Требования налоговой по проверке контрагентов

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Требования налоговой по проверке контрагентов". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Выездная налоговая проверка контрагента

Автор: admin · Опубликовано 05/06/2018 · Обновлено 01/02/2020

Чем может быть опасна выездная налоговая проверка контрагента?

Стоит ли переживать?

Первое, чем может коснуться Вас выездная налоговая проверка контрагента — это встречная проверка.

Сейчас мы не будем подробно останавливаться на этом пункте.

Получив налоговое требование о предоставлении документов, Вам необходимо будет собрать истребованные документы по списку (конечно, не оригиналы, а копии, заверенные печатью организации), составить опись передаваемых документов и доверенность, если интересы организации в ИФНС будет представлять иное лицо. Всё. Остается ждать и надеяться, что сотрудники налоговой не обнаружат разногласий в отчетности, вашей и контрагента. Наличие разногласий может послужить поводом для проведения у Вас другого вида проверки.

Но сейчас не об этом.

Итак, история одной организации….

Руководитель ООО «Ромашка» получил налоговое требование о погашении недоимки, возникшей, ВНИМАНИЕ! , из-за неуплаты НДС контрагентом(пусть это будет ООО «Василек») НДС начислено было по результатам выездной проверки.

То есть ситуация следующая: Существует некая фирма — ООО «Василек». У «Василька» была проведена выездная налоговая проверка , результатом которой стало доначисление по НДС. Однако, есть небольшой нюанс: на данный момент фирма «Василек» имеет все признаки недействующей организации. У нее нет расчетного счета, нет сотрудников, юридический адрес и генеральный директор имеют признаки массовости. То есть оплачивать недоимку некому.

Сотрудники выездного отдела провели огромную работу: изучили всех контрагентов «Василька», даже тех, с которыми не было взаимоотношений продолжительное время. Под пристальное внимание попали юридические лица и даже предприниматели. Поиски налоговиков принесли свои результаты: ими была найдена организация, имеющая признаки взаимозависимости. А значит обязанность по уплате налогов и сборов за ООО «Василек» может быть возложена на нее.

О законности взыскания задолженности по налогам с лиц, зависимых с проверяемым налогоплательщиком читайте здесь

Как Вы уже догадались, это «фирмой-правопреемником» оказалась ООО «Ромашка».

Вот некоторые признаки, которые по мнению налоговиков могут свидетельствовать и «правопреемстве»:

  • Генеральный директор (либо учредитель)один в двух фирмах
  • Счета в одном банке
  • Одни и те же контрагенты
  • Одни и те же сотрудники работали в обеих организациях
  • Один и тот же вид деятельности
  • Одинаковый фактический адрес, телефон, сайт и т.д.

Для сбора доказательной базы налоговики используют все возможные ресурсы: от допроса директора и сотрудников до проведения совместной операции с сотрудниками полиции по выемке документов на бумажных и электронных носителях в офисах контрагентов.

Для того, чтобы выездная налоговая проверка контрагента не имела столь печальных последствий, не пренебрегайте нашими рекомендациями, а именно:

  • проверяйте своих контрагентов на благонадежность
  • при ведении бизнеса избегайте признаков взаимозависимости!

За подробной консультацией по интересующим Вас вопросам всегда можно обратиться к Советнику по налогам

Налоговое требование о представлении документов

Автор: admin · Опубликовано 14/04/2018 · Обновлено 01/02/2020

Налоговое требование

Стоит ли бояться?

В этой статье мы подробно расскажем о налоговых документах, которые наиболее часто направляются в адрес юридических лиц и предпринимателей.
Разберем причины, которые приводят к более пристальному вниманию со стороны налоговиков, расскажем о возможных последствиях и выясним стоит ли бояться подобных уведомлений о вызове налогоплательщика и налоговых требований о представлении документов.

Первая причина, по которой на ваш адрес может поступить налоговое требование о представлении документов – это встречная проверка. В требовании будет указано, какие необходимо представить документы (их список будет указан) за определенный период (возможно даже за 3 года), но не все, а по конкретному контрагенту.
Требования налоговой по проверке контрагента означают, что вашего партнера по бизнесу постигло несчастье в виде выездной проверки, а вы, путем представления первичных документов бухгалтерского учета поможете подтвердить (или опровергнуть) законопослушность вашего партнера по бизнесу.
Конечно, предполагается, что данные в бухгалтерских документах ваши и вашего контрагента (соответственно) будут совпадать.

