Сущность выездной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Сущность выездной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Выездная налоговая проверка: сущность, содержание

Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, на основании специального решения руководителя и длящаяся в течении двух месяцев с момента вынесения такого решения путем анализа документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов и запрошенных у налогоплательщиков.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, либо по месту нахождения налоговых органов(в случае, если налогоплательщик не имеет места для размещения налогового инспектора)

Предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Проверка проводится в течении 2 месяцев уполномоченными должностными лицами налогового органа.

Проверочные действия состоят из анализа документов –(представленным налогоплательщиков и запрошенных во время проведения проверки.

Виды выездных проверок:

Комплексные в ходе которых охватываются все налоги и сборы, уплачиваемые проверяемым лицом.

Тематические, в ходе которых проверяются только некоторые налоги.

Проведение налоговой проверки

Оформление результатов налоговой проверки

Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по результатам такого рассмотрения.

Сущность налоговой проверки.

Тема 11

В чем заключается налоговый контроль?

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Формы и методы налогового контроля

Статья 82. Формы проведения налогового контроля

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Совокупность приемов, способов и процедур налогового контроля образует методы налогового контроля.

Методы налогового контроля:

— общенаучные методические приемы исследования объектов контроля, к числу которых относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование;

— собственные эмпирические методические приемы, включая такие, как инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметические проверки, встречная проверка, способ обратного счета, сопоставление однородных фактов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы;

— специфические приемы смежных экономических наук, такие, например, как экономический анализ, экономико-математический метод, метод теории вероятностей и математической статистики.

Сущность налоговой проверки.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

— полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

— предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

— периоды, за которые проводится проверка;

— должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8629 — | 8187 — или читать все.

Выездная налоговая проверка: сущность, содержание

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Читайте так же:  Что облагается налогом на прибыль организаций

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. При этом срок проверки не может превышать один месяц.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы документы, необходимые для проверки. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

16.Выездная налоговая проверка: сущность, содержание

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. При этом срок проверки не может превышать один месяц.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы документы, необходимые для проверки. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Основные принципы планирования и подготовки выездной налоговой проверки

1. Понятие и сущность выездной налоговой проверки

3. Подготовка к проведению выездной налоговой проверки

5. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки

Список литературы

Место штампа
налогового органа
Приложение № 1
к Порядку назначения выездных налоговых проверок

РЕШЕНИЕ №_____
о проведении выездной налоговой проверки

________________________________ «____» ______________ г.

(наименование населенного пункта) (дата)

На основании статей 31 и 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации руководитель(заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

(классный чин, фамилия, инициалы)

1. Назначить проверку __________________________________________________________

(полное наименование организации (Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя), ИНН); (полное наименование
организации, филиала или представительства организации,
ИНН/код причины постановки на учет)

Читайте так же:  Заявление стандартные налоговые вычеты на детей

по вопросам ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

за период с_______________________ по ______________________________ .

2. Поручить проведение проверки _________________________________________________

(фамилии, имена, отчества,

занимаемые должности, классные чины, специальные звания уполномоченных

на проведение проверки должностных лиц)

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)

С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен: ___________________
_____________________________________________________________________________

(должность и Ф.И.О. руководителя организации (ее филиала или представительства)
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
или Ф.И.О. их представителя)

Приложение № 1 к инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60

АКТ № ______
выездной налоговой проверки

(полное и сокращенное наименование организации

представительства организации), ИНН/код причины постановки на учет

(Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, ИНН)

(наименование населенного пункта) (дата акта)

Нами (мною), ____________________________________________________________________

(Ф. И. О. должности, классные чины лиц,

проводивших налоговую проверку)

на основании решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя)

(наименование налогового органа)

от _______ № ______ проведена выездная (повторная выездная) проверка _______________

(наименование организации (филиала или представительства организации)
(Ф. И. О. индивидуального предпринимателя)

по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления ____________________________________)

(наименование налога (ов) (сбора (ов)

за период с _____ по _____.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах.

