Тематический контроль по финансовой грамотности в доу

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Тематический контроль по финансовой грамотности в доу". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Тематический контроль по финансовой грамотности в доу

Региональная «опорная площадка» по реализации регионально проекта

«Повышение финансовой грамотности обучающихся»

«Повышение финансовой грамотности обучающихся»

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина» – региональная «опорная площадка» по реализации регионального проекта «Повышение финансовой грамотности обучающихся»

Муниципальный координатор проекта: Куржос Наталья Владимировна, начальник отдела информационно-методической работы.

Руководитель проекта: Соколова Мария Вячеславовна, заведующий ДОУ.

Участники проекта: старшие – подготовительные группы детского сада.

Координирует организационное и методическое сопровождение деятельности региональной «опорной площадки» ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования».

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. И в этом может помочь детский сад.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, — они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Занятия по обучению детей финансовой грамотности проводятся в дошкольном учреждении в рамках образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Они преследуют следующие задачи:

— Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.

— Сформировать понимание значения труда в жизни человека.

— Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.

— Познакомить с термином «реклама».

— Научить полезным бытовым привычкам.

— Способствовать развитию разумных потребностей.

МДОУ детский сад №3

пгт. Кокуй Сретенского района

Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков по финансовой грамотности

Как интересно оформить лэпбук на экономическую тему

Прежде всего для лэпбука нужно придумать яркое название (не нужно просто писать «Экономика» или «Финансы»). Варианты могут быть следующими:

  • «Юные экономисты»;
  • «Играем в экономику»;
  • «Первые уроки царицы Экономики»;
  • «Игротека Рублика»;
  • «Школа гнома Эконома»;
  • «Экономград».

Естественно, название помещается на обложку крупным красивым шрифтом. Саму же обложку можно сделать распашной в виде цельной картинки.

Всегда интересно смотрятся распашные обложки

Желательно наклеить на обложку картинку с изображением персонажа, олицетворяющего для детей мир экономики. Например, это может быть гном Эконом или царица Экономика.

Хорошо придумать какого-то персонажа, олицетворяющего для детей мир Экономики, и поместить его на обложку лэпбука

Можно проявить фантазию, выбирая общую форму лэпбука. Например, сделать его в виде чемоданчика (кейса) с ручкой. Ещё один нестандартный вариант — в форме матрёшек, на которых размешена информация.

Неожиданно, но интересно — лэпбук в форме матрёшек

Аналогично и кармашки пособия могут напоминать о его тематике — представлять собой кошельки, корзинки (как в супермаркете).

Можно сделать оригинальные кармашки согласно тематике лэпбука (кошельки, корзина покупателя)

Следует использовать как можно больше интересных элементов оформления. Например, это книжки-малышки, которые так любят рассматривать дети.

Дети очень любят рассматривать блокнотики, книжки-малышки

Замечательная идея — конвертик в форме цветочка «Учимся экономить». На его лепестках рассказывается, каким способом можно сохранить свои финансы.

В центре такого конверта-цветка можно изобразить свинку-копилку

Внутри лэпбука также можно поместить объёмные элементы — макет банкомата сбербанка или кассу магазина.

Очень оригинальная идея — поместить внутрь лэпбука мини-банкомат России

В пособие желательно включить элемент в виде ленты, например, из бумажных монет. Это всегда вызывает дополнительный интерес у детей.

Ребятам нравится разворачивать и складывать элементы в виде ленты

Видео: изготовление лэпбука «Играем в экономику»

Для какого возраста актуален лэпбук по финансовой грамотности

С миром экономики дети знакомятся в детском саду в старшем дошкольном возрасте, именно в это время педагогу следует заняться разработкой лэпбука на данную тему. На занятиях по познанию окружающего мира ребята получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама.

Между тем намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: ведь ещё в младшей группе все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя.

