Внутренний контроль финансовых результатов организации

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Внутренний контроль финансовых результатов организации". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

Согласно Плану на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденному Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440, Минфин России должен был разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности сразу после принятия закона № 402-ФЗ. Однако закон был принят еще в конце 2011 года, а таких рекомендаций на данный момент еще нет. Однако отсутствие рекомендаций Минфина России не освобождает компании от необходимости организовать внутренний контроль.

Итак, можно говорить, что новый закон обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Напомним, какие компании подлежат обязательному аудиту: (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • открытые акционерные общества;
  • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
  • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.

Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных.
Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.

Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

Организация службы внутреннего контроля в компании
На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Читайте так же:  Налог на выплату дивидендов юридическому лицу

Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

  • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
  • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
  • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
  • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
  • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.

Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

Внутрифирменный контроль формирования финансовых результатов

О.С. Дьяконова
М.В. Давыдкина
Вестник университета
№ 12, 2016

Аннотация. Рассмотрены проблемы совершенствования внутрифирменного контроля финансовых результатов деятельности организации. Проанализирован порядок проведения внутреннего контроля финансовых результатов деятельности организации, рассмотрены основные аспекты учета финансоеых результатов.

Внутрифирменный контроль формирования финансовых результатов, а также формирование учетно-аналитической информации являются центральными и одними из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. Важность учета финансовых результатов и формирования учетно-аналитической информации предопределяется тем обстоятельством, что по этим данным формируется информация о прибыли предприятия. В свою очередь, прибыль выступает в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. В соответствии с ФЗ-402 «О бухгалтерском учете», все организации обязаны осуществлять внутренний контроль своих хозяйственных операций в плане их соответствия законодательству, исполнения платежной и расчетной дисциплины, повышения эффективности хозяйственной деятельности [5].

Основная цель внутрифирменного контроля финансовых результатов организации заключается в том, чтобы обеспечить достоверной информацией о доходах и расходах по основным видам и прочим видам деятельности внутренних пользователей с целью получения впоследствии максимального дохода, а также для принятия рациональных управленческих решений для экономического развития организации. Внутрифирменный контроль направлен на выявление и устранение недостатков в учете, разработке рекомендаций по совершенствованию учета и контроля финансовых результатов [2]. Доходами организации считается «прирост» экономических выгод в результате притока активов или погашение обязательств, которое приводит к увеличению этого капитала.

Читайте так же:  Выплата дивидендов т плюс

Согласно ПБУ 9/99 финансовый результат складывается как из доходов, полученных от продаж продукции, товаров, работ, услуг, так и от прочих операций [1]. Таким образом, к доходам по обычным видам деятельности относится выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, которые связаны с выполнением работ и оказанием услуг [4]. Прочие доходы, которые не связаны с основной деятельностью предприятия отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В состав прочих доходов можно отнести штрафы, пени, неустойки по хозяйственным договорам полученные, доходы от участия в деятельности других предприятий, безвозмездно полученные материальные ценности, положительная курсовая разница, проценты, полученные за хранение денежных средств в банке и другие.

Проанализировав экономическую информацию на счете 99 «Прибыли и убытки» ООО «Луч» приходим к выводу, что наиболее значительный удельный вес в доходах занимает доход, получаемый от реализации продукции, формируемый на счете 90 «Продажи». В связи с этим, при проведении внутреннего контроля за финансовыми результатами целесообразно разработать контрольную аналитическую ведомость за формированием финансового результата по счету 90 «Продажи». Данная таблица позволит получить для управленцев предприятия необходимую экономическую информацию для принятия соответствующих управленческих решений по дебиторской задолженности (см. табл. 1).

Таблица 1. Контрольная аналитическая ведомость по поступлению оплаты по договорам в ООО «Луч» за сентябрь 2016 г.

Договоры Сумма по договору Получено Дебиторская
задолженность
Срок образования
дебиторской
задолженности
1. Договор № 45 от 20.04.2016 55 000,00 37 000,00 18 000,00 До 1 мес. 2. Договор № 46 от 25.04.2016 65 000,00 59 000,00 6 000,00 До 1 мес. 3.Договор № 47 от 30.04.2016 45 000,00 45 000,00 0,00 До 1 мес. Итого 165 000,00 141 000,00 24 000,00

Контрольная аналитическая ведомость по формированию финансового результата от обычных видов деятельности ООО «Луч» за август 2016 г. способствует формированию учетно-аналитической информации в разрезе определенных договоров. Ведь результат по каждому из договоров напрямую влияет на экономику предприятия в целом. Данная контрольная аналитическая ведомость по поступлению оплаты по договорам будет способствовать повышению эффективности управления и сокращения дебиторской задолженности, что в свою очередь позволит меньше отвлекать оборотных средств и получать больше прибыли. Так как доход организации состоит из двух элементов: доходы от обычных видов деятельности и доходы от прочих видов деятельности, считаем целесообразным использовать контрольную аналитическую ведомость по прочим доходам, отражаемым на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (см. табл. 2).

