Валютный контроль внешнеторговых операций

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Валютный контроль внешнеторговых операций". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операций. Смотрите запись

В последнее время в валютном законодательстве произошли серьезные изменения, но это только начало, так как в 2019 году ожидаются еще более значительные нововведения. Так Минфин РФ подготовил проект поправок в 173-ФЗ, направленный на либерализацию режима счетов (вкладов) резидентов в банках за рубежом и отмену репатриации экспортной выручки. На какие операции это будет распространяться? Ожидается радикальный пересмотр ст. 15.25 КоАП об ответственности за нарушения валютного законодательства. В чем он заключается? Предлагается ввести особую категорию — «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности», в отношении которых максимальным наказанием за невозврат выручки — предупреждение. Кто попадет в эту категорию? В стране запущены механизмы деполяризации российской экономики. Как это скажется на осуществлении международных расчётов? В 2018 году вступило в силу международное многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года. Какие первые результаты такого обмена? На эти и другие вопросы вы получите ответы в ходе семинара.

Лектор: Травинский Петр Сергеевич — эксперт в области внешнеэкономической деятельности и логистики, эксперт Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ, член рабочей группы при Федеральной Таможенной Службе РФ, преподаватель курса МВА Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ и Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ

План мероприятия

1. Новое в системе валютного регулирования в РФ.

  • Нормативно-правовая база валютного регулирования в Российской Федерации.
  • Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2019 году.
  • Действие федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 173-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу в 2018 г. и 2019 г.).

2. Валютное законодательство Российской Федерации.

  • Основные положения валютного регулирования и практика его применения в экономической деятельности российских компаний на современном этапе.
  • Особенности проведения валютных операций резидентами и нерезидентами.
  • Порядок открытия и ведения счетов резидентов за пределами территории РФ.
  • Режим зарубежных счетов и правила осуществления резидентами валютных операций за счет средств, находящихся на счетах в банках за рубежом.
  • Валютный контроль над переводами резидентами денежных средств на счета (во вклады) в банках за пределами РФ. Постановление Правительства РФ № 819 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».
  • Репатриация валютной выручки: правила, особенности, практика и ответственность за нарушения.

3. Практикум — упражнение «Разработка алгоритма действий резидента при возникновении угрозы нарушения требований валютного законодательства по репатриации денежных средств из-за рубежа». Валютный контроль при осуществлении валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, получением и предоставлением кредитов и займов.

  • Практика применения Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
  • Справка о подтверждающих документах при осуществлении внешнеторговой деятельности.
  • Подтверждающие документы — порядок представления агентам валютного контроля.
  • Ведомость банковского контроля – основной документ валютного контроля.

4. Особенности валютного контроля, осуществляемого с участием таможенных и налоговых органов.

  • Технологии таможенно-налогового-банковского валютного контроля.
  • Информационный обмен между ФТС РФ, ФНС РФ и уполномоченными банками.
  • Информационные технологии, используемые в сфере валютного контроля.

5. Классификация и содержание правонарушений валютного законодательства с учетом последних изменений нормативной правовой базы.

  • Органы и агенты валютного контроля: особенности деятельности и организация взаимодействия.
  • Организация государственного финансового контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в связи и изменением структуры надзорных органов РФ.
  • Понятие сомнительных операций, их классификация, нормативное регулирование и необходимость учета в практике внешнеэкономической деятельности.

6. Ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

  • Нормы административной и уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства.
  • Минимизация рисков, связанных с проведением валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  • Требования законодательства к условиям заключаемых внешнеторговых контрактов.
  • Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля. Место внутрифирменной системы валютного контроля в организационной структуре предприятия (организации).

7. Практикум — упражнение «Подготовка искового заявления об оспаривании постановлений органов валютного контроля о привлечении резидента к ответственности за нарушения валютного законодательства».

8. Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций.
  • Решение практических бизнес-кейсов.
  • Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ.

Нововведения в валютном контроле внешнеторговых операций

В течение 2019 года ступили в силу целый ряд поправок в валютное законодательство, но это только начало, так как в 2020 году ожидаются еще более значительные нововведения. Так поправки в 173-ФЗ отменяют требования о репатриации экспортной выручки. На какие операции это будет распространяться? Ожидается радикальный пересмотр ст. 15.25 КоАП об ответственности за нарушения валютного законодательства. В чем он заключается? В стране запущены механизмы дедолларизации российской экономики. Как это скажется на осуществлении международных расчётов? В 2018 году вступило в силу международное многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года. Какие первые результаты перспективы такого обмена? Эти и другие вопросы будут освещаться в ходе семинара.

