Валютный контроль внешнеэкономической деятельности предприятия

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Валютный контроль внешнеэкономической деятельности предприятия". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное регулирование в РФ осуществляется на основании следующих законодательных актов:

  • Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в настоящее время 173-ФЗ от 2003 г.
  • Указ Президента N 213 от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД».
  • Закон РФ N 157-ФЗ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  • Инструкция Банка России N 30, ГТК РФ N 01-20/10538 от 26.07.1995 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».
  • Инструкция Банка России N 19, ГТК РФ N 01-20/10283 от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.


Элементы валютного регулирования:

  • регулирование валютных операций
  • формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;
  • валютный контроль.

Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ.
К агентам валютного контроля относятся уполномоченные на то банки и таможенные налоговые органы.
Целью валютного контроля международных валютных операций является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций и отслеживания движения денежных средств между резидентами и нерезидентами РФ.

Валютный контроль осуществляется на всех этапах ведения сделки с момента первой оплаты за товар, при таможенном оформлении груза, а также после выпуска товаров в свободное обращение (для внутреннего потребления) на территории РФ в случае импорта или же в случае экспорта — после помещения товара под таможенную процедуру «экспорта» (когда груз фактически был вывезен за пределы РФ и / или уже получен иностранным покупателем).

Валютный контроль начинается уже с момента первого платежа за товар, здесь нужно обратить внимание на общую стоимость контракта. Все расчеты по сделкам, стоимость которых превышает 50.000 Долларов США, осуществляются только по наличию паспорта сделки (ПС), таким образом, уже при совершении первого платежа по такой сделке вам понадобится сначала открыть паспорт сделки.

Паспорт сделки

Паспорт сделки – это базовый документ валютного контроля, оформленный импортером или экспортером в своем банке и содержащий сведения о контракте по установленной форме.

Для открытия паспорта сделки необходимо предоставить в банк контракт и два экземпляра заполненной формы паспорта сделки. Один экземпляр остается в банке, второй возвращают.

Внимание! Без паспорта сделки ни один банк оплату произвести / принять не сможет. При таможенном оформлении у вас также потребуют паспорт сделки, так как номер паспорта сделки вносится в таможенную декларацию на товары.
Задача банков — отслеживать суммы денежных переводов и их соответствие реальной стоимости сделок. Таким образом, импортеры, заключившие сделки и выполнившие перевод иностранной валюты из России за импортируемые товары, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна уплаченной сумме или же возвратить уплаченные средства. При невыполнении указанных требований импортеры несут ответственность в виде штрафа в размере перечисленной иностранной валюты. Штраф производится в рублях по курсу иностранной валюты.

Те же требования относятся и к экспортным операциям. Денежные средства, полученные от иностранной компании должны соответствовать стоимости товара, заявленной в экспортной декларации. Федеральная таможенная служба (ФТС) на основании экспортной декларации составляет учетную карточку (УК), которая является основанием для ожидаемого поступления валютной выручки; а банк в соответствии с разработанной системой прохождения экспортных документов осуществляет контроль за поступлением валютной выручки.

Санкции за наружения при совешении валютных операций

Очень важно! Необходимо отслеживать сроки ввоза товаров на территорию РФ. Поступление в Россию импортируемых товаров должно осуществляться в полном объеме и в сроки поставки не должно превышать 90 дней со дня первого авансового платежа, если иное не указано в контракте. Таким образом, при предъявлении таможенной декларации на импортированные товары банк импортера отмечает у себя в системе момент поступления товаров в РФ и отслеживает тем самым, были ли нарушены сроки импортной поставки.

По завершению таможенного оформления на импорт / экспорт таможенная декларация на импортированные товары должна быть предоставлена в уполномоченный банк в течение 15 рабочих дней со дня выпуска товаров таможенными органами. Если сроки ввоза товара / поступления денежных средств были нарушены, то на плательщика налагается административная ответственность в форме санкций в размере от ¾ до 100% суммы перечислено за импортируемые товары.
Если импортер не получил товар от иностранного партнера в установленные сроки ввоза, то санкций можно избежать вернув в полном объеме все уплаченные ранее валютные средства за товар. Сроки возврата денежных средств в иностранной валюте банки также отслеживают, нарушение данных сроков тоже влечет за собой санкции в размере ¾ от стоимости внешнеэкономической сделки. Все об административной ответственности при совершении валютных операций вы можете посмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях, глава 15, статья 25.

