Возмещение ндс бюджетному учреждению

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Возмещение ндс бюджетному учреждению". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Возмещение ндс бюджетному учреждению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Образовательное учреждение (колледж) сдает в аренду помещения столовой для питания детей организации, которая не является налогоплательщиком по НДС (ИП на УСН). Бюджетное образовательное учреждение в отношении образовательных услуг применяет льготу по пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Как организация должна выставлять документы (с НДС или без НДС)? Должно ли учреждение перечислять НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оказание услуг по передаче помещения столовой в аренду облагается НДС по ставке 20%. Учреждение обязано уплачивать исчисленный налог по месту своего учета в качестве налогоплательщика в налоговых органах.
В расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Как организовать учет по СГС «Аренда» (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет у арендодателя по стандарту «Аренда» (для госсектора);
— Энциклопедия решений. НДС в организациях бюджетной сферы;
— Энциклопедия решений. Раздельный учет по НДС при наличии необлагаемых операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возмещение ндс бюджетному учреждению

Донин Юрий Львович
К.э.н. налоговый консультант

Бюджетные учреждения уплачивают налог по предпринимательской деятельности в общеустановленном порядке. В соответствии со статьей 143 второй части Налогового кодекса РФ (далее НК), налогоплательщиками в числе других признаются организации.
Если обратиться к п. 2 ст. 11 НК, то под понятием «организация» понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ. Безусловно, к этой категории относятся и бюджетные учреждения.
Вместе с тем, ряд операций, носящих характер предпринимательских, законодатель освободил от уплаты налога. Некоторые из них осуществляются и бюджетными учреждениями. Операции, не подлежащие налогообложению, приведены в ст. 149 Налогового кодекса.

Как правильно применить нормы ст.149 НК РФ?

Бюджетным учреждениям следует соблюдать условия освобождения от уплаты налога. В качестве примера неправильного использования льготы можно привести следующий пример.
Организация, являющаяся бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования, проводит обучение по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов по заявкам организаций. По программам профессиональной подготовки, предусматривающим итоговую аттестацию, организация получила лицензию и имеет освобождение от обложения НДС.
Кроме того, перед очередной и внеочередной проверкой знаний по определенным профессиям организация проводит краткосрочное, не сопровождающееся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации, обучение (сроком менее 72 часов), не подлежащее лицензированию.
С денежных средств, полученных от данного вида деятельности, организация не исчисляла НДС, ошибочно полагая, что вправе воспользоваться льготой, установленной пп.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Возмещение и уплата НДС бюджетными учреждениями (Л. Салина, «Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2010 г.)

Возмещение и уплата НДС бюджетными учреждениями

Налоговое законодательство не содержит положений об освобождении бюджетных организаций от уплаты НДС, оно освобождает от обложения данным налогом только отдельные товары и операции (ст. 146, 149, 150), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145). Знание основ обложения НДС, в частности, вопросов его возмещения, — залог правильного отражения операций в бюджетном учете.

Учет НДС при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов

Существует три варианта учета НДС при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов бюджетных учреждений.

1. Суммы НДС учитываются в первоначальной стоимости нефинансовых активов. По правилам бюджетного учета нефинансовые активы принимаются к учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (п. 11 Инструкции N 148н*(1)). Это правило относится к учету нефинансовых активов, приобретенных или созданных за счет бюджетного финансирования, а также к учету работ, услуг, полученных в рамках бюджетной деятельности.

Бюджетному учреждению здравоохранения поставщиком перевязочных материалов предъявлен счет-фактура на сумму 34 000 руб., в том числе НДС — 5185 руб. Материальные запасы приобретаются за счет бюджетных средств.

В бюджетном учете будут сделаны следующие проводки:

Получены перевязочные материалы

Оплачены перевязочные материалы

2. Суммы НДС подлежат возмещению и не включаются в первоначальную стоимость нефинансовых активов (работ, услуг). Суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками товаров (работ, услуг), относятся на счет 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». В дальнейшем учтенные на данном счете суммы принимаются к вычету. Это правило распространяется на приобретение материальных ценностей (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Применение налогового вычета означает уменьшение суммы налога, начисленной учреждением к уплате в бюджет, на суммы налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Вычетам подлежат суммы налога по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретенным (п. 2 ст. 171 НК РФ):

— для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;

Существуют также определенные правила (условия) применения налоговых вычетов, о них будет сказано ниже.

