Цель проведения выездной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Цель проведения выездной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Теоретические основы выездной налоговой проверки

Назначение и задачи выездной налоговой проверки

Наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она выявляет наибольшее число налоговых правонарушений. В то же время эта форма налогового контроля наиболее трудоемка, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых органов и высокого уровня их квалификации. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов 3, С. 430.

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей.

Основные задачи выездной налоговой проверки 6, С. 54:

  • 1. Всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления и полноте и своевременности перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов;
  • 2. Выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;
  • 3. Анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;
  • 4. формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;
  • 5. доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.

Выездная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговых органов на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа, может проводиться в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам. Не допускается проведение в течение одного календарного года двух выездных налоговых проверок и более, а также повторных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией или реорганизацией организации либо в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени выполнения предыдущей проверки 3, С. 430.

Цель выездной налоговой проверки контроль за соблюдением плательщиком законодательства о налогах и сборах, документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки. Для этого в ходе проведения выездной налоговой проверки проверяющие исследуют документы, в том числе и в электронном виде, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком налогов и сборов 6, С. 54.

Объектами проверки являются устав организации, учредительный договор, свидетельство о постановке на налоговый учет, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, договоры и контракты, банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетные регистр 3, С. 430.

Наряду с налоговыми инспекторами и представителями проверяемого субъекта хозяйственной деятельности в проведении выездной налоговой проверки могут быть задействованы: свидетели, понятые, специалист, эксперт, переводчик.

В случае направления соответствующего запроса к участию в проведении выездной налоговой проверки могут быть также привлечены сотрудники милиции.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Длительность проведения выездной налоговой проверки два месяца; если у организации имеются филиалы и представительства, срок проверки увеличивается до трех месяцев. Срок проверки включает в себя время фактического пребывания проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлении им запрашиваемых при проведении проверки документов. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика 10, С. 150.

На основании мотивированного решения руководителя налогового органа срок проверки может быть увеличен до трех месяцев в случае: проведения проверок крупных налогоплательщиков — организаций, необходимости проведения встречных проверок, иных исключительных обстоятельств.

Для того чтобы продлить двухмесячный срок, отведенный для выездной налоговой проверки, чиновники иногда приостанавливают её. Это происходит, если инспекторы явно не укладываются в установленные законом сроки. Тогда руководитель инспекции принимает решение приостановить проверку, допустим, на время проведения встречных проверок 3, С. 430.

Но, приостановление проверки — вынужденная мера, не зависящая от усмотрения чиновников. Она используется в случае, если проведению проверки препятствуют объективные обстоятельства. Поэтому инспекторы всякий раз должны мотивировать свое решение о приостановлении проверки.

Выездная налоговая проверка включает в себя следующие этапы: подготовка к проведению выездной налоговой проверки, проведение выездной налоговой проверки, оформление акта выездной налоговой проверки, подписание акта и вручение его налогоплательщику, рассмотрение материалов проверки и принятие решения по ним, реализация принятого решения. Каждый из этапов включает целый комплекс регламентированных НК РФ мероприятий и процессуальных действий 10, С. 152.

При подготовке к проведению выездной налоговой проверки осуществляется углубленная предпроверочная подготовка с целью определения перспективных направлений проверки и разработки на этой основе оптимальной стратегии проверки. Данный этап позволяет обеспечить рациональное комбинированное использование всех форм налогового контроля.

В настоящее время МНС России ставит перед налоговыми органами задачу обязательной предпроверочной подготовки с использованием всей имеющейся информации из внутренних и внешних источников: сведений о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банке; информации бюро технической инвентаризации, других органов, регистрирующих права на недвижимое имущество, о владении недвижимым имуществом; сведений, передаваемых земельными комитетами, о собственниках, землевладельцах и землепользователях, передаче в аренду земельных участков; информации таможенных органов о внешнеэкономической деятельности; сведений о выданных, приостановленных, аннулированных лицензиях, предоставляемых органами лицензирования; сведений органов ГИБДД о наличии автотранспортных средств; сведения о перевозках грузов; запросов в органы налоговой полиции 3, С. 430.

