Валютный контроль армения

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Валютный контроль армения". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 21 декабря 2004 года №ЗР-135

О валютном регулировании и валютном контроле

(В редакции Законов Республики Армения от 22.12.2005 г. №ЗР-253, 22.06.2006 г. №ЗР-111, 16.01.2007 г. №ЗР-39, 27.04.2007 г. №ЗР-152, 04.12.2007 г. №ЗР-258, 31.03.2009 г. №ЗР-56, 18.06.2011 г. №ЗР-198, 12.01.2016 г. №ЗР-5, 13.11.2017 г. №ЗР-187, 03.07.2019 г. №ЗР-94 (вступ. в силу 11.8.2019 г.), 11.07.2019 г. №ЗР-111)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 24 ноября 2004 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия заключения валютных сделок, случаи, порядок и условия распоряжения, владения и пользования валютными ценностями в Республике Армения, а также регулирует другие отношения, связанные с валютным регулированием и контролем в Республике Армения.

Статья 2. Правовое регулирование валютных сделок и деятельности лиц, осуществляющих валютные сделки

Валютные сделки, деятельность лиц, осуществляющих валютные сделки, а также другие отношения, связанные с валютным регулированием и контролем в Республике Армения, регулируются настоящим Законом, Гражданским кодексом Республики Армения, Законом Республики Армения «О Центральном банке Республики Армения», другими законами Республики Армения, международными договорами Республики Армения, а в предусмотренных законом случаях — иными правовыми актами.

Статья 3. Основные понятия, используемые в Законе

По смыслу настоящего Закона и по смыслу принятых на основании настоящего Закона иных правовых актов:

1) видами имущества, считающимися валютными ценностями являются:

а) валюта Республики Армения — драм Республики Армения,

б) платежные ценные бумаги, выраженные в валюте Республики Армения,

в) иностранная валюта,

г) платежные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте,

д) банковское золото,

е) имеющие денежное выражение права и обязанности, следующие из указанных в настоящей части валютных ценностей;

2) валютой Республики Армения являются:

а) находящееся в обращении, а также изъятое или изымаемое из обращения, но подлежащее обмену законное платежное средство Республики Армения в виде банкнот и монет (в том числе памятных монет), выпускаемых Центральным банком Республики Армения (далее — Центральный банк),

б) средства, выраженные в драмах Республики Армения, имеющиеся на банковских счетах и вкладах в банках Республики Армения, их филиалах, находящихся за пределами Республики Армения,

в) средства, выраженные в драмах Республики Армения, имеющиеся на основании соглашения об использовании валюты Республики Армения в качестве законного платежного средства, заключенного Правительством Республики Армения и Центральным банком с соответствующими органами иностранного государства, на счетах в банках и иных финансово-кредитных организациях, находящихся на территории данного государства,

г) утратил силу в соответствии с Законом Республики Армения от 16.01.2007 г. №ЗР-39

3) иностранной валютой является:

а) находящиеся в обращении на территории одного или нескольких иностранных государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену банкноты и монеты, являющиеся законным платежным средством,

б) находящиеся на банковских счетах и вкладах средства, выраженные в денежных единицах иностранных государств и (или) международных денежных единицах;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 21 декабря 2004 года №ЗР-135

О валютном регулировании и валютном контроле

(В редакции Законов Республики Армения от 22.12.2005 г. №ЗР-253, 22.06.2006 г. №ЗР-111, 16.01.2007 г. №ЗР-39, 27.04.2007 г. №ЗР-152, 04.12.2007 г. №ЗР-258, 31.03.2009 г. №ЗР-56, 18.06.2011 г. №ЗР-198, 12.01.2016 г. №ЗР-5, 13.11.2017 г. №ЗР-187, 03.07.2019 г. №ЗР-94 (вступ. в силу 11.8.2019 г.), 11.07.2019 г. №ЗР-111)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 24 ноября 2004 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия заключения валютных сделок, случаи, порядок и условия распоряжения, владения и пользования валютными ценностями в Республике Армения, а также регулирует другие отношения, связанные с валютным регулированием и контролем в Республике Армения.

