Валютный контроль иностранных инвестиций

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Валютный контроль иностранных инвестиций". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Новый порядок валютного регулирования прямых иностранных инвестиций

Кухалашвили Игорь Юрьевич

Консультант инвестиционного фонда ЕБРР по северо — западу России (Норум).

Родился 6 марта 1976 г. в Москве. В 1997 г. окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, бакалавр юриспруденции. В 1998 г. поступил в магистратуру юридического факультета Санкт — Петербургского госуниверситета. Несколько лет работал на совместном российско — французском предприятии «Европейская мебельная компания», где отвечал за отношения с акционерами и был секретарем совета директоров.

Многие уже знают о появлении в начале октября прошлого года нового документа в разделе правового регулирования валютных операций и иностранного инвестирования. Речь идет об указании Центрального банка РФ от 8 октября 1999 г. N 660-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций». Прошло уже немало времени с момента издания и опубликования этого документа. Поэтому говорить мы будем не столько о факте появления такой новеллы, хотя, по сути, и сам он заслуживает внимания, сколько о практике применения нового порядка регулирования указанной области. Если охарактеризовать упомянутый нормативный акт в целом, то следует сказать, что своим появлением он породил больше вопросов, чем ответов. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

Основным нововведением указания стала отмена обязательного лицензирования такой операции, как получение взносов в уставный капитал от иностранных инвесторов в валюте, отличной от российской. Такая операция рассматривается Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» как связанная с движением капитала (п. 10 ст. 1), в результате чего на ее совершение непременно требовалась лицензия Центробанка. С другой стороны, практика ведения дел предприятий с иностранными инвестициями не баловала нас примерами получения подобных лицензий, а начиная с середины 1997 г. она пошла по несколько иному пути. Именно тогда, 7 июля 1997 г., появилось Положение Банка России N 482 «О регистрационном порядке оплаты иностранными инвесторами участия в уставном (складочном) капитале организаций — резидентов», в котором был установлен порядок зачисления взносов через небезызвестные рублевые счета типа «И», открываемые инвесторам — нерезидентам.

Не вдаваясь в технику банковских перечислений, отметим лишь тот факт, что только на курсовых разницах предприятия — получатели средств теряли около 10% инвестиций, в итоге получая рубли вместо валюты. Конечно, у них оставалось право вновь приобрести на эти средства валюту, что в большинстве случаев и делалось с целью закупки оборудования по внешнеэкономическим контрактам, на проплату которых обычно и направляется основная часть таких инвестиций. Но и это право отнюдь не уменьшало потерь, уже понесенных при получении средств от инвесторов.

Известно, что основной организационно — правовой формой предприятий с иностранными инвестициями являются акционерные общества. Именно такая форма позволяет реализовать большинство механизмов, используемых крупными инвесторами рассматриваемого звена (прежде всего это сильные управленческие полномочия при отсутствии контрольного пакета акций).

И один из первых вопросов, возникших сразу после появления указания, касался именно распространения его действия на акционерные общества.

Дело в том, что формулировка «зачисление иностранной валюты, поступающей в оплату доли (вклада) в уставном (складочном) капитале резидента» не содержала слова «акции», чем сразу же вызвала сомнения. Должно быть, здесь не стоит говорить за банковских работников, которые наверняка тотчас увидели тождественность такой формулировки аналогу, используемому в упомянутом Положении N 482, которое, в свою очередь, понимало под ней и приобретение акций (абз. «а» п. 1.1). Кроме того, совершенно очевидно, что по смыслу терминологии ГК РФ (п. 1 ст. 66) такая формулировка охватывает все хозяйственные товарищества и общества, включая и акционерные. Тем не менее большинство банков, в том числе и территориальные управления Банка России, ждали разъяснений Центробанка. При этом одни ссылались на Положение N 482, говоря о необходимости подобного прямого раскрытия формулировки, а другие — на тот же ГК РФ, положения которого не всегда применяются к сделкам с участием иностранного элемента (абз. 4 п. 1 ст. 2). Долгожданные инструкции появились уже после нового года, в середине января, и упомянутый вопрос в них был решен именно по смыслу ГК РФ, т.е. с распространением действия документа на приобретение акций.

Однако ответом на этот вопрос проблематика применения рассматриваемого документа исчерпана не была.