Читайте так же:  Методы и меры валютного контроля

При проведении предпроверочного анализа имеющейся информации оценивается предполагаемый объем работы и исходя из этого определяются количественный и персональный состав проверяющих, основные вопросы проверки, период проверки, методы проведения проверок, необходимость проведения встречных проверок.

Как правило, если в ходе проведения выездной налоговой проверки возникает необходимость проведения встречных проверок, вынужденного отвлечения проверяющих на другие участки в случае болезни, отпуска и в других исключительных случаях выездная налоговая проверка приостанавливается на период проведения указанных мероприятий. В этих случаях руководитель налогового органа выносит решение о приостановлении выездной налоговой проверки. При этом очень важно ознакомить с каждым решением проверяемого налогоплательщика, в противном случае по истечении срока первоначального решения о назначении выездной налоговой проверки налогоплательщик имеет полное право не допустить проверяющих на территорию предприятия 6, С. 54.

В начале любой выездной налоговой проверки руководителю проверяемой организации или частному предпринимателю предъявляются служебное удостоверение и решение руководителя о проведении выездной налоговой проверки для ознакомления и подписи. В случае если налогоплательщик отказывается от подписи на решении о проведении проверки, проверяющий производит запись об отказе от подписи. Если должностные лица налоговых органов не допускаются на территорию или в помещение, используемые для предпринимательской деятельности, руководитель проверяющей группы составляет соответствующий акт, который подписывается налогоплательщиком; если налогоплательщик от подписи отказался, делается соответствующая запись. При этом НК РФ предусмотрено, что налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

При проведении выездной налоговой проверки в случае затруднения в получении необходимых для проверки документов проверяющие имеют право их истребовать с помощью требования. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю под расписку с указанием даты вручения. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность.

Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика определяются проверяющими исходя из особенностей применяемой системы бухгалтерского учета, сделанных в результате предпроверочного анализа вывод о наличии повышенной вероятности обнаружения у налогоплательщика налоговых правонарушений, объемов подлежащей проверке документации.

В зависимости от степени охвата проверкой учетной документации налогоплательщика может быть проведена сплошная или выборочная проверка документов 3, С. 430.

При сплошном методе проверяются все первичные учетные доценты налогоплательщика, относящиеся к определенному разделу учета и соответствующему налоговому периоду, а также отражение хозяйственных операций, оформленных этими документами, в учетных регистрах. При выборочном методе проверяется определенная часть учетных документов налогоплательщика, отобранная проверяющими как с учетом степени значимости хозяйственных операций, оформленных этими документами, для формирования налоговой базы, так и посредством применения методов случайной выборки. Если в результате выборочной проверки выявляются налоговые правонарушения, то проверка документов по данному виду деятельности налогоплательщика проводится сплошным методом за весь проверяемый период 12, С. 230.

Степень охвата проверкой учетной документации определяется проверяющими самостоятельно исходя из объема подлежащих проверке документов, состояния бухгалтерского учета налогоплательщика, степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими исходя из данных предпроверочного анализа информации о налогоплательщике, а также результатов предыдущих этапов выездной налоговой проверки.

При необходимости исследуются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. По требованию проверяющих организация обязана за свой счет изготовить копии таких документов.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируются 6, С. 54:

  • — полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, а также иных нарушений налогового законодательства о налогах и сборах;
  • — соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения;
  • — соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющее значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;
  • — полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы.

В процессе проверки устанавливаются соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражения соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя: формальную проверку, в ходе которой происходит визуальное изучение с точки зрения наличия в документе необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов; арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов суммовых показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах; правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству 10, С. 150.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки, о проведенной проверке проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки в котором должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах 3, С. 430.

Итак, наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она выявляет наибольшее число налоговых правонарушений.

Как проводят выездные налоговые проверки: схема пошагово

Выездная налоговая проверка – это процедура, знакомая практически любому предпринимателю. Достаточно хлопотная, отвлекающая временные и трудовые ресурсы, и очень рискованная, от результатов проведения которой зависит дальнейшая жизнь предприятия, а так же возможно другие негативные моменты, связанные с ответственностью руководителей и учредителей предприятия.