Таблица 2. Контрольная аналитическая ведомость по формированию финансового результата от прочих видов деятельности ООО «Луч» за август 2016 г.

Виды доходов Сумма по договору Получено Остаток
долга / переплата
Срок
образования
дебиторской
задолженности
Договор №12 от 22.11.2016 г. 45 000,00 35 000,00 Долг
10 000,00 До 1 мес. Доходы, в том числе: — арендная плата 40 000,00 30 000,00 10 000,00 — курсовые разницы 5 000,00 5 000,00 0,00 Договор №13 от 25.11.2016 г. 65 000,00 15 000,00 Долг
50 000,00 До 1 мес. Доходы, в том числе: — арендная плата 55 000,00 0,00 50 000,00 — штрафы 15 000,00 15 000,00 0,00 Договор №14 от 30.11.2016 г. 58 000,00 20 000,00 Долг
38 000,00 До 1 мес. Доходы, в том числе: — арендная плата 50 000,00 12 000,00 38 000,00 — штрафные санкции за нарушение условий договора 8 000,00 8 000,00 0,00 Итого 168 000,00 70 000,00 98 000,00

Данная ведомость будет способствовать внутрифирменному контролю доходов от прочих ви -дов деятельности в разрезе конкретных договоров. Согласно таблице 2 сумма по договорам, которая должна быть получена составляет 168 000,00 руб., но на расчетный счет организации поступило всего 70 000,00 руб. Итого дебиторская задолженность составляет 98 000,00 руб. Наибольшая сумма по дебиторской задолженности образовалась по договору № 13 от 25.11.2016 г., что говорит о неплатежеспособности данного арендатора и может быть основанием для принятия управленческого решения о расторжении с ним договора.

В современных условиях усиления конкурентной борьбы целесообразно ввести в штат организации должность внутреннего аудитора. Функции внутреннего аудитора включают в себя решение различных задач. Кроме того, что внутренние аудиторы проводят проверки документации организации, они также консультируют бухгалтеров, улучшают и оценивают эффективность системы бухгалтерского учета, выявляют резервы получения доходов. Внутренний аудитор будет контролировать финансовые поступления по договорам, что в свою очередь будет способствовать увеличению прибыли.

Общие рекомендации по повышению контроля за формированием финансовых результатов справедливы для любой организации, каким видом деятельности она бы не занималась: своевременное и правильное документирование операций по формированию выручки, контроль за достоверным отражением в учете расходов и доходов, правильное определение финансового результата [3]. Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что внутрифирменный контроль за форми-рованием финансовых результатов — континуальный процесс, который позволяет убедиться в достоверности, полноте, соответствии законодательству информации, сформированной на основе показателей доходов от основных и прочих видов деятельности организации.

1. Агеева, О.А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 1. Бухгалтерский учет: учебник для академического бакалавриата / О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. — М.: Юрайт, 2016. — 274с.

2. Дьяконова, О.С. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля / О.С. Дьяконова // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2015. — № 8. — С. 182-184.

3. Жеребцов, В.М. Анализ финансовой деятельности предприятия на основе статистики показателей прибыли и рентабельности / В.М. Жеребцов, Л.Р. Кундакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 2-2. — С. 275-280.

Читайте так же:  Возврат налога за сколько лет можно вернуть

4. Колачева, Н.В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н.В. Колачева, Н.Н. Быкова // Вестник Нижегородского государственного инженерно-экономического института. -2015. — № 1(44). — С. 29-36.

5. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Парламентская газета. — 2011. — №54.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики получение положительного финансового результата является непосредственной целью производства. Положительным финансовым результатом является прибыль. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только её накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией сельскохозяйственной продукции на рынке.

Контроль формирования финансовых результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия направлен на проверку правильности определения финансового результата, а именно – его чистой прибыли. Результаты осуществления контроля финансовых результатов необходимы для владельцев предприятий, которые требуют наличия объективной и достоверной информации о деятельности, что является ценным при определении и осуществлении дальнейшей стратегии развития сельскохозяйственных субъектов.

Именно поэтому вопрос о необходимости контроля формирования финансовых результатов является актуальным и нуждается в более углубленном исследовании.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблематике контроля формирования финансовых результатов деятельности посвящены работы отечественных ученых, в частности: М.В. Кужельного, М.В. Дубинина, Б.И. Валуева, Е.В. Калюги, М.Т. Белухи, В.А. Шевчука, Л.Ф. Зверенчука, Я.И. Гуральника, В.Ф. Журко и др.