Статья 2. Правовое регулирование валютных сделок и деятельности лиц, осуществляющих валютные сделки

Валютные сделки, деятельность лиц, осуществляющих валютные сделки, а также другие отношения, связанные с валютным регулированием и контролем в Республике Армения, регулируются настоящим Законом, Гражданским кодексом Республики Армения, Законом Республики Армения «О Центральном банке Республики Армения», другими законами Республики Армения, международными договорами Республики Армения, а в предусмотренных законом случаях — иными правовыми актами.

Статья 3. Основные понятия, используемые в Законе

По смыслу настоящего Закона и по смыслу принятых на основании настоящего Закона иных правовых актов:

1) видами имущества, считающимися валютными ценностями являются:

а) валюта Республики Армения — драм Республики Армения,

б) платежные ценные бумаги, выраженные в валюте Республики Армения,

в) иностранная валюта,

г) платежные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте,

д) банковское золото,

е) имеющие денежное выражение права и обязанности, следующие из указанных в настоящей части валютных ценностей;

2) валютой Республики Армения являются:

а) находящееся в обращении, а также изъятое или изымаемое из обращения, но подлежащее обмену законное платежное средство Республики Армения в виде банкнот и монет (в том числе памятных монет), выпускаемых Центральным банком Республики Армения (далее — Центральный банк),

б) средства, выраженные в драмах Республики Армения, имеющиеся на банковских счетах и вкладах в банках Республики Армения, их филиалах, находящихся за пределами Республики Армения,

в) средства, выраженные в драмах Республики Армения, имеющиеся на основании соглашения об использовании валюты Республики Армения в качестве законного платежного средства, заключенного Правительством Республики Армения и Центральным банком с соответствующими органами иностранного государства, на счетах в банках и иных финансово-кредитных организациях, находящихся на территории данного государства,

г) утратил силу в соответствии с Законом Республики Армения от 16.01.2007 г. №ЗР-39

3) иностранной валютой является:

а) находящиеся в обращении на территории одного или нескольких иностранных государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену банкноты и монеты, являющиеся законным платежным средством,

б) находящиеся на банковских счетах и вкладах средства, выраженные в денежных единицах иностранных государств и (или) международных денежных единицах;

В Армении вступил в силу новый закон «О валютном регулировании и валютном надзоре»

Республика Армения, 28 июня 2005, 19:45 — REGNUM 28 июня в Армении вступил в силу новый закон «О валютном регулировании и валютном надзоре». Как сообщили в пресс-службе Центробанка Армении, закон нацелен на укрепление роли и значения национальной валюты — драма. В частности, документом закреплено, что на территории Армении денежные котировки товаров, реализации имущества, предоставления услуг и выполнения работ будут фиксироваться исключительно в драмах.

Читайте так же:  Задолженность по налогам более 3 лет

Кроме того, законом предусмотрено, что коммерческие банки и кредитные организации, имеющие право на проведение валютных операций, обязаны будут устанавливать тарифы на услуги и получать выплаты от клиентов исключительно в драмах. Закон распространяется на физических и юридических лиц, независимо от того, являются ли они резидентами Армении или нерезидентами.

Надзор над выполнением валютного законодательства будут осуществлять ЦБ Армении, Минфинэкономики республики, а также Государственная налоговая служба (ГНС) при правительстве. За нарушения требований данного закона, на основании Кодекса об административных нарушениях, ГНС вправе применять административные санкции, в частности, за первое нарушение — предупреждение, а при повторном нарушении — штраф в размере суммы нарушения.

Отметим, что новое валютное законодательство направлено на минимизацию удельного веса долларизации в экономике Армении. Об этом сообщает АРМИНФО.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Читайте так же:  Земельный налог сроки оплаты

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

Читайте так же:  Постановка на упрощенную систему налогообложения

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

Читайте так же:  Возврат госпошлины закон

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

В республике началась агитационная кампания за и против инициативы Никола Пашиняна

В Армении стартовала агитационная кампания перед референдумом, назначенным на 5 апреля. Избиратели должны будут высказаться за или против отставки членов Конституционного суда (КС), назначенных до 2015 года. Поправки инициировал премьер-министр Никол Пашинян. Для него референдум — это, по сути, способ убрать с политической сцены своего оппонента, главу КС Грайра Товмасяна, уволить которого другим способом попросту невозможно.