Кстати, на сайте налоговиков ВНП называется полезной процедурой.

А потому, что, как пишут наши апологеты полезности ВНП, проводят процедуру обычно (?!) глубоко компетентные сотрудники налоговых органов, и по завершении предприниматель получит обоснованный отчет о нарушениях компании в области налогообложения и бухгалтерского учета. По сути, специалисты налоговых органов сделают бесплатный аудит организации. После ознакомления с допущенными ошибками предпринимателю нужно будет просто построить свою работу таким образом, чтобы не допускать их повторения в будущем. Вот так-то, уважаемые предприниматели. Для вас, с точки зрения налоговиков, это очень и очень полезно!

Читайте так же:  Подача отчетности в налоговую ип усн

Однако это все потом, а сначала любому бизнесмену будет нелишним детальное знание того, как именно проводится данная процедура.

Процедуры, возможные при проверке

Какие мероприятия проводятся в процессе ревизии (раздел 5 Письма ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»)?

  • отправка уточнений в соответствующие инстанции зарубежных государств;
  • отправка уточнений в банк;
  • приглашение третьих лиц с целью опроса;
  • инвентаризация имущества проверяемой компании;
  • осуществление допроса свидетелей;
  • инспекция различных объектов;
  • истребование нужных документов;
  • выемка необходимых документов или предметов;
  • проведение экспертизы, назначаемой проверяющими лицами;
  • привлечение специалиста или переводчика.

После тщательного исследования документов у проверяющих лиц обычно возникают промежуточные вопросы. Они могут затребовать дополнительные материалы, поинтересоваться отдельными аспектами финансовой деятельности компании. Все это является признаками подготовки результатов ревизии.

4) Оформление окончательных итогов проверки

Итогом многочасовых усилий проверяющих лиц по проведению выездной налоговой проверки становится справка. В ней указываются основные сведения по проведенной ревизии: что проверялось, сколько времени заняло, кто именно осуществлял проверку? Справка под роспись вручается директору организации или его доверенному лицу.

Однако на этом ничего не заканчивается. Свои выводы и размышления проверяющие лица в окончательном виде формулируют в акте проведения проверки. Делается акт не позднее 2 месяцев с момента составления справки. В акте подводятся итоги проверки с подведением окончательной черты под вопросом: присутствуют ли нарушения? Согласно пп.9 п.1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, копия акта предоставляется представителю компании.

Согласно п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ, к акту необходимо прилагать доказательную базу заявленных тезисов в виде подтверждающих документов.

На акте ставят росписи все участники ревизии.

А вот если акт отказывается подписывать проверяемое лицо, то в нем просто делается соответствующая отметка. В этом случае, скорее всего, налоговики и проверяемая компания в следующий раз встретятся уже в ходе процедуры обжалования результатов проверки.

5) Обжалование итогов выездной налоговой проверки

Пунктом 6 ст.100 Налогового кодекса РФ компании, имеющей возражения против обстоятельств, указанных в акте проверки, предоставлены возможности по обжалованию в течение 1 месяца с дня ознакомления с актом.

Изучив представленные возражения, фискальные органы в период до 10 дней (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ) решают:

  • наложить взыскания на виновную компанию;
  • аннулировать итоги ревизии, согласившись с возражениями;
  • еще раз проверить компанию досконально в период до 1 месяца.

При проведении заседаний по рассмотрению материалов проверки может присутствовать представитель проверяемой компании.
Если впоследствии проверяемое юридическое или физическое лицо будет несогласно с итогами принятых решений, оно в соответствии со 139.1 Налогового кодекса РФ имеет право апелляционного обжалования.

Подается жалоба сразу после вступления в силу решения, принятого налоговым органом.

Заключение

Таким образом, процесс проведения выездной налоговой проверки является многоэтапным и сложным явлением. Правильное оформление сопутствующих документов со стороны налоговых органов играет здесь огромную роль.

