Возврат излишне уплаченного земельного налога

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Возврат излишне уплаченного земельного налога". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Возврат излишне уплаченного земельного налога

Как вы добираетесь до работы?

Никак, работаю из дома
Пешком, работа в шаговой доступности
Пешком, стараюсь больше двигаться
На общественном транспорте без пересадок
На общественном транспорте с пересадками
Предпочитаю автомобиль
Да по-разному бывает.
Моя работа — постоянные разъезды

Используется
для индексации зарплаты

Используется для
регулирования зарплаты

Используется для
расчёта отдельных показателей

Возврат излишне уплаченного земельного налога

Министерством имущественных отношений Московской области в 2018 году был принят ряд распоряжений (от 23.04.2018 № 13ВР-512, от 29.08.2018 № 13ВР-1167, от 19.11.2018 № 15ВР-1582) об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земельных участков, предназначенных для ведения садоводства на территории Московской области. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 г. № 15ВР-1633.

Действие Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19.11.2018 №15ВР-1582 «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.08.2015 №13ВР-1412 «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» распространяется на правовые последствия для граждан и их объединений с 01 января 2014 года.

Согласно указанным распоряжениям осуществлен перерасчет кадастровой стоимости земельных участков СНТСН «Взгорье» (в том числе ЗОП) и в связи с этим собственники имеют право на перерасчёт налоговых начислений. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган (через личный кабинет, лично, почтовым отправлением) с заявлением об ошибке в характеристиках объекта в части установления кадастровой стоимости и соответственно ошибке суммы начисленного налога. По результатам рассмотрения налоговым органом Вам будет предоставлен ответ и Вы имеете возможность произвести зачет или вернуть сумму излишне уплаченного налога (подать заявление возврате).

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ, подобное заявление можно подать через: личный кабинет налогоплательщика (nalog.ru) с электронной подписью или заказным письмом или лично в территориальном органе налоговой инспекции.

Предлагаем шаблон текста заявления:

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.11.2018 №15ВР-1582 «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.08.2015 №13ВР-1412 «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области»» была устранена кадастровая ошибка в оценке земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020101: XXX , принадлежащего мне на праве собственности. Переоценка произведена с 2014 года.

Стоимость участка составляет 436 440,00 рублей.

В связи с вышеизложенным, прошу:

1. Установить корректную стоимость земельного участка, принадлежащего мне на праве собственности, в соответствии с Распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 19.11.2018 №15ВР-1582;

2. Произвести перерасчет за период 2014 — 2017 гг. по всем начислениям земельного налога, включая пени, уплаченные мной за земельный участок;

3. Предоставить мне детализацию по перерасчету;

4. Произвести зачет излишне уплаченных налогов и пени в счёт имеющихся и будущих начислений налога в соответствии со ст.78 НК РФ.

Ситуация первая: переплата произошла из-за ошибки бухгалтера

Часто причиной излишней уплаты налогов является невнимательность бухгалтера, указавшего неверную сумму, неправильный код бюджетной классификации и пр. Ошибка остается незамеченной до тех пор, пока ее не выявит очередная сверка взаиморасчетов с ИФНС. Если три года с даты излишней уплаты уже истекли, налогоплательщику приходится возвращать деньги через суд.

Налоговики традиционно заявляют, что бухгалтер должен узнать о переплате сразу после перевода средств в бюджет. Но судьи, как правило, с ними не соглашаются и признают, что излишняя уплата стала очевидна только во время сверки (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24.02.11 № КА-А40/203-11 и от 29.03.11 № КА-А40/1628-11).

В большинстве случаев одним из главных аргументов является тот факт, что инспекторы знали о переплате еще до сверки, но не сообщили бухгалтеру. А между тем обязанность налоговиков информировать об излишних платежах в бюджет закреплена пунктом 3 статьи 78 НК РФ. Судьи расценивают эту обязанность инспекторов как еще одно доказательство права налогоплательщика на возврат (постановления ФАС Уральского округа от 04.04.11 № Ф09-1603/11-С3 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.11 № А75-5895/2010).

