Валютный контроль за кредитами от нерезидента

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Валютный контроль за кредитами от нерезидента". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Расчеты в иностранной валюте между резидентами и оплата услуг иностранных контрагентов: как сделать все по закону?

Все расчеты, выполняемые в иностранной валюте, в нашей стране регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статьей 317 Гражданского кодекса РФ. В положениях этих документов изложен законный порядок осуществления процедуры валютных операций между резидентами и нерезидентами России и другие особенности валютных платежей.

Расчеты в иностранной валюте между резидентами: нюансы процедуры

Законодательство не запрещает резидентам РФ открывать валютные счета в банках, а вот безналичные валютные операции между резидентами не разрешены, о чем сказано в пункте 1 статьи 9 Закона №173-ФЗ. Но в этой же статье упомянуты особые случаи, когда расчеты в иностранной валюте между резидентами допускаются. И таких ситуаций довольно много:

На заметку

Валютными резидентами РФ автоматически считаются все граждане России, кроме тех, кто проживает за рубежом в течение года без въезда на территорию РФ. Но при посещении России даже на один день непрерывность данного срока нарушается, и человек автоматически превращается в валютного резидента.

Всего в законе указано 30 пунктов, на основании которых могут производиться валютные переводы между лицами-резидентами.

Со стороны соответствующих органов валютные операции, которые ведут юридические лица, подлежат обязательному валютному контролю. В частности, при оформлении расчетного документа в обязательном порядке требуется указывать соответствующий код, позволяющий определить экономический смысл этой операции. Отсутствие информации может послужить основанием для отказа в осуществлении перевода.

При переводе физическим лицам предоставление обосновывающих документов является обязательным в случае:

  • переводов денежных средств в размере не более 5000 долларов на счета физических лиц-резидентов;
  • переводов средств на счета физических лиц-резидентов, состоящих в близком родстве.

Если валютный перевод осуществляет юридическое лицо, то в некоторых случаях также требуется предоставление подтверждающих документов (в банк, кредитную организацию). К таким относятся счета-фактуры, договоры, контракты, инвойсы и прочие документы, на основании которых производится валютный перевод.

Оплата услуг иностранных контрагентов

В статье 6 Закона №173-ФЗ утверждается, что на валютные операции между резидентами и нерезидентами РФ ограничения практически не распространяются. Исключением (и правомерным опасением государства) являются операции, которые могут вызвать серьезное сокращение золотовалютных резервов страны или привести к колебаниям валютного курса. Ограничения также могут быть установлены для поддержания стабильности платежного баланса РФ. При устранении обстоятельств, вызвавших ограничение подобного рода, контролирующие органы обычно разрешают проведение валютных операций.

Кроме этого, Центробанком РФ по отношению к кредитно-финансовым учреждениям установлен ряд требований, касающихся оформления документов для валютных сделок. Например, предусмотрена обязательная идентификация персоны, продающей или покупающей иностранную валюту. Эта информация должна вноситься в документы, оформляемые при совершении валютной сделки.

К самым распространенным операциями, производимым юридическими лицами-резидентами, можно отнести оплату услуг иностранных контрагентов. На объемы средств, выводимых за рубеж при осуществлении покупки товаров или услуг, российское законодательство ограничений не устанавливает. Но вместе с этим отношения экспорта-импорта с участием отечественных компаний полностью подпадают под Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года №181-И [1] . Указанный документ устанавливает определенные обязательства российских компаний в сфере оформления сделок в валюте с иностранными партнерами.

Согласно новой инструкции, пакет документов, которые нужно подавать в банк для валютного контроля, значительно изменился. Паспорт сделки был упразднен, и компании теперь необходимо только ставить контракт по импорту на сумму более трех млн рублей (или на эквивалентную сумму в валюте) на учет. Если сумма контракта меньше трех млн, но при этом больше 200 000 рублей, то его можно не ставить на учет, но потребуется направить в банк для подтверждения дополнительные документы по сделке. Если сумма не достигает 200 000 рублей, то ни ставить контракт на учет, ни предоставлять дополнительные документы не нужно.

