, если клиент не представил этому убедительных объяснений, может быть одним из признаков фиктивности операции и поводом к дальнейшей проверке компетентными органами.

Что касается операций зачисления средств, их имеет смысл ограничивать лишь при установлении защитных валютных ограничений: репатриация средств должна работать лишь при условии, что действует требование обязательной продажи валютных поступлений или резервирования средств при их списании за границу.

Нужны ли такие меры? Возможно. Кодекс либерализации движения капитала ОЭСР допускает их.

Пример Исландии показывает, что при грамотном применении эти меры могут быть действенными для защиты валюты страны. Но они могут устанавливаться лишь временно, после отпадения риска валютных колебаний такие меры должны отменяться. Этот подход изложен в статье 7 упомянутого Кодекса ОЭСР. Содержание этих мер должно быть прямо предусмотрено законом.

Ограничения на операции по зарубежным счетам также нужно отменять. Вместо очередного расширения «белого списка» на десяток позиций лучше дать возможность совершать по иностранным счетам любые операции, допустимые в конкретной стране.

Вопросы уплаты налогов с доходов по зарубежным счетам надо решать через механизмы CRS. Отчетность по счетам, как указано выше, нужна только для стран, которые в CRS не участвуют, и в рамках налогового, а не валютного законодательства.

Российское валютное законодательство должно распространяться на операции внутри страны и через границу. Операции, которые совершаются за рубежом, бесполезно пытаться ограничивать по признаку российского резидентства: достаточно налоговых требований. В частности, запрет валютных операций между резидентами надо заменить на запрет использовать иностранную валюту как средство платежа внутри страны. Правильное решение уже есть в Гражданском кодексе: рубль — законное платёжное средство на территории России.

Совершение фиктивной валютной операции списания денежных средств вместо самостоятельного состава преступления должно стать квалифицирующим признаком иных составов преступлений (например, уклонения от уплаты таможенных платежей).

Необходимо срочно, до окончания работы над всем комплексом мер реновации валютного законодательства, разрешить зачеты в любых внешнеторговых сделках, заменив нынешний запрет на обязанность подтверждения оснований зачета.

Наконец, стоит ещё раз подумать над понятием валютного резидента. Сейчас Госдума рассматривает законопроект, где предлагается сделать валютное резидентство ближе к налоговому, и в целом это разумное решение. Но в отличие от налогового законодательства, где по итогам года резидентство может измениться, нельзя допускать ситуацию, что какая-либо валютная операция станет незаконной уже после ее совершения лишь из-за количества дней, проведённого в той или иной стране.

Поэтому валютное резидентство нужно определять только на момент совершения конкретной операции. Также имеет смысл подумать над валютным резидентством для юридических лиц по месту управления ими, как с их налоговым резидентством.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ситуация, при которой отечественный бизнес из-за нынешних валютных ограничений несет избыточные издержки и риски, подрывает конкурентоспособность страны в мировой торговле, сдерживает предпринимательство и рост экономики. Задача реновации российского валютного законодательства лишь вначале кажется трудной и рискованной. Надеемся, что органам власти удастся избавить страну от абсурдных валютных ограничений, сохранение которых в нынешнем виде вряд ли приемлемо для сильного и современного государства.

Источники

Сумма сделки без валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here