Встречаются и решения в пользу ИФНС. Так, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что организация должна была заметить переплату не в день сверки, а раньше — при подаче декларации, при наступлении срока уплаты или при самой уплате (постановлении от 04.02.11 № А22-937/2010). К счастью, вердикт в пользу налоговиков — скорее исключение, нежели правило.

Заявить о возврате излишне уплаченного налога можно в течение трех лет

ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-3754/14 от 07.07.2014 подтвердил, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

ФАС отметил, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

В то же время с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

ФНС разрабатывает новые формы документов, используемых при возвратах налогов

ФНС РФ разрабатывает проект ведомственного приказа «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пени, штрафов».

Читайте так же:  Имущественный вычет на квартиру список документов

Соответствующее уведомление опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ направлен на урегулирование отношений налоговых органов и налогоплательщиков в части приведения к единообразию форм используемых документов при осуществлении зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пени, штрафов.

Для возврата переплаченного налога уточненная декларация не предоставляется

ФАС Поволжского округа в Постановлении № А55-13296/2013 от 11.02.2014 отклонил довод о том, что для возврата имеющейся у налогоплательщика переплаты, он должен сдать уточненную декларацию для приведения расчетов с бюджетом в то состояние, которое он считает нужным.

ФАС отметил, что документы, подтверждающие факт излишней уплаты налога, представлены обществом в налоговый орган вместе с заявлением на возврат налога.

Довод налогового органа о том, что излишне уплаченная сумма налога не может быть признана таковой без представления обществом уточненной налоговой декларации за соответствующий налоговый период с корректировкой обязательств в сторону уменьшения, судом правомерно признан несостоятельным.

Действующим законодательством обязанность по представлению налоговым агентом уточненной налоговой декларации в связи с выявлением ошибки, приведшей к излишней уплате налога в бюджет, не установлена.

Как вернуть налог, излишне уплаченный более трех лет назад: выводы из судебных решений

По традиции инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога. Чаще всего поводом для отказа служит истечение срока, отведенного для возврата. Большинство таких конфликтов разрешается в арбитраже. Мы проанализировали арбитражную практику этого года и выяснили, какие аргументы помогают налогоплательщикам одержать победу.

Когда нужно подать заявление о возврате

Возврату и зачету излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов посвящены две статьи Налогового кодекса: 78 и 79. В первой говорится о случаях, когда налогоплательщик сам допустил переплату. Во второй — о ситуациях, когда налоговики принудительно взыскали чрезмерную сумму.

В обеих статьях названы сроки, в течение которых можно подать в инспекцию заявление о возврате или зачете.

Если налогоплательщик заплатил в бюджет больше, чем следовало, и у него нет недоимки по другим налогам, заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если излишнюю сумму налога взыскали сотрудники ИФНС, то заявление необходимо написать с течение месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

А как быть компаниям и предпринимателям, которые не уложились в эти сроки? В случае принудительного взыскания нужно руководствоваться пунктом 3 статьи 79 НК РФ. Там говорится, что вернуть или зачесть переплату можно в судебном порядке, причем исковое заявление надо написать в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания. При «самостоятельной» переплате действует та же норма. На это указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.11.06 № 6219/06.

Снижение кадастровой стоимости участка задним числом не вернет переплаченный налог

Высший арбитражный суд вынес отрицательное для налогоплательщика решение по пересмотру земельного налога после снижения кадастровой стоимости земли задним числом. Об этом в ходе практической конференции «Отчетность за 1 полугодие: актуальные вопросы и требования законодательства», организованной сообщила ведущий юрист «Пепеляев Груп» Ирина Штукмастер. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Определение Высшего арбитражного суда №ВАС-2868/14 от 11.04.2014 (резолютивная часть опубликована 20 мая) касается спора ФНС с банком, который представлял в инспекцию авансовые расчеты по земельному налогу за 2010 и 2011 годы. Для определения налоговой базы использовалась кадастровая стоимость земельного участка в 7 057 600 руб.

В дальнейшем распоряжением государственного органа кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Банку, была уменьшена до 5 123 396 руб. (оценка установлена по состоянию на 01.01.2010). Банк предоставил уточненные авансовые расчеты и заявление о возврате переплаты. Суды в трех инстанциях поддержали его позицию.