Другой вопрос, также возникший после появления указания, относился уже непосредственно к процессу размещения акций.

Применительно к практике иностранного инвестирования такая методика размещения акций встречается повсеместно. Средства, вкладываемые иностранными инвесторами, довольно велики, а уплата в качестве налога, пусть даже нескольких процентов от таких сумм, может оказаться вполне ощутимой для какого-нибудь очень перспективного, но крайне бедного российского промышленного предприятия. И если учесть, что такие отчисления в бюджет делаются эмитентом не при получении средств от инвестора в оплату за акции, а еще при регистрации выпуска, что тем более является для плательщика отвлечением «живых» финансовых ресурсов.

После получения средств, внесенных в оплату за выпущенные акции, уставный капитал эмитента увеличивается, о чем вносятся соответствующие изменения в его устав. Заметим, что в данном учредительном документе отражается только номинальная стоимость оплаченных акций. Что же касается эмиссионного дохода, то он отражается только в бухгалтерских документах и подлежит учету в пассиве баланса на добавочном капитале (счет 87).

Возникает правомерный вопрос: распространяется ли новый безлицензионный порядок привлечения иностранных инвестиций российскими АО на всю сумму, получаемую за приобретаемые нерезидентами акции, или же только на ее часть, равную номинальной стоимости таких акций?

Отдельного указания на этот счет в рассматриваемом документе не содержится. Можно, конечно, попытаться толковать текст указания буквально, но и здесь остается неясность. Если в формулировке «зачисление резидентом на свой валютный счет иностранной валюты, поступающей от нерезидента в оплату доли в уставном капитале» сделать акцент на «зачисление валюты на счет», то, вероятно, речь должна идти обо всей сумме платежа и новый порядок следует применять к ней в целом. Если же исходить из формулировки «оплата доли в уставном капитале», то может возникнуть вопрос, о каком исчислении доли (и уставного капитала) идет речь — бухгалтерском или реальном.

Читайте так же:  Борьба налоговых правонарушений

В таких условиях неполной ясности более рациональным может быть не буквальное толкование текста отдельного нормативного акта, а рассмотрение указанной операции в общей канве валютного регулирования.

С точки зрения Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» проблема здесь упирается в вопрос: следует ли относить указанную операцию к текущим, или же она связана с движением капитала?

Если учесть, что перечень текущих валютных операций исчерпывающе определен Законом, то скорее всего любой спорный вопрос будет толковаться в пользу отнесения ко второй области — операциям, связанным с движением капитала. Во всяком случае, именно так на практике недавно был решен вопрос о возможности безлицензионного получения российским эмитентом валютных средств в счет оплаты акций, размещаемых в пользу иностранного инвестора по цене, превышающей номинал.

Совместные консультации проводились со специалистами управления валютных операций одного из петербургских банков, через отделение которого предполагалось провести операцию. (Надо сказать, что здесь речь идет, пожалуй, об одном из первых примеров попытки проведения подобной операции, так как все эмиссионные документы российского АО уже были составлены и зарегистрированы в ФКЦБ России, а иностранный инвестор, в свою очередь, выдал одобрение на осуществление платежа.) В банке плательщика не удалось получить окончательный ответ, хотя и возражений тоже не было. Более того, схема указания N 660 уже работала, но только относительно размещения акций по номиналу. Поэтому пришлось обратиться к банку получателя, который толковал данную операцию как капитальную (в части превышения номинала), поскольку она прямо не указана в исчерпывающем списке текущих операций в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», что влечет необходимость получения на нее разрешения Банка России. Эту точку зрения можно было бы признать обоснованной, так как операция действительно является капитальной — и не в части превышения номинала, а целиком (на основании той же ст. 1 упомянутого Закона).

Ошибка здесь заключается в неправильном распространении лицензионного порядка на данную операцию только лишь на основании ее отсутствия в перечне текущих. Ведь известно, что некоторые из операций, не вошедших в такой перечень и, следовательно, являющихся капитальными, не требуют получения лицензии, а осуществляются в регистрационном порядке путем уведомления ГУ Центробанка и предоставления в уполномоченный банк ряда подтверждающих документов . Такие изъятия устанавливаются самим же Банком России, имеющим право дифференцировать порядок проведения различных видов капитальных операций. При этом Центробанк не изменяет своими нормативными актами положений Закона, а всего лишь использует свои полномочия, в нем же отображенные.

