Виды негосударственного финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Виды негосударственного финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Негосударственный финансовый контроль

В условиях рыночной экономики значительно усиливается значение финансового контроля, проводимого на основе российского

законодательства, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов — негосударственного финансового контроля.

Негосударственный финансовый контроль представляет собой совокупность аудиторского, внутрихозяйственного финансового и общественного контроля.

Аудиторский контроль можно охарактеризовать как деятельность, осуществляемую аудиторами либо аудиторскими службами, по независимой проверке данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему в Российской Федерации законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении хозяйствующих субъектов, а также принимать основанные на этих выводах управленческие решения. Аудит не может быть использован с целью замены государственного финансового контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством. Аудиторское заключение представляет собой итоговый документ, отражающий результаты

проведения аудита, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности — налоговых органов, учредителей организации,

В зависимости от характера и целей проведения выделяют две формы аудита — обязательный и инициативный. Обязательный аудит проводят организации или индивидуальные предприниматели,

подлежащие ежегодной аудиторской проверке ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 «Об аудиторской деятельности». Инициативный аудит осуществляется по желанию заказчика для обеспечения достоверности финансовой отчетности, ведения бухгалтерского и налогового учета, отдельных участков бухгалтерского и налогового учета, а также оценки финансового состояния организации. Также инициативный аудит рекомендуется проводить при смене собственника организации или изменении состава учредителей.

Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее собственники, а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений, так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью выявления недостатков в ведении бухгалтерского учета и налогообложения организации, а также составления отчетности, получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами,

налоговыми органами, финансовыми учреждениями, которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторскому контролю присущи определенные отличительные черты: он осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудитора или аудиторской организации; нарушения действующего законодательства, выявленные в ходе аудиторской проверки, влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, но не влекут за собой применения финансовых санкций в отличие от органов налогового контроля.

В международной аудиторской практике выделяют следующие виды аудита:

■ операционный аудит — проверка функционирования отдельных составляющих финансово-хозяйственного механизма организации с целью оценки их эффективности, полезности и надежности;

■ аудит на соответствие — проверка соблюдения норм

законодательства и инструктивно-методических материалов, предписанных администрацией персоналу;

■ аудит финансовой отчетности — проводится с целью определить, согласуется ли учетная и отчетная информация со стандартами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется отдельными подразделениями, специально предусмотренными управленческой структурой предприятия (организации), а также отдельными

специалистами. Внутрихозяйственному контролю свойственны определенные особенности: специалисты организации, осуществляющие данный вид контроля, непосредственно подчиняются руководителю; внутрихозяйственный контроль осуществляется постоянно, а не периодически; отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (как правило, определяется самой организацией). Внутрихозяйственный контроль проводится, в основном, на крупных и средних предприятиях. Его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых и материальных ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в хозяйственной деятельности организации; получению необходимой и достоверной оперативной информации для принятия управленческих решений.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, т. е. осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями без участия специальных государственных органов.

В зависимости от объекта контроля выделяют следующие виды финансового контроля: бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, таможенный, валютный, страховой (контроль в страховой сфере), контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходной и расходной частей бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий финансовый год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды, аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Ключевые понятия и термины

Финансы, финансовая система, элементы финансовой системы, функции финансов: аккумулирующая, распределительная, регулирующая и контрольная, финансовые отношения, финансовые ресурсы, финансовый рынок, финансовая политика, финансовый механизм, концепции финансовой политики, бюджетная политика, налоговая политика, управление финансами, финансовый аппарат, финансовое планирование, финансовое прогнозирование, финансовый план, методы финансового планирования и прогнозирования, финансовый рынок, денежный рынок, рынок капиталов, страховой рынок, рынок ценных бумаг, участники финансового рынка, государственное регулирование финансового рынка, финансовое регулирование, публичное финансовое регулирование, корпоративное финансовое регулирования, финансовый контроль,

предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль, обследование, проверка, ревизия, надзор, мониторинг, государственный финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, аудиторский контроль, внутрихозяйственный контроль, органы

Вопросы для самопроверки

1. Возникновение финансов как науки. Место финансовой науки в системе

2. Исторические этапы развития финансовой науки в России и за рубежом

3. Объективные условия возникновения финансов

4. Финансы в системе экономических отношений и их специфические признаки

5. Эволюция взглядов экономистов на сущность финансов

6. Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на содержание функций финансов

7. Распределительная функция финансов, её значение в условиях рыночных отношений

8. Территориальный и отраслевой аспекты распределения

9. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе распределения

Читайте так же:  Реестр упрощенная система налогообложения

10. Контрольная функция финансов и её содержание

11. Взаимосвязь контрольной и распределительной функции финансов

12. Понятие финансовой системы России, экономические основы ее построения

13. Направления классификации финансовых отношений

14. Финансовые ресурсы, их место и роль в составе денежных средств

15. Основные источники формирования и направления использования централизованных финансовых ресурсов

