Виды камеральной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Виды камеральной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Камеральная налоговая проверка

Методы осуществления налогового контроля не обходятся без постоянного совершенствования.

Понятие камеральной налоговой проверки

Основная форма налогового контроля предполагает проведение как выездных, так и камеральных проверок. Их предметом выступает проверка того, насколько верно произведен расчет НДС, НДФЛ, налога на прибыль или имущество и других обязательных платежей, а также данные уточненной декларации, корректность применения вычета или заявление возврата. Происходит анализ и иных необходимых документов.

Цели и задачи этого процесса заключаются в проверке правильности и обоснованности оформления отчетности по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налогу на прибыли или на имущество и других).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки предусмотрен ст. 88 НК РФ.

Основные признаки, позволяющие установить понятие камеральной проверки, содержатся в ч. 1 ст. 88 НК РФ:

  • местом ее проведения выступает налоговая инспекция. В отличие от выездных проверок, она не предполагает мероприятия по месту нахождения индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения подразделения ФНС, осуществляющего администрирование платежей проверяемого субъекта;
  • методы ее проведения предполагают анализ ограниченного количества видов документов. К ним относятся документы налоговой отчетности. Среди последних выделяют расчет и уточненные декларации по различным налогам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и другие). Нередко эта форма контроля предполагает анализ обоснованности возврата или вычета;
  • она выступает разновидностью налогового контроля. После того, как она проходит, применяются стандартные методы, которые устанавливает налоговый кодекс. Речь идет о составлении акта, выставлении требования об уплате недоимок, а также о принятии решения, возлагающего на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан ответственность, предусмотренную НК РФ. Последние могут представлять возражения и пояснения.

Учитывая базовые характеристики, можно получить следующее определение. Камеральная налоговая проверка представляет мероприятие налогового контроля, предполагающее анализ документов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и граждан, осуществляемое ФНС без выезда к последним, на основании представленных ими данных, последствия которой могут заключаться в составлении акта и дальнейшем проведении специальных процедур, предусмотренных НК РФ.

Виды налоговых проверок

Существует три вида контроля:

  1. Камеральные налоговые проверки;
  2. Выездные налоговые проверки;
  3. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Потенциально под проверки могут попасть все налогоплательщики налогов и сборов и налоговые агенты.

  1. юридические лица любой организационно-правовой формы;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. физические лица.

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России.

В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб.

Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Налоговые проверки

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»).

Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Процедура реализации акта камеральной проверки

Акт камеральной проверки подписывается должностным лицом, проводившим проверку и лицом, в отношении которого проводилась проверка (директором, ИП, или их законным представителем).
Если налогоплательщик отказывается подписывать Акт, то об этом делается соответствующая запись в Акте. Если налогоплательщик уклоняется от получения Акта, то Акт направляется в адрес налогоплательщика почтой заказным письмом. Датой вручения Акта считается 6-ой день со дня отправки.
В случае несогласия с выводами налогового органа налогоплательщик имеет право представить письменные возражения в течение в течение одного месяца со дня получения Акта.
В течение 10 дней после истечения срока для представления возражений налоговым органом должно быть вынесено Решение. Для этого налогоплательщик письменно приглашается на рассмотрение материалов проверки. Рассмотрение материалов проверки может быть продлено, но не более чем на месяц.
В ходе рассмотрения материалов проверки составляется Протокол.
Руководитель (или заместитель) налогового органа всесторонне исследует все имеющиеся материалы проверки (Акт, возражения), доказательства налогового правонарушения и может вынести Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, не превышающий один месяц.

Читайте так же:  Налог на имущество меньше 3 лет

По итогам рассмотрения может быть вынесено одно из двух решений:

  1. О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае несогласия с вынесенным Решением налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящем налоговом органе и в суде.
Апелляционная жалоба в вышестоящий орган подается через налоговый орган, чье решение обжалуется в течение 1 месяца с момента получения решения. Соответственно, требование на уплату налогов по обжалуемому решению налоговый орган не выставляет.
Если налогоплательщик не согласен с выводами вышестоящего налогового органа, то он может обжаловать решение налогового органа в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав.