Ещё в младшей группе малыши играют в магазин (примеряют на себя роли продавца и покупателя), однако лэпбук на финансовую тему будет актуален в старшем дошкольном возрасте

Читайте так же:  Налоговый вычет ндфл суммы

К процессу создания лэпбука педагогу следует обязательно привлекать своих воспитанников: ребята могут вырезать карточки, конверты (по простым шаблонам), приклеивать элементы к пособию. Помочь могут и родители, например, принести монеты времён СССР или других государств, если таковые имеются дома.

Старшие дошкольники вполне могут помочь воспитателю в создании лэпбука

Информационное наполнение лэпбука

Информационное наполнение лэпбука по экономике может включать в себя разнообразные блоки:

    История возникновения денег. Это будет краткая информация, обязательно сопровождающаяся картинками.

Сведения об истории появления денег должны быть краткими, но интересными, обязательно с картинками

В лэпбук обязательно нужно включить купюры и монеты России, СССР и других стран

Изображение купюр в альбоме сопровождается их описанием

Информацию можно дать в виде мини-плаката или набора карточек

На объёмных бумажных элементах написано, где можно хранить свои деньги (от сундука до банка)

В сказке «Лисичка со скалочкой» хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов, выгодных для неё

Подборка загадок на экономическую тему

  • Коль трудился целый год
    Будет кругленький … (доход)
  • Люди ходят на базар.
    Там дешевле весь …(товар)
  • И врачу и акробату
    Выдают за труд … (зарплату)
  • Очень вкусная витрина
    У овощного … (магазина)
  • Он финансовый факир,
    В банк к себе вас ждёт … (Банкир.)
  • Будут целыми, как в танке,
    Сбереженья ваши в … (банке)
  • Дела у нас пойдут на лад:
    Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
  • Приносить доходы стал
    В банке папин … (капитал)
  • Сколько купили вы колбасы,
    Стрелкой покажут вам точно … (весы)
  • Мебель, хлеб и огурцы
    Продают нам … (продавцы.)
  • За сметану, хлеб и сыр
    В кассе чек пробьёт … (кассир.)
  • Из какого аппарата
    Выдаётся нам зарплата? (банкомат.)

Подборка пословиц о труде

  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Дерево сильно корнями, а человек трудами.
  • Землю солнце красит, а человека труд.
  • Кто не работает тот не ест.
  • Делу время потехе час.
  • Скучен день до вечера, когда делать нечего.
  • Дело мастера боится.
  • Заря деньгу даёт.
  • Кто рано встаёт у того копейка растёт.

Финансовая грамотность в ДОУ

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

В детских садах появятся рекомендации по программам финансовой грамотности

Минпросвещения России совместно с Центральным банком Российской Федерации и Центром реализации государственной образовательной политики и информационных технологий разработало методические рекомендации для воспитателей детских садов по развитию экономического воспитания детей в возрасте 5–7 лет. Данные рекомендации направлены во все регионы России.

В дошкольном возрасте финансовая грамотность нацелена на воспитание у ребенка бережливости, рационального поведения, ценностной оценки результатов труда. Экономическое воспитание позволяет формировать представление о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программам экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Программы в качестве основного предлагают игровой подход. Занятия рекомендовано проводить в доступной и комфортной для детей форме – это театральные постановки, сказки, тематические игры в группе, образовательные веб-квесты. Они помогут воспитать в детях трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность, ответственность и самоконтроль, уверенность в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации.
Рекомендации содержат перечень базовых понятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям развития детей. Программы уделяют большое внимание труду как основе раскрытия сущности денег.

Справочно

В 2017 году Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева и глава Центробанка Э. С. Набиуллина утвердили перечень мероприятий до 2021 года по повышению финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников: познаём основы экономики

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели можно создать своими руками замечательное интерактивное пособие — лэпбук.

Как можно использовать лэпбук по экономике

Естественное, лэпбук по экономике должен не просто украшать интерьер группы, но и активно применяться в учебном процессе. Так, пособие будет полезно на занятии по финансовой грамотности (наглядностью из него можно педагог может иллюстрировать свой рассказ).