16. Основные источники формирования и направления использования децентрализованных финансовых ресурсов

17. Взгляды экономистов на состав сфер и звеньев финансовой системы

18. Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера финансовой системы

19. Государственные и муниципальные финансы

20. Роль страхования как элемента финансовой системы

21. Финансовый рынок, его структура

22. Основные задачи финансовой политики

23. Типы финансовой политики, их характеристика

24. Финансовый механизм, его структура

25. Финансовая политика России на современном этапе

26. Охарактеризуйте объекты и субъекты в системе управления финансами

27. Государственные институты, участвующие в управлении финансами

28. Охарактеризуйте основные функции Министерства финансов Российской Федерации, Федерального Казначейства, Счетной палаты

29. Раскройте содержание и значение финансового планирования и прогнозирования

30. Какие методы финансового планирования и прогнозирования применяются в настоящее время на практике?

31. Проанализируйте современное состояние и перспективы совершенствования процесса управления финансами в целом и финансового планирования и прогнозирования в частности

32.Что служит критерием разграничения финансового рынка на денежный рынок и рынок капиталов?

33. Функции денежного рынка и рынка капиталов

34. Какова роль рынка ценных бумаг?

35. Роль Банка России на денежном рынке

36. Раскройте особенности формирования и становления финансового рынка в России

37. Элементы и участники финансового рынка

38. Кем и почему осуществляется регулирование финансовых рынков?

39.Что представляет собой система государственного финансового регулирования?

40.Что понимается под финансовым контролем, каково его содержание?

41. Назовите принципы организации и проведения финансового контроля.

42. Перечислите методы проведения финансового контроля.

43. По каким признакам классифицируется финансовый контроль?

44. Охарактеризуйте формы проведения финансового контроля, приведите примеры.

45. Какие приемы и способы используются в практике финансового контроля. Охарактеризуйте их.

46. Назовите основные задачи и функции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.

47. Охарактеризуйте Федеральные службы, входящие в состав

Министерства финансов Российской Федерации. Перечислите их функции.

48. Перечислите основные задачи и полномочия Счетной палаты Российской Федерации.

49. Перечислите основные полномочия Федеральной службы финансовобюджетного надзора.

50. Виды негосударственного финансового контроля.

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл ип на осно

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Негосударственный финансовый контроль

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов управлений финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта финансового менеджмента.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., — аудиторский. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятие (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций платные. Отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Читайте так же:  Енвд сколько платить налогов

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и рос роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

ЛЕКЦИЯ 8.

Рассматриваются следующие вопросы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9070 — | 7690 — или читать все.

Финансовый контроль

Органы негосударственного финансового контроля различаются по его видам: аудиторский, внутрихозяйственный и общественный. Наиболее регламентируемыми в финансово-правовом отношении в своей деятельности являются органы аудиторского конт­роля. К ним относятся профессиональные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, функционирующие без образования юридического лица. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и инициативного аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и в определенных случаях государственных унитарных предприятий и организаций. По всем прочим организациям аудит носит инициативный характер, т.е. проводится по инициативе заказчика, которым могут быть и органы государственной власти (для проверки организаций, использующих бюджетные средства).

Основной целью ауди­та является составление (со стороны аудитора) и получение (со сторо­ны аудируемого лица) независимого квалифицированного мнения о правильности и законности совершения бухгалтерских записей, от­ражающих финансово-хозяйственную деятельность субъекта и ее ко­нечные результаты и о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению недостат­ков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и до­стоверность показателей отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется ад­министрацией и специальными подразделениями организаций с целью контроля результативности и эффек­тивности использования финансовых ресурсов, предотвращения и выявления финансовых нарушений и злоупотреблений в собственном хо­зяйстве. Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются: органы управления субъекта хозяйствования (дирекция, совет директоров и т.д.), администрация организации, специализированные контролирующие службы, отделы или работники (например, отделы внутреннего контроля или аудита), ревизионные комиссии (являются обязательными для акционерных обществ и некоторых небюджетных некоммерческих организаций). Состав и структура органов внутрихозяйственного контроля определяются, как правило, решением собственников организации или ее руководителя, за исключением финансовых институтов, для которых органы внутреннего контроля являются обязательными (напри­мер, коммерческие банки). Внутрихозяйственный контроль органи­заций может осуществляться по инициативе их руководства сторонней аудиторской фирмой (аудитором) на договорных условиях.

