Валютный контроль франции

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Валютный контроль франции". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Валютный контроль франции

Жесткая система валютных ограничений и валютного контроля, которая действовала во Франции в конце 70-х гг., сыграла важную роль в ограничении темпов инфляции в стране и создании достаточных валютных резервов. Тем не менее уже в начале 80-х гг. стала понятно, что всесторонняя система валютного контроля и большое количество валютных ограничений начали тормозить дальнейшее развитие экономики страны. В связи с этим акцент в системе валютного регулирования Франции был перенесен на усовершенствование валютного законодательства, а также на усовершенствование средств борьбы с отмыванием капиталов, полученных незаконным путем [36; с. 50].

Особую актуальность имеет применение валютных ограничений в странах, экономика которых находится в стадии рыночной трансформации, поскольку рыночные инструменты валютного регулирования в этих странах еще только начинают формироваться.

В целом валютные ограничения — это система нормативных правил, которые регламентируют права резидентов и нерезидентов относительно проведения операций с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения являются методами валютного регулирования и закрепляются валютным законодательством. Основной задачей этих методов являются:

1) регулирование платежного баланса.

2) поддержание валютного курса;

3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Валютные ограничения имеют дискриминационный характер, так как оказывают содействие перераспределению валютных ценностей в пользу государства и больших предприятий за счет маленьких и средних предприятий, поскольку усложняют последним доступ к иностранной валюте.

Основными принципами валютных ограничений, которые определяют их сущность, являются:

1) централизация валютных операций в Национальном и уполномоченных банках;

2) лицензирование валютных операций и, в первую очередь, требование предшествующего разрешения органов валютного контроля на приобретение импортерами или должниками иностранной валюты;

3) полное или частичное блокирования валютных счетов:

4) ограничение конвертируемости валют, а именно, введение разных категорий валютных счетов: свободно-конвертируемых, внутренних (в национальной валюте с использованием на территории страны), клиринговых, блокированных и т.п.

Основными сферами валютных ограничений являются текущие операции платежного баланса (торговые операции, перевод прибылей и прочие трансферты) и финансовые операции (движение капиталов и инвестиций). В зависимости от сферы применения валютных ограничений различают и их формы. Так, по текущим операциям чаще всего используются такие формы валютных ограничений:

1) блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей пользоваться этими средствами;

2) обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично Национальному или уполномоченным банкам, которые имеют валютную лицензию Национального банка;

3) ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля или при условии внесения предшествующего депозита в банк в национальной валюте);

4) ограничение на форвардные закупки импортерами иностранной валюты;

5) запрет продажи товаров за границей за национальную валюту;

6) запрет оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

7) регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов.

8) многочисленность валютных курсов — дифференцированные валютные курсы по различным видам операций, товарным группам и регионам.

Также валютные ограничения могут распространяться на страхование, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные вознаграждения, перевод прибылей, процентов и на другие операции.

Формы валютных ограничений по финансовым операциям зависят от конкретных методов регулирования движения капиталов, которые, в свою очередь, определяются состоянием платежного баланса. Для пассивного платежного баланса употребляются такие мероприятия по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов с целью поддержания курса валюты:

1) лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, ценных бумаг, предоставления кредитов;

2) контроль за деятельностью кредитного и денежного рынков, а именно: операции осуществляются лишь с разрешения соответствующего органа валютного контроля при условии предоставления информации относительно кредитов, которые предоставляются, а также прямых инвестиций за границу, привлечения иностранных кредитов при условии получения предварительного соглашения органов валютного контроля с целью недопущения отрицательного влияния на внутренний валютный рынок и возрастания денежной массы в обороте;

3) ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;

4) принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и продажа их за валюту;

5) полное или частичное прекращения погашения внешней задолженности или разрешение оплаты его национальной валютой без права перевода за границу.

По активному платежному балансу с целью сдерживания как притока капиталов в страну, так повышения курса национальной валюты применяются такие формы валютных ограничений по финансовым операциям:

1) депонирование на беспроцентном счете в Национальном банке новых иностранных обязательств банков;

2) запрет на продажу национальных ценных бумаг иностранцам:

3) обязательная конвертация займов в иностранной валюте в Национальном банке;

4) запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте:

5) введение отрицательной процентной ставки по взносам нерезидентов в национальной валюте. При таких условиях проценты платит или вкладчик банка, или банк, заинтересованный в привлечении взносов в иностранной валюте, платит сам государственным валютным учреждениям.