1. Общие положения

1.1. Проверка начата __________ г., окончена __________ г.

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) ____________________

(наименование налогового органа)

от _____ № _____ выездная проверка была приостановлена на _____ дней, с _____ г. по _________г.

1.2. Должностными лицами (руководитель, главный бухгалтер либо лица, исполняющие их обязанности) организации (филиала или представительства) в проверяемом периоде являлись:

(наименование должности) (фамилия, И. О.)

(наименование должности) (фамилия, И. О.)

1.3. Адрес места нахождения организации (филиала или представительства) (адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя): _____________________________________

Место осуществления деятельности _________________________________________________

(указывается в случае осуществления организацией (филиалом или представительством) (индивидуальным предпринимателем) своей деятельности не по месту государственной регистрации организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя)

1.4. ___________________________________________________ имеет лицензию № ______

(наименование организации (филиала или представительства)
(Ф. И. О. индивидуального предпринимателя)

от “____”_______г., выданную____________________________________________________

(наименование органа, выдавшего лицензию)

на осуществление ________________________________________________________________

(указывается лицензируемый вид деятельности и приводятся данные о наличии всех лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, а также сроки начала и окончания действия лицензии)

1.5. Фактически за проверяемый период организация (филиал или представительство) (индивидуальный предприниматель) осуществляла: ___________________________________

(указываются виды деятельности)

Виды деятельности, запрещенные действующим законодательством: _____________________

(при отсутствии таких видов деятельности указанная запись не приводится)

Виды деятельности без наличия необходимой лицензии: _______________________________

(при отсутствии таких видов деятельности указанная запись не приводится)

1.6. Настоящая налоговая проверка проведена _____________________________________

(метод проведения проверки)

методом проверки представленных первичных бухгалтерских документов, журналов-ордеров, ведомостей аналитического и синтетического учета, главной книги и т. п. (Приводится перечень видов проверенных документов. В случае неполного представления налогоплательщиком документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, приводится перечень непредставленных документов)

1.7. В ходе настоящей налоговой проверки проведены:

инвентаризация имущества налогоплательщика. Материалы инвентаризации прилагаются (приложение № _________);

встречные проверки ______________________________________________________________

(наименование организаций, ИНН/код причины постановки на учет
(Ф. И. О. индивидуальных предпринимателей, ИНН)

Акт (ы) встречной (ых) налоговой (ых) проверки (ок) прилагается (ются) (приложение № ________); осмотр (обследование) помещения (территории) налогоплательщика.

Акт (ы) осмотра (обследования) прилагается (ются) (приложение № ________);

(наименование иных действий по осуществлению налогового контроля)

Протокол (ы) прилагается (ются) (приложение № ___).

Постановление (ия) прилагается (ются) (приложение № ___).

2. Настоящей проверкой установлено следующее:

Приводятся документально подтвержденные факты налоговых и иных правонарушений в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 1.11.2 настоящей инструкции, или указание на отсутствие таких фактов.

Видео (кликните для воспроизведения).

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неуплата (неполная уплата) ________________________________________________

(наименование налога (сбора)

___________________________________________________ в сумме _________ тыс. руб.;

за _______________________в сумме _______тыс. руб.;

за _______________________в сумме _______тыс. руб.;

3.1.2. Неуплата (неполная уплата) ________________________________________________

(наименование налога (сбора)

__________________________________в сумме _________тыс. руб.;

за _______________________в сумме _______тыс. руб.;

за _______________________в сумме _______тыс. руб.;

3.1.3. Итого неуплата (неполная уплата) налогов (сборов) установлена в сумме ______тыс. рублей.