Лектор: Травинский Петр Сергеевич — эксперт в области внешнеэкономической деятельности и логистики, эксперт Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ, член рабочей группы при Федеральной Таможенной Службе РФ, преподаватель курса МВА Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ и Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ

План мероприятия

1. Основные изменения валютного регулирования и практика его применения в экономической деятельности российских компаний на современном этапе.

  • Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2019 – 2020 годах.
  • Режим зарубежных счетов и новые возможности осуществления резидентами валютных операций через счета в зарубежных банках.
  • Новые подходы к требованиям о репатриации валютной выручки.
  • Практические аспекты реализации Многостороннего соглашения компетентных органов (MultilateralCompetentAuthorityAgreement, MCAA) об автоматическом обмене информацией для налоговых целей.

2. Организация государственного финансового контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в связи и изменением структуры надзорных органов РФ.

  • Органы и агенты валютного контроля: особенности деятельности и организация взаимодействия.
  • Технология информационного обмена между ФТСРФ, ФНС РФ и уполномоченными банками.
  • Понятие сомнительных операций, их классификация, нормативное регулирование и необходимость учета в практике внешнеэкономической деятельности.
Читайте так же:  Сумма налога на землю за сотку

3. Ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

  • Нормы административной и уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства.
  • Минимизация рисков, связанных с проведением валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  • Требования законодательства к условиям заключаемых внешнеторговых контрактов.
  • Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля. Место внутрифирменной системы валютного контроля в организационной структуре компании.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ.

Порядок проведения и контроля внешнеторговых операций

Порядок проведения и контроль внешнеторговых операций осуществляется в соответствии с Указом президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 №178.

В соответствии с этим указом внешнеторговый договор – договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.

Внешнеторговая операция – каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации (в случаях, когда таможенное оформление не производится, – по отдельному товаросопроводительному документу), каждый этап выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), оформленный отдельным актом о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иным документом, предусмотренным законодательством, подтверждающим факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции, а также каждый проведенный (полученный) по этим операциям платеж.

Дата выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) – дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иного документа, предусмотренного законодательством, подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции, а также:

при осуществлении международных перевозок – дата получения груза грузополучателем (последующим перевозчиком), отмеченная им в товаросопроводительных документах;

при оказании услуг по переработке сырья заказчика – дата отгрузки (поступления) готовой продукции, произведенной из этого сырья.

Импорт – получение резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента.

Нерезиденты:

— физические лица – иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь;

— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

— организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

— дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

— международные организации, их филиалы и представительства;

— филиалы и представительства нерезидентов, указанных в абзацах десятом и одиннадцатом настоящего подпункта, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

— иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

Паспорт сделки – документ установленной формы, который оформляется экспортером (импортером) по внешнеторговому договору, общая стоимость товаров по которому составляет сумму, эквивалентную 3000 евро и более (а по внешнеторговым договорам, заключенным на основании сделок, совершенных на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», – независимо от стоимости товаров), регистрируется в банке и является основным документом при осуществлении валютного контроля внешнеторговых операций.

Периодическая статистическая декларация – статистическая декларация, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

Резиденты:

— физические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей;

— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;

— филиалы и представительства резидентов, указанных в абзаце двадцатом настоящего подпункта, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

— дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

— Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

Статистическая декларация – декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

Центр статистического декларирования – определенное Государственным таможенным комитетом место с комплексом зданий (сооружений), предназначенное для представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-резидентами статистических деклараций или периодических статистических деклараций в целях их регистрации, а также для размещения производящих такую регистрацию должностных лиц таможенного органа.

Резиденты обязаны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме в следующие сроки:

при экспорте – не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь вправе определить иные сроки прекращения обязательств по отдельным видам договоров.