В соответствии с новой инструкцией, больше не требуется готовить для банка справку о валютных операциях. До 2018 года при совершении сделки на сумму свыше 100 000 долларов организация должна была отослать агенту валютного контроля пакет документов, подтверждающих необходимость совершения такого платежа. С 2018 года для осуществления крупных валютных перечислений понадобится оформить лишь справку о подтверждающих документах. Сами документы нужно подавать в банк вместе со справкой, а их список определяется особенностями проведения операции. Например, для сделок по оплате товаров или услуг, полученных от иностранных контрагентов, подтверждающими документами будут являться таможенная декларация и прочие перевозочные или товаросопроводительные документы.

При необходимости списания валюты со счета в банк также подается распоряжение о списании средств и одновременно с этим предоставляется уникальный номер контракта, полученный при постановке на учет [2] .

Все основные документы по валютной сделке компания оформляет самостоятельно. Но, согласно инструкции, данную обязанность можно возложить на обслуживающий банк, конечно, только в том случае, если тот является агентом валютного контроля. Для этого потребуется направить в банк всего лишь пакет документов и заполнить соответствующее заявление.

Особенности учета валютных операций

Порядок любых валютных расчетов и учет таких операций регламентируется и детально описывается российским законодательством. Основными документами в этой сфере является Инструкция по применению единого плана счетов [3] , а также ранее упомянутый Закон №173-ФЗ.

В бухгалтерском учете валютные операции должны быть отражены одновременно и в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка, и в иностранной валюте. Обычно в отчетности все суммы валютных операций отражаются в рублях, а валютные суммы являются только дополнительной информацией, в первичных документах — и в рублях, и в валюте. Для правильного проведения учета валютных операций важно точно определить дату совершения самой операции. Именно от этой даты зависит валютный курс, на основании которого бухгалтер пересчитывает валюту в российские рубли.

В бухгалтерском плане счетов для обобщения сведений о движении валютных денежных средств на счете любого резидента служит счет 52. Именно он используется для проведения операций с валютой в бухгалтерском учете любого предприятия. Кроме того, компания может дополнительно открывать субсчета для российских кредитных учреждений и для счетов в иностранных банках (субсчета 52-1 и 52-2).

Чтобы грамотно осуществлять расчеты в иностранной валюте, необходимо не только хорошо знать российское законодательство, но и иметь некоторый опыт в оформлении документов. Помощь надежного банка позволит не запутаться в тонкостях законодательства и при этом не переплатить за услуги.

Через какой банк можно проводить расчеты в иностранной валюте?

Всеми валютными переводами в России уполномочены заниматься только банки-агенты валютного контроля. Они скрупулезно проверяют правильность оформления всех документов, осуществляют валютный контроль при сделках и даже могут взять на себя обязанность заполнения всех необходимых документов.

Читайте так же:  Фнс узнать задолженность по налогам по инн

В качестве примера такого банка можно привести «ЮниКредит Банк», основанный в 1989 году как «Международный Московский Банк» и ставший первой отечественной финансово-кредитной организацией, привлекшей к формированию своего капитала средства иностранных банковских учреждений. Сегодня 100% акций «ЮниКредит Банк» принадлежат UniCredit Group.

Сейчас банк является одной из крупнейших кредитных организаций в России. Он предлагает исчерпывающий перечень банковских услуг практически любым клиентам: физическим лицам, финансово-кредитным учреждениям, малому и среднему бизнесу. Оказывает банк и услуги валютного контроля.

Обратившись в «ЮниКредит Банк», клиент способен выполнить операцию в иностранной валюте в отношении почти всех стран мира. Это возможно благодаря обширной корреспондентской сети кредитной организации. Если у клиента имеется счет только в одной конвертируемой иностранной валюте, он может отправить перевод практически в любой валюте мира, включая редкие: банк конвертирует средства при переводе.

В 2019 году «ЮниКредит Банк» отметил свое тридцатилетие и занял первое место в рейтинге «100 надежных российских банков — 2019» по версии журнала Forbes.