Например, для получения валютных кредитов сроком свыше 180 дней при выполнении определенных условий достаточным будет соблюдение только регистрационного порядка, что установлено Приказом Банка России от 6 октября 1997 г. N 527. Применительно к рассматриваемой теме аналогичный порядок был установлен вышеупомянутым Положением Банка России от 7 июня 1997 г. N 482, регулирующим проведение взносов через инвестиционные счета без получения лицензий.

Если же согласиться с позицией банка получателя, изложенной выше, то мы будем утверждать обратное, пытаясь рассмотреть в упомянутом указании основание для изменения Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». И тем не менее практика стоит на месте в ожидании очередных разъяснений, которые, стоит надеяться, подтвердят регистрационный порядок такой операции.

Вопрос, рассмотренный выше, относится только к увеличению уставного капитала АО, т.е. к эмиссиям акций, отличным от первой. Действительно, как следует из содержания уже упомянутой ст. 36 Закона об АО, оплата акций по цене, превышающей их номинальную стоимость, при учреждении общества не допускается. Тем не менее вопросы по применению указания N 660 возникли и относительно учреждения предприятия с иностранными инвестициями.

Известно, что в соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях», принятым в прошлом году, теперь создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на общих условиях, предусмотренных, в первую очередь, ГК РФ. То есть требование о 50%-ной оплате уставного капитала к моменту регистрации предприятия сейчас распространяется и на предприятия с иностранными инвестициями .

Здесь необходимо вспомнить порядок регистрации аналогичных предприятий, действовавший ранее, когда на выполнение обязанности по оплате первой половины стоимости своих вкладов иностранным акционерам давался один год, а максимальный срок на оплату второй половины вообще не предусматривался (см. Закон от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях»).

Для внесения учредителями денежных средств в оплату необходимой для регистрации части уставного капитала (если по условиям учредительного договора оплата доли или вклада предусмотрена и деньгами) предусмотрено открытие специального накопительного счета, который в дальнейшем, после регистрации юридического лица, трансформируется в обычный расчетный счет. Но такой счет может быть только рублевым.

Как быть теперь в случае оплаты первой части уставного капитала валютой?

Ни указание, ни иное действующее банковское законодательство этого не предусматривают.

По какому пути пойдет практика, нам остается пока только гадать. Может быть, в целях реализации нового порядка привлечения иностранных инвестиций будет установлен новый вид накопительных счетов, но тогда возникнет вопрос с открытием на еще не учрежденное юридическое лицо и аналогичного валютного транзитного счета, так как независимо от назначения через него должна проходить вся валюта, поступающая в адрес предприятия — резидента. Здесь возможны и другие варианты, но их мы узнаем опять же только из соответствующих документов (разъяснительных или нормативных) Центробанка. Единственное, чего здесь хотелось бы пожелать на будущее, так это не столкнуться с усложнением и без того непростой системы банковских счетов.

Вопросы, рассмотренные выше, возможно, и не исчерпывают всей проблематики, относящейся к применению нового порядка привлечения иностранных инвестиций. Несмотря на то что далеко не всех может интересовать действие рассмотренного нормативного акта Банка России, тем не менее на его примере была предпринята попытка выяснить соотношение правовых норм различных отраслей права и раскрыть некоторые особенности практики валютного регулирования. Приведенная информация и размышления могут оказаться полезными, так как практика развития нашего законодательства вновь постепенно начинает идти по пути установления льгот применительно к привлечению иностранных инвестиций.

Читайте так же:  Сущность финансового контроля на предприятии

Таможенное регулирование иностранных инвестиций как объект валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:42, тест

Краткое описание

Вопрос 1. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу:
только резидентов; только нерезидентов; органов валютного контроля и валютного законодательства; резидентов и нерезидентов.
Вопрос 2. Сколько основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации указано в ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»?
2; 3; 5; 6.

Файлы: 1 файл

Test_po_valyutnomu_regulirovaniyu_BONDAREV.docx

Бондарев Е. ТС-09/1

Вопрос 1. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу:

  1. только резидентов;
  2. только нерезидентов;
  3. органов валютного контроля и валютного законодательства;
  4. резидентов и нерезидентов.