Сроки прекращения обязательств могут быть продлены (без взимания платы) по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами, по заявлению резидента Национальным банком (его главными управлениями по областям) до начала фактической реализации внешнеторговой операции либо в ходе ее реализации в порядке, установленном им по согласованию с Комитетом государственного контроля;

При экспорте обязательства по внешнеторговым операциям могут быть прекращены путем:

— поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору;

— получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

— зачета встречных однородных денежных требований, вытекающих из двусторонних внешнеторговых договоров, а также в соответствии с международными договорами о взаимных безналичных расчетах, осуществляемых на основе клиринга;

Читайте так же:  Штраф за неуплату земельного налога физическим лицом

— обмена на эквивалентное по стоимости количество товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором;

— возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);

При импорте обязательства по внешнеторговым операциям могут быть прекращены путем:

— получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг и платы за них согласно внешнеторговому договору;

— обмена на эквивалентное по стоимости количество товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором;

— зачета встречных однородных требований, выраженных в эквивалентном по стоимости количестве товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, вытекающих из двусторонних внешнеторговых договоров, а также в соответствии с международными договорами о взаимных безналичных расчетах, осуществляемых на основе клиринга;

— получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

— получения денежных средств по банковской гарантии;

— возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги;

Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Беларусь.

Таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам в предусмотренных законодательством случаях производится только при наличии зарегистрированного паспорта сделки.

Резиденты при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, обязаны представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларациюв центр статистического декларирования или в случаях, установленных Государственным таможенным комитетом, в пункт таможенного оформления для регистрации.

Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация – не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь.

Представленные статистические декларации и периодические статистические декларации подлежат регистрации должностными лицами таможенных органов в день их предъявления с выдачей свидетельства о такой регистрации.

Форма, порядок заполнения, регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения в них изменений, а также порядок аннулирования свидетельств о регистрации статистической декларации определяются Государственным таможенным комитетом по согласованию с Комитетом государственного контроля.

Таможенные органы проверяют соответствие представленной для регистрации статистической декларации (периодической статистической декларации) установленным форме и порядку ее заполнения, а также контролируют наличие в таможенной декларации, статистической декларации либо периодической статистической декларации ссылки на регистрационный номер и дату выдачи паспорта сделки, если их указание предусмотрено законодательством.

В соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны:

— не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, представить банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля;

— по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством их таможенное оформление не производится, представить для регистрации таможенным органом статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию;

— получить разрешение Национального банка (его главного управления по области) на продление срока прекращения внешнеторговой операции до начала исполнения обязательств по внешнеторговому договору в случае, если предусмотренный договором срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством;

— получить разрешение Национального банка (его главного управления по области) на продление срока прекращения внешнеторговой операции в случае, если срок фактического исполнения обязательств по внешнеторговому договору может превысить срок, установленный законодательством, до его истечения;

— зарегистрировать новый паспорт сделки (с указанием номера предыдущего паспорта сделки) в случаях, установленных Национальным банком по согласованию с Комитетом государственного контроля.

Банки обязаны контролировать проведение резидентами внешнеторговых операций и направлять в Национальный банк информацию о таких операциях в порядке, установленном Национальным банком.

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Санкт-Петербург, бизнес-центр «Мариинский», набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.

Продолжительность:

26-28 Февраля 2020 с 10:00 до 17:00 (Посмотреть другие даты)

В настоящее время сфера валютного регулирования и валютного контроля представляет собой динамично трансформирующуюся систему, в которой постоянно происходят изменения структурного, содержательного и нормативно-правового характера. Это создает немало трудностей и вопросов в повседневной деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей, повышает вероятность нарушения ими норм валютного законодательства, а, следовательно, наложения органами валютного контроля существенных штрафов на субъектов внешнеэкономических отношений.

В результате обучения участники:

  • ознакомятся с государственным регулированием валютного регулирования и валютного контроля;
  • изучат порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям;
  • рассмотрят порядок постановки и снятия с учета контрактов;
  • ознакомятся с органами и агентами валютного контроля;
  • изучат арбитражную практику по вопросам валютного регулирования, валютного контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • рассмотрят административную и уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства;
  • изучат нормативно-правового регулирования внешнеторговых операций;
  • ознакомятся с особенностями налогообложения участников внешнеэкономической деятельности;
  • изучат порядок налогообложения иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ;
  • научатся применять изученные материалы на практике;
  • получат все необходимые для повседневной работы информационно-справочные материалы.