Налоговое требование при встречной проверке. Пример:

Вторая причина – это результаты камеральной налоговой проверки.
• Налоговое требование о представлении пояснений может быть направлено в адрес налогоплательщика в соответствие со статьей 88 п.3 Налогового Кодекса Р.Ф.
В таком требовании сообщается о выявленных ошибках или противоречиях в конкретной декларации за определенный период. Наиболее часто это связано с декларацией по налогу на добавленную стоимость.

Пример такого требования:

В течение 5 рабочих дней предлагается исправить ошибки. Сделать это можно путем подачи «уточненки» (корректирующей налоговой декларации).
У подобных требований есть приложение, в котором указан вид ошибки. Существуют следующие виды ошибок:
— запись отсутствует у контрагента
— несоответствие данных между книгой покупок и книгой продаж
— бухгалтерская ошибка
Если вы уверены, что с вашей стороны никаких ошибок допущено не было, необходимо представить пояснения, в котором подробно объяснить причину противоречий в сведениях.
• Уведомление о вызове налогоплательщика в соответствие с пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Р.Ф. выглядит вот так:

В связи с проведением камеральной налоговой проверки подобным уведомлением может быть вызван налогоплательщик (предприниматель или генеральный директор организации) для дачи пояснений по взаимоотношениям с контрагентами в рамках конкретной декларации по конкретному налогу. (Как правило, это НДС). Прежде, чем явиться пред светлые очи налогового инспектора, советуем самим хорошенько проверить соответствие данных за указанный в уведомлении отчетный период у себя и контрагентов. Если окажется, что вам есть что исправить, сделайте это как можно быстрее, а налоговую инспекцию уведомите письменно об исправлении ошибки.
ВАЖНО! Вероятно, имеют место серьезные разногласия в сведениях, представленных вами и вашими контрагентами. Постарайтесь связаться с контрагентами и сверьте данные.
Также причиной недовольства налоговиков может стать большой налоговый вычет по НДС. В этом случае вы получите примерно такое требование:

• Требование о представлении документов направляется в адрес налогоплательщика в соответствие со статьей 93 Налогового Кодекса Р.Ф.
В связи с проведением камеральной проверки (название декларации и период будут указаны в требовании) на основании требования о представлении документов, вас могут обязать представить следующие документы:
— Договоры
— Счета-фактуры
— Товарные накладные
— Путевые листы
— Акты приемки-сдачи работ
— Оборотно-сальдовые ведомости
— Договор на представление юридического адреса
— Сертификаты, лицензии
— Копии приказов о назначении на должность руководителя
— Адреса и телефоны должностных лиц
— Личные контакты и копии паспортов руководства контрагентов
— Сведения о сотрудниках и их контактные данные
— Деловую переписку, связанную с заключением договоров
— Контактные данные лиц, ответственных за полноту и достоверность данных, отраженных в налоговой декларации
И так далее…
В реалии список истребуемых документов может быть намного длиннее.

Читайте так же:  Нужно ли восстанавливать ндс при лизинге

О чем может говорить подобное налоговое требование о предоставлении документов?

Вероятнее всего, сотрудники налоговой инспекции сомневаются в достоверности сведений, указанных вами в налоговой отчетности.
ВАЖНО! Очень часто, по итогам подобной камеральной проверки назначается выездная налоговая проверка. А это уже совсем другая история…
Существует еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание – это предпроверочный анализ. В рамках проведения такого анализа сотрудники налоговой инспекции также истребуют документы организации, порой даже за 3 года! Этой теме мы посвятили отдельную статью: «Кого проверяет налоговая?» Ознакомьтесь с ней обязательно!
Как быть и что делать в подобной ситуации — нельзя ответить однозначно. Каждый случай индивидуален.
Именно поэтому, если вы получили подобное требование, мы советуем не принимать поспешных решений, а обратиться за помощью к специалистам по налоговым вопросам.

Единственное, что мы хотим Вм напомнить: НЕ пускайте все на самотек и НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ НАЛОГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ! Ответ на требование налоговой о предоставлении документов ОБЯЗАТЕЛЕН!Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой ОЧЕНЬ серьезная, вплоть до выемки документов сотрудниками полиции из офиса компании или начисления штрафов по среднестатистическим показателям Вашего региона!

«Должная осмотрительность» при выборе контрагента. Что изменилось с появлением в НК РФ в 2017 году ст. 54.1?