Наличие нарушений в оформлении документов может быть использовано против проверяющей стороны грамотными и опытными налоговыми юристами и налоговыми адвокатами, и помочь успешно обжаловать итоги проведенной ВНП.

Порядок проведения выездных налоговых проверок

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Выездная налоговая проверка является формой налогового контроля (статья 82 НК РФ). Цель проведения выездных налоговых проверок — контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения.

В НК РФ место проведения выездной проверки не указано. Из смысла статей 87, 88, 89 НК РФ вытекает, что выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. На практике возникают ситуации, когда выездная налоговая проверка не может быть проведена на территории налогоплательщика. В таком случае налоговая проверка проводится в помещении налогового органа, но по правилам выездной налоговой проверки.

Представляется, что место проведения выездной налоговой проверки должно быть закреплено в НК РФ.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Согласно пункту 1.10.2 Инструкции о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», датой начала проверки считается дата предъявления руководителю проверяемой организации решения вышестоящего налогового органа о проведении выездной (повторной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить проверку до трех месяцев.

Данное ограничение установлено в связи со спецификой выездной налоговой проверки, которая состоит в присутствии на территории налогоплательщика сотрудников налогового органа, а также в объеме представляемых бухгалтерских и налоговых документов.

В соответствии с Письмом МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

— проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

— получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

Читайте так же:  Водный налог хмао ставки

— наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;

— иные исключительные обстоятельства.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Проведение выездной налоговой проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения не может быть начато ранее начала проведения проверки головной организации (Письмо МНС Российской Федерации от 7 мая 2001 года №АС-6-16/[email protected] «О направлении Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков — организации (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения»).

Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Указанной статьей установлен пятидневный срок для выдачи требуемых налоговым органом документов.

В случае, если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, не присутствует на территории налогоплательщика по собственной инициативе, данный период засчитывается в установленный законодательством о налогах и сборах двухмесячный срок.

На практике возник вопрос, как быть, если налоговый орган затягивает выездную проверку, каков общий срок налоговой проверки. Ответ на данные вопросы можно найти в Письме Минфина Российской Федерации от 4 октября 2002 года №04-01-10/4-100:

«выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. В связи с этим полагаем, что налоговый орган вправе проводить выездные налоговые проверки по разным налогам в течение одного календарного года.»

НК РФ не предусмотрено возможности приостановления выездных налоговых проверок. Однако, судебная практика признает возможность приостановления выездной налоговой проверки (например, при чрезвычайном происшествии на территории налогоплательщика, при проведении встречной налоговой проверки). Во время приостановки выездной проверки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

О приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган выносит решение с указанием периода, на который приостанавливается проверка. В акте выездной налоговой проверки отмечается дата приостановления проверки и дата возобновления, а также номер решения о приостановлении проверки, вынесенного налоговым органом.

Как было сказано выше, в Государственную Думу Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 года №705-р «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» года внесен законопроект о внесении изменений в часть первую НК РФ, в том числе и в главу 14 «Налоговый контроль». Указанным законопроектом предлагается внести изменения в статью 89 НК РФ и исключить из нее положение об определении срока проведения выездной проверки, исходя из времени фактического пребывания сотрудников налогового органа на территории налогоплательщика.

Предлагается установить трехмесячный срок выездной проверки для налогоплательщиков, имеющих обособленные представительства.

Продолжительность выездной проверки, согласно законопроекту, может быть увеличена до двух месяцев при проведении встречной проверки и экспертизы.

Законопроектом предлагается легализовать проведение выездной налоговой проверки в помещении налогового органа.

Во-первых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

Во-вторых, налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Из данного правила сделано исключение. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора — организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При реорганизации обязанность по уплате налогов возлагается на правопреемников организации. Выездная налоговая проверка является обязательным элементом процедуры ликвидации юридического лица.

Кроме того, выездная проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, также может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований статей 87, 89 НК РФ.

Следует отметить, что при применении данной нормы следует учитывать, что в силу пункта 1 статьи 36 НК РФ по запросу налоговых органов, органы ФСЭНП полномочны производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такие проверки, включающие и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы ФСЭНП вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно — розыскной деятельности и уголовно — процессуальным законодательством.