Вопрос 2. Сколько основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации указано в ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»?

Вопрос 3. Что является целью ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»?

  1. обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации;
  2. обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации;
  3. обеспечение реализации единой государственной валютной политики;
  4. все ответы верные;
  5. все ответы неверные.

Вопрос 4. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется:

  1. Центральным банком РФ;
  2. Правительством РФ;
  3. Уполномоченные банки;
  4. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации;
  5. верно только а и б;
  6. все ответы верны.

Вопрос 5. Агентами валютного контроля являются:

  1. уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;
  2. Правительство РФ;
  3. Центральный банк РФ;
  4. Органы исполнительной власти.

Вопрос 6. Валютные операции между резидентами:

  1. разрешены;
  2. запрещены;
  3. запрещены, за исключением операций, указанных в Федеральном Законе № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Вопрос 7. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов):

  1. не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках;
  2. не позднее 14 дней со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках;
  3. не позднее трех месяцев со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках.

Вопрос 8. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать…

  1. 14 рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке;
  2. 3 рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке;
  3. 7 рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

Вопрос 9. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение…

  1. могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это;
  2. имеют обратную силу;
  3. обратной силы не имеют.

Вопрос 10. Паспорт сделки нужен для:

  1. обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля;
  2. соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  3. осуществления валютных операций между резидентами.

Валютный контроль иностранных инвестиций

С 1 декабря 1980 г. внешняя торговля, валютный обмен, зарубежные инвестиции Японии и иностранные инвестиции в японскую экономику регулируются на основании одного и того же законодательного акта — Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей (ЗКВОиВТ). Ликвидация существовавшего ранее специального закона для регулирования иностранных инвестиций в Японию и инкорпорация его в состав ЗКВОиВТ ознаменовали собой завершение начавшегося с конца 60-х годов процесса постепенной либерализации иностранных инвестиций в Японию. В результате произошло изменение общего подхода японской стороны к иностранным инвестициям — от запрещения в принципе с разрешением как исключение к разрешению в принципе с запрещением как исключение.

Наиболее существенные смягчения в японском законодательстве в этой сфере произошли уже на том этапе, когда Япония уверенно обосновалась на позициях второй по экономическому потенциалу страны капиталистического мира, а мощь ее финансово-монополистических групп стала настолько велика, что они могли не только свободно противостоять крупнейшим мировым компаниям на рынке самой Японии, но и весьма успешно конкурировать с ними в масштабах мирового рынка в целом. Вследствие этого постепенно ослабевавшие законодательные рестрикции сменялись экономическими факторами увеличения конкуренции на японском рынке и усложнением борьбы за внедрение и закрепление на нем.

Действующий ныне ЗКВОиВТ выделяет три типа внешнеэкономических сделок — текущие сделки (торговые операции и операции по невидимой торговле) , сделки с капиталом (не сопровождающиеся движением товаров или услуг), прямые инвестиции и технологическое содействие (торговля технологией) . Несмотря на то что прямые инвестиции могут рассматриваться как сделки с капиталом, а технологическая торговля — как одна из форм операций по невидимой торговле, при пересмотре ЗКВОиВТ было сочтено целесообразным выделить прямые инвестиции и технологическую торговлю в самостоятельный тип сделок, что свидетельствует о большом внимании, уделяемом правительственными и деловыми кругами данному виду операций.

Помимо иностранных физических и юридических лиц к категории иностранного инвестора относятся также находящиеся на территории Японии юридические лица и другие организации, контроль в которых принадлежит иностранным физическим или юридическим лицам. Понятие контроля толкуется действующим законодательством предельно расширительно — это владение более 50% выпущенных каким-либо юридическим лицом акций, наличие большинства иностранных физических лиц в совете директоров компании или другого учреждения, а также любые другие формы фактического контроля находящихся на территории Японии компаний и других учреждений. Вместе с тем действующее законодательство не относит к иностранным инвесторам иностранных физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Японии.