Ведущий юрист ООО «Сибирская Юридическая Компания»

специально для ГАРАНТ.РУ

Понятие «должной осмотрительности» введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). Несмотря на то, что четкого понятия «должной осмотрительности» не содержит ни указанное постановление, ни какой-либо другой источник права, «должная осмотрительность» активно использовалась налоговыми органами и судами в случаях, когда речь шла об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль.

В Постановлении № 53 проявление «должной осмотрительности» рассматривается как один из критериев отсутствия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

Быстро оценить благонадежность контрагента, проанализировать перспективы сотрудничества и свести к минимуму финансовые, налоговые и репутационные риски поможет «Экспресс проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

В августе 2017 года была введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса, в определенной степени изменившая подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика.

При этом в рекомендациях ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ было указано, что новая статья не кодифицирует правила, сформулированные правоприменительной практикой, в частности, содержащиеся в Постановлении № 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом основных аспектов сформированной до этого судебной практики (письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/[email protected]).

ФНС России рядом писем по разъяснению применения ст. 54.1 НК РФ указала налоговым органам и налогоплательщикам на то, что:

Отметим, что судебная практика за истекший календарный год со дня введения в действие ст. 54.1 НК РФ практически не дает ответа на этот вопрос, поскольку основной массив налоговых споров по проанализированной практике касается налоговых проверок, проводимых (камеральных) или назначенных (выездных) до августа 2017 года. По таким спорам суды продолжают руководствоваться положениями и понятиями, содержащимися в Постановлении № 53.

Однако ответ на указанный вопрос можно усмотреть из разъяснений ФНС России по отдельным обращениям налогоплательщиков (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/26807, письмо ФНС России от 18 мая 2018 г. № ЕД-4-2/[email protected]). Так, при ответе на вопросы об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок, налоговая служба кроме очередных разъяснений о том, что ранее введенные в практику понятия «должной осмотрительности» и «недобросовестности налогоплательщика» при проведении после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ налоговых проверок не применяются, все же со ссылкой на ст. 102 НК РФ указала на размещение с 1 июня 2018 года на официальном сайте ФНС России сведений о деятельности налогоплательщиков в форме открытых данных – о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это, по мнению налоговиков, предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценки рисков при проверке контрагента.

Указанные разъяснения подтверждают, что проверка контрагента и проявление необходимой осмотрительности перед заключением сделки не потеряли своей актуальности, только немного поменяли цель и последствия проверки.

Налогоплательщику стоит, как и ранее, проявлять осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать впоследствии налоговому органу или суду сам факт его проверки, а для того, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий.

Руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, налоговые органы должны будут проверять реальность выполнения сделки контрагентом, поэтому налогоплательщику стоит перед сделкой самостоятельно убедиться, что контрагент располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств по сделке.

Указанная проверка будет полезна и с точки зрения исключения гражданско-правовых рисков по исполнению потенциальным контрагентом договора.

Организовать проверку контрагентов можно путем использования специальных профессиональных программ и сервисов.

Кроме указанных действий, минимизирующих или исключающих и налоговые, и гражданско-правовые риски, рекомендую не пренебрегать и иными, дополнительными способами своей финансовой защиты, а именно, использовать в договорных правоотношениях инструменты гарантий (заверений об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса) или возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), позволяющие компенсировать понесенные в будущем убытки и (или) потери, связанные с отказом в вычетах по НДС или непринятии в состав расходов соответствующих затрат в связи с недобросовестностью контрагента.

Читайте так же:  Налог на роскошь в норвегии

В настоящее время формируется положительная судебная практика по применению таких гражданско-правовых способов защиты от проблемных контрагентов в сфере налоговых правоотношений.

Требования налоговой по проверке контрагентов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку у контрагента (поставщика) Общества.
Налоговый орган в рамках встречной проверки, обосновывая требование о проведении выездной налоговой проверки у Организации, запросил копии документов по взаимоотношениям с данным контрагентом, поставившим в адрес Общества товар.
Обществом получено из налогового органа требование о представлении документов и информации со ссылкой на статьи 93, 93.1 НК РФ. Обществом не заявлены какие-либо налоговые льготы или требование возврата (зачета) средств из бюджета. Общество не является участником регионального инвестиционного проекта.
Обязано ли Общество сообщать налоговому органу информацию о целях приобретения товара Обществом, о дальнейшей реализации этого товара либо использовании его в производстве?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации Обществу целесообразно представить налоговому органу документы и информацию, относящие к его взаимоотношениям с проверяемым контрагентом (поставщиком).
Требования налогового органа, касающиеся представления информации о целях приобретения товара Обществом, о дальнейшей реализации этого товара либо использовании его в производстве, представляются необоснованными. Однако это не исключает возможности для Организации представить налоговому органу все затребованные документы и информацию в добровольном порядке, для исключения риска внеочередной выездной налоговой проверки и других последствий. В любом случае отказ от представления каких-либо документов, скорее всего, придется отстаивать в суде.