Еще одна разновидность негосударственного финансового конт­роля — общественный финансовый контроль, который осуществляется представителями общества: общественными организациями и объеди­нениями. Такими контролирующими субъектами в России являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федера­ции, профессиональные союзы, религиозные организации, обществен­ные организации и союзы инвалидов, Союз промышленников и пред­принимателей и др. Целью общественного финансового контроля является защита финансовых интересов граждан, а его объектом — де­нежные отношения, возникающие в процессе нарушения финансовых прав и ущемления финансовых интересов граждан, их отдельных со­циальных и профессиональных групп со стороны органов государственной (местной) власти и работодателей.

Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

1) внутрифирменный (корпоративный);

2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;

3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля.

Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия – потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.

Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требования со стороны общества к их финансовой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.

Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.

Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

Читайте так же:  Налоговый кодекс часть 2 ндфл социальные вычеты

2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.

Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение может быть:

1) безусловно положительное – составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

2) условно положительное – означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

3) отрицательное – означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

Аудитор имеет право отказаться от составления заключения, если в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает мнение в одной из установленных в Правиле (стандарте) № 6 форм.

По мере становления и развития рыночных отношений расширяется сфера действия аудиторского контроля в России и одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности.

Правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля

Дата публикации: 25.11.2019 2019-11-25

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Лучкина Д. В. Правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2019. — №47. — С. 324-327. — URL https://moluch.ru/archive/285/64268/ (дата обращения: 19.02.2020).

В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правового анализа выделяются основные положения, указанные в нормативно-правовых актах, регулирующие общественные отношения в сфере финансового контроля.

Ключевые слова: негосударственный финансовый контроль, хозяйствующие субъекты, внутрихозяйственный контроль, контроль со стороны коммерческих банков, общественный контроль, аудиторский контроль, рыночная экономика.

This article discusses the legal support of the activities of private financial control entities. analysis of the legislation of the Russian Federation is carried out, on which the activities of the above entities are based. By means of comparative legal analysis, the main provisions identified in regulatory legal acts regulating public relations in the field of financial control are highlighted.

Keywords: private financial control, business entities, on-farm control, control by commercial banks, public control, audit control, market economy.

В результате отказа от административно-командных форм и методов ведения экономики и перехода к рыночной экономике роль финансового контроля в Российской Федерации резко возросла. Причем речь идет в первую очередь о негосударственном финансовом контроле.

Киреева В. В. отмечает, что основоположником основы теории негосударственного финансового контроля является Е. В. Терехова [1, 1303]. Так, Она понимает негосударственный финансовый контроль как деятельность, регламентированную правовыми предписаниями уполномоченных субъектов, по контролю за правильностью и своевременностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых ресурсов, эффективностью и точностью их применения [2].

Котов В. В. считает, что негосударственный финансовый контроль это деятельность, осуществляемая негосударственными контрольными органами направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности [3, 106].

Таким образом, мы видим, что кардинального различия между толкованиями данного термина не имеется, однако Котов В. В. оказывает акцентированное внимание на противоправные действия, возможные при проведении управления хозяйствующими субъектами, в то время, как Киреева В. В. делает упор на возможные нарушения финансового планирования, поступления и движения финансов.

В научной литературе точки зрения в вопросе классификации видов негосударственного финансового контроля различаются по своему субъектному составу.

Как отмечает Полякова Е. В., в совокупность субъектов негосударственного финансового контроля входят внутрихозяйственный, контроль со стороны коммерческих банков, аудиторский контроль [4].

По мнению Поляк Г. Б., негосударственный финансовый контроль осуществляется внутрифирменными подразделениями (корпоративный контроль) и аудиторскими организациями (внешний контроль) [5, 342].

Белозеров С. А. считает, что в негосударственный финансовый контроль входят: контроль банков за организациями, внутрифирменный и аудиторский контроль [6, 55].

Грязнова А. Г. наряду с внутрихозяйственным и аудиторским контролем выделает еще и общественный контроль [7, 145]

Можно сделать вывод, что в целом многие ученые выделяют схожие виды контроля, входящие в негосударственный финансовый контроль, но при этом следует заметить, что некоторые авторы, например, Поляк Г. Б., приводят более узкий список видов негосударственного финансового контроля, чем их коллеги (например, Полякова, Е.В., Белозеров С. А. Грязнова А. Г.).

Читайте так же:  Узнать сумму налога на землю

В рамках данной статьи необходимо привести характеристику отдельных видов негосударственного финансового контроля и провести законодательный анализ каждого из них.

Внутрихозяйственный финансовый контроль занимает особое место как в научной отечественной литературе, так и в законодательстве. Интерес научной сообщества обосновывается тем, что данный феномен является относительной новеллой российской экономики и российского права, поскольку указанный вид негосударственного финансового контроля не применялся из-за преимущественного применения финансового контроля со стороны государства в вплоть до конца XX века [8, 89].

