Выездная налоговая проверка по ндс что проверяют

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Выездная налоговая проверка по ндс что проверяют". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).
Читайте так же:  Налог енвд сроки уплаты

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Тематическая налоговая проверка: что за зверь

Заставить налогоплательщика уплатить налог — главная задача фискальных органов. И если налогоплательщик по собственной воле этого не делает, то задача налоговиков сделать это силой.

Основная сила ФНС сейчас сконцентрирована в АСК НДС-2 и выездных налоговых проверках (ВНП). Через эти два инструмента мотивирование компаний отказаться о вычетов по НДС и уплачивать другие положенные налоги происходит максимально эффективно: с выносом имущества, с блокировкой счетов, с субсидиарной ответственностью и прочими неприятностями.

И если компания генерит оборот от 1 млрд. руб., то шансов избежать ВНП у нее мало. Налоговая инспекция такие компании рассматривает под лупой и до того, как придет с решением о проведении проверки, уже все нашла и вместе с выдачей решения лишь озвучивает свою царскую волю. в цифрах, конечно же.

Однако, у ВНП есть одна неприятная деталь — для налоговой инспекции (читай — для бюджета страны) такое удовольствие дорогое. Поэтому если уж стрелять, то максимально метко и чтобы шансов отстоять свои интересы в суде у компании не было.

Чтобы удешевить процесс проверки компании, у налоговой инспекции сравнительно недавно появилось оружие под названием тематическая налоговая проверка (ТНП).

Посмотрим поближе на этого зверя:

Понятие тематической налоговой проверки в полной мере раскрывается в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

ТНП— это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности компании, то есть отдельного вида налога (НДС, прибыль, зарплатные налоги). То есть ТНП — это разновидность выездной налоговой проверки, только сокращенная.

Результаты такой проверки оформляются также как выездные, проводится она только по одному налогу, охватывает период времени менее трех лет и имеет такие же последствия для налогоплательщика, как и выездные.

Нынче хорошо получается у инспекторов шантажировать именно этими проверками тех руководителей, которые отказываются снимать вычеты по НДС по спорным контрагентам.

Право инспекции на проведение налоговой проверки закреплено в пункте 2 статьи 31 Налогового Кодекса РФ. Статьи 82, 89 и 89.1 Налогового кодекса РФ регламентируют порядок, процедуры и сроки проведения проверки.

Срок проведения ТНП не превышает 2 месяца. Однако срок ее может быть увеличен по решению руководителя инспекции.

ТНП могут назначить из-за наличия недобросовестных контрагентов второго и последующих звеньев и для этого иметь выручку 1 млрд. и больше уже не надо. Достаточно половины этой суммы, чтобы попасть в сферу интересов налоговиков.

Полностью проверить всю цепочку контрагентов компания вряд ли сможет, поэтому, чтобы защитить себя от налоговой проверки надо заручиться доказательствами добросовестности своих прямых поставщиков: убедиться в том, что руководитель компании поставщика не откажется от того факта, что он таковым является, у него есть склад, магазин, офис, сотрудники (хотя бы 5) и другие средства, позволяющие удостовериться в том, что компания имеет все необходимые ресурсы для того, чтобы товары продать, услуги оказать, работы выполнить.

Мы живем в быстро меняющемся мире. Предпринимательская среда требует от бухгалтера не только счетоводческих навыков, позволяющих посмотреть в прошлое и заплатить налоги, но и уметь спланировать, организовать, построить модель ведения дел таким образом, чтобы при минимальных налогах бизнес оставался доходным и при этом безопасным. Быть таким бухгалтером, помогать предпринимателям строить свой бизнес, сохранять заработанное, искать новые источники дохода и сохранять то, что уже имеется — в этом моя задача.