(приводятся обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений)

3.2. По результатам проверки предлагается:

3.2.1. Взыскать с: _________________________________________________________________

(наименование организации (филиала или представительства)
(Ф. И. О. индивидуального предпринимателя)

а) указанные в пункте 3.1 суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов);

б) пени за несвоевременную уплату налогов (сборов) в сумме

_________ тыс. руб.,

по _________________________________________ – в сумме _________________ тыс. руб.;

(указывается вид налога (сбора)

по _________________________________________ – в сумме ________________ тыс. руб.;

(указывается вид налога (сбора)

(Расчеты пени прилагаются)

3.2.2. Уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы:

__________________________________за ______________– _________________тыс. руб.;

(указывается вид налога (сбора) (налоговый период)

(наименование организации (филиала или представительства)
(Ф. И. О. индивидуального предпринимателя)

внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, в частности:

(приводятся другие предложения проверяющих по устранению выявленных налоговых правонарушений)

(наименование организации (Ф. И. О. индивидуального предпринимателя)

к налоговой ответственности, предусмотренной:

а) пунктом ____ статьи ____ Налогового кодекса Российской Федерации за _____________

(указывается состав налогового правонарушения)

Приложения: на ______листах.

Подписи должностных лиц Подпись руководителя организации

налогового органа: (индивидуального предпринимателя)

(должность, чин, наименование налогового органа) (наименование организации)

Читайте так же:  Как узнать сумму задолженности по налогам

_____________ _____________________ _______________ _____________________

(подпись) (Ф. И. О.) (подпись) (Ф. И. О.)

Экземпляр акта с ____________________________ приложениями на _______ листах получил:

(должность и Ф. И. О. руководителя организации, наименование организации
(Ф.И.О, индивидуального предпринимателя) либо Ф. И. О. ее (его) представителя)

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Читайте так же:  Организация учреждением внутреннего финансового контроля

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Благодаря их проведению можно сопоставить данные предоставленные налогоплательщиком в налоговый орган с теми фактами, которые были выявлены в результате налоговой проверки.

В статье 87 Налогового кодекса РФ [1] прописаны виды налоговых проверок. А также в п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» [2], говорится о предоставлении права осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Законодательно закреплен порядок проведения налоговых проверок, а также правильное оформление ее результатов. (Ст. 89 и 100 НК РФ). В статьях 82, 87 НК РФ закреплены формы налоговых проверок. К ним относятся: камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) и выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения налогоплательщика. В обязанности налогоплательщика входит обеспечение налоговым органам, которые осуществляют выездную налоговую проверку, условий для ее проведения и ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Также если имеется необходимость, то возможно проведение инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода либо которые связанны с содержанием объектов налогообложения.

Нужно отметить тот факт, что инициатором выездной налоговой проверки может быть только руководитель налогового органа или его заместитель, которые в последствие выносит соответствующее решение по проведению данной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка начинается с принятия решения о ее проведении налоговым органом, осуществляющим проведения проверки. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в себе проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности, виды налогов, по которым проводится проверка, фамилия и инициал лиц осуществляющих проверку с указание должности и классного чина (п.2 ст. 89 НК РФ).

Основной целью проведения выездной проверки является проверка правильности исчисления и уплаты налогов. Здесь речь идет об установлении ошибок налогоплательщика, которые впоследствии смогли привести к неправильности исчисления налогов или переплате их. Если в момент проверки были установлены факты переплаты налогоплательщиком налогов, то налоговый инспектор обязан указать в акте наличие данной ошибки.

Налоговый кодекс РФ предусматривает сроки проведения выездной налоговой проверки. Условно их можно разделить на максимальное количество налоговых периодов и ее продолжительность.