По указанным выше причинам проверки, проводимые органами ФСЭНП, не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренном НК РФ. К такому выводу пришел Пленум ВАС Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Проверки в течение календарного года по разным налогам либо за разные периоды деятельности налогоплательщика не являются повторными.

В-третьих, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Указанный срок обусловлен давностью привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, которая составляет три года.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за лечение какая сумма

В связи с неточностью формулировки пункта 1 статьи 87 НК РФ на практике возник вопрос, могут ли налоговые органы проверять деятельность организации за текущий период, ведь в законе сказано, что проверяются только три года «непосредственно предшествовавшие году проведения проверки».

Многие специалисты налогового права склоняются к тому, что при проведении выездной налоговой проверки текущий год не может быть предметом проверки. По некоторым налогам налоговым периодом является календарный год (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), в связи с этим проверка полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налога не представляется возможной.

Однако Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при толковании статьи 87 НК РФ судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Таким образом, Пленум ВАС Российской Федерации разрешил проведение выездных налоговых проверок и за текущий период.

Налогоплательщикам следует помнить, что дата вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и дата фактического начала могут не совпадать. Данное обстоятельство имеет значение в случаях, когда выездная налоговая проверка назначается в конце года, а фактически начинается в следующем. У налогоплательщиков возникает вопрос, за какой период в таком случае может проводиться проверка.

Президиум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 7 октября 2003 года №2203/03 пояснил, что трехлетний срок деятельности налогоплательщика, подвергаемого выездной проверке, должен исчисляться от года проведения проверки, а не от года принятия решения о ее проведении.

Налоговым органом 31 декабря 2004 года вынесено решение о проведении у налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Фактически сотрудники налогового органа приступили к проверке 8 января 2005 года.

Таким образом, период деятельности налогоплательщика который может быть подвергнут проверке составляет: 2004, 2003, 2002 года.

Открытым остается вопрос о том, за какой период налоговые органы могут проверить деятельность налогоплательщика, если проверка началась в конце одного года, а закончилась уже в следующем. Законодательно данный вопрос не урегулирован, судебная практика противоречива. Одни суды полагают, что необходимо исходить из даты начала проверочных действий, то есть с момента предъявления решения о проверке налогоплательщику. Другие руководствуются датой составления акта выездной проверки, третьи исходят из того, когда проводилась большая часть проверочных действий.

Более подробно вопросами, касающимися налоговых проверок, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоговые проверки».

Введение

Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля. Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а так же ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относится к компетенции налоговых органов.

Суть выездной налоговой проверки — контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основании изучения, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Как правило, выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может принять проверяющих на своей территории, то проверка может быть проведена в помещении налогового органа, но по правилам проведения выездных налоговых проверок.

Выездные налоговые проверки в территориальных налоговых органах выполняют специализированные отделы выездных налоговых проверок юридических лиц. Выездная проверка, как правило, проводится не менее чем двумя проверяющими. Кроме того, налоговые инспекторы, участвующие в проведении проверки, также занимаются оформлением ее результатов, участвуют в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки.

Налоговый орган обычно осуществляет выездные налоговые проверки на основании ежеквартальных планов. Такой план составляется отделом выездных проверок с учетом предложений других отделов инспекции.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляется налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Цель работы исследовать сущность выездной налоговой проверки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

· ознакомиться с понятием выездной налоговой проверки;

· изучить предмет, порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок;

· проанализировать составление плана проведения выездной налоговой проверки, а также рассмотреть порядок проведения осмотра помещений проверяемой организации, и разобрать порядок составления акта при оформлении результатов выездной налоговой проверки.

выездной налоговый проверка документ

Общая характеристика выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство по данному вопросу

Это Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, а также подзаконные акты налоговых органов, а так же других министерств и ведомств, ну, и, конечно, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Если руководствоваться п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ, при назначении проверки налоговики стараются выяснить: правильно ли предприниматель посчитал налоги и вовремя ли заплатил положенную сумму? Это достаточно широкое определение, позволяющее включить в объект пристального внимания проверяющих специалистов практически любой аспект деятельности компании.