Программа:

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Третий день.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.
Читайте так же:  Льготы по налогу на землю физических лиц

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Преподаватель:

ПЛАВИНСКАЯ Галина Алексеевна

Документ по окончании обучения:

Видео (кликните для воспроизведения).

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 35 800 рублей, в ONLINE — 28 600 рублей.

Валютный контроль Республики Беларусь

Согласно нормативным актам Республики Беларусь, любые внешнеэкономические сделки проводятся в соответствии с нормами валютного законодательства. При этом не имеет значения, кто выступает участником этих операций — резиденты или нерезиденты, под внимание агентов валютного контроля подпадают все операции с привлечением валюты зарубежных государств (или национальной валюты, если она переводится на иностранные счета).

Органы ВК в Республике Беларусь

За законностью операций, связанных с денежными единицами иностранных государств, в республике следят сразу несколько органов. Одни из них осуществляют общее руководство, другие непосредственно работают с участниками ВЭД.

  • Совет Министров: устанавливает рамки компетенций исполнительных комитетов разного уровня по вопросам исполнения функций ВК.
  • Национальный банк: проводит проверку транзакций, проводимых банками, а также кредитно-финансовыми учреждениями, если операции связаны с валютными средствами или выводом денег за границу.
  • Комитет государственного контроля: отвечает за составление, ведение и регулярное пополнение базы данных по вопросам ВК, готовит аналитические справки на основе собранной информации, вносит предложения по совершенствованию ВК, а также выполняет контролирующие функции в рамках выделенных компетенций.
  • Государственный таможенный комитет: отвечает за ВК в отношении валютных ценностей, которые вывозятся или ввозятся на территорию республики.

Особенности регистрации валютных сделок

Порядок осуществления операций, связанных с внешней торговлей, определен в президентском указе от 27 марта 2008 года № 178. В частности, документ оговаривает необходимость регистрации сделок для ИП и юридических лиц (являющихся резидентами).

Под валютной сделкой понимается ВЭД-договор, в рамках которого одна сторона обязуется передать другой товары (оказать услуги или выполнить работы) на сумму более € 3000.

Чтобы зарегистрировать сделку, подпадающую под действие ВК, необходимо представить в банк, с которым у резидента заключен договор на обслуживание, следующие документы:

  • заявление о регистрации (либо повторной регистрации) — заполняется по форме, выданной банковским учреждением;
  • оригинал договора или его заверенную копию.

Получив документы, банк присваивает контракту регистрационный номер путем проставления на титульном листе печати учреждения с указанием номера и подписью ответственного лица. Если же документы подавались в электронном виде (закон допускает такой формат подачи бумаг), информацию о регистрации отправляют заявителю также в электронном виде.

При перерегистрации порядок действий не отличается, только вместо старого регномера документу присваивается новый.

Если перерегистрация проводится из-за смены импортера или экспортера, новый контрагент должен представить в банк следующие бумаги:

  • заявление на перерегистрацию;
  • оригинал или заверенную копию контракта;
  • оригинал или копии документов, на основании которых произошла смена контрагента.

В соответствии с законом, срок регистрации внешнеторговых сделок составляет 1 рабочий день, то есть номер присваивается в день обращения.

Валютный контроль внешнеторговых операций

Основными нормативными актами, определяющими особенности и правила проведения внешнеторговых операций, являются:

  • Указ Президента от 27 марта № 176 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».
  • Постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 5 ноября 2011 № 1483/22, где определяются сроки завершения операций по ВЭД-контрактам, а также условия их продления.
  • Инструкция Нацбанка Беларуси от 22 апреля 2009 года № 52, разъясняющая порядок оформления разрешений на изменение сроков операций.
  • Постановление Правления Нацбанка от 9 июля 2009 года № 101, регламентирующее порядок проведения внешнеторговых операций.
  • Инструкция от 18 апреля 2009 № 46, в которой рассматривается процедура регистрации сделок, а также определяется круг обязанностей агентов ВК в отношении этих операций.

Для исполнения требований валютного законодательства резиденты должны представить в банк:

  • при проведении платежей — документы, служащие основанием для совершения операции;
  • при зачислении валютных средств — бумаги, подтверждающие легальность транзакции, а также «Сведения о поступивших денежных средствах»;
  • при завершении операций — «Информацию о завершении операции по внешнеторговому договору».