Подробнее о составлении внешнеэкономического контракта >>>

Консультации по вопросам организации внешнеэкономической деятельности >>>

Валютный контроль: полезная информация для участников ВЭД

Валютный контроль в РФ ведется государством в обязательном порядке. Этот процесс влияет на экономику, предназначен для обеспечения прозрачности валютного рынка, он же способен порождать теневой сегмент экономики вследствие ошибочных действий регулятора.

Валютный контроль — это комплекс мер, предпринимаемых государственными органами для соблюдения законодательства, которое регламентирует процесс обращения в стране валюты иностранных государств, расчетов по международным сделкам и иных операций.

Валютный контроль в банке для «чайников»

Работая на внутреннем рынке, достаточно создать конкурентоспособный продукт, найти покупателя, заключить договор и получить доход на банковский счет в рублях.

Выход на международные рынки выводит компанию на новый уровень, вместе с тем требует знаний соответствующего законодательства, ведения валютного контроля в бухгалтерии на предприятии. Для российских компаний, которые сотрудничают с иностранными контрагентами, подобные вопросы всегда «на карандаше».

Читайте так же:  Ифнс уплата налогов ип

Государственный валютный контроль (ВК) в РФ осуществляется:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК — Центробанком, Федеральными налоговой и таможенной службами;
  • агентами ВК — коммерческими банками, участниками рынка ценных бумаг.

Таким образом экспортеры, импортеры проходят как минимум двухэтапную проверку: со стороны таможни и обслуживающего банка. Схема взаимодействия с банком выглядит так:

  • участник ВЭД ставит на учет международный контракт (подробнее это разберем ниже);
  • банк регистрирует договор и присваивает ему уникальный номер, который в дальнейшем вы сообщаете таможенному органу при оформлении экспортной или импортной декларации на товар;
  • после исполнения обязательств контрактодержатель отчитывается банку о поступлениях или списаниях средств со счета — предоставляет справку утвержденной формы и сопровождающие документы;
  • по заявлению клиента контракт снимается с учета.

Осуществление валютного контроля в 2019 году происходит по новым правилам

Новая инструкция Банка России внесла существенные изменения в процедуру прохождения валютного контроля:

  • отменены паспорта сделок;
  • введен учет контрактов подразделением уполномоченной финансовой организации;
  • обновлены правила подачи и перечень необходимых документов, в обязанности банков включено оказание помощи клиентам в этом вопросе;
  • определены различия в пакете документов в зависимости от стоимости контракта;
  • исключена необходимость передачи в фин. организацию оригинала внешнеэкономического договора и предоставления справки о валютных операциях.

Процедура банковского валютного контроля зависит от стоимости контракта.

Для сделок с суммарной стоимостью по договору до 200 тыс. руб. применяется упрощенный вариант. Требование предоставлять документы по таким сделкам отсутствует. Указанная сумма — это стоимость контракта в целом, а не одного платежа по договору. Участник ВЭД вправе заключать на каждую сделку отдельный контракт до 200 000 руб., чтобы проходить упрощенную процедуру контроля.

Для договоров, стоимостью выше 200 тыс. руб. и ниже 3 млн руб. для импортных и 6 млн руб. для экспортных контрактов, действует стандартная процедура без постановки на учет.

Договоры, превышающие установленные лимиты, подлежат обязательной регистрации в уполномоченном финансовом учреждении с присвоением уникального номера контракта. В течение 15 дней со дня зачисления валюты необходимо предоставить справку о подтверждающих документах (СПД). Процесс регистрации в подразделении валютного контроля банка занимает 1 день, в то время как ранее оформление паспорта сделки длилось 3 рабочих дня.

СПД — единая форма учета по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью резидентов. СПД представляет собой описание параметров сделки, подлежащей валютному контролю:

  • декларация на товары;
  • статистика;
  • акты приема и передачи;
  • информация по счетам, участвующим в сделке;
  • другие справки, оформленные в соответствии с международными правилами.

Документы для осуществления валютного контроля в банке

Перечень документации утвержден Законом №173-ФЗ с поправками:

  • удостоверение личности физлица, свидетельства, подтверждающие родство;
  • свидетельство о регистрации ИП, юрлица;
  • справки из налоговой: о постановке на учет, уведомление об открытии банковского счета;
  • правовая документация на недвижимость;
  • договоры, выписки из протоколов, акты о выполнении обязательств;
  • банковские выписки;
  • декларации;
  • другие справки, обеспечивающие систему доказательной базой.