К сведению:
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Требование налогового органа о представлении документов (информации);
— Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

2 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента

Налоговые органы при выполнении контрольных мероприятий запрашивают необходимые бумаги не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов и связанных с ним лиц. Правомерны ли такие действия инспекторов и как к этому относятся судьи? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Как относятся судьи к запросам документов у контрагентов и иных лиц

Показательным для рассматриваемой ситуации является постановление АС МО от 07.10.2014 № Ф05-967414.

Организация получила из инспекции требование о представлении документов, касающихся ее взаимоотношений с покупателем. При этом истребование проводилось в рамках проверки не самого покупателя, а его контрагента, отношений с которым у организации не было. Сославшись на это обстоятельство, компания отказалась исполнять требование, за что и была оштрафована.

Суды трех инстанций поддержали налоговый орган и признали требование и штраф правомерными. Свою позицию они аргументировали так:

  • требование содержит данные, позволяющие идентифицировать, какая информация запрашивается по конкретной сделке (было указано, что организация является поставщиком компании, которая в свою очередь является поставщиком проверяемого лица);
  • истребуемые документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, который участвовал в хозяйственных операциях, связанных с договорными отношениями организации и ее контрагента;
  • ограничений и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций, то есть у контрагентов второго, третьего и последующего звена, НК РФ не содержит.

Следовательно, организация была обязана исполнить полученное требование и привлечена к ответственности на законных основаниях.

Позднее с арбитрами согласился и ВС РФ (см. определение от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282).

См. также:

Законны ли запросы документов у контрагентов ваших контрагентов

Видео (кликните для воспроизведения).

Требования налоговиков законны: запрашивать документы им позволяет ст. 93.1 НК РФ. Из содержания этой статьи понятно, что запрашивать бумаги у контрагентов проверяемого лица или у иных лиц контролеры вправе:

  • во время проведения налоговой проверки;
  • вне рамок налоговых проверок (если у налоговиков возникает обоснованная необходимость в получении документов или информации по конкретной сделке).

Если вы получили подобное требование, имейте в виду, что:

  • законодательством не ограничен перечень истребуемых документов (информации) – запросить у вас могут любые документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию о конкретной сделке (см. письмо Минфина от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869);
  • отсутствуют ограничения по периоду времени, за который могут истребоваться документы или информация (см. письмо Минфина от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519).

Требование о представлении документов или информации по сделке в рамках проведения налоговиками проверки контрагента вашего контрагента лучше исполнить. Иначе вас оштрафуют по ст. 126 или 129.1 НК РФ.

Подробнее о размерах санкций и не только см. в наших материалах:

Удается ли оспорить действия налоговиков в суде, узнайте далее.

Читайте так же:  Как заполнить заявление о возврате суммы налога

Итоги

Налоговики могут запросить у вас любые документы и информацию относительно контрагентов и иных лиц. Ограничений по количеству и виду запрашиваемых бумаг законодательство не содержит. Требования налоговиков игнорировать опасно – в ст.126 и 129.1 НК РФ за это предусмотрены штрафы.

Проверка контрагента: какие документы потребуют у вас

Получение писем из налоговой инспекции нельзя назвать приятным сюрпризом, особенно, если речь идет о требовании представить пояснения или какие-то документы. Такое требование может прийти в любой момент, даже если в отношении организации не проходит ни камеральная, ни выездная проверка.

Налоговики имеют право запросить информацию и документы не только в отношении проверяемого лица, но и в отношении его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Это значит, что если один из ваших контрагентов подвергся выездной проверке, то под прицелом может оказаться и ваша организация.

Шпаргалка про статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Налоговики имеют право запросить информацию и документы не только в отношении проверяемого лица, но и в отношении его контрагентов.