6) ограничение ввоза валюты в страну;

7) ограничение на форвардную продажу национальной валюты иностранцам;

8) режим принудительных депозитов.

Влияние валютных ограничений на развитие международных валютных отношений неоднозначное. Применение их может сдержать отлив капиталов или нежелательный приток капиталов из вне. Тем не менее, долго действующее применение валютных ограничений может привести к отрицательным последствиям, например, сдерживание экспорта или формирование двойного и даже тройного (официального, свободного и «черного») валютных рынков с разными валютными курсами.

При таких условиях экспортеры стараются избежать перечисления валютных средств уполномоченным банкам по невыгодным для них обменным курсам. Наиболее часто для этого применяются такие действия:

— занижение в контракте официальной цены сравнительно с реальной выручкой («двойные» контракты) с зачислением разности на подставное лицо или в иностранный банк;

— продажа товара в третьи страны, валюты которых не подлежат обязательной продаже;

http://www.newreferat.com/ref-45229-6.html

Валютный контроль франции

ИВК помимо контрольных функций выполнял роль аналитического центра, обрабатывая данные таможенных органов и банков.

Система «двойного валютного рынка», при ее громоздкости и реальной возможности принятия (уполномоченными банками) субъективных решений, в то же время позволяла сделать привлекательным для иностранных инвесторов рынок капитальных операций, поскольку на данном сегменте валютного рынка завышенный курс позволял получать серьезную прибыль уже только за счет курсовой разницы.

Необходимо отметить, что при развитой системе контроля валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью и основанной на сопоставлении данных таможенных органов и банков, эффективность контроля услуг была чрезвычайно мала и основывалась только на доверии к уполномоченным банкам.

Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл медицинские услуги

Организация валютного контроля во Франции

В период с 1939 по 1989 гг. во Франции существовала одна из наиболее развитых и детально проработанных глобальных систем валютного контроля. В зависимости от складывающейся экономической и политической обстановки в указанное время наблюдались колебания от введения чрезвычайно жестких административных мер до почти полной их либерализации, вплоть до отмены контроля при осуществлении текущих валютных операций.

Ужесточение системы валютного контроля наблюдалось в периоды с 1939 по 1967 гг., май – октябрь 1968 г., октябрь 1968 г. – август 1969 г., 1973-1974 гг., 1981 г. Постепенное ослабление контроля, начиная с 1983 г. было завершено его отменой в конце 1989 г. Однако следует отметить, что законодательство Франции позволяет в случае необходимости в любой момент вновь ввести в действие как отдельные элементы валютного контроля, так и систему в целом.

Система валютного контроля Франции охватывала все виды валютных операций и распространялась на территорию Франции и государств, использующих французский франк в качестве национальной валюты («зона франка»), при этом особое внимание уделялось следующим вопросам:

¾ обязательная репатриация валютной выручки с ее 100% продажей за национальную валюту;

¾ осуществление всех видов валютных операций только через уполномоченные банки;

¾ осуществление валютных операций только после обоснования их необходимости в строго регламентированном порядке;

¾ контроль за валютообменными операциями, перемещением через границу валютных ценностей и национальной валюты;

¾ строгая регламентация операций, связанных с движением капиталов, включая осуществление как иностранных, так и французских инвестиций.

Непосредственная реализация контроля во Франции после 1969 г. была возложена на следующие органы.

1. Министерство финансов:

¾ Казначейское управление (разработка стратегических направлений в области валютного регулирования и контроля, контроль инвестиций);

¾ Главное таможенное управление (контроль за валютными операциями «коммерческого» характера, а также неторговыми операциями, связанными с перемещением через границу иностранной валюты, национальной валюты, ценных бумаг, платежных документов и фондовых ценностей в иностранной и национальной валюте, драгоценных металлов и камней; осуществление мероприятий по выявлению нарушителей и применению к ним санкций);

¾ Страховое управление (контроль за валютными операциями, связанными с исполнением договоров страхования).