* «ЮниКредит Банк» работает на основании Генеральной лицензии на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль за операциями нерезидентов

Под валютным контролем понимается работа, которую выполняют специальные государственные органы и агенты в сфере соблюдения валютного законодательства, когда проводятся операции с использованием иностранной валюты. Все это помогает защитить российский рубль, сохранить планируемый в бюджете его курс по отношению к мировым валютам, что в конечном счете должно привести к стабильности экономики и ее прогнозируемому развитию.

Органами валютного контроля выступают два крупнейших государственных института страны — Центральный банк и Правительство России. А вот агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные ЦБ. В принципе система построена логично: все крупные валютные операции сегодня проходят через банковские финансовые учреждения, так что они и требуют с участников сделок всю информацию и отчетность по проведенным операциям. А ЦБ ее потом консолидирует и обобщает.

Какие операции попадают под валютный контроль нерезидентов

Если валютные резиденты попадают под серьезный валютный контроль и должны постоянно отчитываться о движениях по своим счетам в иностранной валюте (а еще чего хуже, открытых в иностранных банках), то с нерезидентами такого уровня контроля добиться невозможно. Ну как можно обязать посольство Германии в России или представителей Гринписа отчитываться о движениях по своим счетам? Так что действующее в РФ валютное законодательство не устанавливает никаких специальных требований, касающихся осуществления нерезидентами платежей. Но только если эти платежи проходят в иностранной валюте.

А вот если нерезиденты осуществляют операции в рублях, тогда ситуация кардинально меняется — сразу возникает необходимость в формировании отчета. Есть даже специальная Инструкция Банка России, выпущенная в августе 2017 года под номер № 181-И, которая регулирует порядок представления нерезидентами своим банкам подтверждающих документов и другой информации при осуществлении таких операций.

Одна радость: это требование касается исключительно юридических лиц, о чем прямо сказано в п. 1.5. настоящей Инструкции. Так что физические лица могут спать спокойно в прямом и переносном смыслах этого слова. Даже если они и попадают в поле зрения проверяющих органов (например, взаимодействуя финансово с резидентами), то требование отчитываться предъявляется к резидентам, а не к ним.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Нерезиденты: определение и общие характеристики

Основным законом, который регулирует деятельность в данной сфере, является Федеральный закон № 1730-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый еще в 2003 году и постоянно дополняемый и изменяемый в зависимости от целей и задач правительства.

К нерезидентам относятся:

  • физические лица, которые не являются гражданами РФ;
  • граждане РФ, которые постоянно не проживают на территории страны. Недавно слово «постоянно» получило математический окрас: если гражданин России более 183 дней проводит за границей, то он автоматически становится нерезидентом для целей валютного контроля;
  • юридические лица, которые зарегистрированы не в России и работают не в соответствии с законодательством нашей страны;
  • организации (например, общественные, межправительственные и дипломатические), которые не имеют статуса юридических лиц, зарегистрированные за пределами РФ и действующие в соответствии с законодательством той страны, где они зарегистрированы;
  • подразделения и представительства этих компаний и организаций, которые ведут свою деятельность на территории России.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Читайте так же:  Инвестиционный вычет по ндфл документы для налоговой

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Урегулирован порядок валютного контроля за совершением физическими лицами — резидентами операций, связанных с предоставлением нерезидентам займов и их возврата

Изменения в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И внесены, в том числе в связи с вступлением в силу 14.04.2018 Федерального закона от 3 апреля 2018 года N 64-ФЗ, предусматривающего установление обязанности по репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа.

Читайте так же:  Подоходный налог при наличии несовершеннолетнего ребенка

Согласно внесенным поправкам Инструкция распространяется на физических лиц — резидентов при осуществлении ими валютных операций в иностранной валюте и (или) валюте РФ, связанных с предоставлением нерезидентам займов и возвратом от нерезидентов таких займов.

В целях создания механизма контроля за репатриацией физическими лицами — резидентами денежных средств при предоставлении ими займов нерезидентам вводится обязанность о представлении в уполномоченный банк заключенного между ними договора займа.

При списании иностранной валюты или валюты РФ по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.2 Инструкции 181-И, физическое лицо — резидент должно представить в уполномоченный банк также информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ.