Инициативную группу сторонников изменения конституции возглавил министр территориального управления и инфраструктуры Сурен Папикян. Впрочем, это, скорее, формальность: главным агитатором в пользу реформы станут сам армянский премьер и его блок «Мой шаг». Господин Пашинян и его сторонники уверены: принятие поправки позволит преодолеть кризис доверия к важнейшему органу — Конституционному суду.

Нынешняя армянская конституция была принята в 2015 году. Ее текст готовился таким образом, чтобы де-факто продлить мандат бывшему президенту страны Сержу Саргсяну в качестве премьер-министра. Цель новых изменений обратная. Никол Пашинян намерен окончательно избавиться от представителей старой элиты, которые демонстрируют нелояльность главе государства. После масштабных перестановок в правительстве и досрочных парламентских выборов такие люди остались лишь в одном государственном органе — Конституционном суде, который по существующим законам распустить невозможно. Осложняет ситуацию и то, что часть судей были назначены по старой конституции, согласно которой срок их полномочий ограничен лишь возрастом в 65 лет. Действующая конституция, в свою очередь, позволяет членам КС сохранять пост только в течение 12 лет.

Это будет означать замену семи из девяти судей во главе с Грайром Товмасяном — председателем суда и главным политическим оппонентом армянского премьера.

Если со сторонниками изменений все ясно, то о противниках ничего однозначного сказать нельзя. Возможность вступить в инициативную группу против реформы у политических сил была до вечера понедельника, однако ей никто не воспользовался. Но это вовсе не означает, что противников у идеи нет. «Вся логика агитационной кампании властей состоит в формировании инициативы «Нет», чтобы потом связать ее с «темными силами», со старой властью, с защитой коррупционеров. Затем против этой группы развернут пропаганду, чтобы убедить людей прийти на референдум,— объяснил “Ъ” логику властей Эдмон Марукян, глава парламентской партии «Просвещенная Армения», особенно остро критиковавшей саму идею референдума.— Мы решили не принимать никакого участия в «поисках чертей». Это раз. И во-вторых, мы сказали, что процесс антиконституционный. То есть и участие в штабе «Да», и участие в штабе «Нет» тоже антиконституционно».

Читайте так же:  Учредитель нерезидент физическое лицо выплата дивидендов

Как глава КС Армении Грайр Товмасян решил подать в суд на премьер-министра Никола Пашиняна

Другая оппозиционная партия «Процветающая Армения» заняла более мягкую позицию. «Сама идея референдума как института прямой демократии не может быть оспорена,— сказал “Ъ” секретарь ее парламентской фракции Арман Абовян.— Однако наполнение вопроса имело многочисленные юридические шероховатости, нестыковки, что вызывало определенные сомнения в обществе. В ходе обсуждения вопроса референдума в парламенте мы предложили правящей партии 24 часа совместно поработать над устранением этих юридических нестыковок. Наш призыв не был услышан, и власти фактически взяли на себя политическую ответственность за этот процесс. Прошу подчеркнуть, что это не бойкот. Мы не бойкотируем — просто не участвуем».

Об этом “Ъ” рассказал ее представитель Рубен Меликян. Он не согласен с тезисом, что формирование лагеря против поправок только играет на руку властям. «Нужно иметь возможности контроля над процессом. Если нет второй стороны, такие возможности мизерны»,— сказал он.

Как премьер-министр Никол Пашинян избавляется от главного оппонента во власти

При этом, несмотря на высокий рейтинг Никола Пашиняна, одобрение поправок не выглядит гарантированным. Согласно конституции, «акт, вынесенный на референдум, принимается, если за него проголосовало более половины участников референдума, но не менее одной четверти граждан, имеющих право участия в референдумах». Для победы сторонникам власти необходимо набрать не менее 643 тыс. голосов. Учитывая, что на парламентских выборах в декабре 2018 года за «Мой шаг» проголосовали 883 тыс. человек, это выглядит реальным. Однако, по мнению научного сотрудника Института Кавказа (Ереван) Гранта Микаеляна, планка в 25% «близка к электоральному пределу властей на данный момент». «Это таит в себе серьезные риски дестабилизации, если власти все же не удастся набрать нужное количество голосов и она рискнет задействовать административные рычаги»,— добавил он в беседе с “Ъ”.