Транзакции между резидентами и нерезидентами

Легитимность проведения таких операций определяется в соответствии с перечнем, приведенным в ст. 4 закона «О валютном регулировании…» от 22 июня 2003 года. При этом все действия подразделяются на два типа: текущие и связанные с движением материальных активов.

По текущим операциям закон не предусматривает ограничений, за исключением транзакций в виде пожертвований или по договору дарения (для этого нужно получить специальное разрешение от Национального банка РБ).

В отношении операций, связанных с перемещением капитала, действуют следующие принципы:

  • получать разрешение Нацбанка не нужно, если транзакция предусмотрена в перечне, приведенном в ст. 10 закона «О валютном регулировании»;
  • разрешение следует получить, если операция входит в список, предусмотренный п. 18 Правил проведения валютных операций;
  • достаточно уведомить Нацбанк о транзакции, если она соответствует списку разрешенных (п. 20 Постановления Правления Нацбанка от 30 апреля 2004 года № 72).
Читайте так же:  Возврат налога за квартиру заполнить декларацию

Для целей ВК в банк следует представить следующие документы:

  • при совершении платежа — бумаги, на основании которых совершается перевод (например, контракт, инвойс, акт и т. д.), разрешение Нацбанка (если оно требуется для данного типа операции);
  • при зачислении средств — подтверждающие документы и «Сведения о поступивших средствах»;
  • при закрытии операции — «Информация о завершении».

Офшорные сборы

Законодательством РБ определен порядок проведения операций, связанных с переводом денег на счета нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах. Все транзакции совершаются только после того, как резидент уплатит офшорный сбор.

Перечень лиц, обязанных уплачивать сбор, его ставка, порядок исчисления, сроки оплаты, возможные льготы определяются в гл. 24 Особенной части НК РБ. Подробный список офшорных зон, с которыми разрешается иметь финансовые отношения резидентам, приводится в президентском указе от 25 мая 2006 года № 353.

Операции с наличными деньгами зарубежных стран

Закон оставляет за резидентами право на получение и использование валютных средств в целях, предусмотренных Инструкцией № 1 от 17 января 2007 года. Она определяет порядок проведения операций, связанных с использованием денежных средств (как национальных, так и иностранных) резидентами РБ.

Банковские учреждения имеют право отказать клиенту в выполнении операции (например, снятия с кассы или приема в кассу средств) с наличными деньгами, если:

  • источник поступления или цель операции не соответствуют списку разрешенных Инструкцией;
  • если резидент не представил в банк документы, необходимые для совершения операции;
  • если деньги пытаются снять со счета, не включенного в список разрешенных.

В остальных случаях наличные деньги вносятся на счет или, наоборот, снимаются без ограничений.

Особенности контроля внешнеторговых бартерных сделок

Внешнеторговые бартерные сделки (ВБС) представляют собой внешнеторговые операции, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности). В настоящее время они, занимая незначительную долю в объеме внешней торговли, сохраняют свою специфику, которая обусловливает особенности осуществления за ними контроля со стороны государства.

ВБС оформляется договором международной купли-продажи (договор мены), который должен отвечать следующим основным требованиям:

1) иметь дату заключения и номер;

2) быть оформленным в виде одного документа за исключением сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений. В этом случае допускается оформление договоров виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки;

· номенклатуру, количество, качество, цену товара (для сопоставления стоимости взаимных поставок) – по каждой товарной позиции;

· сроки поступления компенсационного товара, условия экспорта и импорта (срок, место, поставки, упаковка, маркировка, вид и способ транспортировки, приемка);

· перечень работ (услуг, результатов интеллектуальной деятельности), их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора и др.

Российские лица, заключившие ВБС, обязаны в сроки, установленные контрактом, обеспечить ввоз на таможенную территорию РФ товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), эквивалентных по стоимости вывезенным товарам (работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности), с подтверждением факта ввоза соответствующими документами (таможенная декларация, акт приемки-сдачи, счет-фактура, транспортная накладная, договор об уступке прав, свидетельство, сертификат и др.).

Данное требование российского законодательства является объектом контроля со стороны государства, который изначально стал осуществляться усилиями трех ведомств: Министерством внешнеэкономических связей и торговли РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Государственным таможенным комитетом РФ. При этом их компетенция устанавливалась совместным Положением об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу РФ (МВЭС – от 09.04.1997 № 10-83/1355, ФСВЭК – от 02.04.1997 № 07-26/768, ГТК – 11.04.1997 № 01-23/6678). В настоящее время правопреемниками этих ведомств являются соответственно – Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Федеральная таможенная служба.