В частности, в решении ФАС Московского округа говорится, что при утверждении новых результатов государственной оценки земель, в том случае, если есть указание на дату установления оценки, эта дата означает дату, начиная с которой применяется новая оценка кадастровой стоимости. Следовательно, вновь утвержденные результаты оценки применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в случае, если улучшается положение налогоплательщика (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Однако Высший арбитражный суд не согласился с этой позицией. В определении №ВАС-2868/14 указывается, что изменение кадастровой стоимости участка не позволяет пересчитывать земельный налог за прошедшие периоды. Для этого необходимо прямое указание на распространение действия нормативного акта на прошлые налоговые периоды. («Нам о таких актах оценки неизвестно», — отметила Ирина Штукмастер). В свою очередь, установление кадастровой стоимости по состоянию на конкретную дату, отмечает ВАС – это не момент начала применения кадастровой стоимости, а всего лишь дата, на которую проводилась кадастровая оценка.

ФАС Уральского округа: Постановление № Ф09-3754/14 от 07.07.2014

Почему возникают сложности

Все было бы просто и понятно, если бы удавалось с легкостью определить момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате. Но в законе на этот счет нет указаний, а на практике возникают разногласия между инспекторами и бухгалтерами. Представители ИФНС утверждают, что такой момент наступил более трех лет назад, поэтому право на возврат потеряно. Организации и ИП заявляют, будто три года еще не истекли, и настаивают на возврате.

Точки в спорах ставят судьи. При этом исход дела и аргументы, которые сыграли решающую роль, во многом зависят от особенностей каждой ситуации. Посмотрим, к каким выводам чаще всего приходят арбитры в наиболее распространенных ситуациях.

Что делать при излишне уплаченном налоге

Переплатить налог можно по ошибке: например, вы или ваш бухгалтер ошиблись при расчете налога или заполнении платежного поручения.

Если произошла ошибка в расчете налога, то Налоговый кодекс (ст. 81) требует подать в налоговую инспекцию дополнительную декларацию по этому налогу, если ошибка привела к занижению налога. При излишне уплаченном налоге подавать уточненную декларацию – это право налогоплательщика, а не обязанность.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса переплату можно:

  • зачесть в счет последующей уплаты соответствующего вида налога;
  • зачесть в счет погашения задолженности по соответствующим видам налогов, пеней, штрафов;
  • вернуть деньги на расчетный счет фирмы.
Читайте так же:  Ифнс уплата налогов ип

Для того чтобы налоговики зачли переплату в счет дальнейших платежей по тому же или другим налогам, фирма должна подать заявление по форме. Получив этот документ, налоговики в течение 10 дней примут решение о зачете. Еще пять дней дается инспекции для того, чтобы сообщить фирме о своем решении.

В настоящее время действуют типовые образцы заявлений на зачет и возврат налогов. Они утверждены приказом ФНС от 3 марта 2015 года № ММВ-7-8/[email protected] Приказом ФНС России от 23 августа 2016 года № ММВ-7-8/[email protected] в эти формы внесены изменения. Напомним, что до утверждения типовых форм заявлений компании и предприниматели подавали заявления о зачете или возврате налоговых платежей в свободной форме.

Если вы хотите погасить недоимку по одному налогу за счет переплаты по другому, подавать заявление не обязательно.

Инспекторы примут решение о таком зачете самостоятельно. Они сделают это в течение 10 дней после того, как обнаружат переплату, или после того, как ваша компания и инспекция подпишут акт совместной сверки уплаченных налогов.

Приняв решение, налоговики обязаны в течение пяти дней сообщить вам об этом. Однако это не означает, что, обнаружив излишне уплаченный налог самостоятельно, вы должны дожидаться, пока это сделают налоговики.

Найдя излишне уплаченный налог раньше инспекторов, фирма может подать заявление о зачете недоимки. Возврат излишне уплаченного налога инспекция должна произвести в течение одного месяца со дня получения заявления.

Однако это произойдет после того, как излишне уплаченный налог зачтут в счет погашения вашей задолженности перед другими налогами соответствующего вида.

В итоге (если у вас такая задолженность есть) на расчетный счет «вернется» разница между переплатой и погашенным долгом (если, конечно, сумма излишне уплаченного налога оказалось достаточной).