В соответствии с п. 177 Инструкции N 148н суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченные при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемые в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг), отражаются проводкой:

Дебет счета 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

Кредит счетов 2 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 2 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (по соответствующим счетам аналитического учета)

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, отражается проводкой:

Дебет счета 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Читайте так же:  Подарить квартиру племяннику налог

Кредит счета 2 210 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

Учреждение здравоохранения приобрело томограф за счет внебюджетных средств, который предполагается использовать в деятельности, облагаемой НДС. Стоимость томографа — 448 400 руб., в том числе НДС — 68 400 руб.

В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом:

Выделен НДС (налоговый вычет) со стоимости томографа

Принят к учету томограф

Поставлен к вычету НДС

Если приносящая доход деятельность не облагается НДС, то суммы налога, предъявленные поставщиками (подрядчиками) нефинансовых активов, работ, услуг, учитываются в их стоимости. В бюджетном учете операции по их приобретению отражаются так же, как и в случае приобретения за счет бюджетного финансирования, с той лишь разницей, что в 18-м разряде счета указывается код 2 — приносящая доход деятельность, а оплата товаров (работ, услуг) отражается на счете 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах».

3. Суммы НДС учитываются в стоимости нефинансовых активов, работ, услуг пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. Другими словами, если нефинансовые активы, работы, услуги приобретаются для использования в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, то к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально выручке (доходу) от реализации облагаемых НДС товаров (работ, услуг) в общей сумме выручки за налоговый период.

Невозмещаемая сумма НДС в этом случае должна быть включена в первоначальную стоимость имущества (дебет счета 2 106 01 310), а оставшаяся часть выделена на счет 2 210 01 560.

Обратите внимание! Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Воспользуемся условиями предыдущего примера, но предположим, что томограф будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость услуг, операции по реализации которых подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 60%.

Рассчитаем сумму НДС, предъявленную продавцом томографа, которую надо будет принять к вычету. Она составит 60% от всей предъявленной суммы НДС или 41 040 руб. (68 400 x 60%). Указанную сумму надо выделить на счет 2 210 01 000, а оставшуюся (27 360 руб.) учесть в первоначальной стоимости томографа. В нашем случае первоначальная стоимость томографа составит 407 360 руб. (380 000 + 27 360).

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

Выделен НДС (налоговый вычет) со стоимости томографа

Принят к учету томограф

Принят к вычету НДС

Условия применения налоговых вычетов

Основным условием применения налоговых вычетов считается наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Кроме того, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации необходимо наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Следующее условие (не менее важное) — это использование товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой НДС.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров, работ, услуг.

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг) иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налоговым законодательством не предусмотрена корректировка сумм налоговых вычетов по НДС на возникающие у покупателя суммовые разницы. Все вышеуказанные условия обозначены ст. 172 НК РФ.

Есть мнение налоговых и финансовых органов, что вычет по НДС предоставляется только в том налоговом периоде, в котором осуществляются налогооблагаемые операции (письма Минфина РФ от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 30.03.2010 N 03-07-11/79, УФНС по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126829). Так финансовое ведомство трактует п. 1 ст. 171 НК РФ, в котором говорится, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Поскольку на основании п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, то, не имея налоговой базы, нельзя применять налоговые вычеты.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. По мнению судей, нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги) (постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05, ФАС МО от 26.01.2010 N КА-А41/15377-09).

Налоговый кодекс предоставляет плательщику возможность возмещения сумм превышения налоговых вычетов над общей суммой начисленного налога за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ). При этом Минфин рекомендует трехлетний срок исчислять после окончания налогового периода, в котором возникли налоговая база по налогу и сумма налога, исчисленная с этой налоговой базы. Условием возмещения указанных выше сумм является наличие полученных налогоплательщиком счетов-фактур и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных им товаров (работ, услуг) (Письмо N 03-07-11/79).

Возмещение НДС с полученных авансов

По правилам Налогового кодекса при получении аванса (предоплаты) в счет будущей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организация обязана начислить НДС к уплате в бюджет. День получения предоплаты считается моментом определения налоговой базы, если он наступил раньше, чем были отгружены товары, выполнены работы, оказаны услуги (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

При получении аванса сумма НДС должна определяться расчетным методом. Налоговая ставка в этом случае устанавливается как процентное отношение действующей налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ). В 2010 году налоговая ставка в отношении авансов равна 15,25% (18/118 x 100).