Выездная налоговая проверка может проверить период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих тому году, в котором было вынесено решения о проведении данной налоговой проверки. К примеру, решения о проведении налоговой проверки было вынесено в 2014 году, то проверка может охватывать период с 2011 — 2015 г.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев по общему правилу. Но в исключительных случаях срок может быть продлен до четырех месяцев, а в самом крайнем случае и до шести месяцев. Основания для продления сроков проведения выездной налоговой проверки устанавливаются приказом ФНС России (п. 6 ст. 89 НК РФ). К сожалению, понятие «исключительный случай» является оценочным. И Налоговый кодекс РФ и приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] не имеет четких критериев определения понятия исключительного случая, а лишь только указывает перечень иных обстоятельств, что указывает на возможность продления срока выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  За какое обучение можно вернуть налоговый вычет

К ним относят: длительность проверяемого периода; объем проверяемых документов; количество налогов и сборов, по которым назначена проверка; количество осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности; разветвленность организационной структуры; сложность технологических процессов [3, с. 66]. И каждый налоговый орган сам определяет исключительный случай по каждой конкретной ситуации.

Стоить обратить внимание на ограничения, предусмотренные статьей 89 НК РФ для налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки.

К первому ограничению стоит отнести ограничение по месту проведения выездной налоговой проверки. В п.1 ст. 89 НК РФ прописано, что выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Но есть исключение из этого правила. Если налогоплательщик не имеет возможности предоставления налоговому органу помещение для проведения налоговой проверки, то налоговый орган имеет права провести её по месту нахождения самого налогового органа.

Ко второму ограничению относится, ограничение по количеству налоговых проверок. В п.5 ст. 89 НК РФ говориться о том что, налоговые органы не вправе проводить две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. А также налоговым органам запрещается проводить в отношении одного и того же налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Но в исключительных случаях может быть принято решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

К третьему ограничению относим ограничение по периоду проверки. В п. 4 ст. 89 НК РФ прописано, что во время проведения проверки может быть проверен период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении данной проверки налоговым органом.

Четвертое ограничение — это ограничение по самостоятельной проверке филиалов или представительств. В п.7 ст. 89 НК РФ четко прописано о том, что налоговый орган не имеет вправо проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. А также налоговый орган, осуществляющий выездную налоговую проверку, не имеет право проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

Пятое ограничение состоит в ограничении длительности проверки. В п.6 ст. 89 НК РФ говорится о том, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Но указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Шестое ограничение, на которое стоит обратить внимание это ограничение предмета выездной налоговой проверки. В п. 1 ст. 105.17 НК РФ говорится о том, что предметом выездной проверки не может быть контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Итак, в ст. 89 НК РФ строго прописаны ограничения по поводу проведения выездной налоговой проверки. Но также в этой статье есть много фраз, которые указывают на исключения для данных ограничений. Что в свою очередь порождает много спорных моментов относительно правильности проведения выездной налоговой проверки.

Рассмотрев основные ограничения налоговых органов относительно проведения выездной налоговой проверки, стоит обратить внимание на некоторые полномочия налоговых органов, в пределах их компетенции.

Анализирую судебную арбитражную практику относительно вопроса связанного с методом проведения выездной налоговой проверки можно сказать, что, к примеру, в решении ВАС РФ от 11.06.2010 по делу № ВАС-5180/10, в каждом конкретном случае налоговый орган, проводящий проверку, самостоятельно определяет метод проведения проверки. В данном деле оспаривались положения Приказа ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected], в том числе, которые предусматривают указание в акте выездной налоговой проверки метода проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошного или выборочного) [4]. Однако, нигде нет закрепленного на законодательном уровне методов проведения выездных налоговых проверок. В самом решении о проведении налоговой проверки не указано, каким методом будет руководствоваться налоговый орган при проведении проверки. Налогоплательщик узнает об этом только лишь в акте, а этот акт составляется по окончанию самой проверки. Что в последствие может негативно сказаться на результате самой проверки.

Таким образом, мы рассмотрели основные моменты, связанные с проведение выездной налоговой проверки, которая на наш взгляд является самой эффективной для обнаружения и пресечения налоговых правонарушений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // СПС Консультант Плюс.
  2. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  3. Гришина О.П. Вопрос-ответ // Налоговая проверка. 2014. № 2. С. 66 — 67.
  4. Долгополов О.И. Выездная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС КонсультантПлюс. 2013.

Источники

Сущность выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here