Виды проверок. Какие бывают проверки?

  • сплошные (когда анализу подвергается вся документация) и выборочные (проверяющие смотрят только конкретный документ);
  • комплексные (проверяется порядок уплаты нескольких налогов или учета нескольких операций) и тематические (проверяется правильность перечисления лишь одного типа налога);
  • плановые (по заранее составленному плану) и внеплановые (компания отсутствует в плане, проверка осуществляется по отдельному запросу).

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Для того, чтобы провести проверку, законом предоставляется фиксированный срок. Так, п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ установлено, что срок контроля должен не превышать 2 месяцев. Допускается продление до 4 месяцев. И как исключительная мера – 6 месяцев.
Срок начинает течь с момента подписания документа о назначении ревизии и заканчивается в момент подготовки справки о проверке.

Читайте так же:  Размер возмещения ндс

Этапы проведения выездной налоговой проверки

Бдительным налоговым законодательством детально регламентированы условия и процесс проведения выездной налоговой проверки.

Данную процедуру можно условно разделить на вот такие этапы:

  1. Подготовительные мероприятия к проведению проверки
  2. Предъявление документа о проведении проверки
  3. Непосредственное осуществление ревизии на месте
  4. Оформление окончательных итогов проверки
  5. Обжалование итогов проверки

Давайте ознакомимся с указанными промежутками подробнее.

1) Подготовительные мероприятия к проведению проверки
Пунктом 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ прямо установлено, что для проведения налогового контроля требуется издание официального документа – решения руководителя налогового органа или его заместителя. Просто так, по желанию-хотению отдельного налоговика ревизию проводить запрещается.

Какие компании попадают «под прицел» налоговых органов и включаются в решение?

Обычно это компании, деятельность которых вызвала у налоговых органов сомнения в добросовестности уплаты положенных сборов.

Государство решило пристально рассмотреть их подозрительную активность под микроскопом выездной проверки. Например, на протяжении нескольких отчетных периодов данные по проведенным операциям не совпадают с отчетностью других контрагентов компании. Это сразу заставляет налоговую насторожиться.

Также к факторам, повышающим риск внезапного визита работников фискальных органов, относятся: убытки в отчетности на протяжении более, чем 2 лет, небольшая доходность, непомерно маленькие зарплаты работников, частые снятия и новые постановки на налоговый учет и т.п.

2) Предъявление документа о проведении проверки

Как указано в п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ, в документе о проведении проверки должна прозвучать следующая информация:

  • идентификационные данные проверяемой компании или физического лица: наименование, Ф. И. О. директора;
  • цель проведения ревизии – то есть вся деятельность компании по исчислению и уплате налогов в определенной сфере или в определенный промежуток времени;
  • период проверки;
  • идентификационные данные проверяющих лиц: должность, Ф. И. О.; если в состав проверяющей группы назначены сотрудники ОВД, сведения о них также указываются в решении.

Обычно проверяющих специалистов назначают несколько. Это напрямую рекомендовано Письмом ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». Делается в целях обеспечения бесперебойной работы во время проверки, на случай ухода одного из проверяющих лиц (по причине увольнения, выхода в отпуск и т.д.).

На документе о назначении ревизии расписывается первое лицо фискального органа, затем на нем проставляется официальная печать.
Решение вручается директору компании под роспись. Подтверждение ознакомления с документом фиксируется на одном из экземпляров, директор проверяемой компании должен расписаться и указать дату получения документа.

Если передать решение непосредственно руководителю невозможно, то оно высылается заказным письмом по официальному месту нахождения компании.

Факт вручения решения и показа служебного удостоверения предоставляет проверяющим лицам возможность беспрепятственно пройти в помещения компании для проведения ревизии.

3) Непосредственное осуществление ревизии на месте

Понятие выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. Производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

Выездные проверки бывают:

? комплексные и тематические;

? плановые и внеплановые;

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892:

1. проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2. получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3. наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4. проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5. непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

Видео (кликните для воспроизведения).

6. иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Источники

Цель проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here