Обновленное законодательство в отношении валютного контроля облегчает подтверждение легальности сделки, ускоряет проведение расчетов. Например, если ранее при обнаружении ошибки в поданных документах банк возвращал собранный пакет без комментариев, то теперь обязан указать на недочеты и помочь их устранить.

Массовые ошибки, которые чаще всего выявляет служба валютного контроля банка
Соответствие поданной отчетной документации действующему законодательству ускоряет проведение валютных платежей. Опечатки, орфографические несоответствия правилам русского языка, которые не искажают смысла написанного, не дают основания для отказа в приеме подтверждающих документов.

  • товар или услуга не описаны или описаны некорректно;
  • отсутствует сумма или валюта контракта;
  • не указаны даты выполнения обязательств контрагентами;
  • реквизиты сторон не прописаны или прописаны не в полном объеме.

Штрафные санкции предусмотрены за нарушения норм валютного контроля:

  • проведение незаконной операции в инвалюте;
  • несвоевременное поступление денег на банковский счет;
  • нарушение срока возврата аванса, уплаченного за непредоставленные товары или услуги.

Как упростить валютный контроль

Стоит отметить положительную динамику в законодательстве по упрощению процедуры валютного контроля банком при экспортно-импортных операциях участниками ВЭД. Компании получили экономию времени. Для сокращения финансовых издержек, нивелирования рисков штрафных санкций необходимо определиться с обслуживающей кредитной организацией.

Рассмотрите коммерческие предложения по открытию и ведению валютных счетов ведущими банками, выберите подходящий вариант тарифов Подобрать банк

Учитывайте условия приема банком документации клиента. Работает ли банк со скан-копиями или требует передачи оригиналов на бумажном носителе. Электронный документооборот — комфортный, менее затратный для клиента.

Обратите внимание на финансовое учреждение, где за клиентом закрепляется консультант по валютным операциям, оказывается помощь в заполнении документов.

Все о валютном контроле простым языком рассказывают специалисты Тинькофф . Банк демонстрирует лояльное отношение к клиентам со счетами в инвалюте, идет в ногу со временем — предлагает электронный документооборот, обеспечивает экономию времени и денег на поездки. Сотрудники оказывают помощь в заполнении установленных форм, писем и справок.

Валютный контроль внешнеэкономической деятельности предприятия

Преподаватель: Яковлева Зинаида Николаевна – тольяттинский филиал Самарского государственного университета, кафедра управления и экономики, доцент, к.п.н.

  • Проблемы перспективы интеграции России в мировое хозяйство. Особенности внешнеэкономической деятельности в условиях экономических санкций. Российские ответные санкции: плюсы и минусы
  • Переориентация ВЭД на Восток. Особенности взаимодействия с китайскими партнерами. Внешнеторговый оборот России

Тема 2. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии (4 часа)

Преподаватель: Марина Николаевна – КуйбышевАзот, начальник отдела;

  • Разработка стратегии ВЭД компании. Источники информации для анализа рынка и конкурентов.
  • Варианты организационной структуры компании в зависимости от видов деятельности. Задачи и функции службы ВЭД. Информационные технологии в ВЭД
  • Риски во внешнеэкономической деятельности, их классификация и способы минимизации.
  • Внешнеэкономическая сделка — этапы и способы её оформления
  • Особенности подготовки основных документов для реализации внешнеторговой сделки и таможенного оформления товаров
  • Правила и порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт-импорт товаров
  • Рынок околотаможенных услуг: таможенные представители, склады временного хранения, таможенные перевозчики и их роль в ВЭД компании
Читайте так же:  В расчетно платежную ведомость заносят
Тема 3. Внешнеторговый контракт на русском и английском языке (4 часа)

Преподаватель: Пигалова Е.Б. — Отдел таможенного управления декларирования «ОАО «Автоваз», майор таможенной службы, инженер по таможенному оформлению грузов; Фадеева Лариса Юрьевна – НОУ «Современная Гуманитарная Бизнес Академия», преподаватель, к.ф.н., доцент

Тема 4. Валютное регулирование и валютный контроль (6 часов)

Преподаватель: Дегтярь О.А. — ОАО «Куйбышевазот», отдел таможенного оформления грузов, таможенный декларант