Но вопрос контроля формирования финансовых результатов в сельскохозяйственных предприятиях исследован недостаточно.

Целью статьи является исследование необходимости контроля за формированием финансовых результатов на сельскохозяйственных предприятиях и, как следствие, его влияние на формирование прибыли.

Изложение основного материала. Рассматривая контроль финансовых результатов, необходимо уточнить, что методика определения прибыли (убытка) предприятия позволяет получить более реальную информацию о результатах деятельности [4].

Механизм контроля за формированием результатов деятельности на сельскохозяйственном предприятии направлен на установление объективной истины относительно достоверности, правдивости и законности отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности доходов и финансовых результатов [1, с. 14]. Контроль финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия можно условно разделить на два основных направления: внешний и внутренний контроль.

Эффективность контроля финансовых результатов в сельскохозяйственных предприятиях значительным образом зависит от организации и осуществления на предприятиях процедур внутреннего контроля. Внутренний контроль – это сформированный и введенный руководством организации непрерывно действующий процесс для получения обоснованных и достаточных, относительно достижения, целей предприятия в таких сферах: результативность и эффективность деятельности; достоверность финансовой отчетности, соответствие законам и действующим порядкам [2].

Внутренний контроль финансовых результатов должен включать мониторинг всей деятельности предприятия, ведь каждое действие, каждая осуществленная ​​ хозяйственная операция прямо или косвенно влияет на конечный результат деятельности. Именно поэтому только для полного и эффективного контроля финансовых результатов недостаточным лишь проконтролировать правильность исчисления прибыли (убытка), полученной предприятием за определенный период; проанализировать причины его изменения по сравнению с прошлым периодом или плановыми показателями, а очень важно осуществлять предыдущий и текущий контроль в течение всех циклов деятельности, что позволяет оперативно осуществлять влияние на результат хозяйствования, оценивать эффективность действий и пересматривать принятые решения [4].

Не менее важным процессом, который касается контроля формирования финансовых результатов, является внешний контроль.

Внешний контроль заключается в проверке финансовой деятельности того или иного субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Целью этого контроля является проверка соответствия финансовой деятельности действующему финансовому законодательству. Центральное место во внешнем контроле за финансовыми результатами предприятия занимают налоговые органы государства, которые систематически осуществляют внешний контроль за финансовыми результатами деятельности предприятия в качестве базы налогообложения прибыли. Также внешний контроль может осуществляться по инициативе кредиторов предприятия (банков, крупных поставщиков). Такой контроль, как правило, сводится к проведению на предприятии внешних аудиторских проверок или сбора различных данных о его деятельности [3].

Всего контрольный процесс должен включать три стадии: организационную, исследовательскую и итоговую. Организационная стадия контроля должна предусматривать: предварительное изучение особенностей предпринимательской деятельности; исследования состояния бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов; разработку программы контроля финансовых результатов, определение методических приемов контроля.

На исследовательской стадии контроля финансовых результатов должны применяться общенаучные, органолептические, расчетно-аналитические и документальные приемы контроля, избранные на организационной стадии и обеспечивающие достоверность и правильность отображения информации в первичных документах, учетных регистрах и отчетности.

Итоговая стадия контроля должна включать выявление нарушений первичного, текущего и итогового учета финансовых результатов, получение и оценку объяснений виновных лиц, группировки и обобщения проявленных недостатков в соответствующем документе (аудиторском заключении или акте проверки). В дальнейшем результаты проведенного контроля (следствие контрольных процедур) должны обсуждаться с должностными лицами предприятия, предусматривающими разработку предложений относительно их устранения [3].

Внутренний и внешний контроль формирования финансовых результатов позволяет выявить ошибки и недостатки, которые в своей деятельности допускает сельскохозяйственное предприятие, что, в свою очередь, приводит к уменьшению прибыли.

Выводы. Контроль формирования финансовых результатов на сельскохозяйственных предприятиях необходим, поскольку он позволяет выявить ошибки и недостатки, которые в своей деятельности допускает сельскохозяйственное предприятие, что, в свою очередь, приводит к уменьшению прибыли. Устранение всех недостатков увеличит прибыль сельскохозяйственного предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Павлюк В.В. Контроль и ревизия: [учебное пособие] / В. В. Павлюк, В. Сердюк, Ш. М. Акаев. – Киев: Центр учебной литературы, 2006. – С.14.

2. Дерий В.А. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве / В. А. Дерий –Тернополь: Джура, 2010. – 64 с.