После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и начисления НДС к уплате в бюджет с выручки налог, начисленный с предоплаты, необходимо поставить к возмещению (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Счета-фактуры на сумму НДС, начисленного с полученной предоплаты, выставляются покупателю товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм частичной оплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ). Они регистрируются в книге продаж.

После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг счет-фактура, выставленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и является основанием для возмещения НДС с полученного аванса.

Читайте так же:  Документы подтверждающие стандартный налоговый вычет на детей

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

— порядковый номер и дата выписки;

— наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

— номер платежно-расчетного документа;

— наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

— сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

— сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Вместе с тем если в счетах-фактурах по авансовым платежам заполнены дополнительные реквизиты, то такие счета-фактуры не рассматриваются как составленные с нарушением требований закона (Письмо Минфина РФ от 24.07.2009 N 03-07-09/33).

В августе 2010 г. учреждение здравоохранения получило аванс в размере 20% в счет оказания услуг в сумме 47 200 руб. В сентябре услуги были оказаны и произведен окончательный расчет. Стоимость услуг составила 236 000 руб.

В бухгалтерском учете учреждения операции отражаются следующим образом:

Возмещение ндс бюджетному учреждению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Бюджетное учреждение (стационарная больница) сдает небольшое помещение под буфет. Сумма выручки учреждения от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, за каждые три последовательных календарных месяца не превышает в совокупности два миллиона рублей. Учреждение не реализует подакцизные товары, но совершает операции, которые не облагаются НДС. Возможно ли и каков порядок применения учреждением освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС? Необходимо ли представление налоговой декларации по НДС при применении такого освобождения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с предоставлением находящегося на территории РФ помещения в аренду у бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации возникает обязанность по уплате НДС.
При этом учреждение имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, условия и порядок применения которого изложены ниже. При реализации данного права у учреждения не возникнет обязанности по уплате НДС в отношении операций по предоставлению имущества в аренду, а также по предоставлению налоговой декларации по данному налогу (за исключением случаев выставления покупателям счетов-фактур с выделенными суммами НДС, а также исполнением обязанностей налогового агента по НДС).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет при получении арендной платы арендодателем (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Определение выручки от реализации в целях освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ) в организациях госсектора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

21 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учет НДС бюджетными учреждениями с 2019 года

С 2019 года вступили в силу новые порядки по применению кодов бюджетной классификации. Изменения коснулись в том числе и расчетов по НДС. Рассмотрим операции по учету НДС бюджетными учреждениями с 2019 года в новой статье.

Бюджетная классификация по операциям с НДС с 2019 года

С 2019 года операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н)).

Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2019 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).

Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.

Таким образом, операции по НДС с 2019 года могут отражаться следующим образом:
Дебет ХХХХ00000000001Х0 2 401 10 1ХХ Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 131 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 159 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н));
Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).

Операции по уплате НДС в Отчете (ф. 0503737)

Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата НДС отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).

Читайте так же:  Калькулятор возврата налога за квартиру

Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению НДС могут отражаться в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) с «минусом».

Плановые показатели по НДС в Плане финансово-хозяйственной деятельности

Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее — Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате НДС в бюджет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2020 год утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате НДС в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 «Выплаты, уменьшающие доход» со знаком «минус».

Таким образом, по аналогии, считаем, что в 2019 году планирование сумм НДС, подлежащего уплате в бюджет, может быть отражено по коду 180 «Прочие доходы» (строка 160 таблицы 2 Плана ФХД) со знаком «минус».

Отметим, что порядок заполнения плановых поступлений также может быть предусмотрен учредителем (п. 2 Требований № 81н).

В данной статье мы рассмотрели порядок отражения операций по НДС с 2019 года. Если ранее у бюджетных и автономных учреждений была возможности выбирать, по каким кодам будет отражена уплата НДС в бюджет (131 или 189 КОСГУ), то с 2019 года уплата НДС однозначно должна отражаться по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ. В свою очередь, операции по начислению НДС в связи с вступлением в силу новых порядков по применению кодов бюджетной классификации не изменился.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Зачет НДС в бюджетных организациях

На основе проведенного анализа практического применения инструкции Минфина России от 30.12.99 № 107н (далее – Инструкция), а также вследствие выявления отдельных несоответствий между данной Инструкцией и действующим законодательством о налогах и сборах, Минфин России издал приказ от 10.07.2000 № 65н «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях».