В рамках выездной проверки налоговая инспекция может затребовать и не относящиеся напрямую к проверяемому налогу документы

AndreyPopov / Depositphotos.com

В рамках выездной налоговой проверки правильности исчисления НДС у налогоплательщика были затребованы документы, по его мнению не относящиеся к предмету проверки. Так, в требовании проверяющих были указаны оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки отдельных счетов бухгалтерского учета, главная книга, журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, табели учета рабочего времени сотрудников. По мнению проверяемой организации, инспекция истребовала избыточное количество документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки. Также, как отмечает налогоплательщик, согласно сложившейся судебной практике вышеуказанные документы не являются первичными документами налогового и бухгалтерского учета и не имеют прямого отношения к формированию налоговой базы по налогам, порядку их учета и уплаты. Поэтому он обратился с жалобой в ФНС России о признании необоснованным истребования такого объема документации.

Читайте так же:  Стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля

Налоговое ведомство отказало в удовлетворении по следующим основаниям 1 . В соответствии с положениями Налогового кодекса в ходе проведения выездной проверки налоговая инспекция вправе затребовать, а налогоплательщик обязан представить документы и информацию (подп. 6 п. 1 ст. 23, подп. 1, 2 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). При этом законодательством не установлен закрытый перечень документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения. Кроме того, поскольку проверка правильности исчисления и уплаты налога проводится налоговым органом, то именно он, а не налогоплательщик определяет полноту и комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки. А значит налогоплательщик не вправе отказывать в предоставлении имеющихся у него документов, которые относятся к проверяемому периоду, в том числе регистров бухгалтерского и налогового учета, аналитических материалов по причине того, что они по его мнению не относятся к предмету проверки.

О том, в каких случаях выездная проверка проводится на территории налоговой инспекции, читайте в материале «Место проведения выездной налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Также ведомство указало, что на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу могут оказывать влияние косвенные обстоятельства, в том числе касающиеся возможного получения необоснованной налоговой выгоды. А значит, требуется оценка отдельных первичных документов и документов налогового или бухгалтерского учета, проверка их достоверности, правильности и полноты отражения на основании анализа данных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, указанных в данных документах.

Позицию налоговых органов поддерживают и суды. Так, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. № 441-О-О выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.

1 С текстом решения ФНС России от 19 июня 2019 г. № СА-4-9/[email protected] по жалобе налогоплательщика можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России.

ФНС: на выездной проверке по НДС инспекция может запросить даже кадровые документы

Во время выездной проверки по НДС у налогоплательщика могут быть запрошены любые документы. В том числе те, которые не являются первичными и не имеют прямого отношения к формированию налоговой базы. К ним, в частности, относятся оборотно-сальдовые ведомости, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников. Решение ФНС России от 19.06.19 № СА-4-9/[email protected], из которого следует озвученный вывод, опубликовано на сайте налогового ведомства.

Позиция налогоплательщика

В ходе выездной проверки по НДС инспекция истребовала документы за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Среди прочего налоговики запросили следующие документы: главную книгу, оборотно-сальдовую ведомость в разрезе контрагентов (годовую и поквартальную), приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера, должностные инструкции, штатное расписание, табель учета рабочего времени, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журналы-ордера, ведомости, анализы счетов и субсчетов, карточки по счетам по контрагентам.

Не согласившись с требованием, организация обратилась с жалобой в вышестоящий налоговый орган, то есть ФНС России. По мнению налогоплательщика, перечисленные выше документы не относятся к предмету выездной налоговой проверки (правильности исчисления НДС). Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в постановлении Верховного суда РФ от 09.07.14 № 46-АД14-15 указано, что карточки счетов по детализации расходов хозяйственных операций, расшифровка отдельных счетов бухгалтерского учета, главные книги, оборотно-сальдовые ведомости по счетам, штатное расписание не являются документами, необходимыми для исчисления и уплаты налогов. Аналогичная позиция содержится в постановлениях АС Московского округа от 09.02.15 № А40-32972/14 и ФАС Поволжского округа от 19.09.13 № А55-31523/2012.

Выездная налоговая проверка по НДС: как долго она может продолжаться?

Непрерывно выездная проверка по НДС может проводиться не более двух месяцев (хотя этот срок может быть продлен), при этом такой срок может прерываться и фактически контрольные мероприятия могут длиться гораздо дольше.

Проверяемый период также ограничен: (три) года, предшествующие году, в котором было вынесено решение о проведении этой проверки.