2. Проверяя компанию, налоговый орган имеет право затребовать у его контрагентов документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого лица. Другие документы требовать нельзя.

3. Конкретный перечень документов, которые вправе истребовать налоговая инспекция в рамках проверки контрагента компании, НК РФ не содержит.

4. Суды считают, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет.

5. Документы, которые запросила налоговая инспекция, должны быть представлены в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения требования. Если таких документов нет, то об этом нужно сообщить в инспекцию также в пятидневный срок.

6. По уважительным причинам можно просить о продлении срока для подготовки и представления запрошенных документов. Инспекция может и отказать.

7. За непредставление запрошенных документов (равно как и за несообщение об их отсутствии) фирме грозит штраф.

Что будет, если документы не представить

За непредставление запрошенных документов (равно как и за несообщение об их отсутствии — в случае, когда они действительно отсутствуют) фирме грозит штраф. Причем если руководствоваться пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ, то это может быть штраф либо по статье 126 НК РФ, либо по статье 129.1 НК РФ. В первом случае размер штрафа составляет 10 000 рублей, во втором – 5 000 рублей.

Так на какую конкретно сумму оштрафуют компанию, которая не представила запрашиваемые документы налоговой инспекции (или не сообщила об их отсутствии)? Практика показывает, что сами налоговики не знают точного ответа на этот вопрос. Одни штрафуют на 10 000 рублей, другие — на 5 000 рублей. Более того, ясности не дает и анализ судебной практики, поскольку в суде обычно оспаривают сам факт привлечения фирмы к ответственности, а не рассматривают, по какой конкретно статье инспекция должна была оштрафовать компанию.

Однако свет на этот вопрос пролила в прошлом году ФНС России. В письме от 27.06.2017 № СА-4-9/12220 ведомство объяснило, как правильно штрафовать налогоплательщиков:

  • по статье 126 НК РФ — «при истребовании документов на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса при проведении налоговой проверки»,
  • по статье 129.1 НК РФ – «в случае истребования документов (информации) на основании пункта 2 статьи 93.1 Кодекса относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок».

В чем разница? В том, что в первом случае необходимость запроса документов возникает в связи с проведением налоговой проверки у контрагента, а во втором инспекция запрашивает документы организации вне рамок проведения проверок.

Поскольку мы рассматриваем ситуацию, когда причиной запроса документов фирмы является проведение проверки у ее контрагента, то в случае непредставления документов правильным будет штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ на сумму 10 000 рублей. Но налоговая инспекция может этого не знать и оштрафовать по статье 129.1 НК РФ. Впрочем, спорить тут не стоит, поскольку по данной статье размер штрафа вдвое меньше.

Налоговая проверка контрагентов в условиях ужесточения налогового контроля в 2018 году

Автор: Светлана Петрухина
заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

В условиях ужесточения налогового контроля нельзя подходить к проверке контрагентов формально. Если вы запросите только выписку из реестра, устав и приказ на руководителя, риски остаются. На контрагента надо собирать целое досье. То есть подход к проверке партнеров должен поменяться кардинальным образом.

Главная причина – нашумевшие поправки в Налоговый кодекс, внесенные законом № 163-ФЗ. С 19 августа действует статья 54.1, которая запретила налоговые схемы. Все внимание налоговики теперь уделяют реальности сделки, а не недочетам в «первичке». Для защиты от претензий налоговой теперь важно доказать, что контрагент был способен выполнить обязательства, и компания убедилась в благонадежности контрагента, то есть проявила должную осмотрительность – контрагента проверили от и до, проведя тщательнейшее расследование. По сути, теперь нужно собрать полноценное досье на поставщика или подрядчика.

Какого-то специального и универсального регламента проверки контрагента на добросовестность в природе не существует. Поэтому мы подготовили пошаговую инструкцию, при помощи которой можно проверить контрагента перед заключением договора. Чем больше источников – внешних и внутренних – будет задействовано, тем качественнее получится результат проверки подрядчика (поставщика) и более высокими шансы защитить компанию от доначисления налогов.

Почему главбух не должен проверять контрагентов

Многие компании до последнего времени не утруждали себя проверкой контрагента. А в тех, кто пытался обезопасить себя от сомнительных связей, чаще всего проверку возлагали на главбуха. По ясным причинам такая проверка не выдерживает никакой критики, поскольку бухгалтеры расценивают новую обязанность как дополнительную нагрузку, чаще всего проводят проверку контрагента формально, «для галочки».