Нельзя исключать и критику со стороны западных институтов, которые могут счесть изменение конституции шагом к авторитаризму. Но депутат от блока «Мой шаг» Микаэл Золян надеется на понимание со стороны Европы. «Не считаю, что здесь идет речь о попытке подогнать закон под конъюнктуру,— сказал он “Ъ”.— Существует очевидное противоречие, я бы даже сказал, конституционный кризис. И мы разрешаем это противоречие самым демократическим способом из всех возможных — через всенародный референдум».

Центробанк предупредил о схеме фиктивного импорта с компаниями Армении и Киргизии

Центробанк вновь напомнил банкам, что они могут быть вовлечены в сомнительные операции, которые проводят их клиенты при расчетах за товары стран Таможенного союза. Соответствующее письмо за подписью зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина во вторник было опубликовано в «Вестнике Банка России». Однако в этот раз регулятор обращает внимание на Армению и Киргизию – ранее об операциях с резидентами этих стран ЦБ не упоминал.

С учетом расширения Таможенного союза (к нему присоединились Армения и Киргизия) возникли риски возможного распространения так называемой белорусско-казахстанской схемы вывода денежных средств и на сделки, предусматривающие ввоз товаров в Россию с территории Киргизии или Армении, говорится в ответе пресс-службы Центробанка. Письмо издано, чтобы минимизировать потенциальный риск вовлечения банков в легализацию доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма. Недобросовестные клиенты могут проводить при расчетах за товары и услуги, импортируемые из этих стран, сомнительные операции, говорится в письме.

Баснословный вывод

Объем операций по выводу денежных средств за рубеж через кредитные организации в 2015 г. сократился на 40% и, по оценочным данным, составляет около 500 млрд руб., рассказывал Скобелкин в конце мая этого года. По его словам, ЦБ беспокоит, что «баснословные деньги переводятся в качестве авансов» за оказанные услуги, в чем ЦБ видит порой вывод денежных средств за рубеж.

Речь идет о расчетах по внешнеторговым договорам, предусматривающим ввоз товаров на территорию России, по которым клиентом банка предоставлены подтверждающие документы (товарно-сопроводительные документы, таможенные декларации), но информация о которых отсутствует в базах данных госорганов. Также особого внимания требуют переводы клиентом денежных средств на счета нерезидентов за пределами Армении и Киргизии, в то время как товары ввозятся именно из этих стран. Если операции клиентов имеют такие признаки, то сделки считаются необычными и могут быть признаны сомнительными. При проверке операций клиентов, закупающих товары в Армении и Киргизии, ЦБ призывает руководствоваться теми же критериями, которые действуют для операций с Белоруссией и Казахстаном. Если подозрения банка подтверждаются, то стоит отказывать клиентам в проведении операций и закрывать счета.

Импортеры пользуются отсутствием границ внутри союза и создают видимость ввоза товара, в счет которого они отправляют средства за рубеж. В 2013 г. суммарный вывод средств через эти страны снизился, по оценке регулятора, до $21,8 млрд. Данные за 2014–2015 гг. пресс-служба ЦБ не предоставила.

ЦБ снизит лимит на проведение сомнительных операций

Появление подобных схем возможно, учитывая, что преимущества союза зачастую используют российские фирмы-однодневки, которые пытаются уклониться от уплаты налогов, оплачивать серый импорт или отмывают доходы, полученные преступным путем, допускает начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова. По ее словам, смысл заключается в том, что импортируемая продукция не проходит таможенный контроль при пересечении границ между государствами, входящими в союз. Кроме того, возникает возможность использовать льготное налогообложение, предусмотренное для резидентов стран союза, чтобы уклоняться от уплаты налогов, например НДС, рассказывает она.

Видео (кликните для воспроизведения).

С Белоруссией есть возможность проверить достоверность товарно-транспортных накладных, а Армения и Киргизия таких баз не ведут, поэтому особое внимание уделяется первичным документам, уплате налогов, анализу всей деятельности клиента, говорит начальник управления валютного контроля Локо-банка Елена Божнева. По ее словам, банк с повышенным вниманием анализирует все внешнеторговые сделки с того момента, как требование о декларировании перестало распространяться на вывоз товаров из Армении и Киргизии, т. е. с 2015 г., говорит она, попыток проводить сомнительные операции не было. Сомнительных сделок не выявили и в Бинбанке. В Сбербанке вчера от комментариев отказались.

Источники

Валютный контроль армения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here