По итогам проведенной выездной проверки составляется акт в котором отражаются её результаты, то есть выявленные нарушения налогового законодательства, либо отсутствие таковых в части соблюдения организацией своих налоговых обязанностей, в частности, обязанности вести раздельный учет НДС, добросовестно осуществлять свою деятельность и не допускать незаконное возмещение НДС и т.д.).

Акт вручается налогоплательщику и после истечении пятнадцати рабочих дней со дня такого вручения (если организацией не реализовано свое право на защиту при налоговых проверках и не представлены письменные возражений на этот акт), налоговый орган в течение десяти рабочих дней выносит решение по результатам проверки.

Руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

  • решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения;
  • решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения.

Также обязательными являются указания в решении на:

  • срок обжалования вынесенного решения;
  • порядок обжалования этого решения.

При несогласии или выводе о нарушении своих прав налогоплательщик имеет право обжаловать все акты (действия и бездействия) ИФНС РФ, которые имели место в ходе проведения налоговой проверки (как камеральной, так и выездной), при оформлении ее результатов, рассмотрении ее материалов, а также непосредственно принятое ИФНС РФ решение.

С 1 января 2014 г. акты принятые ИФНС РФ решения и действия их должностных лиц обжалуются в вышестоящую ИФНС РФ, и лишь после этого могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Новый вид проверок: тематические выездные проверки по НДС

Еще недавно мы писали о том, что «средняя цена налоговой проверки в Москве — 40-50 млн. рублей. Но вектор налоговой политики в этом направлении меняется: теперь компаниям не прощают даже малые суммы, что вполне объяснимо с точки зрения необходимости пополнять бюджет.

Сегодня главный критерий проверки — наличие разрыва по НДС. Внимание ФНС может привлечь разрыв даже на несколько сот тысяч рублей. Кроме того, инспекция может проверить отчетность только за один квартал. Налоговики говорят, что сейчас определяющий источник информации для назначения выездной проверки — это не столько отклонения от различных среднестатистических показателей или несоблюдение требований Концепции планирования выездных проверок, а данные из программы «АСК НДС» и сведения от полиции и Росфинмониторинга. Понятное дело, что эти сведения в основном о контрагентах фирм-однодневок. В «АСК-НДС» инспекторы видят, с какой компанией вы работаете, а в цепочках поставщиков видят налоговый разрыв (если кто-то из поставщиков в любом колене не заплатил НДС). В том числе налоговики мониторят на предмет разрывов и прошлые периоды.

Читайте так же:  Платежное поручение на уплату земельного налога

Основным принципом назначения ВНП всегда была необходимость для налоговых органов провести ее как можно более результативно и начислить как можно больше недоимку. В последние годы добавился еще и принцип того, что доначислять недоимку можно только тем, кто может ее оплатить — т. е. реальному бизнесу. Именно поэтому проверки были как правило глубиной в три года и касались всех налогов. Теперь налоговики будут проверять на налогоплательщиках новый способ воздействия — выездная проверка по НДС за короткий период со всеми правами налоговых органов, предусмотренными НК РФ: опросами сотрудников и контрагентов, выемкой документов и осмотрами помещений.

Несмотря на то, что камеральные проверки по НДС оказались очень результативными, налоговые органы продолжают совершенствовать методы работы с налогоплательщиками. Похоже, что с тематическими ВНП будут приходить к тем, кто упорно не хочет слышать доводов камеральщиков о необходимости ликвидировать разрыв или не согласны с ними. Или к тем, кто работал с однодневками 1-3 года назад, когда «АСК-НДС» не работало в полную силу, и эти однодневки «накрыли» сотрудники полиции или Росфинмониторинга.

Можно сказать, что налоговая решила действовать точечно, чтобы «грехи» у налогоплательщика не накапливались)))

За какой период налоговая может проверять ндс

Существует 2 основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится в отношении каждой сданной налогоплательщиком или налоговым агентом декларации (расчета) по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). В рамках нее налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.

По общему правилу камеральная проверка длится 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой отчетности в ИФНС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем указанный срок не может быть продлен или перенесен. Именно в эти 3 месяца налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить дополнительные документы, связанные с проверкой (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 ).