Выездные налоговые проверки

Выездные налоговые проверки (далее ВНП) проводятся у тех налогоплательщиков, которые попали в зону риска: низкая налоговая нагрузка, высокий удельный вес вычетов по НДС, темпы роста расходов превышают темпы роста доходов и т.д.

Прежде чем запланировать ВНП налоговый орган накапливает информацию по материалам камеральных проверок, проводит предпроверочный анализ, чтобы точечно выйти на нарушителя налогового законодательства. А предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность перечисления налогов в бюджет.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Соблюдение процедуры налоговым органом

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов процедуры проведения ВНП, реализации материалов данной проверки, установленных НК РФ, может послужить основанием для отмены Решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Одним из существенных условий соблюдения процедуры является возможность предоставления налогоплательщику участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и возможность представить объяснения. Так, нарушением процедуры может быть вручение налогоплательщику акта ВНП без приложений, рассмотрение материалов ранее, чем истечет срок для представления возражений и т.д.

Ошибки, выявленные камеральной налоговой проверкой и их последствия

В ходе проверок могут выявляться ошибки (неправильно указанный объект налогообложения, некорректный период и другие неточности). Их результаты далеко не всегда влекут ответственность.

Поскольку эти мероприятия могут начаться до истечения срока направления, уточненная декларация позволит соблюсти требования закона. Последнее означает невозможность привлечения к ответственности.

Такому налогоплательщику предоставляется 5-дневный, со дня вынесения соответствующего запроса, период на устранение противоречий и неточностей. Он также дополнить свою позицию посредством направления первичных бухгалтерских документов с пояснениями, обосновывающими его позицию.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Мероприятия, проводимые в ходе ВНП

В ходе ВНП должностным лицом, проводящим проверку, могут быть истребованы документы в соответствии со ст.93 НК РФ. Ознакомление с подлинниками документов производится на территории налогоплательщика или на территории инспекции, если по просьбе налогоплательщика проверка проходит в здании инспекции.
При необходимости проводится:

  1. инвентаризация имущества налогоплательщика;
  2. осмотр помещений, документов, предметов;
  3. выемка документов и предметов;
  4. экспертиза.

Также в качестве формирования доказательной базы предполагаемого нарушения налогового законодательства проводятся допросы свидетелей, привлекаются специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, а также переводчики.
Осмотр и выемка документов проводятся в присутствии понятых.

Процедура реализации акта ВНП

Процедура реализации Акта ВНП аналогична Акту камеральной налоговой проверки. Только разница в сроках составления самого Акта. По результатам ВНП в течение 2-х месяцев со дня составления справки об окончании выездной проверки должен быть составлен Акт ВНП по установленной форме.
После вынесения Решения о привлечении к ответственности или об отказе к привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право принять обеспечительные меры. Чаще всего такое решение принимается по результатам ВНП, хотя может применяться и после камеральной налоговой проверки. Обеспечительные меры принимаются в том случае, если добровольная уплата налогоплательщиком доначисленных сумм ставится под сомнение.

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение имущества без согласия налогового органа в следующей последовательности – недвижимое имущество, транспорт, ценные бумаги, иное имущество, готовая продукция, сырье и материалы;
  2. приостановление операций по счетам в банке.

Обеспечительные меры по просьбе налогоплательщика могут быть заменены или отменены в случае уплаты недоимки.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Читайте так же:  Инвестиционный вычет по ндфл документы для налоговой

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Порядок проведения камеральной проверки

Процедура проведения камеральной налоговой проверки

Требования к проведению этого мероприятия налогового контроля также изложены в ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными сотрудниками инспекции ФНС, осуществляющей администрирование платежей налогоплательщика.

Если речь идет о том, чтобы провести контроль в отношении инвестиционного товарищества, то расчет подлежит проверке по месту нахождения организации, являющейся ответственным товарищем.

Получение специального решения со стороны руководства этого органа не требуется, а проверка осуществляется на основании служебных обязанностей лица, ведущего ее сопровождение. Сотрудник применяет внутренние методики, на основании которых осуществляется выборка организаций и физлиц, подпадающих под налоговый контроль.