Если налоговая инспекция нарушит этот срок, ей придется заплатить вам проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если переплату не зачли или не вернули, вы можете обратиться в арбитражный суд.

Часто налоговики отказывают в зачете или возврате переплаты, так как ее сумма по вине банка не поступила в бюджет или внебюджетный фонд.

Они неправы: налог считается уплаченным с того момента, когда банк принял у вас платежное поручение на его перечисление. Конечно, при условии, что денег на счете было достаточно. Поэтому переплату нужно возвращать независимо от того, получил бюджет деньги или нет.

Зачет излишне уплаченных сумм по налогам, пеням, штрафам производят по соответствующим видам налогов: федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные – в счет региональных, местные – в счет местных. При этом возможен зачет переплаты налога в один бюджет и недоплаты этого же налога в другой бюджет.

Возможно, вас заинтересует:

Ситуация вторая: излишняя уплата вызвана искажениями налогооблагаемой базы

Другая распространенная причина излишней уплаты налога — неверное определение облагаемой базы. Последовательность событий здесь такова. Как только бухгалтер обнаружит завышение базы, он подает уточненную декларацию. Инспекторы в свою очередь проводят камеральную проверку, и отражают переплату в карточке расчетов с бюджетом. Если со дня перевода денег прошло более трех лет, с заявлением о возврате налогоплательщику приходится обращаться в суд.

Такие споры в основном заканчиваются победой организаций и ИП. Хотя налоговики убеждены, что моментом, когда бухгалтер узнал о переплате, является дата перечисления средств, судьи принимают другую позицию. Они соглашаются с налогоплательщиком, что о выявлении ошибки можно судить по дате «уточненки», и именно от нее нужно отсчитывать три года для обращения в суд (см, например, постановление ФАС Центрального округа от 18.01.11 № Ф10-5928/2010).

Случается, что налогоплательщик имеет право на льготу, но не знает о ней. Потом получает соответствующую информацию и применяет льготу задним числом. При этом отправной точкой для исчисления трехлетнего срока, по мнению судей, является день получения информации о льготе. Так было в случае с учреждением, которое получило письмо от местных властей. В письме сообщалось, что некоторые совершенные учреждением операций освобождены от налогообложения. Судьи пришли к выводу, что налог подлежит возврату, несмотря на то, что он перечислен более трех лет назад (постановление ФАС Уральского округа от 10.03.11 № Ф09-376/11-С2).

Иногда случаются и отрицательные для налогоплательщиков решения суда. Одна компания сначала подала в ИФНС «уточненки», а спустя два года — заявление о возврате, на которое налоговики ответили отказом. ФАС Восточно-Сибирского округа не признал за организацией право на возврат переплаты, потому что с точки зрения судей три года следует исчислять не с момента подачи заявления, а с даты подачи уточненной декларации (постановление от 09.06.11 № А58-7281/10).

Вопросы юристу

Возврат (зачет) излишне уплаченного земельного налога

Адвокаты и юристы предоставляют правовую помощь хозяйствующим субъектам на территории г. Оренбурга и Оренбургской области по вопросам земельного права, в частности в вопросах оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости и возврата (зачета) излишне уплаченного земельного налога.

Большинство хозяйствующих субъектов, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, сталкивались с ситуацией, когда получали сообщения от налоговых органов о необходимости оплаты земельного налога, причем размер этого налога вызывает вопросы в силу своего размера.

Нужно отметить, что размер земельного налога высчитывается исходя из ряда показателей, в том числе: налоговая ставка и налоговая база.

Налоговая ставка определяется на основании решения органов местного самоуправления.

Налоговая база – это кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется территориальным органом Росреестра (привлекаемой оценочной организацией) автоматически по принципу их функционального назначения и целевого назначения, но в то же время без учета качественных характеристик каждого конкретного земельного участка. Данный метод приводит к тому, что кадастровая стоимость отдельных земельных участков оказывается многократно выше их рыночной стоимости.

Это приводит к необъективному расчету суммы земельного налога.