За все время действия пересмотренного законодательства не было сколько-нибудь известных случаев применения оговорки о «чрезвычайных обстоятельствах», что объясняется не только весьма устойчивой внутриэкономической ситуацией и высокой конкурентоспособностью японских монополий, но и успешным применением в необходимых случаях чрезвычайно эффективной в японских условиях системы «административного регулирования», когда по полуофициальным или даже совсем неофициальным каналам до частного бизнеса, в т. ч. и потенциальных иностранных инвесторов, доводятся рекомендации компетентных правительственных учреждений. Если иностранная сторона откажется принять доводы своего японского партнера и после его прямой ссылки на наличие соответствующих правительственных рекомендаций, то на пути реализации данного проекта можно предположить возникновение различного рода осложнений — от ослабления заинтересованности японского партнера и применения различного рода бюрократических проволочек до получения официального указания компетентного правительственного органа о внесении соответствующих изменений в проект. В любом случае даже на преодоление различного рода неофициальных препятствий уходит слишком много времени и усилий.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл на автомобиль образец

В пособиях западных специалистов дается на этот случай внешне простой, но достаточно трудновыполнимый совет — постараться со своей стороны в неофициальном порядке прощупать действительный источник рекомендаций, приводящих к изменению позиции японского партнера, и по возможности добраться до подлинных причин, побудивших официальные японские круги выдвинуть те или иные условия. Располагая подобной информацией, легче принять аргументированное решение о целесообразности и масштабах возможных изменений, путях обхода возникших препятствий без существенного отхода от основного проекта и т. д. В том случае, если потенциальный иностранный инвестор выходит на японский рынок без партнера с японской стороны, рекомендуется не доводить до получения рекомендаций со стороны официальных органов, а постараться прощупать возможную реакцию на свой проект соответствующего компетентного органа.

В случае если, по мнению Министерства финансов и соответствующего отраслевого министерства, планируемая инвестиция иностранного капитала может привести к созданию угрозы национальной безопасности, нарушению общественного порядка, возникновению серьезного отрицательного воздействия на операции занятых в той же сфере бизнеса японских компаний или на всю экономику в целом, а также если между Японией и страной, физическим или юридическим лицом которой является потенциальный инвестор, не существует договора или другого рода международного соглашения о прямых иностранных инвестициях и в ряде других случаев, указанные министерства имеют право официально рекомендовать иностранному инвестору изменить содержание или приостановить исполнение заявленной операции.

Такая рекомендация должна быть сделана не позднее 5 месяцев с даты принятия уведомления о планируемой инвестиции. Инвестор обязан в 10-дневный срок уведомить оба министерства о том, принимает он сделанные замечания или нет. Если замечания принимаются, то инвестиция должна быть осуществлена в соответствии с их содержанием. Если инвестор в течение указанного срока не уведомляет о принятии рекомендованных ему изменений, то Министерство финансов и соответствующее отраслевое министерство имеют право приказать, чтобы инвестиция была изменена или приостановлена — этот приказ также должен быть сделан максимум в течение 5 месяцев с даты принятия уведомления. Инвестор имеет право опротестовать приказ, представив жалобу на имя министра того министерства, которое отдало приказ. В таком случае назначается открытое слушание с участием представителей обоих министерств. Если в результате слушания компетентным министром жалоба отклоняется, то инвестор имеет право возбудить дело в гражданском суде, добиваясь отмены министерского приказа.

В настоящее время система автоматического одобрения иностранных инвестиций распространяется практически на все отрасли японской экономики. Вместе с тем ряд областей деловой активности пока еще остается нелиберализованным для иностранных инвестиций (т.е. не подпадает под систему автоматического одобрения): 1) отрасли, связанные с сельским хозяйством, рыболовством и лесоводством; 2) добывающие отрасли (автоматическое одобрение инвестиций дается до тех пор, пока у иностранных инвесторов в совокупности находится менее 50% выпущенных акций); 3) нефтеперерабатывающая промышленность и сбыт нефтепродуктов; 4) кожевенная промышленность и производство изделий из кожи. В указанных четырех областях правительство может увеличивать период рассмотрения уведомления.

