Земельный налог статья налогового кодекса

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Земельный налог статья налогового кодекса". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Налоговый кодекс для начинающих

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Земельный налог
Глава 31 НК РФ

Где введена уплата земельного налога

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы. Например, в Москве от земельного налога освобождены, в числе прочего, товарищества собственников жилья (в отношении участков, используемых в уставной деятельности) и негосударственные некоммерческие образования (в отношении земли, занятой объектами образования, здравоохранения, соцобеспечения и культуры) * .

* Подпункты 11 и 12 части 1 статьи 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.04 № 74.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3 процента. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. К примеру, на территории города Перми гаражи облагаются земельным налогом по ставке 0,2 процента ** . А в городе Кумертау республики Башкортостан для участков под объектами торговли, общепита и бытового обслуживания предусмотрена ставка 0,7 процента *** .

** Положение о земельном налоге на территории города Перми, утвержденное решением Пермской городской думы от 08.11.05 № 187.

*** Решение Совета городского округа г. Кумертау республика Башкортостан от 19.11.08 № 14-3.

Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.

До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

Читайте так же:  Возврат ндфл с обучения в вузе

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму 10 000 руб. В список входят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации и инвалиды. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля 2010 года, и продала 20 сентября 2010 года. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Госреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

Как отчитываться по земельному налогу

Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

В муниципальных образованиях, где введены отчетные периоды, налогоплательщики-компании и ИП до конца 2010 года сдавали расчеты по авансовым платежам. Начиная с 2011 года расчеты по авансовым платежам отменяются для всех без исключения налогоплательщиков (обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению годовой декларации остается).

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 394 НК РФ. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Другой комментарий к Ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 391 НК устанавливает один из обязательных элементов земельного налога — порядок определения налоговой базы.

В основу определения суммы налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения — кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельных участков определяется в процессе государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре.

С 01.01.2010 статьей 391 НК разъяснен вопрос, как определяется налоговая база по участку, если он был образован в течение налогового периода, — как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Статья 388. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статья 389. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Читайте так же:  Ветеран подоходного налога

Статья 390. Налоговая база
1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 393. Налоговый период. Отчетный период
1. Налоговым периодом признается календарный год.2. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.3. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Статья 394. Налоговая ставка
1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства;приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Наше СНТ имеет участок земель общего пользования, какдастровая стоимость которого не определена. Как правильно заполнить декларацию по зем.налогу и исходя из каких ставок платить налог?

Глава 31 НК РФ. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

[ действующая редакция ]

Задайте вопрос юристу:

Комментарии к ст. 394 НК РФ

На основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Представительные органы муниципальных образований вправе дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Следовательно, вопрос о снижении ставок земельного налога или о предоставлении льгот по уплате земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены те или иные объекты, может быть решен представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Главой 31 НК РФ не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (см., например, письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-05-04-02/46).

При применении статьи 394 НК РФ следует иметь в виду, что в отношении земельного участка, в кадастровой выписке о котором по виду разрешенного использования указано «для ведения дачного строительства», должна применяться налоговая ставка земельного налога 0,3 процента, установленная в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства.

Статья 387. Общие положения

Статья 387. Общие положения

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 387 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ в пункт 1 статьи 387 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Пункт 2 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Статья 391 НК РФ. Порядок определения налоговой базы

Новая редакция Ст. 391 НК РФ

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Абзацы 4 — 7 утратили силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Читайте так же:  Заполнить декларацию для возврата налога за лечение

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

4. Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

6. Утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Понятие земельного налога

Земля является недвижимостью, а все недвижимые объекты облагаются налоговыми обязательствами. Земельный налог – это взносы, которые обладатели наделов должны вносить в государственный бюджет за право пользоваться землей, предоставленное им одним из разрешенных способов. Налоговыми ставками облагаются все физические и юридические лица, которые имеют в своей собственности земельные участки, либо пользуются ими на правах бессрочного или постоянного пользования, или получили их в наследство.

Земельный налог насчитывается за календарный год и уплачивается один раз в год. Выставляемая сумма выплат рассчитана за прошедший период с учетом времени владения землей – полный год или только его часть. Уплачивать земельный налог обязаны все налогоплательщики, которые в том или ином виде владеют участками на территории РФ. Это могут быть как граждане, так и иностранцы.

Сумма взносов индивидуальна и зависит от размера надела, его месторасположения и иных важных нюансов. Налоговый кодекс предусматривает максимальные ставки налогообложения, которые на региональном уровне могут быть снижены, но не увеличены.