2. Национальный банк Франции – «Банк де Франс» (регламентация и контроль операций финансового характера в иностранной и национальной валюте – кредиты, ссуды).

3. Уполномоченные банки или «избранные посредники» (контроль за исполнением валютных операций, осуществляемых через банки).

4. Министерство промышленности (вопросы патентования и приобретения нерезидентами французских промышленных предприятий).

Таким образом, во Франции вопросами валютного контроля в пределах своей компетенции занимался целый ряд уполномоченных органов валютного контроля, однако в виду серьезных объемов именно внешнеторговой деятельности основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.

Основу контроля «коммерческих» операций (включая операции, связанные с предоставлением услуг) составляла двухуровневая схема:

¾ контроль уполномоченными банками («избранными посредниками»);

¾ контроль таможенными органами (в этих целях были созданы специальные подразделения).

Роль банков была чрезвычайно важна, поскольку все валютные операции осуществлялись только через них и имелась возможность предотвратить нарушение на стадии предварительной проверки операций. Предполагалась большая степень доверия к банкам, которые обязаны были информировать таможенные органы о всех нарушениях действующего законодательства.

В целях организации валютного контроля при осуществлении экспортных и импортных поставок товаров обязательным условием было «банковское домицилирование», то есть проведение всех расчетов по сделке только в конкретном уполномоченном банке по выбору клиента. В банке заводилось дело о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе (аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего направления данных о перемещении товаров через границу в банк-домицилиат. Одним из основных элементов непосредственного контроля было сопоставление банками таможенных документов и информации о реальных движениях валютных средств на счетах своего клиента.

Данные о любом нарушении установленных правил банк в обязательном порядке направлял в таможенные органы для проведения необходимого расследования и применения к нарушителям санкций.

На более позднем этапе организации контроля основу информационно-аналитической обработки базы данных валютного контроля составила специально созданная автоматизированная система, позволившая таможенным органам осуществлять глобальный контроль по каждой валютной операции.

Помимо валютного контроля информация, полученная в результате действия системы, активно использовалась для составления торгового и платежного баланса Франции.

Неотъемлемой частью организации валютного контроля было осуществление таможенными органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность данных, представляемых как предприятиями, так и банками.

Как будет видно далее система валютного контроля в РФ имеет прямую аналогию с французской моделью построения валютного контроля и места в ней таможенных органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

http://www.newreferat.com/ref-1647-3.html

Валютный контроль франции

Денежная единица — французский франк (F) = 100 сантимам.

Французский франк — ведущая валюта зоны франка (см.)

В некоторых международных расчетах (в том числе по почтово-телеграфной связи) используются золотой франк («франк жерминаля») с содержанием 0,290323 г чистого золота, обращавшийся до первой мировой войны, и золотой франк («франк Пуанкаре») с содержанием чистого золота 0,05895 г, установленным в 1928 г.

Курс франц. франка колеблется по отношению к валютам стран — участниц Европейской валютной системы (ЕВС), членом которой является Франция, с отклонениями в пределах ±2,25% от взаимных центральных курсов (см. табл. 3 в статье «Европейская валютная система«) при неограниченных колебаниях по отношению к другим валютам. Центральный курс к ЭКЮ с 12 января 1987 г. — 6,90403 фр. за 1 ЭКЮ. Курс к доллару США в мае 1987 г. — 5,923 фр. за 1 долл. Курс к рублю по котировке Госбанка СССР в июне 1987 г.- 100 фр. = 10,43 руб.

Валютный контроль осуществляется Директоратом казначейства, Банком Франции и Центральной кассой экономического сотрудничества. По большинству операций разрешения на получение иностранной валюты выдаются уполномоченными коммерческими банками.