По действующему законодательству предусмотрен следующий порядок действия системы автоматического одобрения иностранных инвестиций. В либерализованных отраслях в случае приобретения акций вновь создаваемой компании автоматическое одобрение дается на любую приобретаемую долю вплоть до 100%. Автоматическое одобрение приобретения вплоть до 100% акций уже существующей компании дается в том случае, если ясно, что компания, акции которой приобретаются, согласна на совершаемую операцию. Такое согласие может быть получено из протоколов заседания совета директоров или из соответствующего нотиса компании (в случае выпуска новых акций). Если отсутствует явно выраженное согласие компании, акции которой приобретаются, то разрешение может быть выдано только на базе индивидуального изучения проекта компетентным министерством, за исключением случаев, когда иностранный инвестор планирует приобрести менее 10% выпущенных акций, а доля всех иностранных инвесторов в совокупности во владении акциями данной компании не превышает 25% (для ряда отраслей — 15%).

В нелиберализованных отраслях в случае создания новой компании система автоматического одобрения применяется в том случае, если иностранный инвестор приобретает менее 10% выпущенных акций и если иностранные инвесторы в совокупности располагают не более 25% выпущенных акций (для ряда отраслей — 15%). Любое приобретение акций сверх указанных лимитов влечет за собой необходимость индивидуального рассмотрения операции. В случае приобретения акций существующей компании действуют те же ограничители и такая же процедура, если отсутствует явно выраженное согласие приобретаемой компании на совершение данной операции. В случае если имеется такое согласие, применяется система автоматического одобрения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законодательством предусматривается ряд наказаний за нарушение отдельных положений. Так, в частности, непредоставление уведомления или предоставление ложного уведомления (ст. 26, п. 3), осуществление инвестиции до истечения периода ожидания (ст. 26, п. 4), осуществление согласившимся с рекомендациями инвестором инвестиций, которые противоречат существу рекомендаций (ст. 27, п. 5), осуществление инвестиций вопреки указанию изменить их содержание или приостановить исполнение (ст. 27, п. 7) и ряд других нарушений законодательства влекут за собой тюремное заключение сроком до 3 лет или штраф до 1 млн. иен или то и другое вместе.

Валютный контроль иностранных инвестиций

Введение 3
1. Сущность, понятие и виды валютного регулирования 5
2. Правовая база и особенности валютного регулирования иностранных инвестиций в РФ 12
2.1. Общая характеристика закона Об иностранных инвестициях в РФ» 12
2.2. Особенности валютного регулирования иностранных инвестиций 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Валютное регулирование в инвестиционном праве. 21

Что уже достигнуто

Ряд изменений последних лет был направлен на либерализацию валютного контроля. Остановимся на ключевых.

Например, было уточнено понятие «резидент» для физических лиц. С 1 января 2018 года все без исключения граждане России стали признаваться валютными резидентами (ранее — только те, кто в течение года хотя бы раз был в России).

Читайте так же:  Узнать задолженность по налогам и сборам

А вот граждане, которые проживают в иностранных государствах более 183 дней в году (не являются налоговыми резидентами), освобождены от ограничений и отчетности по зарубежным счетам. Эти изменения упростили жизнь россиянам, которые большую части времени проживают за границей, но при этом не устранили запрет на операции между резидентами, проживающими за рубежом.

Кроме того, происходит постепенное расширение перечня разрешенных операций по зарубежным счетам. Например, с 2017 года появилась возможность зачислять на зарубежные счета резидентов в банках стран ОЭСР (35 стран)/ФАТФ (35 стран и две региональные организации) средства от продажи иностранному лицу транспортного средства, находившегося за рубежом, а также от продажи недвижимого имущества.

При этом есть существенное ограничение: такое транспортное средство или недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в стране-участнице Многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией ОЭСР (CRS MCAA).

Он, в частности, предусматривает обмен информацией по счетам клиентов банков (налоговых нерезидентов) на автоматической основе. Всего участниками CRS MCAA по данным на начало июля 2018 года являются 102 страны, включая Россию. Но далеко не все страны договорились о том, что будут обмениваться информацией на двусторонней основе в рамках этого соглашения. Россия сегодня договорилась о получении информации только от 74 стран. Таким образом, обмен информацией будет осуществляться не со всеми странами ОЭСР или ФАТФ (например, с США, Канадой, Израилем, Латвией).

В 2017 году Банк России в своей инструкции также отменил паспорт сделки, однако вместо него ввел механизм учета внешнеторговых контрактов, который мало что меняет для валютных резидентов. Обязанность предоставлять документы в банк сохраняется. Для компаний на практике ничего не поменялось: все так же средним компаниям требуется сотрудник, а большим компаниям — отдел, чтобы обеспечивать соблюдение требований валютного контроля.