Объект налогообложения

Статья 389 главы 31 НК РФ регламентирует перечень объектов, подлежащих налогообложению. Законодательные нормы оговаривают, что ими могут считаться те участки земли, которые находятся в пределах Российской Федерации и на которых распространяется действие предписанной нормы.

Земельные взносы за имеющиеся во владении наделы взимаются в таких случаях:

  1. Земля является собственностью физического лица или организации.
  2. Участок документально оформлен в бессрочное пользование.
  3. Недвижимость получена по наследству на правах пожизненного владения.

В этой же статье прописываются объекты земельной недвижимости, к которым не могут применяться налоговые ставки. К ним относят:

  1. Земли, которые были изъяты из оборота или ограничены в общем обороте. К таким участкам относят заповедные зоны, памятники археологии, территории на которых располагаются культурные объекты, внесенные в Перечень всемирного наследия.
  2. Участки, засаженные лесом.
  3. Наделы, на которых располагаются водные массивы и которые входят в состав водного фонда.
  4. Земля, которая входит в общее имущество многоквартирных домов.
Читайте так же:  Кадастровый налог на имущество физических лиц

К объектам налогообложения не относят те земли, что были взяты в аренду или выданы для безвозмездного пользования.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по НК РФ ч. 2

«О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»

«О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«О бюджетной политике на 2002 год»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по НК РФ ч. 2

«Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»

«Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»

«Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по НК РФ ч. 2

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

«О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Законы Российской Федерации по НК РФ ч. 2

«О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

«О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Налоговый период

Налоговым периодом в общих случаях признается один календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Взносы рассчитываются за 12 месяцев прошедшего года. Расчет налога на землю производится по окончании календарного года и после получения годовой отчетности и сведений из реестра недвижимости о зарегистрированных правах или отчуждении земельных участков. Обычно налоговая инспекция суммирует полученные сведения не раньше, чем закончится первый квартал текущего календарного года.

Для некоторых налогоплательщиков не может быть применен весь календарный год для подсчета размеров налоговых взносов. Связано это бывает с тем, что они приобрели земельный надел в течение отчетного периода или наоборот в данный отрезок времени перестали быть его владельцем. В таких случаях налоговым периодом считается только то время, в течение которого налогоплательщик был реальным владельцем земли. Расчет суммы взносов производится в процентном соотношении к сроку владения.

Расчет платежей

Подсчет земельного налога производится налоговыми инспекторами. Но для налогоплательщика не лишним будет понимать, каким образом производится расчет. Для самостоятельного исчисления можно воспользоваться следующей формулой:

НЗ – налог на землю,
КЦ – кадастровая цена объекта недвижимости,

ПС – применяемая процентная ставка.

Если налогоплательщик подпадает под действие льготы в виде частичного уменьшения налоговой базы, то формула выглядит так:

Л — это сумма льготы, на которую уменьшается налогооблагаемая база.

Если срок владения земельным наделом меньше календарного года, то применяется следующая формула:

НЗ = ((КЦ / 12) * М) * ПС

12 – это количество месяцев в году,

М – количество месяцев, на протяжении которых земля находилась в собственности налогоплательщика. Обратите внимание, что дни не учитываются при расчете, а месяц всегда принимается за единицу, независимо от даты оформления земли в пользование или ее отчуждения.

Порядок и срок оплаты

Налоговый кодекс устанавливает, что конечным сроком для оплаты земельного налога является 1 декабря текущего года. Налоговые взносы при этом производятся за прошедший календарный период. В соответствии с установленной датой последним днем оплаты считается 30 ноября. Но в регионах местными властями могут устанавливаться и более ранние сроки для внесения платежей, но не позже 1 декабря.

Налоговая инспекция обязана своевременно рассчитать сумму налоговых сборов и уведомить каждого налогоплательщика о необходимости оплаты.

По закону письменное уведомление должно быть доставлено собственникам земли не позднее, чем за 30 дней до крайней даты выплаты.

На сегодняшний день многие налогоплательщики получают не бумажные, а электронные письма. Но даже отсутствие уведомления не снимает с лица обязанности по внесению налоговых взносов.

Оплата начисленной суммы может производиться любым удобным для налогоплательщиков образом – в кассах банков, через терминалы или посредством внесения различных электронных платежей. Главное, чтобы у собственника осталось подтверждение проведенной операции, а налог был полностью оплачен до крайней даты уплаты.

Предоставление льгот

Все виды налогообложения подразумевают наличие льготных категорий, которые могут быть полностью освобождены от уплаты налога на землю или на них распространяются частичные льготы, позволяющие уменьшить сумму взносов.