Средства на счетах нерезидентов во франц. франках с декабря 1958 г. обмениваются без ограничения на доллары США и другие обратимые валюты и могут использоваться для расчетов по большинству валютных операций. Остальные валютные операции нерезидентов и все операции с заграницей и с нерезидентами во Франции контролируются валютными органами (здесь под термином «Франция» понимается континентальная Франция, включая Корсику, и заморские департаменты Франции). В отношении валютного контроля к Франции приравнены также княжество Монако, освободившиеся страны Тропической Африки — члены зоны франка, осуществляющие валютные операции через операционные счета, открытые им в казначействе Франции. Операции резидентов Франции с этими странами могут осуществляться во франц. франках и не подлежат валютному контролю.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка проводится в течение

Платежи резидентов в иностранной валюте за пределы Франции по торговым и неторговым операциям контролируются валютными органами. Экспортная выручка и поступления по неторговым операциям подлежат репатриации и продаже на валютном рынке Парижа в установленные сроки. Резиденты и нерезиденты могут вывозить французские банкноты на сумму до 12 000 фр. на человека. Ввоз иностранных и французских банкнот не ограничен. Резиденты, возвращающиеся из заграничных поездок, должны в течение месяца продать на валютном рынке имеющуюся у них иностранную валюту сверх суммы, эквивалентной 1000 фр.

С 15 февраля 1961 г. Франция приняла обязательства, предусматривающие отказ от введения валютных ограничений по текущим операциям без согласования с МВФ.

Эмиссионный институт — Банк Франции; учрежден в 1800 г. в форме частного акционерного общества; национализирован с 1 января 1946 г.

Денежные знаки в обращении:

банкноты в 500, 200, 100, 50, 20, 10 фр.;

монеты в 10, 5, 2, 1, 1 /2 фр., 20, 10, 5 сантимов.

Французский франк введен в обращение в 1799 г. вместо ливра, делившегося на 20 су и 240 денье. С 1803 г. во Франции существовала биметаллическая денежная система при золотом содержании франка 0,290323 г чистого золота и серебряном 4,5 г чистого серебра. С 1876 г. право свободной чеканки было сохранено только для золота, т. е. установлен золотомонетный стандарт, действовавший до 1914 г. С начала первой мировой войны размен банкнот на золото был прекращен.

С 1865 по 1926 г. Франция возглавляла Латинский монетный союз — конвенцию, заключенную между Францией, Бельгией, Италией, Швейцарией и Грецией, которой предусматривалось функционирование единообразной денежной системы в этих странах на базе биметаллизма исходя из существовавшего во Франции официального соотношения между золотом и серебром (15,5:1). Денежные единицы стран, входивших в этот союз, имели одинаковое металлическое содержание — 0,290323 г чистого золота и 4,5 г чистого серебра; золотые и серебряные монеты всех стран — участниц союза могли обращаться в качестве законного платежного средства в любой из этих стран. Аналогичная денежная система применялась в Болгарии, Румынии, Испании, Финляндии, которые формально не входили в Латинский монетный союз. В связи со снижением рыночной стоимости серебра чеканка серебряных монет начиная с 1873 г. стала ограничиваться и в дальнейшем была прекращена, что означало фактический переход от биметаллизма к золотому монометаллизму, хотя формально Латинский монетный союз сохранялся до конца 1926 г.

В период первой мировой войны и особенно в послевоенные годы произошло резкое обесценение франц. франка — почти на 90%. Стабилизация франка была осуществлена на основе закона от 25 июня 1928 г., его золотое содержание было снижено с 0,290323 до 0,05895 г чистого золота. Был введен золотослитковый стандарт: банкноты обменивались на золото в слитках на сумму не менее 215 000 фр. (около 12,5 кг). Этим законом устанавливалось минимальное золотое покрытие обязательств Банка Франции до востребования в размере 35%.

С 1933 г. Франция возглавляла так называемый Золотой блок, в который помимо Франции входили Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Италия и Польша, обязавшиеся оказывать взаимную помощь для сохранения золотого стандарта в этих странах. Под воздействием валютного кризиса Золотой блок стал распадаться и был ликвидирован в 1936 г. Во Франции с 1 октября 1936 г. размен банкнот на золото был прекращен и франк девальвирован. Его золотое содержание не было установлено, а определены только пределы, в которых оно могло колебаться: низший предел — 0,0387 г, высший — 0,0441 г чистого золота. Вывоз золота и торговля им внутри страны запрещались. Для регулирования курса франка был создан Стабилизационный фонд. Золотой запас Банка Франции был переоценен на базе высшего предела золотого содержания франка.