Срок исполнения требования налоговиков

Документы, которые запросила налоговая инспекция, должны быть представлены в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если компания не располагает запрашиваемыми документами, то об этом нужно сообщить в инспекцию также в пятидневный срок. В этом случае факт непредставления документов освободит фирму от санкций (фирма не проигнорировала требование ИФНС, а добросовестно сообщила, что запрашиваемых документов у нее нет).

Нередко компания не имеет возможности подготовить документы в отведенный налоговым законодательством пятидневный срок. Например, если организация небольшая, и единственный бухгалтер, который ведет учет, попал в больницу. На этот случай положения НК РФ дают возможность просить о продлении срока для подготовки и представления запрошенных документов. Сделать это нужно достаточно быстро — на следующий или в этот же день после получения требования (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Читайте так же:  Оплата штрафов налоговой инспекции

Для сообщения составляется специальное уведомление по форме, утв. приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34. Если вы написали письмо с просьбой об отсрочке в произвольной форме, а ФНС вам отказала по причине неправильного уведомления – можем вас порадовать. Отказ в продлении срока по уведомлению, составленному в произвольной форме, считается незаконным. Это отмечает ФНС России в письме от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216. В любом случае в уведомлении обязательно должны быть причины, объясняющие невозможность представления документов в положенный срок, а также срок, в который документы могут быть представлены. При этом ограничений по сроку продления не установлено (письмо Минфина РФ от 18.12.2015 № 03-02-08/74563).

Стоит отметить, что направление такого уведомления не гарантирует автоматического продления инспекцией отведенного изначально срока. Инспекция может и отказать в продлении. Причем она вовсе не обязана объяснять и аргументировать причины своего отказа (письмо ФНС от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304).

Какие документы запрашивают при проверке контрагента

Самый частый вопрос, который возникает у бухгалтеров: какие документы инспекторы вправе потребовать? И является ли законным требование предоставить документы, никак не связанные с контрагентом, у которого проводится проверка?

Из пункта 1 статьи 93.1 НК РФ следует, что затребованы могут быть документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого лица. Минфин РФ в письме от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 пишет о том же самом.

Ключевая фраза здесь — «касающиеся деятельности проверяемого лица». Потребовать у компании, например, все договоры, заключенные в 2017 году или книгу покупок за определенный период (при том, что сделка с контрагентом, у которого идет проверка, там не отражена), налоговая инспекция не вправе.

Но вышеупомянутый пункт не содержит конкретного перечня документов, которые может истребовать налоговая инспекция. Это могут быть договор, акты, накладные, счета-фактуры по сделкам с проверяемым контрагентом. Но также могут потребовать, например, приказ о направлении в командировку сотрудников к месту выполнения работ на территории контрагента.

Практика показывает, что проверяющие на местах не всегда соблюдают нормы закона. Рассчитывая, по всей видимости, на неосведомленность бухгалтеров, они запрашивают и документы, которые не имеют ничего общего с деятельностью проверяемого лица.

В этом случае организация может не выполнять требования инспекции. Действия ИФНС незаконными можно признать в суде. Например, ВАС РФ в определении от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012 отметил, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет. Аналогичные выводы есть и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.04.2015 № Ф02-1184/2015).

Есть еще один важный момент: в требовании о представлении документов налоговики не обязаны писать реквизиты запрашиваемых документов. В форме требования, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189, сказано, что реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов указываются «при наличии».

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2016 № Ф02-5483/2016 подтверждается, что достаточно ограничиться наименованиями (договор, акты, счета-фактуры и т.д.). Тем не менее, содержащиеся в требовании данные должны в полной мере позволить идентифицировать конкретную сделку, по которой запрашиваются документы. В противном случае компания имеет хорошие шансы «отбиться» от налоговых требований в суде (см., например, спор, рассматриваемый Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 21.03.2017 № Ф03-712/2017).

Интересен и вопрос относительно периода, за который могут быть запрошены документы. Ограничение в три года, которое действует для проверяемых лиц, тут не работает. Налоговая инспекция может потребовать документы за любой период, поскольку ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не установлено. На это обратил внимание Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519.

Алгоритм проверки контрагента

Шаг № 1. Проверить контрагента по официальным сайтам в интернете

Проверку надежности контрагента можно начать с общедоступных ресурсов в интернете. Благодаря им можно бесплатно и оперативно узнать весьма интересные подробности о потенциальном партнере.