Среди изменений, вносимых этим приказом в порядок ведения учета, следует обратить внимание на пункт 133 Инструкции, связанный с операциями по исчислению налога на добавленную стоимость («входного» НДС). Так, в прежней редакции пункта 133 Инструкции было установлено не предусмотренное Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» ограничение по предъявлению к возмещению из бюджета сумм «входного» НДС. А именно: предлагалось возмещать из бюджета лишь сумму НДС, относящуюся на объем фактически израсходованных материалов, работ и услуг по выполненному заказу.

Однако статья 7 упомянутого закона определяет следующие условия предъявления сумм «входного» НДС к возмещению (зачету) из бюджета:

— фактическая оплата поставщику;

— оприходование (принятие к учету) материальных ценностей;

— принципиальная возможность отнесения на издержки производства и обращения при ведении предпринимательской деятельности, облагаемой НДС.

Упомянутым выше приказом снято не предусмотренное законом ограничение по предъявлению к возмещению из бюджета НДС.

Следовательно, бухгалтерская запись:

Дебет субсчета 173 «Расчеты по платежам в бюджет» Кредит субсчета 171 «Налог на добавленную стоимость» производится при наличии следующих условий:

— целевое предназначение материалов для выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг;

— фактическое оприходование материальных ценностей, в том числе основных средств;

— фактическая оплата приобретенных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг.

Пункт 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» ввел ограничения на отнесение сумм НДС к возмещению. Так, не относятся к возмещению суммы НДС, оплаченные по расходам, связанным с содержанием служебного автотранспорта, командировочными (расходами по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходами по найму жилого помещения), представительскими расходами, относимыми на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством (подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах). Налог сверх нормы не подлежит возмещению из бюджета, а относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий). При этом сумма налога, оплаченная при возмещении таких расходов в пределах нормы, определяется по расчетной ставке 16,67 % от суммы указанных расходов.

Не учитываются в соответствии с установленным Инструкцией порядком на субсчете 171 и не подлежат возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые поставщикам за приобретенные материальные ценности, работы и услуги по сметам доходов и расходов, финансируемым из бюджета, а также сметам доходов и расходов за счет целевых средств, безвозмездных поступлений и средств, формируемых из прибыли.

Уплачиваемые в таком случае суммы налога на добавленную стоимость относятся на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей, работ и услуг по соответствующим кодам экономической классификации расходов.

По дебету субсчета 171 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту субсчетов 156 «Расчеты с исполнителями за выполненные работы» и 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» отражаются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным учреждением у поставщиков материальным ценностям, выполненным для учреждения работам и услугам.

Аналитический учет расчетов по субсчету 171 ведется на карточке ф. 292.

Зачет «входного» НДС в бюджетных организациях

На основе проведенного анализа практического применения инструкции Минфина России от 30.12.99 № 107н (далее – Инструкция), а также вследствие выявления отдельных несоответствий между данной Инструкцией и действующим законодательством о налогах и сборах, Минфин России издал приказ от 10.07.2000 № 65н «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях».

Среди изменений, вносимых этим приказом в порядок ведения учета, следует обратить внимание на пункт 133 Инструкции, связанный с операциями по исчислению налога на добавленную стоимость («входного» НДС). Так, в прежней редакции пункта 133 Инструкции было установлено не предусмотренное Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» ограничение по предъявлению к возмещению из бюджета сумм «входного» НДС. А именно: предлагалось возмещать из бюджета лишь сумму НДС, относящуюся на объем фактически израсходованных материалов, работ и услуг по выполненному заказу.

Однако статья 7 упомянутого закона определяет следующие условия предъявления сумм «входного» НДС к возмещению (зачету) из бюджета:

Читайте так же:  Рынки платят торговый сбор

— фактическая оплата поставщику;

— оприходование (принятие к учету) материальных ценностей;

— принципиальная возможность отнесения на издержки производства и обращения при ведении предпринимательской деятельности, облагаемой НДС.

Упомянутым выше приказом снято не предусмотренное законом ограничение по предъявлению к возмещению из бюджета НДС.

Следовательно, бухгалтерская запись:

Дебет субсчета 173 «Расчеты по платежам в бюджет» Кредит субсчета 171 «Налог на добавленную стоимость» производится при наличии следующих условий:

— целевое предназначение материалов для выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг;

— фактическое оприходование материальных ценностей, в том числе основных средств;

— фактическая оплата приобретенных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг.