Законом от 30 июня 1937 г. пределы колебаний золотого содержания франка были отменены и связь франка с золотом порвана. Золотой запас Банка Франции переоценен 21 июля 1937 г. исходя из золотого содержания франка 0,0387 г чистого золота. 5 мая 1938 г. установлен твердый курс франка к фунту стерлингов, являвшемуся в то время основной резервной валютой, — 179 фр. = 1 ф. ст. Золотой запас Банка Франции был вновь переоценен исходя из золотого содержания франка в 0,02475 г. С 9 сентября 1939 г., после начала второй мировой войны, во Франции и ее колониях был введен валютный контроль, и франк превратился в необратимую валюту. 35%-ное золотое обеспечение обязательств Банка Франции было отменено. Курсы франка к фунту стерлингов и доллару США были официально закреплены на уровне 176,50 фр. = 1 ф. ст., 43,80 фр. = 1 долл., что соответствовало золотому содержанию франка в 0,0202892 г. Финансовое соглашение, заключенное 4 декабря 1939 г. между Францией и Великобританией, предусматривало сохранение указанных курсов на период войны. 29 февраля 1940 г. золотой запас Банка Франции переоценен исходя из золотого содержания франка в 0,021006 г.

После капитуляции Франции 17 мая 1940 г. на оккупированной территории стали обращаться билеты в оккупационных марках. Соотношение оккупационной марки с франц. франком было установлено оккупационными властями на заниженном уровне — 20 фр. за 1 марку (до оккупации курс франка составлял 10 фр. за 1 рейхсмарку). Билеты в марках обращались во Франции до 1 декабря 1943 г.

8 ноября 1942 г., после высадки англо-американских войск в Алжире, союзническим командованием были установлены курсы франка к доллару и фунту стерлингов на уровне 75 фр. = 1 долл., 300 фр. = 1ф. ст. Декретом Комитета национального освобождения Франции от 2 февраля 1943 г. курсы франка были определены на уровне 50 фр. = 1 долл., 200 фр. = 1 ф. ст. для всей колониальной империи Франции, а с июня 1944 г. распространены и на оккупированную часть метрополии. Декретом Комитета национального освобождения от 2 ноября 1944 г. курс франка к доллару был уточнен и установлен в 49,60 фр. за 1 долл. США.

19 сентября 1949 г. в связи с девальвацией фунта стерлингов официальный курс франка был снижен до 350 фр. за 1 долл. США. 11 августа 1957 г. была введена надбавка в 20% к официальному курсу, которая с 20 июня 1958 г. включена в официальный курс, установленный на уровне 420 фр. за 1 долл. 29 декабря 1958 г. была произведена новая девальвация франка — его курс был снижен до 493,706 фр. за 1 долл., что соответствовало золотому содержанию в 0,0018 г чистого золота, зафиксированному МВФ впервые после 1946 г. С той же даты введена обратимость франка для нерезидентов по текущим операциям. По сравнению с золотым франком, существовавшим до первой мировой войны, франк с конца 1958 г. составлял немногим больше полсантима. С 1 января 1960 г. была проведена деноминация: 100 фр. были приравнены к 1 «новому франку» с золотым содержанием в 0,180000 г; соответственно курс «нового франка» составил 4,93706 нового фр.= 1 долл. США. В обращение были выпущены новые денежные знаки. С 1 января 1963 г. название «новый франк» отменено. Франки, выпущенные до 1960 г., называются «старыми франками».

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на студента очника

31 января 1967 г. введена обратимость франка для резидентов по текущим операциям и разрешены свободные ввоз и вывоз золота. В связи с бегством капиталов из Франции обратимость франка для резидентов была отменена с 31 мая 1968 г. С 5 сентября 1968 г. валютный контроль, не пресекший утечку капиталов и лишь усиливший недоверие к франку, был отменен. Франк для резидентов стал опять свободно обратимой валютой по текущим операциям. Однако с 25 ноября 1968 г. ввиду усилившегося бегства капиталов в ФРГ, вызванного слухами о возможной ревальвации западногерманской марки, был восстановлен валютный контроль, сохранявшейся до августа 1970 г. 10 августа 1969 г. последовала новая девальвация франка. Его золотое содержание было снижено до 0.160000 г чистого золота, а паритетный курс — до 5,55419 фр. за 1 долл. (официальные пределы отклонений 5,5125 — 5,5960 фр. за 1 долл.). Указанное золотое содержание франка, зафиксированное МВФ, официально сохранялось до 1 апреля 1978 г.