В основу контроля МБС положена технология валютного контроля внешнеторговых операций, предполагающая оформление паспортов сделок. Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок (ПСб) установлен соответствующим совместным документом МВЭС РФ (№ 10-83/3225), ГТК РФ (№ 01-23/21497, Минфина РФ (№ 01-14/197). В нем определяется форма паспорта сделки, а также алгоритм его оформления, аналогичный основному алгоритму оформления ПС при осуществлении валютного контроля.

Важная особенность «паспортизации» бартерных сделок состоит в том, что: 1) оформление и выдача ПСб производится уполномоченным Минэкономразвития РФ в регионе (по месту государственной регистрации российского лица), а при превышении суммы договора в эквиваленте 5 млн долл. США – Управлением уполномоченного Минэкономразвития РФ по Центральному району по согласованию с Минэкономразвития; 2) срок рассмотрения документов, представленных для подписания ПСб, составляет не более 21 рабочего дня.

При осуществлении контроля ВБС основные функции участвующих в нем ведомств распределены следующим образом.

Министерство экономического развития и торговли:

· производит оформление ПСб;

· осуществляет контроль при оформлении ПСб за соответствием условий оформляемых бартерных сделок требованиям законодательства РФ;

· дает заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности.

Министерство финансов РФ:

· обеспечивает контроль за выполнением российскими лицами требований законодательства, касающегося исполнения и регулирования бартерных сделок, в целях обеспечения ввоза в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

· проводит проверки предполагаемых нарушений на основании имеющейся информации и данных, полученных из ФТС;

· применяет меры воздействия к российским лицам за неисполнение установленных требований при проведении бартерных сделок в соответствии с действующим законодательством;

· представляет в Правительство РФ информацию о состоянии и результатах контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

Федеральная таможенная служба:

· осуществляет контроль за выполнением российскими лицами требований законодательства, касающегося исполнения и регулирования бартерных сделок, в целях обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам;

· производит контроль за исполнением бартерных сделок при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. При этом должностные лица таможенного органа руководствуются Методическими рекомендациями по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (см. письмо ФТС РФ от 12.07.2007 № 01-06/25927).

Читайте так же:  Декларация на возврат налога на детей

В своей практической работе по участию в контроле МБС таможенные органы сталкиваются с проблемой, не позволяющей им выполнять свои функции в полном объеме. Эта проблема состоит в отсутствии законодательно установленных сроков получения участником бартерной сделки эквивалентного по стоимости товара. Без ее решения таможенные органы не могут проводить проверки соблюдения законодательства, регулирующего международные бартерные сделки, их участниками.

Осуществление контроля внешнеторговых бартерных сделок предполагает определенные взаимоотношения участвующих в нем ведомств в виде информационного обмена, порядок и регламент которого определяются двусторонними соглашениями (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Схема взаимодействия участников контроля
внешнеторговых бартерных операций

Содержание информационного обмена между участниками контроля ВБС состоит в следующем:

1 – оформление и выдача ПСб российскому лицу – участнику внешней торговли;

2 – представление копии ПСб наряду с иными документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

3 – информация из таможенного органа о перемещении товаров через таможенную границу РФ в счет исполнения бартерных сделок, содержащаяся в ГТД; информация из ФТС (ГНИВЦ) о нарушениях нормативных актов по регулированию ВБС для проведения проверок;

4 – информационный обмен, направление из МЭРТ электронных форм ПСб, образцов оттисков печатей уполномоченных МЭРТ России в регионах;

5 – направление из МЭРТ электронных форм ПСб, образцов оттисков печатей уполномоченных МЭРТ России в регионах; направление из ФТС информации о всех ПСб и иных документах, оформленных с нарушениями установленных требований, для проведения проверок по данным фактам;

6 – информация из ФТС о ввозе товаров по бартерным сделкам в обмен на экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;

7 – проведение проверок предполагаемых фактов нарушения требования об обязательном ввозе в установленные сроки на таможенную территорию РФ товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

8 – проведение проверок предполагаемых фактов нарушения требования об обязательном ввозе в установленные сроки на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, а также принятие решения о привлечении российских лиц, нарушивших данное требование, к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Итак, валютный контроль представляет собой важный элемент механизма валютного регулирования внешнеторговой сферы, который обеспечивает эффективное действие используемых государством валютных ограничений. За годы применения он претерпел эволюционные изменения, в ходе которых приобрел качества системного явления. В настоящее время валютный контроль совершенствуется в направлении, обусловленном либерализацией валютной политики российского государства.