При возврате займа, осуществлении процентных и иных платежей нерезидентом по договору займа физическое лицо — резидент должен сообщить уполномоченному банку информацию о назначении такого платежа в срок не позднее тридцати рабочих дней, следующих за днем зачисления иностранной валюты или валюты РФ на счет физического лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Указанием внесены также иные изменения в отдельные пункты и приложения к Инструкции N 181-И (в том числе форма ведомости банковского контроля по кредитному договору дополнена новым разделом V «Сведения об исполнении резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Указание вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.

Сделки с иностранцами: некоторые аспекты внешнеторгового и валютного законодательства

В условиях масштабной глобализации мировой экономики, государственные границы становятся невидимыми для бизнеса, и хозяйственные связи приобретают интернациональный характер.

Однако при вступлении во внешнеэкономические отношения мало кто знает, что это накладывает на их участников дополнительные требования и обязанности, к числу которых относятся требования по соблюдению таможенного и валютного законодательства.

Чтобы определиться с тем, относитесь ли Вы к субъектам, на которых распространяются требования таможенного и валютного законодательства, нужно уяснить два принципиальных момента.

Во-первых, является ли Ваша деятельность с иностранным партнером внешнеэкономической с точки зрения внешнеторгового законодательства. Сам факт того, что Вы имеете в контрагентах иностранную компанию, еще не дает оснований полагать, что Ваша деятельность с указанным лицом носит внешнеэкономический характер и подпадает под регулирование валютного и таможенного законодательства.

Во-вторых, будет ли сделка с иностранным партнером считаться валютной операцией с точки зрения валютного законодательства.

Для ответа на вопрос является ли сделка внешнеэкономическим (внешнеторговым) контрактом, обратимся к ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в статье 2 которого и дано определение внешнеторговой деятельности.

Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Как видно из определения, объектами внешнеэкономической деятельности могут быть товары, услуги/работы, информация и интеллектуальная собственность.

При этом для признания сделок по торговле работами/услугами, информацией и интеллектуальной собственностью внешнеэкономическими не имеет значения факт перемещения указанных объектов через границу Таможенного Союза: услуги могут оказываться (работы выполняться), а исключительные права на объекты интеллектуальной собственности или на использование последних могут передаваться и на территории Российской Федерации.

В то же время, если объектом сделки выступает товар, то для признания такой сделки внешнеэкономической, необходимо чтобы указанные товары пересекали границу Таможенного Союза. Если, предположим, товар реализуется по договору поставки на территории РФ иностранному лицу, без пересечения границы Таможенного Союза, такая сделка не будет считаться внешнеэкономической. Однако если договор поставки будет носить смешанный характер, то есть содержать в себе элементы других договорных конструкций, то такая сделка будет признаваться внешнеторговой. Например, договором поставки предусмотрена поставка оборудования иностранному заказчику на территории РФ, а также оказание услуг по установке и внедрению данного оборудования. Хотя оборудование и не пересекает границы Таможенного Союза, такая сделка будет признаваться внешнеторговой, поскольку она предполагает также оказание услуг иностранному лицу.

Квалификация отношений хозяйствующих субъектов как внешнеэкономические, еще не накладывает на последних обязательств по соблюдению требований законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Такая обязанность возникает только в том случае, если сделка будет признаваться с точки зрения валютного законодательства валютной операцией.

В соответствии с ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определение понятия «валютная операция» раскрывается путем перечисления конкретных операций, которые будут рассматриваться для целей применения указанного закона валютными. К их числу, в частности, относится:

— приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей (под ними понимается иностранная валюта и внешние ценные бумаги), валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

— перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

— ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

— и другое (см. пп. 9 п. 1 ст. 1 названного закона).

Таким образом, если сделка предполагает осуществление валютных операций, то ее участники обязаны соблюдать требования валютного законодательства.

В соответствии с валютным законодательством при осуществлении хозяйствующими субъектами валютных операций требуется оформить ряд документов: паспорт сделки, справку о валютных операциях и справку о подтверждающих документах.

Паспорт сделки используется для осуществления валютного контроля по проводимым валютным операциям, и его в любой момент могут запросить органы и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля относятся Центральный Банк России и Росфиннадзор, а к валютным агентам – налоговые инспекции, таможенные органы, банки, Внешэкономбанк и профессиональные участники рынка ценных бумаг (ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ).