Вслед за прекращением США размена долларов на золото во Франции с 23 августа 1971 г. был введен двойной валютный рынок. Курс официального рынка поддерживался в установленных пределах (5,5125-5,5960 фр. за 1 долл.) и применялся по экспортно-импортным операциям, торговым услугам, а также по текущим правительственным операциям. По колеблющемуся курсу финансового рынка совершались все прочие валютные расчеты, главным образом по неторговым операциям. Двойной валютный рынок сохранялся до 20 марта 1974 г. В связи с девальвацией доллара США в 1971 г. паритетный курс франка был повышен 21 декабря 1971 г. до 5,11570 фр. за 1 долл., одновременно Франция приняла обязательства о расширении пределов отклонений фактических курсов до ±2,25% от паритетного курса. После новой девальвации доллара США паритетный курс франка был повышен 13 февраля 1973 г. до 4,60414 фр. за 1 долл. (официальные пределы отклонений — 4,5005-4,70775 фр. за 1 долл.) при сохранении паритетного соотношения 5,55419 фр. = 1 СДР. С 19 марта 1973 г. курс франка к доллару США является свободно плавающим.,

С 24 апреля 1972 до 19 января 1974 г. и с 10 июля 1975 до 15 марта 1976 г. Франция участвовала в системе суженных пределов отклонений взаимных валютных курсов стран — членов «Общего рынка». С 13 марта 1979 г. Франция входит в Европейскую валютную систему (см.).

Курс франц. франка к доллару США за последующие годы на официальном валютном рынке в Париже см. в табл. «Курсы некоторых валют к доллару США (1913-1987 гг.)».

Курс франка к рублю — см. Союз Советских Социалистических Республик.

http://economics-lib.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st197.shtml

Валютный контроль франции

Зона франка — возглавляемая Францией валютная группировка, созданная на базе ее колониальных владений. До крушения колониальной системы империализма прямое политическое и экономическое господство Франции в ее колониальных владениях означало и полное подчинение их денежно-кредитных систем метрополии. С ростом национально-освободительного движения и усилившимся распадом колониальной системы Франция для сохранения своего влияния в б. колониальных владениях вынуждена была приспосабливаться к новым условиям.

Зона франка, возникшая в 1939 г., окончательно сложилась после второй мировой войны. В 1950 г. было достигнуто соглашение о сохранении зоны как «добровольного объединения» стран-участниц и о создании Валютного комитета зоны для координации валютной и кредитной политики периферийных стран зоны.

В настоящее время в зону помимо Франции и Монако входят 14 развивающихся стран, завоевавших независимость: Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Камерун, Коморские Острова, Конго, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея; заморские департаменты Франции — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон, а также заморские территории Франции — Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна; особый статус (collectivite territoriale) имеют входящие в зону Майотта, Сен-Пьер и Микелон * Зона охватывает 24 страны с общей территорией около 7 млн. км 2 и населением около 120 млн. человек.

* ( Сен-Пьер и Микелон, б. заморский департамент Франции, получили статус «территориальной общности» в соответствии с за коном от 11 июня 1985 г.

)

Входящие в зону франка 13 освободившихся стран Тропической Африки объединились в два региональных валютных союза — Западноафриканский валютный союз (см.) и Валютный союз Центральной Африки (см.), денежная эмиссия в которых осуществляется соответственно Центральным банком государств Западной Африки и Банком государств Центральной Африки. Денежной единицей этих стран является франк КФА.

С завоеванием со второй половины 1960 г. независимости 12 б. французских колоний в Африке ввели у себя новую денежную единицу, хотя ее сокращенное название на франц. языке осталось прежним — франк КФА (CFA); при этом в странах Западной Африки указанное сокращение обозначает «communaute financiere africaine» (африканское финансовое сообщество), а в странах Центральной Африки — «cooperation financiere en Afrique» (финансовое сотрудничество в Африке). Франк КФА именуется также африканским франком.