Пункт 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» ввел ограничения на отнесение сумм НДС к возмещению. Так, не относятся к возмещению суммы НДС, оплаченные по расходам, связанным с содержанием служебного автотранспорта, командировочными (расходами по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходами по найму жилого помещения), представительскими расходами, относимыми на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством (подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах). Налог сверх нормы не подлежит возмещению из бюджета, а относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий). При этом сумма налога, оплаченная при возмещении таких расходов в пределах нормы, определяется по расчетной ставке 16,67 % от суммы указанных расходов.

Не учитываются в соответствии с установленным Инструкцией порядком на субсчете 171 и не подлежат возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые поставщикам за приобретенные материальные ценности, работы и услуги по сметам доходов и расходов, финансируемым из бюджета, а также сметам доходов и расходов за счет целевых средств, безвозмездных поступлений и средств, формируемых из прибыли.

Уплачиваемые в таком случае суммы налога на добавленную стоимость относятся на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей, работ и услуг по соответствующим кодам экономической классификации расходов.

По дебету субсчета 171 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту субсчетов 156 «Расчеты с исполнителями за выполненные работы» и 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» отражаются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным учреждением у поставщиков материальным ценностям, выполненным для учреждения работам и услугам.

Аналитический учет расчетов по субсчету 171 ведется на карточке ф. 292.

ВОЗМЕЩЕНИЕ И УПЛАТА НДС БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Налоговое законодательство не содержит положений об освобождении бюджетных организаций от уплаты НДС, оно освобождает от обложения данным налогом только отдельные товары и операции (ст. ст. 146, 149, 150), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145). Знание основ обложения НДС, в частности вопросов его возмещения, — залог правильного отражения операций в бюджетном учете.

Учет НДС при формировании первоначальной стоимости

нефинансовых активов

Существует три варианта учета НДС при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов бюджетных учреждений.

1. Суммы НДС учитываются в первоначальной стоимости нефинансовых активов. По правилам бюджетного учета нефинансовые активы принимаются к учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (п. 11 Инструкции N 148н ). Это правило относится к учету нефинансовых активов, приобретенных или созданных за счет бюджетного финансирования, а также к учету работ, услуг, полученных в рамках бюджетной деятельности.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Пример 1. Бюджетному учреждению здравоохранения поставщиком перевязочных материалов предъявлен счет-фактура на сумму 34 000 руб., в том числе НДС — 5185 руб. Материальные запасы приобретаются за счет бюджетных средств.

В бюджетном учете будут сделаны следующие проводки:

Получены перевязочные материалы

Оплачены перевязочные материалы

2. Суммы НДС подлежат возмещению и не включаются в первоначальную стоимость нефинансовых активов (работ, услуг). Суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками товаров (работ, услуг), относятся на счет 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». В дальнейшем учтенные на данном счете суммы принимаются к вычету. Это правило распространяется на приобретение материальных ценностей (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Применение налогового вычета означает уменьшение суммы налога, начисленной учреждением к уплате в бюджет, на суммы налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Вычетам подлежат суммы налога по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретенным (п. 2 ст. 171 НК РФ):

— для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;

Существуют также определенные правила (условия) применения налоговых вычетов, о них будет сказано ниже.

В соответствии с п. 177 Инструкции N 148н суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченные при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемые в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг), отражаются проводкой:

Дебет счета 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

Кредит счетов 2 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 2 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (по соответствующим счетам аналитического учета).

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, отражается проводкой:

Дебет счета 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Кредит счета 2 210 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Пример 2. Учреждение здравоохранения приобрело томограф за счет внебюджетных средств, который предполагается использовать в деятельности, облагаемой НДС. Стоимость томографа — 448 400 руб., в том числе НДС — 68 400 руб.

В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом:

Выделен НДС (налоговый вычет)
со стоимости томографа

Принят к учету томограф

Поставлен к вычету НДС

Если приносящая доход деятельность не облагается НДС, то суммы налога, предъявленные поставщиками (подрядчиками) нефинансовых активов, работ, услуг, учитываются в их стоимости. В бюджетном учете операции по их приобретению отражаются так же, как и в случае приобретения за счет бюджетного финансирования, с той лишь разницей, что в 18-м разряде счета указывается код 2 — приносящая доход деятельность, а оплата товаров (работ, услуг) отражается на счете 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах».