В таких случаях как раз и может пригодиться помощь специалистов, которые могут оспорить кадастровую стоимость земельного участка и помочь в возврате (зачете) суммы излишне уплаченного земельного налога.

В соответствии с п.1 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно п. 7 той же статьи заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Читайте так же:  Налоговый вычет связанные с обучением детей
Видео (кликните для воспроизведения).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Ка к указано в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2013 г. N 03-05-05-02/11854, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету.

Нужно отметить, что возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса).

Подобная процедура производится на основании заявления налогоплательщика и решения налогового органа о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, либо в судебном порядке.

Наши адвокаты и юристы имеют значительный опыт в представлении интересов граждан и организаций по вопросам оспаривания кадастровой стоимости и возврата (зачета) суммы излишне уплаченного земельного налога и могут оказать юридическую помощь в следующих формах:

1. Устные и письменные консультации.

2. Подготовка правовой позиции по различным вопросам хозяйственной деятельности.

3. Подготовка заявлений и обращений в органы ФНС, Росрееста.

4. Представление интересов в органах государственной и муниципальной власти.

5. Подготовка исковых заявлений, ходатайств в органы судебной системы.

6. Представление интересов в судах различных инстанций.

ФНС России рассказала, в каких случаях может быть пересчитан земельный налог физлиц

Как пояснило финансовое ведомство, налоговая инспекция имеет право осуществить перерасчет земельного налога только за три года, предшествующих году, в котором налоговый орган направил уведомление об уплате налога, и только в трех ситуациях (п. 4 ст. 397 НК РФ НК РФ, письмо ФНС России от 25 ноября 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге»).

Первый случай – когда органы, осуществляющие кадастровый учет недвижимого имущества, произвели корректировку налоговой базы в налоговом периоде, за который инспекция уже рассчитала сумму налога и составила уведомление. Причинами такой корректировки могут быть либо техническая ошибка самого органа кадастрового учета, либо судебное решение.

Вторая ситуация связана с несвоевременным получением налоговой инспекцией сведений, необходимых для исчисления земельного налога, от различных органов (например, Росреестра). К таким сведениям может относиться информация о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о его кадастровой стоимости, а также об изменении адреса места жительства физического лица.

В третьем случае перерасчет осуществляется на основании заявления налогоплательщика о льготе применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления. Форму такого заявления ФНС России утвердила недавно, и его можно применять в отношении льгот по любому имущественному налогу физлиц – транспортному, земельному или налогу на имущество (письмо ФНС России от 16 ноября 2015 г. № БС-4-11/[email protected]). Отдельно нужно подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.

БЛАНКИ, ОБРАЗЦЫ

Заявление о представлении льготы по имущественным налогам физлиц

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа)

Во всех трех случаях перерасчета налогоплательщику будет направлено уточненное налоговое уведомление. Если в результате перерасчета выяснится, что собственник должен доплатить налог, то в этом уведомлении будут указаны его сумма и последний день уплаты.

В случае излишне уплаченного налога переплату можно будет либо зачесть в счет предстоящих платежей, либо вернуть (ст. 78-79 НК РФ). Зачет (возврат) производится в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Причем зачесть или вернуть деньги можно только если со дня уплаты оспариваемого налога прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

возврат излишне уплаченного налога

Возврат излишне уплаченного налога

Порядок возврата излишне уплаченного налога при УСН ничем не отличается от процедуры возврата любого другого налога, переплаченного в бюджет.

Вернуть излишне уплаченный налог вы можете в двух случаях:

  • если вы сами переплатили налог;
  • если налоговики сделали вам доначисления, а вы оспорили их в ИФНС или в суде и доказали, что они незаконны. В таких ситуациях вернуть переплаченные суммы вы можете только на расчетный счет. Наличными деньгами переплату не возвращают. А предприниматели вправе указать в заявлении на возврат налога счет своей личной банковской карты (определение ВАС РФ от 17 сентября 2013 г. № ВАС-12390/13). При этом не должно пройти трех лет с момента уплаты излишней суммы налогов (п. 7 ст. 78 НК РФ). Три года исчисляйте с даты подачи декларации за год, но не позднее срока, установленного для ее представления (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, письмо Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309).