Выездная проверка – более сложное мероприятие, которое предполагает проверку большого числа документов по проверяемому налогу на территории налогоплательщика или налогового органа (п. 1,3,4 ст. 89 НК РФ). Далее речь пойдет о ней.

Общие положения о налоговых проверках

Видео (кликните для воспроизведения).

В чем главная опасность проведения налоговых проверок? В эффекте неожиданности. Инспекция не обязана предупреждать компанию ни о самом факте грядущих контролирующих мероприятий, ни о сроках их проведения. Однако при определенных обстоятельствах к визиту инспектора все же можно заблаговременно подготовиться, обратив внимание на ряд деталей.

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Итак, законом установлена максимальная временная планка проверяемого периода деятельности компании при выездной проверке – это 36 календарных месяцев. Однако в исключительных случаях этот срок может быть увеличен. А значит, и санкции за нарушения, которые были совершены более чем три года назад, налоговик имеет право применить.

Какие есть исключения?

Сроки выездной проверки по НДС

В соответствии с п.6 ст.89 НК РФ инспекторам отводится два месяца для проведения всех контрольных мероприятий. Этот срок может быть продлен на четыре месяца, а в исключительных случаях – на шесть месяцев. Какие случаи можно считать исключительными, указано в Приложении №4 к Приказу ФНС от 08.05.2015 №ММВ-7-2/[email protected]

Этот перечень не является закрытым, в каждом случае налоговики приводят обоснование необходимости продления. Кроме продления, НК РФ предусматривает возможность приостановления проверки. Основания приведены в п.9 ст.89 НК РФ. Если учесть возможность продления и приостановления, проверка может затянуться на срок до года и даже больше.

Процедура выездной проверки по НДС

Руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о проведении выездной проверки. С этого момента начинается течение срока проверки. Она проходит на территории проверяемой компании. Если организация не может предоставить контроллерам помещения, они могут работать в своей ИФНС. Мероприятие все равно будет считаться выездным.

Максимально допустимая глубина проверки – три года, предшествующие году, в котором вынесено решение. Текущий год тоже могут проверять. При назначении тематической проверки по НДС из-за неподтвержденного вычета инспекторы могут ограничиться одним годом, полугодием или даже кварталом. При этом они обладают всеми обычными полномочиями.

Заранее предупреждать руководителя компании инспекторы не обязаны. Однако должны ознакомить с решением о проведении. В первую очередь, проверяющим понадобятся первичные учетные документы, а также регистры бухгалтерского и налогового учета. Для их получения инспекторы составляют требование о представлении документов.

Комиссия может проводить все контрольные мероприятия, как при любой другой выездной проверке:

Чего инспекторы делать не могут:

  • Истребовать документы до начала проверки,
  • Выходить за рамки предмета проверки, то есть анализировать начисление и уплату налогов, не названных в решении,
  • Выходить за пределы периода проверки, определенного в решении,
  • Безвозвратно забирать оригиналы документов,
  • Отказываться принимать документы на территории компании, требовать везти их в налоговую инспекцию,
  • Требовать нотариально заверенных копий документов,
  • Проводить допросы свидетелей без официального вызова, проводить опросы по телефону.

Оформление результатов ничем не отличается от проверки по любому другому налогу. По завершении работы комиссия составляет справку, ее форма утверждена в Приложении №7 к приказу № ММВ-7-2/[email protected]

В течение следующих двух месяцев комиссия составляет акт, налогоплательщик его получает в течение пяти рабочих дней. В случае несогласия с выводами, изложенными в акте, руководитель компании вправе составить возражения и направить их в ИФНС в течение одного месяца.

Сроки налоговых проверок зависят от их типа. При выездной инспекции проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, не считая года проверки. Однако в этом правиле есть исключения.

По данным юридической статистики, абсолютное большинство налоговых проверок заканчивается доначислением налогов или штрафами.

Но если бизнесмен хорошо знает законы, он может в значительной мере облегчить себе жизнь. В частности, важно владеть информацией о том, какой срок деятельности компании может проверить налоговая. Эти знанию дадут возможность собрать аргументы и в случае необходимости применять их, чтобы защитить свой бизнес.