Существует два типа льгот:

  1. Федеральные – распространяющиеся на всех налогоплательщиков.
  2. Региональные – действующие на определенных территориях.

Под федеральные льготы подпадают следующие группы лиц:

  1. Герои Советского союза и России, а также кавалеры ордена славы.
  2. Участники боевых действий, являющиеся ветеранами или получившие инвалидность в связи с увечьями.
  3. Инвалиды всех групп кроме третьей.
  4. Инвалиды детства.
  5. Облученные при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
  6. Лица, принимавшие участие в испытании ядерного оружия, а также те, кто ликвидировал последствия действий ядерных установок.
  7. Люди, получившие лучевую болезнь и признанные в связи с этим инвалидами, которые принимали участие в ядерных и космических испытаниях.

Все эти категории могут рассчитывать на уменьшение налоговой базы. А вот малочисленные народы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири полностью освобождены от налогового бремени в части земельных наделов.

На региональном уровне местные власти зачастую полностью или частично освобождают от уплаты пенсионеров, малообеспеченных лиц и многодетные семьи.

Кодексы РФ

Популярные материалы

Ставка налога

Земельный налог исчисляется по установленным законам ставкам. Существуют показатели, установленные на федеральном уровне, которые могут использоваться местными органами властями без изменения или корректироваться ими по необходимости. Следует учитывать, что изменять принятые ставки можно в сторону уменьшения, а вот увеличивать установленный процентный барьер запрещено.

Итак, налог на землю исчисляется в размере 0,3% от кадастровой стоимости в следующих случаях:

  1. Участок предназначен для сельскохозяйственных работ. Это могут быть также и земли в пределах населенных пунктов, которые включены в зоны сельхозназначения и используются в соответствии с ним.
  2. Земля, находящаяся под уже построенными жилыми объектами или предназначенная под будущее строительство жилплощади.
  3. Наделы для ведения подсобного хозяйства – животноводства, садоводства, огородничества.
  4. Территория, которая занята под таможенные нужды, а также используется для обороны и безопасности РФ.

Объекты, которые не попали в данный перечень, облагаются по ставке 1,5%.

Законодательная база

Налог на землю вплоть до конца 2004 года устанавливался Законом РФ №1738-1 «О плате за землю» от 1.10.1991 года. Однако в ноябре 2004 года был принят Федеральный закон №141-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс, а именно добавил в нее главу 31. В соответствии с новой редакцией ФЗ с 1 января 2005 года в силу вступали новые правила исчисления налога на землю. С этого момента основным законодательным актом в части налогообложения владельца земельных участков стал НК РФ.

Читайте так же:  Отчетность ип в конце года

В сентябре 2017 года некоторые пункты главы 31 НК РФ были пересмотрены, по причине введения новых норм для исчисления земельных взносов. Основным изменением, которое повлияло на саму суть расчетов, стал иной подход к формированию налоговой базы. В частности, для исчисления размера взносов с 2018 года за основу берется кадастровая стоимость земли. Она определяется по данным, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости, и тем фактам, которыми располагает налоговая инспекция.

ФЗ № 286 предусматривает поэтапный переход на новую систему расчета в течение трех лет с 2018 года до 2020 года включительно.

Комментарий к Статье 391 НК РФ

Налоговая база по каждому земельному участку определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра. Налоговую базу для граждан определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, ведущих государственный земельный кадастр, регистрирующих права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также от органов муниципальных образований.

Статья 391 Кодекса предоставляет некоторым категориям владельцев земельных участков возможность уменьшать налоговую базу на 10 000 руб. Это касается, в частности, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, а также лиц, которые принимали участие в ликвидации аварий на ядерных объектах. Кроме того, местные органы власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговые льготы в виде не облагаемой налогом суммы (п. 2 ст. 387 НК РФ). Такие налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по формуле:

Налоговая база = КСТ — НС,

где КСТ — кадастровая стоимость земельного участка;

НС — не облагаемая налогом сумма.

Некоторые налогоплательщики имеют право на льготы по земельному налогу, установленные ст. 395 НК РФ, в виде освобождения от налога земельных участков, используемых для определенной деятельности.

Обратите внимание, что в случае, когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Другими словами, в этом случае налогоплательщику земельный налог платить не нужно.

Налогоплательщики

Субъектами налогообложения, в соответствии со статьей 388 НК РФ, считаются физические лица и организации, которые обладают наделами земли на следующих условиях:

  1. На правах собственности.
  2. По договору бессрочного пользования.
  3. По праву пожизненного наследования.