Чтобы вернуть излишне уплаченный налог, подайте в ИФНС заявление по форме, утвержденной в приложении № 8 к приказу ФНС России от 3 марта 2015 года № ММВ-7-8/[email protected]

В заявлении укажите наименование инспекции и свои реквизиты: название фирмы или фамилию, имя, отчество предпринимателя. Также заполните основание для возврата – статью Налогового кодекса, в соответствии с которой производится возврат. Для излишне уплаченных сумм это статья 78 Налогового кодекса, а для излишне взысканных – статья 79. И отметьте вид переплаты – какую сумму вы хотите вернуть: излишне уплаченную или излишне взысканную. Затем проставьте налог, по которому образовалась переплата, и период, к которому она относится, КБК и ОКТМО, а также сумму, которую вы просите вернуть, в полных рублях, цифрами и прописью.

Инспекторы вернут излишне уплаченный налог только на расчетный счет. Поэтому обязательно укажите в заявлении реквизиты этого счета, на который налоговики должны вам перечислить деньги: наименование банка, корсчет, БИК, ИНН, КПП, сам номер счета фирмы или бизнесмена. Кроме того, обязательно подчеркните в заявлении, кто именно возвращает переплату – налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент. Поставьте дату заполнения заявления и подпись.

Читайте так же:  Сроки выплаты дивидендов ооо после принятия решения

Заявление передайте в ИФНС на бумаге или в электронном виде (п. 4, 6 ст. 78 НК РФ). В течение 10 дней со дня получения вашего заявления о возврате налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговая инспекция должна принять решение о возврате излишне уплаченного или взысканного налога (п. 8 ст. 78 НК РФ). В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения налоговики обязаны сообщить вам о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Инспекция вернет переплату в течение месяца после того, как получит от вас заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Но если у вас есть недоимки по налогам, выявленные в ходе сверки налогов, то в первую очередь будут погашены они. А уже остатки средств контролеры возвратят вам. Если же налоговые инспекторы нарушат месячный срок, то за задержку возврата вам положены проценты. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Возврат (зачет) излишне уплаченного земельного налога

Категории статей

ФНС разрабатывает формы документов, используемых при осуществлении зачетов и возвратов налогов

ФНС РФ разрабатывает проект ведомственного приказа «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пени, штрафов».

Текст соответствующего уведомления опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Проект приказа содержит формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пени, штрафов.

Ситуация третья: факт переплаты обусловлен судебным решением

Еще одну категорию споров о возврате составляют случаи, когда чрезмерная уплата налогов подтверждена решениями судов.

Это относится к ситуации, когда бухгалтер нашел ошибку в облагаемой базе, подал уточненную декларацию, а инспекторы провели камеральную проверку и не подтвердили уменьшение базы. Далее компания оспорила решение по проверке в арбитраже, и выиграла спор. Однако со дня перечисления налога прошло более трех лет, и возврат переплаты стал возможен только в судебном порядке. Здесь арбитры единодушно приходят к выводу, что три года на подачу иска следует отсчитывать с даты, когда вступил в силу вердикт, аннулировавший решение по «камералке» (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.07.11 № Ф05-5670/11).

Поводом для признания переплаты может служить и оспоренное решение по выездной проверке. Есть пример, когда организация победила и в первой, и в апелляционной инстанции. Но пока шли тяжбы, трехлетний срок с момента переплаты оказался пропущен. Однако ФАС Московского округа подтвердил право на возврат, посчитав, что бухгалтер узнал об излишней уплате в день, когда вступило в силу решение по апелляционной жалобе (постановление от 09.08.11 № Ф05-7508/11).

Что нового в расчете процентов за несвоевременный возврат налогов

Как известно, если инспекция нарушит срок возврата излишне уплаченного налога, не вовремя возместит НДС или неправомерно взыщет налог, она должна вернуть положенную сумму вместе с процентами .

Отмеченные красным данные требуется заменить на актуальные для Вашего земельного участка.

Прилагаем ответ на запрос в Министерство имущественных отношений с разъяснениями.

Возврат излишне уплаченного земельного налога

На зачет или возврат.

На зачет. Кажется возврат не предусмотрен законодательством.