Типичные основания этой проверки установлены в ч. 2 ст. 88 НК РФ. К ним относятся непредставление расчета или декларации (по НДФЛ, НДС, налогу на имущество или прибыль и другим платежам в казну). Другим основанием выступает представление отчетности, уменьшающей перечисляемую в бюджет суму (случаи возврата или вычета, предусмотренные НК РФ).

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.

Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком. При камеральной проверке анализируются и другие документы, которыми располагает налоговый орган: движение денежных средств по расчетным счетам; информация, полученная из других внешних источников по налогоплательщику и по его контрагентам.
В случае проведения налогового мониторинга камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением 4-х случаев:

  1. представление декларации позднее 1 июля года, следующего за годом проведения мониторинга;
  2. представление деклараций по НДС и акцизам с заявленной суммой налогов к возмещению;
  3. представление уточненной декларации на уменьшение налога к уплате или на увеличение убытка по сравнению с ранее представленной;
  4. досрочное прекращение мониторинга.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Порядок проведения ВНП

Видео (кликните для воспроизведения).

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании Решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика нет возможности предоставить рабочие места для проверяющих, то по заявлению налогоплательщика проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Проверки могут быть:

  1. тематические: по одному или нескольким налогам;
  2. комплексные: по всем налогам

Началом проверки считается дата вынесения Решения на проверку.
Окончанием проверки считается день составления справки о проведенной проверке.
Проверяемый период не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено Решение о проведении проверки. Если в ходе проведения ВНП представлена уточненная налоговая декларация, то проверяется период, за который она представлена.
За один и тот же период по одним и тем же налогам налоговый орган имеет право провести только одну проверку.
В течение календарного года в отношении одного налогоплательщика налоговый орган может проводить не более двух проверок.
ВНП не проводятся за период, за который проводится налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:

  1. проведение ВНП вышестоящим налоговым органом;
  2. досрочное прекращение налогового мониторинга;
  3. невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации на уменьшение налога к уплате в ходе проведения мониторинга.
Читайте так же:  Услуги банка по валютному контролю

Продолжительность ВНП не должна быть более 2-х месяцев, данный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях до 6-ти месяцев.
При проведении налоговым органом самостоятельно проверки одного филиала или представительства, срок ее проведения не должен быть более 1 месяца.
ВНП может быть приостановлена: для истребования документов (п. 1 ст.93.1 НК РФ), проведения экспертиз, получения информации от иностранных государственных органов, перевода документов с иностранного на русский язык. Срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев. Во время приостановления налоговому органу нельзя истребовать документы у проверяемого налогоплательщика и проводить действия на его территории в рамках указанной проверки.
ВНП при ликвидации или реорганизации налогоплательщика проводится за три предшествующих календарных года.

Углубленные камеральные проверки

Углубленные камеральные проверки – это проверки, которые проводятся с истребованием документов и пояснений у самого налогоплательщика и его контрагентов, анализом движения денежных средств по его расчетным счетам.
Такие проверки проводятся в отношении:

  1. заявленных льгот в декларации;
  2. возмещение налога по НДС;
  3. по уточненным декларациям на уменьшение налога или увеличение убытка по истечении двух лет со дня установленного срока подачи декларации;
  4. при заявленной ставке 0 % при экспорте;
  5. при применении пониженной ставки налога, а также при ставке 0% для ИП на УСН и Патенте.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Налоговый кодекс (ст. 88) предусматривает несколько видов сроков. Главным требованием выступает максимальный период со дня представления отчетности. Такой срок не может превышать 3-х месяцев. Этот период охватывает все действия во время проверки.

Если речь идет о проверке уточненной декларации, то срок начинает исчисляться со дня, когда была передана повторная, а не первичная документация.

Если налогоплательщик не представил необходимой отчетности за определенный период (неправильно использованная форма приравнивается к такому случаю), то временной отрезок исчисляется по прошествии крайней даты, установленной в НК.

Последствие несоблюдения этого правила инспекцией заключается в невозможности выставления требования о предоставлении налогоплательщиком дополнительной документации.

Другим периодом является срок предоставленный проверяемому на ответ. Если лицо, осуществляющее сопровождение проверки, предъявляет требование направить дополнительные документы или пояснения (в том числе, по поводу возврата или вычета, отраженных в уточненной отчетности), налогоплательщику предоставляется 5 дней на указанные действия.