Читайте так же:  Финансовый контроль органов внутренних дел

Другое направление — это индивидуальная работа с детьми. Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:

    Д/и «Семейный бюджет». Ребёнок составляет бюджет семьи (своей или обозначенной воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем планируются покупки согласно общему доходу.

Дети выбирают, на какие расходы семья ежемесячно тратит деньги, какие расходы будут эпизодическими

Задача ребёнка — подобрать атрибуты к каждой профессии

Дети с ранних лет должны усвоить, что некоторые вещи не покупаются

Задания по лэпбуку могут быть связаны с обучением рекламе

Пазлы — универсальная игра, которую можно адаптировать под любую тему

Как и любой лэпбук, интерактивное пособие по экономике может сделать не только воспитатель, но и родители для домашних занятий с ребёнком.

Лэпбук на финансовую тему — уникальная разработка для воспитателя, которую можно использовать не только на занятии, но и для индивидуальной работы с детьми. К этой интерактивному пособию ребятам захочется возвращаться снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.

Внеплановое заседание Педагогического совета «Формирование финансовой грамотности у дошкольников и их родителей»

Елена Куценко
Внеплановое заседание Педагогического совета «Формирование финансовой грамотности у дошкольников и их родителей»

1. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» выступление.

2. «Семья начальная школа реальной экономики для детей» Семенова Е. С.

3. «Веселая экономика или знакомим детей с простейшими экономическими представлениями через игру» Алиева А. Г.

4. «Проект «Что такое семейный бюджет?» Чайковская Н. С.

5. Презентация проекта по финансовой грамотности «Маленький экономист» Сысоева О. С.

6. Консультации для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста«. Ст. воспитатель

1. Слушали старшего воспитателя Куценко Е. А., которая выступила с сообщением «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Елена Александровна рассказала о том, что человек каждый день потребляет природные и материальные блага для обеспечения своего существования Однако все ресурсы планеты не являются вечными и сейчас их запас катастрофически низок Как же можно исправить ситуацию и сберечь чистую, богатую планету для жизни будущих поколений? Это возможно только при помощи экономного потребления Примечательно то. что не только взрослые люди, которые зарабатывают деньги на совершение покупок и оплату коммунальных счетов, но и дети должны понимать, насколько важно быть бережливым. Начинаем с малого детский сад.

Прививать ребенку бережливое отношение ко всем потребляемым ресурсам необходимо с самого раннего возраста в дошкольных учреждениях существуют специальные программы, которые помогают в игровой форме, удобной для детского восприятия, донести информацию об экономном использовании благ. Однако это не значит, что обучением экономической грамотности долины заниматься только воспитатели, родители также должны принимать участие в этом процессе Совместно с педагогами они могут принимать такие меры

2. Слушали воспитателя Семенову Е. С., которая выступила с сообщением «Семья — начальная школа реальной экономики для детей». Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье Поэтому совместная работа воспитателя и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста Что может стать содержанием такой работы в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство домашние занятия родителей, бытовая техника в доме, семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия, профессии родителей и другое. Хорошо, когда в семье у каждого есть свои домашние обязанности, в том числе и у ребенка. Старший дошкольник может самостоятельно убрать за собой игрушки, полить комнатные растения, застелить свою постель. В семье всегда найдется поле для совместной деятельности ребенка и родителей. Содержание этой деятельности макет быть многообразным:

— бытовой труд (участие в приготовлении пищи, мытье посуды, стирка белья, покупка продуктов).

— ручной труд (плетение, вязание, вышивание, чеканка)

— технический труд (ремонт мебели, сантехники, различных приборов)

Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребности детей в о биении, приучает к аккуратности, ответственности Именно в семье, при включении в совместную хозяйственную деятельность, они приучаются к бережливости, экономии Бережливость и экономность — показатели общей культуры человека, его зрелости Они свидетельствуют об умении заботиться о членах своей семьи, о вещах их окружающие, о себе Родители рассказывают о своей профессии, о месте работы, о плодах своего труда Передвигаясь с родителями по поселку ребенок видит и посещает поликлинику, банк, магазин, рынок, парикмахерскую, библиотеку, знакомится с местом работы родителей и других людей.