ПОРЯДОК ЗАЧЕТА (ВОЗВРАТА) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Разделы: Земельный налог

Если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету.

Об этом Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-05-05-02/111.

В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( п. 1 ст. 391 Налогового кодекса)

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Вместе с тем на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса ( п. 4 ст. 397 Налогового кодекса).

Определение ВАС РФ № ВАС-14371/12 от 18.01.13 (см. так.е обращение по данноу делу предприятий Кемеровской области) — рыночная стоимость вносится в качестве нвоой кадастровой стоимсоти в ГКН с момента втсупления в силу судебного акта.

Если в решении будет указано, что рыночная с момента утверждения или начало налогового периода (что вряд ли, так как суды просят уточнить требования именно с момента вступления в силу решения суда), то может и вернут налог

О возврате излишне уплаченного земельного налога

Является ли неиспользование налоговой льготы равнозначным отказу от ее использования?

Ситуация: организация освобождена от уплаты земельного налога и на праве собственности владеет земельным участком. По ошибке уплатив земельный налог, компания не воспользовалась вышеуказанной налоговой льготой. Фирма направила в налоговый орган заявление на возврат сумм излишне уплаченного по причине неиспользования налоговой льготы земельного налога. В решении налоговый орган отказал организации в возврате налога в полном объеме, сославшись на отсутствие в карточке лицевого счета налогоплательщика переплаты по земельному налогу за указанный период. Также инспекторы указали, что, не использовав налоговую льготу, компания фактически отказалась от ее применения. Правомерен ли в рассматриваемом случае отказ налогового органа по указанному основанию?

Читайте так же:  Вмененка ип отчетность

Считаю, что в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа является неправомерным. Неиспользование налоговой льготы не тождественно отказу от ее использования. Отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога.

Обоснование: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ гласит, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Согласно пункту 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при применении статьи 56 Налогового кодекса РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ плательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета им налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Таким образом, довод о том, что организация фактически отказалась от применения налоговой льготы, является несостоятельным.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ устнавливает, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Тем не менее, налоговый орган в обоснование своего отказа указал на отсутствие в карточке лицевого счета налогоплательщика переплаты по земельному налогу за указанный период.

Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит в себе такого основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм налогов как отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика.

Для правильной и достоверной квалификации указанного довода необходимо обратиться к судебной практике по схожим делам. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2013 № А32-35148/2012 суд среди прочего указал, что «основанием для возврата налога являются факт переплаты, отсутствие недоимки и заявление налогоплательщика. Суды верно указали, что само по себе отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога, тем более в ситуации, когда такая переплата по налогу подтверждена документально».

Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа является неправомерным. Неиспользование налоговой льготы не тождественно отказу от ее использования. Отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога.

Государственный советник РФ III класса Юрий Михайлович Лермонтов, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Зачет и возврат излишне уплаченного налога

Если у вас возникла переплата в бюджет или внебюджетный фонд, вы можете зачесть ее в счет уплаты других платежей или вернуть. Как это сделать, зависит от причины переплаты: вы сами ошиблись и заплатили больше, чем нужно, или излишнюю сумму взыскала с вас налоговая инспекция.

Ситуация четвертая: переплата вызвана тем, что налогоплательщик не предъявил к вычету НДС

Особняком стоят случаи, когда излишняя уплата произошла из-за непредъявленного вычета НДС. Впоследствии бухгалтер подает уточненную декларацию, где с опозданием указывает вычет и ставит налог к возмещению. Но инспекторы проводят камеральную проверку и отказывают в возмещении, ссылаясь на пункт 2 статьи 173 НК РФ. В нем говорится, что возмещение невозможно, если декларация подана по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода.

В этом случае у компаний и ИП остается единственный пусть — добиться возмещения через суд. При этом действует общий срок исковой давности, равный трем годам с даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение (постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.07 № 65).

Видео (кликните для воспроизведения).

Судьи считают, что о нарушении права стало известно при вынесении решения по камеральной проверке и отказа в возврате НДС. Если три года с даты такого решения не прошли, инспекция обязана перечислить деньги (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.11 № Ф07-14164/2010 и от 03.08.11 № Ф07-6258/11).

Источники

Возврат излишне уплаченного земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here