В качестве положительной стороны нововведений стоит отметить увеличение суммы договоров, подлежащих учету, до 3 млн рублей для импорта, и до 6 млн рублей — для экспорта.

Вместе с тем сохраняются существенные ограничения для валютных резидентов: требование репатриации и закрытый перечень оснований по зачислению денежных средств на зарубежные счета.

Эти барьеры создают препятствия для развития внешнеэкономической деятельности и увеличивают финансовую и административную нагрузку на экспортеров. Действующие требования валютного законодательства снижают конкурентоспособность российских компаний по сравнению с зарубежными предпринимателями.

Риски финансовых потерь, особенно с учетом ответственности за невозврат валютной выручки и совершение валютных правонарушений (от 75% до 100% штрафа от суммы сделки/операции), демотивируют российские компании выходить на экспорт. Для устранения этих барьеров требуется кардинальная реформа системы валютного регулирования и контроля.

Валютное регулирование иностранных инвестиций

Таможенное регулирование иностранных инвестиций как объект валютного контроля

Бондарев Е. ТС-09/1

Вопрос 1. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу:

  1. только резидентов;
  2. только нерезидентов;
  3. органов валютного контроля и валютного законодательства;
  4. резидентов и нерезидентов.

Вопрос 2. Сколько основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации указано в ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»?

Вопрос 3. Что является целью ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»?

  1. обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации;
  2. обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации;
  3. обеспечение реализации единой государственной валютной политики;
  4. все ответы верные;
  5. все ответы неверные.

Вопрос 4. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется:

  1. Центральным банком РФ;
  2. Правительством РФ;
  3. Уполномоченные банки;
  4. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации;
  5. верно только а и б;
  6. все ответы верны.

Вопрос 5. Агентами валютного контроля являются:

  1. уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;
  2. Правительство РФ;
  3. Центральный банк РФ;
  4. Органы исполнительной власти.

Вопрос 6. Валютные операции между резидентами:

  1. разрешены;
  2. запрещены;
  3. запрещены, за исключением операций, указанных в Федеральном Законе № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Вопрос 7. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов):

  1. не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках;
  2. не позднее 14 дней со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках;
  3. не позднее трех месяцев со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках.


Вопрос 8. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать…

  1. 14 рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке;
  2. 3 рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке;
  3. 7 рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

Вопрос 9. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение…

  1. могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это;
  2. имеют обратную силу;
  3. обратной силы не имеют.

Вопрос 10. Паспорт сделки нужен для:

  1. обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля;
  2. соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  3. осуществления валютных операций между резидентами.

Русский English

Главный специалист управления экономики Севастопольской городской государственной администрации

Тумакова Мария Сергеевна

Регулирование иностранных инвестиций и валютный контроль во Франции

В 2006 году прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) достигли самого высокого с 2000 года уровня, и в ближайшее время перспективы для ПИИ остаются достаточно радужными, поскольку поддерживаются высокой прибылью корпораций, низкими процентными ставками и здоровым макроэкономическим ростом. По последним оценкам ОЭСР, объем ПИИ повысился в 2006 году на 22% и составил $910 млрд против $747 млрд в 2005 году и $491 млрд в 2004 году. Согласно обзору «Тенденции и последние события в сфере прямых иностранных инвестиций», объем ПИИ в 30 государствах-членах организации в 2007 году увеличится еще на 20%.

Читайте так же:  Финансовый контроль общественных организаций

Франция, Греция, Исландия, Польша, Республика Словакия, Швейцария и Турция также попали в список тех стран, которые привлекли в 2006 году наибольшие объемы ПИИ. Эти рекорды частично также приходятся на международные поглощения, но в большей степени представляют собой дополнительные инвестиции, сделанные теми иностранными компаниями, которые уже работали в перечисленных странах.

Для объективного выявления предпосылок, способствующих привлечению иностранных необходимо изучить правовую основу регулирования иностранных инвестиций.

