Валютный контроль экспортных операций

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Валютный контроль экспортных операций". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Валютный контроль экспортных операций

Валютный контроль экспортных операций. Режим экспорта

В режиме экспорта товары, произведенные на территории России или находящиеся в свободном обращении на ее таможенной территории, вывозятся зарубежному получателю российским экспортером, без обязательств российским экспортером обратного ввоза экспортных грузов. При этом российским экспортером выполняются действия по уплате вывозных таможенных пошлин и соблюдения ограничений в отношении экспортируемых им товаров, которые устанавливаются законодательством России в отношении регулировании внешнеэкономической деятельности. Российские экспортеры, соблюдающие все правила валютного законодательства России устанавливающего правила валютного контроля экспортных операций, освобождаются от уплаты внутренних налогов в виде возврата налога на добавленную стоимость, рассчитанного в соответствии с объемом, номенклатурой и стоимостью товаров, вывозимых в режиме экспорта.

Цели и понятия валютного контроля экспортных операций

Валютный контроль за соблюдением правил выполнения экспортных операций является частью охранительных государственных мер, направленных на обеспечение экономической безопасности России и ее экономической независимости. В этих целях, государственными налоговыми, банковскими и таможенными органами выполняются меры по валютному контролю экспортных операций по соответствию действий, выполняемых участником внешнеэкономической деятельности валютному законодательству России и проверке соблюдения российскими экспортерами обязательств по перечислению иностранной валюты и ее продаже банковским органам, таможенными, банковскими и налоговыми органами России. В процессе контроля выполнения экспортной сделки и валютного контроля экспортных операций, проводятся также проверка экономической обоснованности платежей, выполняемых российским экспортером в иностранной валюте и правил соблюдения отчетности банковским и таможенным органам, ответственным за выполнения мер по валютному контролю экспортных операций.

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Санкт-Петербург, бизнес-центр «Мариинский», набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.

Продолжительность:

26-28 Февраля 2020 с 10:00 до 17:00 (Посмотреть другие даты)

В настоящее время сфера валютного регулирования и валютного контроля представляет собой динамично трансформирующуюся систему, в которой постоянно происходят изменения структурного, содержательного и нормативно-правового характера. Это создает немало трудностей и вопросов в повседневной деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей, повышает вероятность нарушения ими норм валютного законодательства, а, следовательно, наложения органами валютного контроля существенных штрафов на субъектов внешнеэкономических отношений.

В результате обучения участники:

  • ознакомятся с государственным регулированием валютного регулирования и валютного контроля;
  • изучат порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям;
  • рассмотрят порядок постановки и снятия с учета контрактов;
  • ознакомятся с органами и агентами валютного контроля;
  • изучат арбитражную практику по вопросам валютного регулирования, валютного контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • рассмотрят административную и уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства;
  • изучат нормативно-правового регулирования внешнеторговых операций;
  • ознакомятся с особенностями налогообложения участников внешнеэкономической деятельности;
  • изучат порядок налогообложения иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ;
  • научатся применять изученные материалы на практике;
  • получат все необходимые для повседневной работы информационно-справочные материалы.

Программа:

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Третий день.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.
Читайте так же:  Торговый сбор определение

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Преподаватель:

ПЛАВИНСКАЯ Галина Алексеевна

Документ по окончании обучения:

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 35 800 рублей, в ONLINE — 28 600 рублей.

УЧЕТ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Цель валютного контроля при импорте

«Правила игры», установленные государством, необходимы для контроля финансовых средств, уходящими за рубеж. Агенты валютного контроля должны отслеживать обоснованность каждой финансовой транзакции, чтобы пресечь фиктивные деньги и попытки вывода денег по подставным документам (когда товар оплачивается, но не поставляется).

Именно для этого при сумме сделки более 3 миллионов рублей (для сравнения: при экспорте «порогом» считаются 6 миллионов рублей) необходимо ставить контракт на учет в уполномоченном банке. И уже банк, в свою очередь, сверяет сумму, отправленную за рубеж (и дату платежа) с информацией от таможенной службы о стоимости импортируемых товаров, сроках их доставки в Россию. Любые расхождения – повод для подозрений в нарушении валютного законодательства.

Процедура валютного контроля при импорте товаров и услуг рассмотрена в инструкции Центробанка № 91-И. Она включает в себя все операции, связанные с импортом, за исключением:

  • поставок товара на условиях лизинга, если контрагент не является резидентом РФ;
  • ввоза товара на условиях строительного подряда, когда стоимость материалов включается в стоимость работ (то есть оплачиваются услуги, а товар отдельно – нет);
  • финансовых операций с участием векселей, которые не касаются поставок товаров.

Каждый этап имеет свои особенности. Информирование о процедуре валютного контроля позволяет не совершать ошибок при проведении внешнеторговых сделок.

Валютный контроль экспортных операций

Контроль за экспортными операциями (валютный контроль) осуществляют органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Органы валютного контроля — это Банк России, ГТК России, МНС России и Минфин России.

Агенты валютного контроля — это банки, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций (уполномоченные банки). Они осуществляют валютный контроль на протяжении всего времени экспортной операции, а также являются источниками информации для органов валютного контроля.

Минфин России обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере валютного контроля и осуществляет надзор за соблюдением валютного законодательства РФ. МНС России контролирует экспортные операции в части налогообложения.

Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с не зачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.

Рисунок 3 — Схема валютного контроля экспортных операций

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.

На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту.

Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт — это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.

Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке.

Читайте так же:  Автомобильный налог на роскошь

Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.

Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) «(число)» (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.

Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:

  • — оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);
  • — копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;
  • — копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;
  • — копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);
  • — иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;
  • — ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:

  • — данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте сделки;
  • — предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;
  • — паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;
  • — в контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;
  • — в банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;
  • — экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.

При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.

Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:

  • — оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;
  • — копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;
  • — переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.

Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.

Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.

В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании — ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.

При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:

  • — реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;
  • — вид полученного платежа;
  • — распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.

Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.

Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.

Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.

Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.

Читайте так же:  Налоговая личный кабинет проверка декларации

Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.

Валютный контроль при импорте товаров и услуг

Игнорирование или нарушение валютного законодательства влечет для импортеров серьезные риски. Помимо трудностей с оформлением товара на таможне, оплаты за поставку, предприниматель получит и штрафы от агентов валютного контроля. В связи с последними изменениями КоАПП их размер существенно вырос.

Регистрация контракта в банке

Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.

На учет ставятся следующие виды договоров:

  • любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
  • контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
  • договора на получение или выдачу кредитов, займов;
  • продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
  • передача в аренду имущества.

Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).

Документы для постановки на учет контракта

Видео (кликните для воспроизведения).

Если экспортерам разрешается представлять в банк сначала выписку по контракту, а сам документ – в течение 15 дней, то импортерам предписывается сразу предъявлять контракт. Вместе с ним подается заявление, где указаны:

  • вид контракта, его реквизиты (дата заключения, номер);
  • сумма контракта с указанием наименования валюты;
  • сроки выполнения обязательств;
  • реквизиты зарубежного контрагента, включая полное наименование компании и указание страны регистрации.

Разрешается представлять в банк проект контракта (то есть официальный документ, пока еще не подписанный сторонами). Однако по закону импортер обязан в срок до 15 дней представить оригинальный договор со всеми необходимыми подписями и печатями.

Важно! Если документ составлялся на иностранном языке, необходимо приложить к нему официально заверенный перевод (у нотариуса) каждой страницы. Если нет возможности привезти в банк оригинал документа, можно предъявить копию. В этом случае каждый лист заверяется подписью ответственного лица, после чего контракт прошивается и снова заверяется – но уже на последнем листе (с указанием общего количества страниц).

Чтобы банковские служащие смогли удостовериться в подлинности подписей и печатей, следует также предъявить карточку подписей с образцами росчерка всех ответственных лиц.

Справка о подтверждающих документах

Порядок оформления этой бумаги предусмотрен Приложением № 6 к Инструкции Центробанка от 16 августа 2017 года №181-И. В нем оговаривается, что при импорте товаров на территорию РФ подтверждающими документами считаются транспортные, перевозочные или сопроводительные бумаги.

Справка о подтверждающих документах не нужна, если:

  • по контракту предполагается передача имущества в аренду, а не в собственность;
  • речь идет о поставках товара по условиям лизинга;
  • договор заключался на поставку услуг связи или страхования;
  • контракт снимается с учета из-за уступки требований другому резиденту.

Конкретный перечень подтверждающих документов можно уточнить в уполномоченном банке.

Санкции за нарушение валютного контроля

Законодательством предусмотрены четыре вида нарушений, за которые могут быть введены санкции (вплоть до тюремного заключения):

  • отклонение от сроков, установленных законом для подачи в контролирующие органы отчетов и уведомлений по внешнеторговым сделкам;
  • фальсификация сведений, содержащихся в документах, ошибки заполнения;
  • несоблюдение сроков перевода денежных средств, указанных в контракте, а также нарушение условий поставки товаров по контрактам импорта;
  • сокрытие доходов, зачисление выручки на счета иностранных государств (игнорирование требований репатриации финансовых средств).

За нарушение сроков перевода денег по договору сумма штрафов может составить до 100% от стоимости контракта. Аналогичные санкции придется выплатить, если импортер перевел деньги (в том числе в качестве аванса), а поставки товара так и не произошло – в этом случае деньги нужно вернуть как можно скорее, чтобы избежать подозрений в незаконных валютных операциях.

Нарушение сроков подачи отчетных документов (в том числе в налоговые органы) влечет за собой штрафы в размере до 100 000 рублей (для юридических лиц), при повторных нарушениях – до 600 000 рублей.

Если сумма сделки превышала 9 миллионов рублей, то помимо гражданской и административной ответственности, импортера могут привлечь и к уголовной. За нарушения валютного контроля суд может назначить штраф до 1 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 5 лет или тюремное заключение сроком до 4 лет.

Валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации согласно статье 9 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Помимо Центрального банка РФ, валютный контроль в соответствии со статьей 11 Закона РФ № 3615-1 осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Читайте так же:  Пенсионный фонд налоги енвд

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона РФ № 3615-1 понимаются:

— операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

— ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз из РФ валютных ценностей;

— осуществление международных денежных переводов;

— расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

— наличие необходимых лицензий и разрешений для проведения валютных операций;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциями, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Наибольшее число нарушений валютного законодательства допускают участники внешнеэкономической деятельности при экспорте и импорте товаров.

Валютный контроль при осуществлении экспортных операций

Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с незачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.

На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту.

Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.

Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке. Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.

Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) “(число)” (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.

Читайте так же:  Водный налог налог на доходы физических лиц

Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:

— оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);

— копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;

— копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;

— копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);

— иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;

— ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:

— данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте сделки;

— предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;

— паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;

— в контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;

— в банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;

— экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.

При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.

Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:

— оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;

— копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;

— переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.

Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.

Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.

В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании — ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.

При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:

— реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;

— вид полученного платежа;

— распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.

Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.

Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.

Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.

Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.

Источники

Валютный контроль экспортных операций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here