С 1 января 2012 года вступил в законную силу ФЗ «О бухгалтерском учете» Одним из положений, которые можно назвать новеллой, является норма, содержащаяся в ст. 19 вышеназванного закона. Указанная статья обязывает всех экономических субъектов организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. При этом ч. 2 ст. 19 определяет, что экономические субъекты, которые подлежат обязательному аудиту, обязаны организовывать и осуществлять контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исходя из этого, можно сказать, что речь идет о внутреннем финансовом контроле в организации. Однако, учитывая положения ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете», что «настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей». [9].

Субъектами внутреннего финансового контроля являются различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и должностные лица. Можно выделить субъекты общей компетенции, субъекты финансово-хозяйственной компетенции, субъекты специальной компетенции и внешние субъекты, которые выполняют функции внутреннего контроля.

К субъектам общей компетенции относятся лица, принимающие решения по широкому перечню вопросов деятельности организаций. В частности, к ним относят директора (руководителя), наблюдательный совет, общее собрание акционеров, совет директоров, и др.

Главного бухгалтера, финансового директора (менеджера), работника бухгалтерии (финансового отдела), планово-экономического отдела и другие относят к субъектам финансово-хозяйственной компетенции.

Таким образом, внутренний финансовый контроль (внутрихозяйственный контроль) включает в себя большое количество структур, подразделений и должностных лиц, каждый из которых имеет свои строго определенные компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренним локальным актам. Учетная политика организации является основным локальным нормативным актом по бухгалтерскому учету.

Особое место в структуре негосударственного финансового контроля занимает общественный контроль, который только начал зарождаться в Российской Федерации. Говоря о правовом обеспечении данного элемента, необходимо отметить, то главенствующее место сохраняет Конституция РФ. Так, в соответствии со статьей 32 рассматриваемого закона, граждане имеют право на участие в управлении делами государства. Статья 24 Конституции РФ закрепляет за гражданами РФ право на ознакомление с документами и материалами, которые так или иначе затрагивают их личные права и свободы [10].

Также на территории России действует Федеральный закон «Об Общественных объединениях», в соответствии с которым общественные объединения вправе: вносить предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления [12].

Так, реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности финансового. Однако следует отметить, что на данный момент указанный вид финансового контроля применяется достаточно ограниченно по сравнению с другими государствами. Во многом это связано с отсутствием этого механизма контроля на протяжении истории Советского Союза и в 90-ые годы после его распада уже на территории современной России. При этом важно отметить, что общественный контроль постепенно развивается в нашей стране, но все же остается в числе малозадействованных институтов финансового контроля

Аудиторская деятельность — вид негосударственного финансового контроля, который появился в России в 80-ые годы. Это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый для проверок правильности ведения учета и бухгалтерской отчетности. Главным законом, регулирующим порядок функционирования рассматриваемого феномена, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Так, аудит делится на обязательный, который проводится в соответствии со статьей 5 указанного нормативно-правового акта, и инициативный. При этом в данном ФЗ отсутствует понятие «инициативный аудит». Он проводится по решению уполномоченного органа той или иной организации либо ее собственником. Так, пп. 10 п. 2 ст. 33 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет, что компетенция назначить аудиторскую проверку принадлежит общему собранию участников. При этом статья 48 названного закона гласит, что по требованию любого из участников может быть проведена аудиторская проверка, однако есть одно важное условие, исполнение которого необходимо для реализации данного права — данное лицо обязано оплатить услуги аудита. Не мало важно, что указанные расходы могут быть возмещены по решению общего собрания участников [14].

По поручению Банка России коммерческие банки проводят мероприятия в сфере финансового контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов, которые, в свою очередь, являются их клиентами. К ним могут относиться как юридические, так и физические лица. В предмет финансового контроля входят порядок ведения расчетно-кассовых операций и соблюдение валютного законодательства указанными субъектами [15]. Коммерческие банки вправе по собственной инициативе анализировать и проводить проверку финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с целью определения кредитоспособности их клиентов при решении вопроса о выдаче ссуды, а также со стороны банков осуществляется мониторинг за использованием ссуды, в случае ее выдачи, и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с определенными процентами в указанные сроки [4, 58]. При выполнении своих компетенций в области финансового контроля коммерческие банки должны руководствоваться ФЗ «О банках и банковской деятельности», в котором определен порядок деятельности банков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, негосударственный финансовый контроль играет важную роль для обеспечения соблюдения законодательства различными организациями и физическими лицами в сфере финансовых отношений. В зависимости от вида негосударственного финансового контроля различны нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность тех или иных субъектов контроля. В целом же можно сказать, что нормативная база развита достаточно хорошо, однако общественные отношения, в частности, финансовые отношения, постоянно преобразуются, поэтому законодатель обязан быстро реагировать на эти изменения, ведь в противном случае, в законодательстве РФ будут образовываться пробелы и коллизии, что в конечном счете пагубно влияет и на экономику страны тоже.

Источники

Виды негосударственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here