3. Суммы НДС учитываются в стоимости нефинансовых активов, работ, услуг пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. Другими словами, если нефинансовые активы, работы, услуги приобретаются для использования в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, то к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально выручке (доходу) от реализации облагаемых НДС товаров (работ, услуг) в общей сумме выручки за налоговый период.

Читайте так же:  Ип должен сдавать бухгалтерскую отчетность

Невозмещаемая сумма НДС в этом случае должна быть включена в первоначальную стоимость имущества (дебет счета 2 106 01 310), а оставшаяся часть выделена на счет 2 210 01 560.

Обратите внимание! Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Пример 3. Воспользуемся условиями предыдущего примера, но предположим, что томограф будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость услуг, операции по реализации которых подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 60%.

Рассчитаем сумму НДС, предъявленную продавцом томографа, которую надо будет принять к вычету. Она составит 60% от всей предъявленной суммы НДС, или 41 040 руб. (68 400 x 60%). Указанную сумму надо выделить на счет 2 210 01 000, а оставшуюся (27 360 руб.) учесть в первоначальной стоимости томографа. В нашем случае первоначальная стоимость томографа составит 407 360 руб. (380 000 + 27 360).

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

Выделен НДС (налоговый вычет)
со стоимости томографа

Принят к учету томограф

Принят к вычету НДС

Условия применения налоговых вычетов

Основным условием применения налоговых вычетов считается наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Кроме того, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации необходимо наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Следующее условие (не менее важное) — это использование товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой НДС.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров, работ, услуг.

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг) иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налоговым законодательством не предусмотрена корректировка сумм налоговых вычетов по НДС на возникающие у покупателя суммовые разницы. Все вышеуказанные условия обозначены ст. 172 НК РФ.

Есть мнение налоговых и финансовых органов, что вычет по НДС предоставляется только в том налоговом периоде, в котором осуществляются налогооблагаемые операции (Письма Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 30.03.2010 N 03-07-11/79, УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126829). Так финансовое ведомство трактует п. 1 ст. 171 НК РФ, в котором говорится, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Поскольку на основании п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, то, не имея налоговой базы, нельзя применять налоговые вычеты.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. По мнению судей, нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги) (Постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05, ФАС МО от 26.01.2010 N КА-А41/15377-09).

Налоговый кодекс предоставляет плательщику возможность возмещения сумм превышения налоговых вычетов над общей суммой начисленного налога за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ). При этом Минфин России рекомендует трехлетний срок исчислять после окончания налогового периода, в котором возникли налоговая база по налогу и сумма налога, исчисленная с этой налоговой базы. Условием возмещения указанных выше сумм является наличие полученных налогоплательщиком счетов-фактур и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных им товаров (работ, услуг) (Письмо N 03-07-11/79).

Возмещение НДС с полученных авансов

По правилам Налогового кодекса при получении аванса (предоплаты) в счет будущей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организация обязана начислить НДС к уплате в бюджет. День получения предоплаты считается моментом определения налоговой базы, если он наступил раньше, чем были отгружены товары, выполнены работы, оказаны услуги (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

При получении аванса сумма НДС должна определяться расчетным методом. Налоговая ставка в этом случае устанавливается как процентное отношение действующей налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ). В 2010 г. налоговая ставка в отношении авансов равна 15,25% (18/118 x 100).

После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и начисления НДС к уплате в бюджет с выручки налог, начисленный с предоплаты, необходимо поставить к возмещению (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Счета-фактуры на сумму НДС, начисленного с полученной предоплаты, выставляются покупателю товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней считая со дня получения сумм частичной оплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ). Они регистрируются в книге продаж. После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг счет-фактура, выставленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и является основанием для возмещения НДС с полученного аванса.

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

— порядковый номер и дата выписки;

— наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

— номер платежно-расчетного документа;

— наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

— сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

— сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Вместе с тем если в счетах-фактурах по авансовым платежам заполнены дополнительные реквизиты, то такие счета-фактуры не рассматриваются как составленные с нарушением требований закона (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-07-09/33).

Пример 4. В августе 2010 г. учреждение здравоохранения получило аванс в размере 20% в счет оказания услуг в сумме 47 200 руб. В сентябре услуги были оказаны и произведен окончательный расчет. Стоимость услуг составила 236 000 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

В бухгалтерском учете учреждения операции отражаются следующим образом:

Источники

Возмещение ндс бюджетному учреждению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here