Как правило, узнав о проверке, предприниматели впопыхах начинают собирать документы, поднимать все архивы. Стоит ли это делать? Попробуем разобраться.

Читайте так же:  Валютный контроль продление срока контракта

Период налоговой проверки зависит от ее типа. В глобальном смысле инспекция налоговиков бывает двух типов:

  • камеральная (инспектор проверяет документы бизнесмена без выезда в его офис);
  • выездная (налоговик приезжает прямо на фирму к бизнесмену и совершает все контролирующие процедуры там).

Как период охватывает камеральная поверка? Только тот, за который предприниматель подал отчетные документы. Иными словами, если декларацию бизнесмен подал за 2 квартал 2018 года, то налоговый инспектор вправе проверить правильность расчётов только за этот промежуток работы. Любые попытки отступить от этого срока нарушают права предпринимателя.

Но тут есть один нюанс. Налоговик имеет право затребовать у организации данные других отчетных периодов, если они понадобилось ему для точности контрольных мероприятий.

Но опасаться этого не стоит: выписать нарушение, выявленное в отчетах, которые сейчас он не проверяет, инспектор не имеет права. Если такое недоразумение возникло, организация должна уверенно оспаривать это решение. Арбитраж в этой ситуации будет на стороне бизнесмена.

При выездной проверке срок ограничивается тремя календарными годами. Ключевое слово здесь – календарный. То есть, если сейчас 2018 год, то проверить могут отчетность только за период с начала 2015 по конец 2017 года.

Текущий год проверке не подлежит. При этом в пределах трех лет может быть проверен абсолютно любой период. Условно говоря, инспектор вправе запросить отчетные документы хоть за одни сутки работы организации.

Как поступить, если в ходе проверки выявлено нарушение, которое было допущено ранее? Волноваться по этому поводу не стоит. Налоговик не имеет на это права, так что доначисления налогов и штрафы в этом случае организации точно не грозят. Инспектор не согласен с этим доводом? Бизнесмен может смело обращаться в суд.

Если предприниматель повелся на эту провокацию и подал уточненную декларацию, налоговик имеет полное право провести по ней дополнительную проверку и в случае обнаружения нарушений — применить санкции.

Сколько выездных проверок могут провести

Кодекс ограничивает жесткими рамками количество выездных проверок. Так, у налогоплательщика инспекторы могут провест

Проверив в течение 1 календарного года сначала налог на прибыль, а потом НДС, ИФНС лишит себя возможности проводить в этом же году проверки по другим налогам.

Решение ФНС

Однако в главном налоговом ведомстве признали требования инспекции обоснованными. Главный аргумент — в Налоговом кодексе нет закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения. Поэтому налогоплательщик не вправе отказаться представить документы, которые относятся к проверяемому периоду, в том числе регистры бухгалтерского и налогового учета, а также аналитические материалы по причине «их не относимости … к предмету проверки».

Проверка правильности исчисления и уплаты налога проводится налоговой инспекцией, на которую указанная обязанность возложена законодательством. По мнению специалистов ФНС, это означает, что именно инспекция, а не налогоплательщик определяет полноту и комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки.

Кроме того, в определении Конституционного суда РФ от 08.04.10 № 441-О-О указано: выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля. В данном случае для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявленными вычетами по НДС, необходимо было провести анализ данных счетов бухгалтерского учета, а также других документов.

С учетом изложенного в ФНС пришли к следующему выводу. Истребованные документы относятся к предмету выездной налоговой проверки, а значит, инспекция обоснованно запросила их у организации.

Выездная проверка: какие налоги

В рамках одной проверки налоговики могут проверить любые налоги, которые вы уплачиваете, — один или нескольк Обычно они проводят комплексные проверки — по всем уплачиваемым организацией или предпринимателем налогам. Так им рекомендует делать ФНС. Забегая немного вперед, скажем, что в этом случае в решении о проведении у вас проверки будет такая формулировка: «по всем налогам и сбора

А вот тематические проверки, которые проводятся по отдельным налогам (только по НДС или только по налогу на прибыль и т. д.), случаются реже. Это невыгодно самим инспекторам, поскольку они ограничены в периодичности проведения выездных проверок у налогоплательщика.