Для 14 освободившихся стран Тропической Африки полное членство в зоне франка означает: установление твердого соотношения их валют с франц. франком (это соотношение не может быть изменено без согласования с Францией); свободный обмен франков КФА на франц. франки; контроль Франции над кредитной политикой эмиссионных банков стран-членов; хранение всех их валютных резервов во франц. франках; отсутствие валютных ограничений между указанными странами; сдачу выручки в иностранной валюте в централизованный пул при французском казначействе (65% — для стран Западной Африки и 80% — для Центральной Африки); осуществление всех расчетов через валютный рынок в Париже. Валютная политика стран-членов координируется Валютным комитетом зоны франка.

Читайте так же:  Если вовремя не оплатил налог ип

В странах зоны в основном действуют единые нормы валютного контроля. Валютные расчеты со странами, не входящими в зону франка, контролируются. Вывоз банкнот во франках КФА из стран Западноафриканского валютного союза разрешен до 25 тыс. (из Сенегала — до 20 тыс.) фр. КФА на одно лицо; в странах Валютного союза Центральной Африки вывоз разрешен из Чада до 30 тыс. фр. КФА на одно лицо, из Габона — 25 тыс., из Камеруна — 20 тыс., из Конго и ЦАР — до 10 тыс. фр. КФА. Ввоз иностранной валюты и франков КФА не ограничивается.

Механизм валютных расчетов страны, входящей в зону франка, предусматривает свободный обмен франков КФА на франц. франки через открытый на имя центрального банка операционный счет в казначействе Франции. На этот счет центральный банк соответствующей страны депонирует свои средства во франц. франках и с него получает необходимые ему ресурсы. Обмен франков КФА на франц. франки не ограничивается имеющейся на счете суммой. Счет может быть и дебетовым — Франция автоматически его пополняет. С суммы образовавшегося дебетового сальдо банк страны-должника уплачивает казначейству Франции процент, который прогрессивно возрастает по мере увеличения дебетового сальдо. При кредитовом сальдо процент уплачивает французское казначейство. Центральный банк Коморских Островов, выпускающий коморские франки, имеет такой же операционный счет во французском казначействе. При конверсии находящихся на операционных счетах средств во франц. франках в валюты третьих стран применяется валютная оговорка в СДР.

Денежную эмиссию для тихоокеанских заморских территорий Франции, производившуюся первоначально во франц. франках, а после второй мировой войны во франках КФП, с 1875 до апреля 1967 г. осуществлял частный французский Индокитайский банк на основе конвенции с правительством Франции. С 1 апреля 1967 г. монопольное право эмиссии в этих владениях передано специально созданному на основании закона 1966 г. государственному Заморскому эмиссионному институту (Institut d’emission d’outre-mer). Этот институт является корреспондентом Банка Франции, ему открыт операционный счет во французском казначействе.

В заморских департаментах Франции и Сен-Пьере и Микелоне денежную эмиссию франц. франков осуществляет Эмиссионный институт заморских департаментов (Institut d’emission des Departe-ments d’outre-mer), созданный в январе 1959 г. Этот институт является корреспондентом Банка Франции, ему открыт операционный счет во французском казначействе. Его предшественником была Центральная касса заморской Франции, которая с 1959 г. стала называться Центральной кассой экономического сотрудничества.

Заметные структурные сдвиги в хозяйстве африканских стран, рост их экономического потенциала усиливают центробежные тенденции в зоне франка, что сказывается на ослаблении валютной гегемонии Франции. Это нашло свое выражение не только в выходе ряда стран из зоны, но и в реорганизации в 1972-1975 гг. Западноафриканского валютного союза и Валютного союза Центральной Африки, а также их центральных банков. Штаб-квартиры этих банков были перенесены из Парижа в африканские страны (Сенегал и Камерун), сокращено, хотя и продолжает сохраняться, участие представителей Франции в их деятельности, расширены их права по предоставлению кредитов правительственным организациям, более гибкими стали условия кредитования национальных хозяйственных органов, а также мобилизации внутренних источников финансирования. Денежно-кредитный механизм зоны франка через обратимость национальных валют во франц. франки и контролируемую валютную и кредитную политику в целом благоприятствует расширению деятельности и обогащению французского частного капитала в периферийных странах зоны.

http://economics-lib.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st220.shtml

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

Читайте так же:  Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Валютный контроль франции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here