  • Скачать выписку, проверить адрес и директора на «массовость», узнать о дисквалификации директора контрагента, проверить наличие налоговых долгов можно на сайте ФНС egrul.nalog.ru . Тревожные «звоночки»:
    • в ЕГРЮЛ есть отметка о дисквалификации и недостоверности сведений о руководителе;
    • компания часто переезжает с одного адреса на другой или зарегистрирована по массовому адресу.
  • Проверить наличие судебных исков на контрагента, участие в судебных разбирательствах – на сайте kad.arbitr.ru . Особенно опасно, если будущий контрагент бросает дела после первой инстанции, подает иск и не приходит в суд, это подозрительно. Так могут действовать однодневки, которые хотят создать доказательства реальной деятельности. Плохо, если потенциальный партнер проходил по налоговым спорам, и судьи признавали его ненадежным.
  • Проверить наличие долгов, которые уже взыскиваются по суду, позволяет сайт Федеральной службы судебных приставов: fssprus.ru .
  • «Пробить» контрагента по реестру недобросовестных поставщиков на сайте единой системы закупок rnp.fas.gov.ru .
  • Проверка действительности паспорта директора, разрешений на работу и патентов для иностранцев – информационные сервисы Главного управления по вопросам миграции МВД России сервисы.гувм.мвд.рф .

Положение о проверке контрагентов

В целях унификации процедур и методов проверки контрагентов целесообразно разработать и утвердить в компании единый внутренний нормативный акт — Положение о проверке контрагентов (а не издавать приказы о проверке каждый раз при появлении нового потенциального партнера). В нем, в частности, привести перечень документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров перед заключением той или иной сделки.

В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным сотрудникам под роспись.

Шаг № 2. Изучить сайт контрагента, рекламу и отзывы в интернете

Кроме официальных ресурсов обязательно надо посмотреть сайт будущего контрагента. Но доверять всей информации на нем не стоит. Поэтому сверьтесь с отзывами клиентов о поставщике на тематических сайтах, в СМИ. Полезно изучить мнения бывших сотрудников, которые знают компанию изнутри (см. отзывы о работодателях в интернете).

Читайте так же:  Как вернуть социальный налоговый вычет

Что должно насторожить? Отсутствие у компании сайта, неработающая страница в интернете, устаревшая информация. Также тревожный признак – отсутствие рекламы и отзывов клиентов и сотрудников.

Нельзя полностью доверять фотографиям и информации о контрагенте на его сайте и в рекламных роликах. Обязательно надо посетить офис поставщика, попросить его показать склад, имущество и др.

Шаг № 3. Нанести визит контрагенту

В идеале, конечно, надо постараться осмотреть не только офис, но и производственные, а также складские помещения будущего контрагента. Еще лучше – если удастся сфотографировать офис внутри и снаружи, производство, товар на складе, автопарк и т. д. Важно сохранить все пропуски в офис и на склад (в т.ч. на проезд машины) – он докажет, что руководство или представитель компании встречались с контрагентом до заключения сделки.

Что должно насторожить? Контрагент отказывается показывать офисные помещения и склады. Также подозрительно, если у компании нет собственных складов и автомобилей для перевозки товаров, хотя контрагент позиционирует себя как прямой поставщик.

Шаг № 4. Лично встретиться с руководством контрагента

Обязательно надо до заключения сделки лично встретиться с гендиректором компании или уполномоченным представителем контрагента – в офисе либо на нейтральной территории (ресторан, конференция, бизнес-завтрак и т.д.).

Во-первых, попросить показать паспорт и доверенность (если дела ведет представитель компании). Во-вторых, нелишним будет сделать совместную фотографию с директором будущего партнера.

Что должно насторожить? Контрагент работает только через представителя, и все документы подписывает сотрудник с доверенностью. Сам гендиректор ни с кем не общается.

Шаг № 5. Запросить у контрагента документы

Перед сделкой необходимо запросить у поставщика следующие документы (заверенные копии):

  • устав;
  • приказ о назначении директора;
  • доверенности на представителей;
  • паспорт руководителя и представителей (дополнительно – письменное согласие на обработку персональных данных);
  • налоговые декларации, бухгалтерский баланс;
  • лицензии и свидетельства (если деятельность подлежит лицензированию либо на нее надо получать специальное разрешение).

Также стоит запросить справку о фактическом адресе и сведения об имуществе и персонале.