Основные выводы

1. Созданный в России механизм валютного контроля основывался на опыте Франции и был реализован в виде таможенно-банковского валютного контроля, основное содержание которого заключалось в информационном взаимодействии таможенных органов и уполномоченных банков, регламентированном совместными инструкциями Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета.

2. Валютный контроль начал применяться в отношении экспортных операций, пройдя в дальнейшем определенную эволюцию, которая насчитывает 4 этапа, и расширяя сферу своего применения в различных направлениях.

3. В настоящее время механизм валютного контроля внешней торговли претерпел существенные изменения в результате либерализации валютной политики российского государства, которые затронули: 1) структуру контролирующих органов; 2) применяемые в отношении внешней торговли валютные ограничения; 3) содержание механизма валютного контроля.

4. Модификация механизма валютного контроля внешней торговли выражается в утрате взаимоотношений между участниками контрольных действий, прежде всего уполномоченными банками и таможенными органами, характера информационного обмена, достаточно жестко регламентированного на основе единого совместного (ЦБ РФ и ФТС РФ) нормативного акта. Данный обмен стал осуществляться по преимуществу в запросно-ответной форме, на основании двусторонних соглашений между участвующими в контроле ведомствами.

5. Современный механизм валютного контроля внешней торговли складывается из достаточно большого числа взаимодействий, в которых принимают участие: экспортеры и импортеры, уполномоченные банки, Росфиннадзор, налоговые органы, Банк России, различные уровни таможенной системы.

6. Осуществление валютного контроля предполагает соблюдение определенного порядка представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении ими валютных операций, прежде всего справки о валютных операциях, паспорта сделки, справки о подтверждающих документах, справки о поступлении валюты РФ.

7. Исходный пункт в выполнении таможенными органами функций агента валютного контроля связан с таможенным оформлением и таможенным контролем, в ходе которого их должностные лица выполняют определенные действия по проверке сведений, заявленных для целей валютного контроля в грузовой таможенной декларации.

8. При контроле внешнеторговых бартерных сделок применяется схема валютного контроля при несколько ином составе контролирующих органов.

Ключевые понятия

Внешнеторговая бартерная сделка

Грузовая таможенная декларация

Справка о валютных операциях

Справка о поступлении валюты РФ

Справка о подтверждающих документах

Таможенно-банковский валютный контроль

Вопросы для самоконтроля

1. Какие этапы прошла в своем развитии система валютного контроля в РФ?

2. В чем состоит основное содержание первого этапа?

3. В чем состояла сущность таможенно-банковского валютного контроля?

4. Чем отличается второй этап развития системы валютного контроля в РФ?

5. Какие изменения в системе валютного контроля произошли на третьем этапе?

6. Как либерализация валютной политики сказалась на системе валютного контроля?

7. Что такое механизм валютного контроля?

8. Как модифицировался механизм валютного контроля в современных условиях?

9. Какими нормативными актами регламентируется порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций?

10. Какие документы должны представлять в уполномоченный банк экспортеры и импортеры, осуществляющие валютные операции?

11. Какой существует порядок оформления этих документов?

12. Что представляет собой паспорт сделки?

13. Какие виды справок обязаны представлять в уполномоченный банк участники валютных операций?

14. Какие функции выполняют должностные лица таможенных органов, осуществляя таможенное оформление и таможенный контроль товаров в целях валютного контроля?

15. Какие документы проверяются должностными лицами таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, в целях валютного контроля?

16. По каким критериям производится проверка соблюдения порядка оформления ПС?

17. Что представляют собой международные бартерные сделки?

18. Какие требования предъявляются к договору бартерной сделки?

19. В чем состоят основные особенности осуществления контроля за международными бартерными сделками?

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 1697 | Нарушение авторских прав

Источники

Валютный контроль внешнеторговых операций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here