За какой период налоговая может провести выездную проверку

Сама выездная проверка может длиться в течение 2 месяцев, а при самостоятельной проверке налоговиками филиала или представительства организации – 1 месяц (п. 6,7 ст. 89 НК РФ). Указанные сроки отсчитываются со дня вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом выездную проверку могут:

  • продлить на 2 месяца (4 месяца в исключительных случаях) (п. 6 ст. 89 НК РФ; Приложение N 4 к приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] );
  • приостановить на 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • приостановить еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев налоговая не смогла получить запрошенные сведения от иностранных государственных органов и ведомств (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Цели налоговой проверки по НДС

Цель выездной проверки по НДС – анализ правильности и полноты исчисления налога, своевременности его уплаты в бюджет. Инспекторы обратят внимание на следующее:

  • Правильно ли начислен НДС при реализации товаров, работ и услуг,
  • Правомерно ли применена налоговая ставка,
  • Применены ли рыночные цены к операциям, по которым предусмотрено их применение,
  • Нет ли в числе поставщиков компании фирм-однодневок или проблемных компаний,
  • Правомерно ли применены налоговые вычеты, оформлены ли документы, подтверждающие вычет,
  • Восстановлены ли суммы НДС с авансов.

Приведенный перечень не является закрытым. Законодательством не регулируется круг вопросов, которые могут выяснять контроллеры, в каждом случае они сами определяют план и тактику проведения контрольных мероприятий.

По каким причинам назначают выездную проверку по НДС

Первый вопрос, который сразу возникает у любого налогоплательщика – могут ли назначить выездную проверку по НДС у меня? В первую очередь, инспекторы отбирают налогоплательщиков для проведения проверки, руководствуясь Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]).

В частности, выездную проверку по НДС могут назначить, если в отчетности компании заявлены значительные суммы налоговых вычетов или присутствует выстраивание цепочек контрагентов без наличия разумных экономических причин. Безопасную долю вычетов ФНС обновляет ежегодно. Как снизить риск приезда контроллеров, читайте в статье

Инспекторы обратят внимание и на компанию, у которой среди поставщиков есть фирмы-однодневки. Или если у инспекторов есть информация об участии организации в схемах ухода от налогообложения, получении необоснованной налоговой выгоды.

Читайте так же:  Документы в налоговую налог на недвижимость

Так было раньше, а в 2018 году наметилась тенденция к расширению оснований для назначения проверок. Еще недавно инспекторы оценивали размер возможного доначисления налогов по результатам ревизии. Часто назначались комплексные проверки сразу по всем налогам с максимальной глубиной – три года, предшествующие текущему году, захватывался и текущий год. Часто контроллеры ехали к тем, кому можно было доначислить миллионы.

Но в 2018 году ситуация изменилась, теперь компаниям не прощают даже малые суммы. Прежние основания никуда не исчезли, инспекторы по-прежнему руководствуются Концепцией. Но на первое место вышло наличие разрывов по НДС. Под разрывом понимается неподтвержденный НДС, он возникает, если в вашей книге покупок счет-фактура есть, а в книге продаж вашего поставщика нет. У инспекторов появилось понятие тематической ревизии по НДС, ее могут назначить при наличии даже небольшого неподтвержденного вычета. Такая проверка может охватывать всего один квартал, в котором выявлен разрыв по НДС.

Второе изменение последних лет – принцип доначислять налоги реальному бизнесу. То есть тому, кто не скрывается от налоговых органов и в состоянии оплатить недоимку. В свете этого принципа теперь не обязательно, чтобы разрыв НДС образовался с непосредственным поставщиком. Налоговики учитывают всю цепочку поставщиков, в результате проверку могут назначить из-за недобросовестного контрагента второго, третьего или другого звена.