Не включаются в перечень налогоплательщиков те лица, которые получили землю:

  1. По праву срочного или бессрочного безвозмездного пользования.
  2. На основании договора аренды.

Отдельно в статье выделены налогоплательщики, которые входят в состав паевых инвестиционных фондов. НК определяет, что налог взимается с управляющих компании, но уплачиваться он должен за счет имущества, которое входит в паевой инвестиционный фонд.

Налоговая база

С 2018 года налоговой базой считается кадастровая стоимость земельных участков, которые признаны объектами налогообложения. Определение кадастровой стоимости отдельного взятого участка производится в соответствии с законодательными нормами РФ.

Размер налога на землю рассчитывается для каждого собственника отдельно, с учетом следующих особенностей:

  1. Размера земельного надела.
  2. Месторасположения его.
  3. Наличия льгот у налогооблагаемого лица.
  4. Иные важные аспекты.

Каждый земельный участок имеет свою кадастровую стоимость. Узнать ее собственник может, подав запрос в Росреестр или зайдя на официальный сайт государственного реестра, где данную информацию можно получить бесплатно в один клик.

Важно помнить, что размер стоимости определяется в соответствии с установленными нормами, а потому несогласие с выставленной кадастровой ценой должно оспариваться официально. Для этого налогоплательщик может обратиться в Комиссию по рассмотрению споров или сразу в судебную инстанцию. Для юридических лиц обязательно сперва подавать обращение в Комиссию, а уже затем при отсутствии удовлетворяющего результата в суд.

Порядок определения

Сумма земельного налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При вычислении размера взноса берется налоговая ставка, которая действует в данном регионе. Она может определяться по федеральному законодательству или регламентироваться местными нормативно-правовыми актами.

Налог на землю рассчитывается за прошедший отчетный период, коим признается календарный год. При определении налоговой базы выделяются следующие особенности:

  1. При ошибочной оценке кадастровой стоимости производится перерасчет ранее начисленных сумм по каждому налоговому периоду отдельно.
  2. Если цена земельного участка была пересмотрена в результате вердикта, вынесенного Комиссией или судебной инстанцией, то ее размер изменяется с момента подачи заявления о пересмотре стоимости.
  3. Изменение стоимости в ином порядке не позволяет изменить установленную кадастровую цену в текущем налоговом периоде, а применяет новые цифры, начиная с 1 января нового отчетного года.

При определении налоговой базы участков, которые располагаются на границе двух и более регионов, расчет производится отдельно по каждому субъекту в долях от общей установленной стоимости по кадастру. То же правило применяется в случаях, когда одним наделом владеют сразу несколько лиц. Сумма взносов определяется в процентном соотношении к размеру долевой собственности.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по НК РФ ч. 2

«О внесении изменений в пункт 1.50 Контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»

«О внесении изменений в Контрольные соотношения показателей декларации по НДС, представляемой за 1 квартал 2019 года»

«О рекомендациях по типовым вопросам применения упрощенного порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного п. 1.1 ст. 386 Налогового кодекса Российской Федерации» (вместе с «Письмами» ФНС России от 18.12.2019 N БС-4-21/[email protected], от 28.10.2019 N БС-4-21/21931, от 12.08.2019 N СД-4-21/[email protected], от 06.02.2020 N БС-4-21/[email protected], от 30.07.2019 N БС-4-21/14961)

Земельный налог в 2020 году по НК РФ

Земельные участки — тоже недвижимость, они могут являться собственностью или быть оформлены в бессрочное пользование, и в том и в другом случае физические и юридические лица обязаны ежегодно выплачивать налоговые взносы за эксплуатацию земельного фонда в собственных интересах.

Начисляется земельный налог по НК РФ. Субъекты и объекты налогообложения регламентируются главой 31 Налогового кодекса. На региональном уровне размер взносов и порядок их уплаты определяется нормативно-правовыми актами, изданными местными органами самоуправления, но основой для установки собственных правил служит НК РФ.

Декларирование

Оплаченный земельный налог должен отражаться в декларациях. Но это правило распространяется исключительно на организации, которые владеют наделами или взяли их в бессрочное пользование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подать декларацию обязано каждое юридическое лицо. Срок сдачи отчета установлен до 1 февраля, по истечении отчетного периода. Декларация подается по месту учета организации в налоговую инспекцию. На сегодняшний день этот документ заполняется в электронном виде и передается в ФНС по специальной программе.

Источники

Земельный налог статья налогового кодекса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here