С одной стороны, вам необходимо проверить отчетность контрагента. С другой, – контрагент не обязан предоставлять информацию. Если он не согласен, имеет смысл попросить письменный отказ. Бухгалтерскую отчетность можно достать самостоятельно – заказать на сайте статистики gks.ru > «Предоставление данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности…».

Что должно насторожить? Будущие контрагенты неохотно предоставляют сведения о себе. В большинстве случаев они ссылаются на коммерческую тайну или персональные данные работников. Но многие сведения, которые нужны для проверки, не считаются тайной. Например, сведения о составе работников, о тех, кто вправе без доверенности действовать от имени компании, о разрешении на конкретный вид деятельности и пр.

«Секретную» информацию можно предоставить под обязательство о неразглашении. Если даже на таких условиях документы предоставить отказываются, то сделку заключать рискованно. Если поставщик или покупатель полностью закрывается и отказываются передать любую информацию о себе, с такими сомнительными контрагентами лучше не работать.

На что смотреть в отчетности контрагента

Просто заполучить у контрагента документы – это лишь полдела. Для полноценной проверки необходимо оценить содержащуюся в них информацию. В частности, пробежаться по критериям назначения выездных проверок. Они приведены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected] Среди них, например, рост доли расходов, зарплата ниже средней по отрасли, уменьшение рентабельности и низкая налоговая нагрузка, доля налоговых вычетов превышает допустимые значения.

Шаг № 6. Провести проверку через ИФНС

Убедиться в благонадежности будущего партнера поможет проверка контрагента в налоговой. В ИФНС можно осуществить проверку контрагента на уплату налогов, запросить данные о суммах долгов, численности штата контрагента. Эти данные не являются налоговой тайной. Также налоговики могут сообщить, вовремя ли контрагент отчитывается и платит налоги. Самостоятельно на сайте https://service.nalog.ru/zd.do можно получить сведения о наличии задолженности по налогам свыше 1000 руб. и информацию о несданной отчетности более 1 года.

ИФНС может отказать в предоставлении информации. Но у компании на руках останется запрос и отказной ответ инспекции. Переписка с налоговиками также служит подтверждением осмотрительности.

Шаг № 7. Подготовить отчет о должной осмотрительности – досье на контрагента

Можно назначить сотрудника, который будет отвечать за проверку контрагентов. Он составит отчет о результатах анализа надежности поставщика. Этот бесценный документ послужит неоспоримым доказательством того, что компания выполнила все требования закона о должной осмотрительности.

Лайфхак: Действенный способ защититься от претензий по статье 54.1

Самое плохое в статье 54.1 Налогового кодекса – условие о том, что исполнять обязательство по договору должен либо сам исполнитель, либо тот, кому это поручил исполнитель. Здесь возможна ситуация, когда заказчик поручил контрагенту какие-либо работы, а тот перепоручил их третьему лицу без ведома заказчика. По факту работы выполнены, но если ориентироваться только на статью 54.1, то налоговики такие расходы не примут.

Избежать претензий поможет проверка договора. Из него должна следовать законность перепоручения работ третьему лицу. То есть, если в договоре на услуги прямо предусмотрено возможное привлечение соисполнителей (без такой формулировки соисполнительство противоречит статье 780 ГК РФ) или, если подобное соисполнительство не запрещено в договоре подряда (см. п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Допустим, компания не хочет перепоручать работу третьим лицам, и договором подряда было запрещено соисполнительство. Тем не менее, контрагент привлек субподрядчиков. Как здесь отстоять свои расходы и показать осмотрительность? Устава и выписки, конечно, недостаточно. Хорошо бы показать, что компания знала о реальности деятельности контрагента (хотя бы предъявить его рекламные объявления, еще лучше – рекомендационные письма, данные о партнерах и т.д.), указать тех работников партнера, с кем сотрудничали за время выполнения спорных операций.

Можно ссылаться и на то, что контрагент направил вам письмо о наличии необходимой техники (если это письмо удастся получить) или хотя бы баланс, из которого видно наличие основных средств у предприятия. То есть опираться на доводы, показывающие реальность работы партнера. А не на данные по его регистрации.

Наша методика проверки позволяет снизить риски наступления налоговой ответственности за контрагентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, наша компания обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Поэтому мы с радостью поможем документально обосновать причины выбора контрагента.

Источники

Требования налоговой по проверке контрагентов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here