3. Слушали воспитателя Алиеву А. Г. с сообщением «Веселая экономика или знакомим детей с простейшими экономическими представлениями через игру». Айжан Галимжановна рассказала о том, что как можно через сюжетно-ролевую игру познакомить дошкольников с простейшими экономическими понятиями. Играя в сюжетно-ролевые игры дети получают представления о труде взрослых, представления о трудовых операциях и процессах, все это постепенно знакомят с экономикой.

4. Слушали воспитателя Чайковскую Н. С. с «Проект «Что такое семейный бюджет?». Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой,

неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. К сожалению финансовой грамотности почти не обучают в детском саду. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет

Читайте так же:  Административное правонарушение и налоговое правонарушение сходства

5. Слушали воспитателя Сысоеву О. С. с Презентация проекта по финансовой грамотности «Маленький экономист». Ольга Сергеевна рассказала о том какими были цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии, презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: творчески — познавательный.

Участники проекта: дети подготовительной группы; воспитатели группы; работники детского сада; родители.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями

3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

6. Слушали старшего воспитателя Куценко Е. А. ,которая выступила с консультацией для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста«. Елена Александровна рассказала о том, что Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми.

Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте. Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

1. Формировать у родителей и воспитанников основы финансовой грамотности.

2. Расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

3. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

4. Учить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

5. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

6. Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

7. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

8. Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях

9. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников Мы все наверное замечали что требование детское «Хочу!» у малышей очень быстро превращается в настойчивое «Купи!» Дети весьма наблюдательны,.

Фотоотчёт «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая.

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье.

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом — Приучай.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Читайте так же:  Уведомление о задолженности по налогам от администрации

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребенок, прежде всего познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

Старшие дошкольники формируют умения оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мы учитывали несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

На первом этапе создали в группе центр «Экономград» наполнили его дидактическими играми: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», ««Кафе «Вкусно и полезно», « Доход — расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?», «Не ошибись», «Чей труд важней», «Кто больше?», «Путешествие по экономическим сказкам», «Гипермаркет», «Луна — парк». Подобрали произведения художественной литературы (экономическими сказками), наглядный материал.Создали мини музей «Путешествие денежки».

Родители принимали активное участие в наполнение центра «Экономград», они изготовили совместно с детьми коллекции денег, копилки, денежное дерево. Пополнили картотеку пословиц, поговорок и загадок о деньгах. Ввели в группе денежную купюру «Солнышки», обновили и пополнили сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Рекламное агентство», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир», «Столовая»…

Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что: — Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образ заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

— Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

— Деньги любят счет.

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

— Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

— Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Таким образом, ведущий вид детской деятельности является эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.

А. А. Смоленцева « Введение в мир экономики или как мы играем в экономику» . Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Колотухина Виктория Павловна, старший воспитатель I кв. категории

Романова Светлана Павловна, воспитатель высшей кв. категории, «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цент развития ребенка – детский сад № 35 «Фантастика»

Саратовская область, г. Саратов

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, сотрудниками банка, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Читайте так же:  Объектами налогообложения по упрощенной системе являются

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель проекта – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

дети подготовительной к школе группы;

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение 2018-2019 учебного года).

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продукты проекта для педагогов:

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;

Дипломы победителей и участников мероприятий;

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

Материалы и оборудование:

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»), приложения для планшетных компьютеров «Монеткины», «Финзнайка»)

Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;

Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;

Экскурсии в Музейно-экспозиционный фонд Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ;

Участие в олимпиадах, в Квесте ЦБ РФ.

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Ожидаемый результат проектной деятельности.

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Источники

Тематический контроль по финансовой грамотности в доу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here