Третья выездная проверка за год

Кроме того, в течение календарного года у налогоплательщика в виде исключения может быть проведена и третья выездная проверка, в частности, если:

Выездная проверка по НДС может обязать вернуть организацию ранее полученные из бюджета суммы возмещения

Юрист
Андриенко Д.В.

Что является угрозой назначения выездной проверки по НДС после камеральной: раздельный учет НДС, законность возмещения, иные обстоятельства?

В отношении налогоплательщика налога на добавленную стоимость может проводиться камеральная налоговая проверка по НДС и выездная налоговая проверка по НДС.

Камеральная и выездная проверки проводятся в целях проверки соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате этого налога: например, , незаконное возмещение НДС и т.д.

В том числе, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогоплательщик обязан вести раздельный учет НДС, что, например, и проверяется на налоговой проверке.

Предметом камеральной и выездной проверки по НДС является правильность исчисления и своевременность уплаты налога при совершении налогоплательщиком хозяйственных операций.

Камеральная проверка по НДС проходит в месте нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и других документов, представленных налогоплательщиком, а также иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка по НДС, по общему правилу, проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Следует обратить внимание, что согласно позиции ФНСРФ одновременно может проводиться как выездная проверка по НДС, так и камеральная, за один и тот же период, на что указано в Письме от 13 марта 2014 года № ЕД-4-2/4529.

Помимо это часто на практике возникает ситуация, когда выездная налоговая проверка по НДС проводится после проведения камеральной проверки за этот же налоговый период и в ее рамках ИФНС РФ повторно проверяет периоды, которые ранее проверялись при проведении камеральной проверки.

Налогоплательщику грозит проверка, если у ИФНС РФ есть информация об его участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) из результатов проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика можно предположить совершение налоговых правонарушениях (в том числе, неведение раздельного учета НДС, незаконное возмещение НДС и т. д.).

В результате, если по итогам прохождения камеральных проверок организация получала возмещение НДС (и возврат из бюджета осуществлялся на основании решений ИФНС РФ), такое возмещение может быть признано в выездной проверке ИФНС РФ незаконным и налогоплательщик будет обязан вернуть в бюджет ранее полученные из него суммы.

Принимая во внимание вышеизложенное, в такой ситуации избежать возможного налогового спора с ИФНС РФ, обусловленного требованием вернуть ранее полученное возмещение НДС вряд ли удастся.

Выездная проверка в филиале

Но если у организации есть филиалы и представительства, то в отношении них инспекторы проводят самостоятельные выездные проверк То есть у организации, имеющей филиалы и представительства, количество выездных проверок в год может быть больше

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В соответствии с НК РФ документы бухгалтерского и налогового учета, а также первичку организации и ИП должны хранить в течение 4 лет с момента окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался при расчете налога или составлении отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2012 N 03-11-11/104 ).

Вот на эти сроки и нужно ориентироваться налогоплательщику.

Выездная налоговая проверка по НДС теперь проводится по-новому. Инспекторы планируют контрольные мероприятия по новым критериям, в зоне риска оказался каждый плательщик НДС. Подробности читайте в нашей статье.

В течение последних лет появились новые тенденции в назначении выездных проверок по НДС. Теперь налоговики руководствуются не только Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок. На первое место вышла задача наполнения бюджета, появилось понятие тематической проверки и изменились критерии отбора налогоплательщиков. Расскажем обо всем подробнее.

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В зависимости от вида документов разнятся сроки их хранения. Если бизнесмен по какой-то причине удалил из архива данные раньше установленного законом срока, ему могут грозить санкции. Вскрыться это может, например, при проведении проверки.

  • По нормам налогового кодекса на организациях лежит обязанность хранить документы о налоговом учете не менее 4 лет.
  • Срок для сохранения в архивах первичных учетных документов дольше – не менее 60 месяцев.

Совсем избежать налоговых проверок не может ни одна организация или компания. Даже если предприниматель работает максимально добросовестно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно и то, знает ли предприниматель свои законные права, поскольку нередко даже стабильно работающие компании могут попасть под санкции из-за действий инспекторов, которые нацелены на то, чтобы любым возможным способом найти нарушение.

Источники

Выездная налоговая проверка по ндс что проверяют
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here