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

  • Федеральный закон от 10 декабря 2003г.№ 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и последние изменения актов валютного законодательства;
  • Валютное резидентство. Специфика статуса резидентов и нерезидентов;
  • Требование о проведении валютных операций через уполномоченные банки4
  • Обязанности резидентов при открытии, закрытии, использования счетов банках за рубежом;
  • Особенности документального оформления валютных операций:
  • Учет и отчетность по валютным операциям;
  • Паспорт сделки как инструмент валютного контроля:
  • Справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах и прилагаемым к ним документам;
  • Оформление валютных платежных поручений и расчетных документов между резидентами и нерезидентами;
  • Ведомость банковского контроля
  • Условия и порядок предоставления уполномоченным банкам документов и информации о валютных операциях.
  • Порядок ввоза и вывоза российской и иностранной валюты через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами
  • Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их функции и полномочия.
  • Банковский контроль в валютной сфере. Порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях их клиентами валютного законодательства РФ. Взаимодействие уполномоченных банков и таможенных органов в сфере валютного контроля.
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Правила представления агентами валютного контроля в Росфиннадзор необходимых документов и информации. Типовые основания для внеплановых проверок.
  • Пределы полномочий таможенных органов в валютной сфере и правовые условия их реализации.
  • Возможности оспаривания ненормативных актов органов и агентов валютного контроля. Обжалование действий органов и агентов валютного контроля
Тема 5. Особенности налогообложения экспортно–импортных операций (4 часа)

Преподаватель: Быкова Н. — Тольяттинский государственный университет, ст. преподаватель

  • Специфика налогообложения внешнеэкономической деятельности
  • Порядок взимания и вычета НДС в рамках Таможенного союза (РФ, Белоруссия, Казахстан). Импорт — экспорт товаров (работ, услуг)
  • Налогообложение услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру
  • Налогообложение по налогу на прибыль у экспортера, получающего доход в иностранной валюте;
  • Новый порядок подтверждения у экспортера ставки 0% по НДС, в т.ч. при экспорте в страны Таможенного союза;
  • Возмещение НДС при импорте товаров;
  • Возмещение экспортного НДС – проблемы и пути их решения;
  • Особенности налогообложения организаций при работе с Крымом (НДС, налог на прибыль)

Практикум: Анализ ошибок, встречающиеся при налогообложении операций, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности (2 часа)

Тема 6. Таможенное оформление внешнеторговых грузов (4 часа)

Преподаватель: Дегтярь О.А. — ОАО «Куйбышевазот», отдел таможенного оформления грузов, таможенный декларант

  • Особенности перевозки различными видами транспорта.
  • Договора перевозки грузов.
  • Товаросопроводительные документы (накладная, путевой лист, счет – фактура, коносамент)
Тема 7. Таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары (4 часа)

Преподаватель: Пигалова Е.Б. — Отдел таможенного управления декларирования «ОАО «Автоваз», майор таможенной службы, инженер по таможенному оформлению грузов

  • Положения о перемещении товаров через таможенную границу. Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза и их убытие с этой территории
  • Процедура таможенного транзита: порядок открытия и завершения. Транзитная декларация
  • Положения о временном хранении. Основные требования к учреждению склада временного хранения. Сроки временного хранения товаров. Грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контроле

Практикум: Порядок заполнения граф транзитной декларации (2 часа)

Кейс Таможеннно – тарифное регулирование ВЭД (4 часа)

Преподаватель: Пигалова Е.Б. — Отдел таможенного управления декларирования «ОАО «Автоваз», майор таможенной службы, инженер по таможенному оформлению грузов

  • Взаимоотношения таможенных органов с участниками ВЭД и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
  • Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
  • Таможенные платежи исчисление сроков, порядок уплаты, возврат и взыскания;
  • Таможенная стоимость товаров. Методы исчисления и декларирования таможенной стоимости. Порядок декларирования таможенной стоимости.
  • Применение запретов и ограничений в условиях функционирования Таможенного Союза
  • Новые технологии таможенного оформления товаров: электронное декларирование, удалённый выпуск, предварительное информирование. Новая форма таможенной деклараци

Практикум: Практические проблемы заявления, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров (2 часа)

Тема 8. Ответственность за нарушение таможенного законодательства (2 часа)

Преподаватель: Иванова Ольга, ООО «ВДТ-Сервис», юрист

  • Условия применения мер ответственности за совершение таможенных правонарушений в отношении физических и юридических лиц
  • Основные виды нарушений таможенных правил, совершаемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств

Практикум: Анализ ситуационных задач по квалификации различных нарушений таможенного законодательства (2 часа)

Итоговая аттестация: Круглый стол «Актуальные проблемы развития внешнеэкономической деятельности предприятий в России» (2 часа)

Преподаватели: все лекторы

По итогам: фото и видеоотчет

Общая длительность курса: 73 академических часа

Продолжительность обучения: 6 недель

Общее количество часов за курс: 73 академических часа (с учётом лекций, семинаров и итоговой аттестации) с интенсивностью занятий 8 академ.часов в неделю

Занятия ведут высококвалифицированные специалисты, действующие сотрудники ведущих ВУЗов города, доктора и кандидаты наук

Количество человек в группе: от 10 до 20 человек

По итогам прохождения курсов выдается: Свидетельство Академии о прохождении курса

Начало занятий 17 ноября 2014 г. в 18:30

Расписание: Пн-Чт, 18:30 — 21:20

Запись по телефону в Тольятти: 317-375, 361-714

Координаторы программы:

  • Рожкова Екатерина Александровна 8-9022-978-114
  • Алексеева Ульяна Сергеевна 47-25-30

Основы валютного регулирования ВЭД

Ведущий специалист по внешнеторговым операциям
Центра внешнеэкономических технологий
Консалтинговой группы «Ардашев и партнеры»
Векличева Евгения Константиновна

Основным законодательным актом, на котором строится вся система валютного законодательства, является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ (ред. ФЗ от 22.07.2008 N 150-ФЗ).

Читайте так же:  Как найти налог на землю

В целях соблюдения правил валютного контроля предусмотрен механизм, предусматривающий открытие импортерами и экспортерами в уполномоченном банке, где открыт валютный счет российского контрагента (через который осуществляются платежи по внешнеторговому контракту), паспорта сделки (ст. 20 ФЗ о валютном контроле).

ЦБ РФ разработал единые правила открытия паспорта сделки, его заполнения, внесения в него изменений, закрытия, порядок перевода контракта в другой уполномоченный банк и т.д. Они предусмотрены двумя основными документами:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

2) Положение ЦБ РФ от 01.06.04 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 № 2080-У ).

Для открытия паспорта сделки необходимо предоставить контракт и два заполненных экземпляра самого паспорта сделки, подписанные всеми лицами, подпись которых имеется в банковской карточке образцов подписей, или высланные по системе клиент-банк (в случае, если внутренний порядок банка позволяет считать документы, принятые таким образом, подписанными электронной цифровой подписью). Банку дается 3 рабочих дня для проверки контракта, псоле чего он принимает решение об открытии паспорта сделки.

Не требуется оформление паспорта сделки по контрактам (кредитным договорам), общая сумма которых не превышает эквивалент 5000 долларов США по курсу ЦБ РФ на дату подписания контракта.

В целях осуществления валютного контроля банк имеет право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, указанные в ст.23 ФЗ № 173-ФЗ, в частности:

Пункт 6: документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Пункт 9: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

Пункт 11: таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Перечень операций , по которым резиденту необходимо представить документы в банк, а также сроки их предоставления:

1) После получения/ отправки товаров по контракту, если по нему в банке оформлен паспорт сделки, подтверждающих документов, в банк представляются документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров (ГТД, ТТН или др.) в течение 15 календарных дней после их оформления, вместе со Справкой о подтверждающих документах (2 экземпляра).

В том же порядке в банк представляются документы, подтверждающие факт выполнения работ, услуг, передачу результатов интеллектуальной деятельности или информации.

При поступлении денежных средств в оплату экспортируемых товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и информации, при получении кредита, займа и т.д., резидент в течение 7 рабочих дней с даты поступления средств представляет в банк:

• при поступлении иностранной валюты — Распоряжение о списании средств с транзитного счета (3 экземпляра), а также Справку о валютной операции (1 экземпляр).

• при поступлении валюты РФ — Справку о поступлении валюты РФ (2 экземпляра) в сроки, установленные п.п. 2.7 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П.

2) При списании (переводе) валюты иностранному партнеру в банк предоставляются Документы, являющиеся основанием для перечисления денег (счета на оплату, коносаменты и т.п.), — согласно условиям оплаты во внешнеторговом договоре, а также Поручение на покупку иностранной валюты (в 3 экземплярах), и Заявление на перевод (в 1 экземпляре), оформляется Справка о валютных операциях.