Лицу, осуществляющему сопровождение проверки и обнаружившему нарушение, дается срок, составляющий 10 дней после ее окончания, на составление акта, в котором отражаются ее результаты. Его форма установлена ФНС.

Он должен вручаться проверяемому в течение 5-ти дней с момента оформления. Это делается для того, чтобы налогоплательщик мог составить свои возражения. В отношении КГН этот период продлевается до 10-ти дней. Проверяемому дается возможность представить возражения в течение 30-ти дней.

Когда время, предоставленное для ответа на положения актов, истекло, подразделение ФНС рассматривает дело путем вынесения решения по итогам проверки.

Ее последствия могут предусматривать ответственность. Также возможна и повторная проверка.

Закон предусматривает процедуру, в ходе которой происходит обжалование указанных действий в установленный срок.

Закон не предусматривает продление проверки.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.

Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Стадии камеральной налоговой проверки

Проверка делится на следующие этапы:

Сотрудник, осуществляющий сопровождение приводит предварительный анализ документов по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и др.) на предмет наличия оснований для мероприятий контроля (уточненный расчет, отсутствие декларации за предусмотренный период, который устанавливает налоговый кодекс в ч.2). Указанные методы выборки позволяют установить круг проверяемых субъектов.

Читайте так же:  Кому положен стандартный налоговый вычет

2. Анализ имеющихся документов.

Сотрудник инспекции применяет профессиональные методы изучения декларации. Представленный расчет проверяется на корректность заполнения.

В отдельных случаях, налоговый кодекс дает возможность осуществить сравнение декларации по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль или имущество и другим платежам аналогичных организаций.

3. Направление запросов.

Если сотруднику инспекции необходимы дополнительные данные (как правило это касается проверки обоснованности вычета или возврата, а также подачи уточненной декларации), он направляет соответствующее требование проверяемому лицу. Последнее обязано направить запрошенные документы.

Последствия игнорирования запроса предполагают ответственность. За каждый ненаправленный документ предусмотрено назначение штрафа, составляющего 200 рублей. Эта форма контроля позволяет организации или гражданину представить пояснения и подготовить возражения уже на этой стадии.

4. Изучение документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, изучает весь массив имеющихся бумаг. Оно обязано изучить все документы отчетности, а также пояснения проверяемого, и дать им оценку. После этого происходит окончание контрольных действий.

5. Составление акта.

Если анализ материалов выявит нарушение, то сотрудник инспекции составляет акт. В нем отражаются результаты проверки. На основании акта будет приниматься решение, устанавливающее ответственность.

В ходе всех этих действий проверяющего органа налогоплательщик вправе подавать пояснения и возражения.

Налоговый кодекс предусматривает обжалование решения.

Такие проверки постоянно находятся в процессе совершенствования, что предполагает внесения изменений в порядок их проведения, преследующие цели более эффективного использования ресурсов ФНС.

Виды камеральных налоговых проверок

Классифицирующим признаком проверок является их причина. Отличают следующие виды:

  • проверка отчетности;
  • проверка в ситуации, когда ее объект не представлен;
  • проверка в связи с заявлением налогового вычета;
  • проверка в связи с заявлением возврата;
  • проверка, обусловленная представлением уточненной отчетности.

Другим способом отделения контрольных мероприятий является вид платежа, перечисления которого проверяются. Налоговое законодательство постоянно пребывает в процессе совершенствования, поэтому количество видов проверок зависит от состава установленных обязательных платежей.

Проверка отдельных видов налогов может предусматривать дополнительные возможности инспекции.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected] . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Налоговый мониторинг

Под налоговым мониторингом следует понимать особую доверительную форму контроля со стороны налоговых органов при добровольном согласии налогоплательщика. Если организация находится на налоговом мониторинге, то у нее не проводятся ни камеральные, ни выездные налоговые проверки за исключением случаев, которые описаны выше.
Налоговый мониторинг (далее НМ) проводится налоговым органом на основании Решения о проведении налогового мониторинга по заявлению организации.
Мониторингу подлежат только те организации, у которых одновременно выполняются следующие условия:

  1. Совокупная сумма налогов за календарный год составляет не менее 300 млн.руб.;
  2. Суммарный объем за календарный год составляет не менее 3 миллиардов рублей;
  3. Совокупная стоимость активов на 31 декабря календарного года, предшествующему году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Заявление о проведении НМ представляется в налоговый орган по месту учета организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится НМ. К заявлению прикладывается: регламент взаимодействия, информация об учредителях, учетная политика для целей налогообложения.
Проведение НМ начинается с 1 января года, за который проводится НМ, и оканчивается 1 октября следующего года.
Результатом НМ является Мотивированное мнение налогового органа (далее Мотивированное мнение). Оно отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Налоговый орган составляет Мотивированное мнение или по собственной инициативе или по запросу организации.
Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае неправильного исчисления налогов, неполной или несвоевременной уплате налогов. Срок его составления не позднее трех месяцев до окончания срока проведения НМ.
Организация обязана отреагировать на Мотивированное мнение путем подачи уточненных деклараций.
В случае несогласия с Мотивированным мнением организация представляет разногласия, которые рассматриваются и регулируются взаимосогласительной процедурой.

Что такое камеральная налоговая проверка

В соответствии с ст.ст. 82, 87 и ст. 88 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) камеральная налоговая проверка является формой документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства, которая проводится по месту нахождения налогового органа.

Читайте так же:  Узнать сумму задолженности по налогам по инн

Порядок осуществления камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ.

Согласно п. 1 вышеуказанной статьи НК РФ предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом, продление указанного срока или приостановление камеральной проверки, в отличие от выездной, НК РФ не предусмотрено. По общему правилу, налоговая проверка осуществляется по месту нахождения того налогового органа, в котором налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) состоит на учете. Налоговые органы не обязаны информировать налогоплательщика о начале проведения камеральной проверки.

О ее проведении налогоплательщики узнают, если в ходе проверки обнаружены:

  • ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • выявлены несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

В случае обнаружения указанных несоответствий налогоплательщику направляется сообщение с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение пяти дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, необходимо отметить, что налоговый орган сам принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако в двух случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, проведение данного вида проверки является обязательным:

  • предоставление налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость (п. 1 ст. 176 НК РФ);
  • предоставление налогоплательщиком декларации по акцизам (п. 4 ст. 203 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки возможны следующие действия налогового органа:

  1. истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных в ст. 93 НК РФ);
  2. истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ);
  3. допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  4. проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ);
  5. участие переводчика, эксперта (ст. 95, 97 НК РФ);
  6. осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика в отличие от выездной проверки) (ст.ст. 91, 92 НК РФ).

В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Указанный акт составляется по установленной форме должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ) и не позднее чем через 5 дней вручается налогоплательщику.

ОБЖАЛОВАНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки. В течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговая проверка: понятие, виды, значение. Особенности проведения камеральной налоговой проверки.

Налоговая проверка – совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик.

По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная – по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверки недопустимо.

Камеральная проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

НК РФ ограничивает проведение камеральной проверки трехмесячным сроком, продление которого не допускается. Исчисление срока начинается со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Камеральная проверка складывается, прежде всего, из анализа полноты и своевременности представления налоговой отчетности, контроля за правильностью исчисления того или иного налога, проверки обоснованности применения налоговых льгот.

Большое значение имеют налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды, а также информация, полученная от иных государственных органов.

НК выделяет встречные налоговые проверки – истребование и проверка у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными и повторными. Проведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период, запрещается. Исключения: 1) когда повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика; 2) когда повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку первоначально.

Если проверка охватывает исчисление и уплату налогоплательщиком всех налогов и сборов, она называется комплексной. Если речь идет о проверке правильности исчисления и уплаты какого-то одного налога, такую проверку называют тематической.

В ходе сплошной проверки налоговым органом исследуется вся документация налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагает анализ отдельных налоговых (отчетных) периодов или части документов налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях ликвидации или реорганизации организации, в ходе расследования возбужденных уголовных дел, в процессе банкротства предприятий, по заданию вышестоящих налоговых органов и по другим основаниям.

Источники

Виды камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here