3. Гуцаленко Л.В. Состояние и перспективы развития внутреннего контроля на предприятии АПК / Л. В. Гуцаленко, Н. Г. Здырко // Учет и финансы АПК. – 2009. — № 11. – С. 83-86.

4. Шипина С.Б. Проблемы теории и методологии бухгалтерского учета, контроля и анализа / С. Б. Шипина. – Киев: Центр учебной литературы, 2012. – 190 с.

5. Шевчук В.А. Контроль хозяйственных систем в обществе с переходной экономикой (проблемы теории, организации, методологии): [монография] / В. О. Шевчук. – К. : КДТЕУ, 2008. – 371 с.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций какой процент

Особенности внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

В системе финансового управления БУ внутренний финансовый контроль учреждения (далее – ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует устойчивости БУ в быстро меняющихся внешних условиях. В статье расскажем, каким смыслом наполнен ВФК в сфере госсектора, в каких формах и какими способами он проводится, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе.

Формы и способы осуществления ВФК.

ВФК проводится по линии административного и осуществление внутреннего финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными БУ полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль учреждения состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с нормативными и локальными актами и адекватного отражения этих операций в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений и потому проводится до момента совершения финансовых операций. К его мероприятиям относятся формирование планов финансово-хозяйственной деятельности, проверки обоснованности закупок, согласование условий договоров. Кроме службы ВФК в предварительном контроле участвуют плановые, экономические, юридические службы БУ.

Текущий контроль выполняется на стадии совершения операции и призван обеспечить проведение финансовых операций уполномоченными лицами в порядке, установленном локальными актами БУ. Кроме службы ВФК данный контроль осуществляет бухгалтерия БУ.

Последующий контроль производится по результатам финансово-хозяйственной деятельности БУ за определенный период. Этот тип контроля, как правило, является исключительной компетенцией службы ВФК. Формами последующего контроля являются камеральная проверка (по месту работы службы ВФК, а не проверяемого подразделения), выездная проверка (по месту нахождения объекта проверки).

При проведении контрольных мероприятий используются сплошной и выборочный способы. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном способе – в отношении отдельных операций и действий.

Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Первые выполняются без использования прикладных программных средств автоматизации, вторые – с использованием таких средств без участия должностных лиц, третьи – с использованием таких средств с участием должностных лиц. Ниже в табличном виде указано, какие контрольные действия могут быть взяты на вооружение службой ВФК и для какой формы контрольного мероприятия они наиболее предпочтительны.

Правовые основы организации внутреннего контроля в БУ.

Внутренний финансовый контроль учреждения представляет собой деятельность БУ, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете[1] и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов[2]. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включаются в пояснительную записку к балансу учреждения (п. 56 Инструкции № 33н[3]).

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений[5].

Мероприятия и действия по ВФК.

Форма мероприятия

Контрольное действие

Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Читайте так же:  Как вернуть социальный налоговый вычет

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

принятие локальных актов по ВФК;

разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

посвященный ВФК раздел учетной политики.

В мероприятия по организации текущей работы в рамках ВФК входят[4]:

подготовка к осуществлению ВФК;

оформление результатов ВФК;

принятие решений по его результатам;

составление отчетности службы ВФК.

В порядке текущей работы службы ВФК руководитель БУ утверждает график и план проверок, программу проверки. Результаты текущей работы должны фиксироваться документально, подтверждая, что ВФК БУ носит регулярный характер. Поэтому даже если он организован в минимально допустимом объеме, в штате учреждения должен быть сотрудник, обязанный следить за полнотой и актуальностью документации.

Риск-ориентированный подход во внутреннем финансовом контроле.

Внедрение понятия риска в государственное управление сместило акценты и в методах государственного контроля (надзора): на смену традиционному подходу приходит риск-ориентированный[6]. БУ также может использовать модель риск-ориентированного подхода для повышения эффективности собственной службы ВФК.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ВФК, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, а также превентивных мероприятий определяется отнесением объекта проверки к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход во ВФК идентифицирует риски, производит их классификацию, оценку, а также устанавливает влияние этих рисков на конечные цели учреждения. Основные усилия службы ВФК смещаются с задачи выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности сотрудников БУ. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от размеров рисков, что оборачивается усиленным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным (вплоть до отсутствия контроля) – к добросовестным работникам.

Например, риск-ориентированный подход весьма эффективен при управлении учреждением с разветвленной филиальной сетью. Традиционный метод предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль проявляется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). Риск-ориентированный подход позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для нижестоящих инстанций и осуществлять контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, меньше затрагивая образцовые подразделения и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[4] Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.

[5] Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Источники

Внутренний контроль финансовых результатов организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here