При этом для оформления паспорта сделки не имеет значения, будут ли осуществляться расчеты через счета резидента, открытые в уполномоченных банках РФ, или же через счета в банке-нерезиденте.

Порядок оформления, закрытия, а также переоформления паспорта сделки установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Случаи, когда необходимо составлять паспорт сделки перечислены в главе 5 раздела II Инструкции ЦБ № 138-И. К их числу, в частности, относятся следующие договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, а также проекты договоров, предусматривающие осуществление валютных операций:

Читайте так же:  Общая и упрощенная система налогообложения различия

— договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории РФ или ввоз на территорию РФ товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме;

— договоры, предусматривающие передачу недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга);

— договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа).

Таким образом, получение, к примеру, российской организацией займа (кредита) от иностранного лица, причем не важно в какой валюте, будет считаться валютной операцией со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вместе с тем, если предположим, российская компания имеет задолженность по займу, полученному от иностранного лица. По другому договору между этими же лицами резидент поставил нерезиденту товар с отсрочкой оплаты. В день возврата займа нерезидент направляет резиденту письмо о прекращении встречных взаимных денежных требований зачетом. С точки зрения валютного контроля в данном случае валютные операции отсутствуют.

Требования о составлении паспорта сделки не распространяются на случаи, когда сумма обязательств по контракту не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.

Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах являются формами учета по валютным операциям резидентов. Указанные документыпредоставляются по внешнеэкономическим контрактам, по которым необходимо составлять паспорт сделки. В случаях осуществления валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки, резидент вправе, но не обязан, предоставить указанные справки по своему усмотрению (например, если иностранная компания при зачислении на расчетный счет резидента денежных средств не указала код вида валютной операции, резидент вправе предоставить справку о валютных операциях, в которой укажет код вида валютной операции).

При этом политика Банков в отношении предоставления документов, связанных с валютными операциями, различна. Если одни Банки могут вообще не запрашивать никаких подтверждающих документов (применительно к ситуациям, когда паспорт сделки оформлять не надо). То другие достаточно щипитильно относятся к проведению расчетов по валютным операциям и могут запросить подтверждающие документы даже при отсутствии такой обязанности.

В связи с чем рекомендуем Вам при осуществлении валютных операций обращаться в отдел валютного контроля обслуживающего Вас Банка для уточнения конкретного перечня документов, которые необходимо предоставить Банку.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Так, например, за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа, размер которого варьируется от 5 000 рублей до ¾ или до одного размера суммы валютной операции (ст. 15.25 КОАП РФ).

Валютный контроль операций с нерезидентами

«Бухгалтерский учет», 2008, N 9

Организация заключила договор с иностранной компанией? Это значит, что забот у бухгалтера прибавится. В том числе и потому, что зачастую именно бухгалтерам приходится делать дополнительную работу, связанную с выполнением требований валютного контроля.

В большинстве случаев внешнеэкономические отношения являются объектом государственного валютного контроля. В настоящее время эта процедура производится в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Объектом валютного контроля являются не только операции с иностранной валютой, но и сделки с участием нерезидентов, подразумевающие оплату в рублях.

Именно бухгалтерам приходится сталкиваться с операциями, подлежащими валютному контролю. Кроме того, нередко операции с нерезидентами в особом порядке облагаются налогами. Рассмотрим, какие вопросы бухгалтеры организаций, участвующих во внешнеэкономических отношениях, чаще всего задают аудиторам, и найдем на них ответы.

Контрагент — резидент или нерезидент? Для целей валютного контроля установлены особые понятия резидентов и нерезидентов. Они отличаются, например, от понятия налоговых резидентов, используемого для целей исчисления НДФЛ.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.03.2007 N Ф04-1256/2007(32314-А03-19) указал на то, что, даже если сотрудник организации — иностранец находится на территории Российской Федерации длительный период и приобретает статус налогового резидента, с точки зрения валютного законодательства он продолжает оставаться нерезидентом. Поэтому при привлечении иностранных работников, во избежание претензий контролирующих органов, следует перечислять заработную плату на счета в банках. Исключение составляют лишь иностранцы, проживающие в России по виду на жительство, они в соответствии с нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются резидентами.