3) При осуществлении расчетов по внешнеторговому контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, в течение 45 календарных дней , следующих за месяцем, в котором были осуществлены расчеты, предоставляется Справка, содержащая информацию о валютных операциях по контракту за отчетный месяц с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление валютных операций по контракту ( в 2 экземплярах).

Ответственность за валютные правонарушения устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 22.07.2008). Валютным правонарушениям посвящена статья 15.25 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за:

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, (предусмотрен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, (влечет штраф для граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; для должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).

3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке).

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, (влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках).

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций какой процент

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, (влечет штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию).

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (штраф для должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; для юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, (штраф для граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; для должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

Неоформление паспорта сделки, несоблюдение сроков подачи подтверждающих документов, задержка представления справок о поступлении валюты являются отдельными правонарушениями. При невыполнении установленных правил организация должна будет уплатить штраф за каждое правонарушение в отдельности, даже если нарушения имели место в рамках одной сделки.

Успехов Вам при реализации задуманных проектов!

Валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. Паспорт сделки.

Валютный контроль — деятельность государства, направлен­ная на обеспечение валютного законодательства при осуществле­нии валютный операций. Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

Для обозначения этого вида деятельности следовало бы исполь­зовать термин «надзор».

«Надзор» в общепринятом смысле означает обеспечение закон­ности какой-либо деятельности, в то время, как под «контролем» понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесо­образности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения различными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей дея­тельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако, поскольку термин «валютный контроль» является обще­принятым, поэтому он широко используется, несмотря на отме­ченную неточность.

В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом и вывозом физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков и др.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является соблю­дение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностран­ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валю­те Российской Федерации. Организация валютного контроля в России строится на сочетании 3 взаимодополняющих организационно-правовых форм:

А) Общий (неспециализированный) контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин), а также взаимодействие с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации;

Б) Банковский валютный контроль – направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации;

В) Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу ТС.

Органы валютного контроля — это

• Центральный банк Российской Федерации;

• Правительство Российской Федерации;

• Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю

В комплексе услуг вэд паспорт сделки – это базовый документ валютного контроля. Паспорт сделки оформляется экспортером товаров – резидентом страны в банке. Паспорт сделки содержит сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого валютного контроля. Форма стандартизации данных – изложение их соответствующим образом и делает паспорт сделки ключевым документом в комплексе услуг по вэд в целом.

Как существенный в комплексе услуг по ВЭД документ, паспорт сделки определяет и успех внешнеэкономической деятельности компаний в неё включенных. Паспорт сделки должен отразить необходимость и наличие доверительного управления активами компаний. Поскольку по каждому заключенному экспортному валютному контракту оформляется один паспорт сделки, то экспортер представляет паспорт сделки в банк, в котором у него открыт транзитный валютный счет. Паспорт сделки является гарантом счёта, на который должна поступать валютная выручка, Через паспорт сделки оригинал или нотариально заверенная копия контракта предусматривает особенности и нюансы валютного контроля вэд.

Паспорт сделки помогает избежать сложности управления, если компании – участники вэд включают ряд открытых паевых фондов. Их инвестиции через паспорт сделки будут сочетаться с вкладами закрытых фондов недвижимости, и средств частных и институциональных инвесторов. Таким образом паспорт сделки станет документом валютного контроля вэд связанной с перемещением инвестиций через различного рода экономические зоны. Если необходимо добиться того, чтобы вэд компаний была успешной длительное время, паспорт сделки должен быть принят банком как контракт на расчетное обслуживание и выразить свое согласие письменно – через паспорт сделки.

Читайте так же:  Максимальная длительность выездных налоговых проверок

4. Валютный контроль во внешнеэкономической деятельности.

Особое значение для национальной экономики России имеет использование валютного контроля во внешнеторговой деятельности страны. Поэтому более подробно рассмотрим организацию валютного контроля в торговом и неторго­вом обороте страны.

Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров

Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров ведется с 1 января 1994 г. в отношении товаров стратегического назначения, с 1 марта 1994 г. — в отношении всех товаров, вы­возимых с территории РФ в режиме экспорта. Валютный контроль действует на основе разработанной Банком России и ГТК России автоматизированной технологии ТБВК за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта това­ров. Цель введения ТБВК за экспортом — обеспечение полного и своевременно­го поступления экспортной валютной выручки в Россию. Основная идея систе­мы ТБВК заключалась в объединении контролирующих действий двух агентов валютного контроля: таможенного органа (таможни) и уполномоченного бан­ка. Благодаря данной системе таможенный орган может проконтролировать срок экспортной поставки и фактурную стоимость экспортируемого товара, а уполномоченный банк — фактическую дату, сумму поступления экспортной валютной выручки и факт ее обязательной продажи на внутреннем валютном рынке.

В настоящее время валютным контролем охвачено около 80% экспортных операций в общем объеме экспорта товаров. Одним из показателей, свидетель­ствующих о действенности системы ТБВК, стало снижение процента непоступление экспортной валютной выручки в Россию. Согласно банковской статисти­ке, этот показатель составил: в 1995 г. — 9%, 1996 — 7, 1^997 — 6, 1998 — 5, 1999 — около 3, 2000 г. — менее 3% (до введения валютного контроля за экс­портными операциями непоступление валюты доходило до 70% от общего объ­ема экспорта). В мировой практике нормальным считается непоступление ва­лютной выручки от экспорта товаров на уровне 12%.

Однако целый ряд операций, связанных с вывозом товаров, не был охва­чен системой ТБВК. К их числу относились: сделки с расчетами в рублях;

помещение вывозимых товаров под иные (кроме экспорта) таможенные ре­жимы; сделки, проводимые в соответствии с контрактами, отличными от купли-продажи.

Следующим этапом в развитии ТБВК за экспортом стало введение в дейст­вие с 01.01.2000 г. принятой совместной инструкции Банка России и ГТК РФ от 13.10.99 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (далее — Инструкция 86-И), распространившей систему ТБВК на рублевые расчеты по экспорту това­ров. Целесообразность ее введения была обусловлена не только проблемами, связанными с таможенным контролем вывозимых товаров, но и изменениями в валютном и банковском законодательстве. В частности, изменения, внесен­ные в закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», предусма­тривали:

— обязательную продажу за рубли 75% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятель­ности) на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные бан­ки, а также сокращение сроков осуществления текущих валютных опе­раций со 180 до 90 дней;

— отнесение расчетов в валюте России к валютным операциям.

Кроме этого, были введены в действие новые положения о работе Центрального банка России, определенные федеральным законом от 02.12.90 г.

Инструкция 86-И определила порядок контроля за полнотой и своевремен­ностью поступления выручки (рублевой и/или валютной) от экспорта товаров на открытые в уполномоченных банках счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров.

Новая технология валютного контроля за экспортом предусматривала ряд основных этапов.

1. Заключение контракта между резидентом и нерезидентом об экспорте товаров и их оплате в иностранной валюте и/или российских рублях (далее — контракт).

2. Оформление экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки (ПС) в двух экземплярах, содержащего необходимые для ва­лютного контроля сведения из контракта: реквизиты экспортера и его иност­ранного контрагента, реквизиты обслуживающих их банков, номер, дату и сумму контракта, валюту цены и форма расчетов, особые условия контракта. С момента подписания ПС банк ведет расчетное обслуживание контракта и вы­полняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по контракту.

3. Таможенный контроль за экспортируемыми товарами. В таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за экспортируемыми това­рами, экспортер представляет грузовую таможенную декларацию (ГТД) и ксе­рокопию с хранящегося у него второго экземпляра ПС.

4. Банковский контроль за поступлением выручки. Банк в течение 5 кален­дарных дней, следующих за датой подписания ПС, формирует электронную ко­пию ПС и на ее основании — ведомость банковского контроля (далее — ведо­мость) с использованием программного комплекса, разработанного ГТК Рос­сии. Ведомость является документом валютного контроля и содержит сведения об операциях по контракту, связанных с поступлением средств в пользу экс­портера или переводом в ряде случаев экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной и/или российской валюте.

Видео (кликните для воспроизведения).

При поступлении денежных средств (в иностранной и/или российской валюте) на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабо­чего дня должен сообщить экспортеру о факте поступления. Экспортер при поступлении денежных средств по контракту не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или транзитный валютный счет, представляет в банк сведения о реквизи­тах ПС, контракта и др. Кроме того, банк должен выполнить требования ва­лютного законодательства об обязательной продаже части валютной выруч­ки от экспорта.

Источники

Валютный контроль внешнеэкономической деятельности предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here