В случае получения от Директората казначейства разрешения на капиталовложения иностранный инвестор производит необходимые валютные операции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномочиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и действующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространяется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот. Ликвидация капиталовложений иностранных инвесторов и перевод прибылей из Франции производятся без ограничений. Однако при переводе средств, образующихся в результате ликвидации иностранной компании, в некоторых случаях необходимо соблюдение определенных формальностей.

•1. Международно-правовые основы иностранных инвестиций.М.,1995.

Свободная торговля. Зачем освобождать компании от валютного контроля

Валютный контроль — это «уникальный» инструмент, используемый в России со времен СССР. Развитые страны с рыночной экономикой отказались от него еще в 1980-1990 годы. И если в период валютной монополии и монополии государства на внешнеэкономическую деятельность такой контроль выполнял свою функцию, то есть препятствовал оттоку капитала, то сегодня он является анахронизмом в условиях открытой экономики.

Минфин России недавно выступил с инициативой по устранению требований репатриации по рублевым контрактам и снижению административной ответственности за валютные правонарушения.

Это может стать положительным, но малозначительным шагом в либерализации валютного регулирования, поскольку большинство внешнеэкономических сделок заключается в иностранной валюте. Необходима полная отмена закона о валютном контроле и регулировании, о чем еще в марте писали эксперты ЦСР. Только такой шаг облегчит трансграничные бизнес-процессы для российских предпринимателей, повысит их конкурентоспособность на мировом рынке.

Краткое описание

Оглавление

1.Понятие и содержание валютного регулирования.

2.Валютное регулирование иностранных инвестиций: принципы, инструменты и механизм регулирования.

Список использованной литературы…

1. Понятие и содержание валютного регулирования

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических задач государства. Для Российской Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (12 июня 1990 г.) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений.

Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Валютное регулирование – это комплекс законодательных, административных и экономических мер в сфере валютных отношений, предпринимаемым государством.

Регулирование валютных отношений осуществляется с учетом экономических задач государства.

Статьей 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» определены следующие основные принципы валютного регулирования:1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Контроль не для всех

В так называемых новых майских указах Владимира Путина обозначены амбициозные цели по развитию экспорта: объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен достигнуть $250 млрд в год, где для экспорта услуг этот показатель — $100 млрд в год.

Для достижения этой цели планируется запуск отдельного национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Меры для него будут прорабатывать в формате «проектных мастерских», которые подразумевают активный диалог между экспортерами и госорганами.

В июне президентский совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам поручил проработать инициативу по упрощению регулирования внешней торговли, включая первоочередные меры по упрощению (отмене) валютного контроля при экспорте отдельных видов товаров и услуг.

Подобная формулировка связана со спецификой работы «проектных мастерских», которые были разделены на восемь групп — сервисные и отраслевые. Отраслевые группы выявляли проблемы, которые имеют для них решающее значение. Валютный контроль называли барьером для экспорта в группах по агропромышленному комплексу и промышленности, в группе по экспорту строительных и инжиниринговых услуг, а также услуг в сфере IT.

Требования валютного законодательства являются общей проблемой для экспортеров любых товаров и услуг. Но проблемы, с которыми они сталкиваются на практике, отличаются. Например, ИКТ-компании, экспортирующие программное обеспечение, испытывают существенное административное бремя ввиду необходимости оформления валютных операций в банках. У строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.

Несмотря на специфику валютного контроля в отдельных отраслях, это ограничение негативно влияет на всех игроков, которые поставляют товары или оказывают услуги за рубежом.

В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются. Устранение валютных ограничений для отдельных товаров и услуг (например, для экспорта софта) в действительности облегчит жизнь таким экспортерам, но не устранит барьеры для экспорта в целом.

Определение списка товаров и услуг будет свидетельствовать только о возможностях лоббирования некоторых групп экспортеров и поддержки их начинаний со стороны профильных министерств (например, за неприменение валютного контроля к экспорту IT-услуг активно выступает Минцифры).

Видео (кликните для воспроизведения).

Выборочный валютный контроль создаст условия для манипуляции классификацией товаров или услуг, а следовательно, и для уклонения от соблюдения обременительных требований законодательства. И, конечно, он может породить еще больший объем бюрократических проволочек для подтверждения статуса товара или услуги при проведении валютных операций.

Источники

Валютный контроль иностранных инвестиций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here