Рассмотрим на примере следующей ситуации, как ведутся расчеты и исчисляются налоги по сделкам, заключенным с нерезидентами. Администрация бизнес-центра заключила договор аренды офисного помещения с новым арендатором. Из документов следует, что данный арендатор является аккредитованным на территории Российской Федерации представительством иностранной организации.

Иностранное представительство является налогоплательщиком и имеет ИНН (начинающийся с цифры 9). Расчеты с российскими поставщиками осуществляет в валюте Российской Федерации. На первый взгляд нет особых отличий от арендатора — российской организации. Но на практике все гораздо сложнее.

Бухгалтеру арендодателя (бизнес-центра) прежде всего нужно проверить, не освобождается ли от налогообложения НДС сдача в аренду офисного помещения такому арендатору.

Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не облагается НДС. Список стран, в отношении которых действует данная льгота, установлен Приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 N 6498/40н. Нужно подчеркнуть, что освобождение от НДС предоставляется не по желанию арендодателя, а прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Поэтому договоры аренды с такими организациями не должны включать НДС.

При этом возникнет необходимость обеспечить раздельный учет НДС в соответствии с требованиями ст. 170 НК РФ. Бухгалтеру нужно проверить, описан ли в учетной политике порядок учета и налогообложения подобных операций. Если нет — следует принять дополнения к приказу об учетной политике организации в связи с появлением новых видов деятельности.

Важно иметь в виду, что освобождение от НДС предоставляется только в отношении аренды, но не распространяется на любые дополнительные услуги и платежи (коммунальные услуги, не включаемые в сумму арендной платы, телефонные переговоры, уборка и т.п.). Причем в Приказе МИД России и Минфина России N 6498/40н по каждой стране указаны конкретные типы арендуемых помещений, для которых действует льгота (как правило, это офисные помещения). Поэтому в договоре следует обособить облагаемые и не облагаемые НДС виды аренды и услуг.

Кроме того, необходимо незамедлительно (до получения предоплаты по данному договору) обратиться в уполномоченный банк для открытия паспорта сделки. Если сумма арендной платы может изменяться в зависимости от объема дополнительных услуг, паспорт оформляется без указания суммы сделки.

Читайте так же:  Сфера деятельности государственного финансового контроля

Впоследствии на каждое поступление средств от арендатора придется составлять справку о поступлении валюты Российской Федерации (в течение 7 дней с момента зачисления средств). А по окончании месяца, так как арендодатели признают реализацию на последний день месяца, — справку о подтверждающих документах (до 15-го числа следующего месяца). В справках необходимо ссылаться на соответствующий паспорт сделки.

Вторые экземпляры справок с пометкой отдела валютного контроля банка о принятии хранятся в организации. К моменту окончания договора суммы по справкам этих двух типов должны совпадать. Если окажется, что «иностранец» заплатил больше денег, чем требовалось по договору, санкции к арендодателю применяться не будут. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы за нерезидентом оставалась задолженность. Это будет нарушением требования репатриации средств, за которое предусмотрена ответственность. Поэтому договор с такими арендаторами целесообразно заключать на условиях предоплаты.

Являются ли проводимые операции валютными операциями? Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен закрытый перечень операций, относящихся к валютным. В него включены следующие операции:

Основным способом расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами — резидентами является безналичное перечисление денежных средств.

Перечень случаев, в которых можно рассчитываться наличными, установлен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Он невелик, в этом перечне, в частности, не упомянуты расчеты с физическими лицами — нерезидентами по выплате заработной платы. Арендная плата от арендаторов — иностранных компаний также не включена в этот перечень. Поэтому в ситуации, которую мы рассмотрели выше, нельзя осуществлять с клиентом расчеты в наличной форме, даже с применением контрольно-кассовой техники.

Какова ответственность за нарушение валютного законодательства? Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность может применяться как к юридическим, так и к физическим, в том числе должностным, лицам.

Статья 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за следующие нарушения валютного законодательства:

До 1 января 2007 г. применялось наказание за невыполнение обязанности или нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки в виде штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы непроданной выручки. Однако с 1 января 2007 г. требование обязательной продажи части валютной выручки отсутствует.

За нарушение валютного законодательства может наступить и уголовная ответственность. Так, в ст. 193 УК РФ предусмотрено наказание за невозвращение руководителем организации из-за границы валютных средств, подлежащих обязательному зачислению (репатриации) на счет в уполномоченном банке (если рублевый эквивалент невозвращенных средств превышает 5 000 000 руб., возможно лишение свободы на срок до 3 лет). В данном случае наказание может быть применено не за нарушение срока репатриации, а именно за невозвращение средств.

В каких случаях репатриация денежных средств обязательна? Резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или российских рублей, причитающихся в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, не полученные на таможенной территории Российской Федерации работы, услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Это требование распространяется как на иностранную валюту, так и на российские рубли.

Перечень случаев, в которых репатриация средств не является необходимой, установлен п. 2 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, исходя из определения внешнеторговой деятельности требование репатриации выручки неприменимо в отношении договоров, которые предусматривают передачу товаров (работ, услуг и т.п.) резиденту-импортеру за пределами таможенной территории Российской Федерации (например, при условии поставки EXW).

В качестве установленного срока для получения или возвращения средств рассматривается срок исполнения соответствующего обязательства, предусмотренный в заключенном сторонами внешнеторговом контракте.

На практике нередки следующие ситуации. Зарубежный контрагент, отказавшись от поставки товара, возвращает российскому партнеру сумму, указанную в договоре. Но после того, как банки удержат комиссию, российская организация получает сумму, меньшую, чем была первоначально перечислена за рубеж (например, 9900 долл. США вместо перечисленных контрагентом 10 000 долл. США). Нарушается ли в этом случае требование о репатриации?

Федеральная таможенная служба в Письме от 12.02.2007 N 01-06/4703 разъяснила, что возврат денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары должен быть осуществлен без вычета банковских расходов и комиссий.

У бухгалтеров нередко возникает такой вопрос: последует ли наказание за несвоевременную репатриацию средств, если к моменту проверки денежные средства, пусть с опозданием, но уже поступили на банковский счет организации?

Генеральная прокуратура РФ в Письме от 22.06.2006 N 47-13-06 указала на то, что такое нарушение, как несвоевременная репатриация средств, нельзя отнести к длящимся. Штраф по данному основанию может быть наложен, даже если на момент проведения проверки деньги уже поступили, но это произошло позже установленного в контракте срока.

Что нужно сделать, чтобы не допустить несвоевременную репатриацию средств? Руководители организаций зачастую не имеют представления о том, какие действия следует предпринять для того, чтобы впоследствии можно было признать, что все меры для исполнения обязательств были приняты. Нередко они полагают, что можно ограничиться телефонными переговорами с контрагентом, задерживающим платежи.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 18.01.2007 N А44-2079/2006-13а сделал вывод, что факт телефонных переговоров с должником является недостаточным основанием для освобождения организации от ответственности за несвоевременное поступление валютной выручки.

Федеральная таможенная служба в Письме от 10.01.2008 N 01-11/217 дает рекомендации, какие меры нужно предпринять, чтобы избежать неплатежей.

Еще в период подготовки к заключению внешнеторгового контракта следует навести справки о репутации будущего контрагента в торгово-промышленной палате и т.п. В условиях контракта рекомендуется предусматривать способы обеспечения исполнения контрагентом обязательств по сделке (неустойка, задаток и т.д.). А в процессе исполнения договора необходимо контролировать прохождение платежей и своевременность предъявления претензий.

Видео (кликните для воспроизведения).

После неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом следует вести претензионную работу (переписку с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии). А после ответа на претензию или при истечении срока ответа направлять исковые заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы. Если по каким-либо объективным причинам возникает задержка с поступлением оплаты, можно заключить дополнительное соглашение к контракту, предусматривающее перенос срока платежа.

Источники

Валютный контроль за кредитами от нерезидента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here