Жалоба на выездная проверка налоговой

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Жалоба на выездная проверка налоговой". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговые споры являются одновременно и самой сложной, и самой распространенной категорией судебных разбирательств с государственными органами. При этом залог успеха во многом зависит от правильного алгоритма работы и формирования правовой позиции. Применительно к оспариванию налоговых доначислений за последние годы возрастает роль досудебной стадии оспаривания, так как налоговые органы перестали формально относиться к позиции налогоплательщиков и отдавать разрешение спора на откуп судам. Процедура досудебного обжалования налоговых споров регулируется главой 19 Налогового кодекса. Разобраться в порядке и стратегии налогоплательщиков при взаимодействии с налоговой инспекцией, поможет чек-лист, подготовленный Романом Шишкиным, МКА «Филиппов и партнеры», партнер ООО «Хопфен консалтинг», к. ю. н.

Чек-лист

Проведение выездной налоговой проверки (окончание – составление справки о проведенной проверки).

Проверить соблюдение налоговым органом процессуальных сроков и порядка проведения мероприятий налогового контроля. Напомним, что выездная налоговая проверка проводится в срок, не превышающий 2 месяца, если проверка не была официально продлена решение вышестоящего налогового органа (может быть продлена до 4-х и 6-и месяцев) (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Проверить сроки приостановления проверки – он не может превышать 6 месяцев.

Не допускать на законных основаниях сотрудников налоговой инспекции на территорию организации в период выездной налоговой проверки. В случае проведения осмотра проверить полномочия проверяющих (необходимо предъявление служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверке, в рамках осмотра должны присутствовать понятые).

Проверить, были ли соблюдены права налогоплательщика при выемке документов и предметов. Так, выемка проводится на основании отдельного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятных. По результатам выемки составляется протокол.

Убедиться в том, что налогоплательщик ознакомлен с соответствующим постановлением в случае назначения экспертизы.

Провести обучающее мероприятие для сотрудников об их правах и обязанностях в рамках проводимых налоговым органом допросов сотрудников.

Следить за соблюдением сроков предоставления документов в налоговый орган. Напомним, что истребованные у налогоплательщика документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования об их представлении.

Подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен налоговым органом не позднее 2-х месяцев с момента составления справки о проведенной проверке:

  • анализ и отражение в возражениях всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • представление в налоговый орган дополнительных документов и информации, которая отсутствовала при проверке, но имеет важное значение для итоговых выводов;
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;
  • личное участие в рассмотрении возражений в налоговом органе.

Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

По итогам рассмотрения возражений может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 1 месяц (фактическое возобновление проверки для проверки доводов, изложенных в возражениях). По итогам данной стадии также подаются дополнительные возражения.

По итогам рассмотрения возражений выносится решение налогового органа по налоговой проверке.

Подготовить апелляционную жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяц с момента получения решения по проверке налогоплательщиком:

  • анализ и отражение в апелляционной жалобе всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом будет вынесено решение о ее полном или частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении.

Подготовить исковое заявление в суд в течение 3 месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа:

  • анализ и отражение всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;

Участие в судебных заседаниях.

Обжалование судебных актов, в случае полного (частичного) отказа в удовлетворении заявленных требований.

Встречаем выездную проверку

Для любой компании назначение выездной налоговой проверки ассоциируется с неминуемым доначислением налогов, штрафами, пенями. При этом мало кто из бухгалтеров может с уверенностью сказать, что подкован в процедуре проведения выездной налоговой проверки. А между тем зачастую на основании именно процедурных недочетов, допущенных инспекторами в ходе проверки, можно выиграть налоговый спор в суде. О правах и обязанностях налоговых инспекторов в рамках выездных налоговых проверок мы побеседовали с Еленой Алексеевной Муравьевой, заместителем руководителя Управления ФНС России по Московской области.

Елена Алексеевна, здравствуйте! Вот такой вопрос пришел от наших читателей. Компания перешла на налоговый учет в другую налоговую инспекцию. В ходе выездной проверки инспектор из налоговой инспекции по новому месту налогового учета запросил у компании документы, которые ранее уже были представлены в предыдущую налоговую инспекцию в рамках проведения камеральной проверки. Должна ли компания повторно представлять инспектору документы?

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Учитывая это обстоятельство, а также то, что запрашиваемые документы уже были представлены в налоговый орган по предыдущему месту постановки на учет компании в рамках проводимой камеральной налоговой проверки, она имеет право повторно не представлять запрашиваемые документы инспекторам, проводящим выездную проверку по новому месту постановки на учет. Исключение составляют случаи, когда документы, ранее представленные в налоговый орган в виде подлинников, были впоследствии возвращены проверяемому лицу, а также случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы. Это предусмотрено пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса.
Однако следует иметь в виду, что данная норма вступила в силу с 1 января 2010 года и применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2010 года 1 .

Читайте так же:  Налогового вычета на детей когда прекращается

А если по решению руководителя инспекции проведение выездной проверки было приостановлено на месяц, однако в этот период инспектор, проводивший проверку, осуществлял опрос свидетелей, имеющих отношение к деятельности нашей компании. Правомерны ли действия инспектора?

Да, правомерны. На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у проверяемого лица, а также действия налогового инспектора на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с выездной проверкой. Вместе с тем налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля 2 . При этом данное право реализуется должностными лицами налоговых органов независимо от вынесения решения о приостановлении проведения выездной проверки.

Елена Алексеевна, скажите, пожалуйста, вправе ли инспектор при проведении выездной проверки затребовать у организации личные дела и трудовые книжки работников?

Да, должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, вправе затребовать личные дела и трудовые книжки работников проверяемого налогоплательщика, если они необходимы для проведения выездной налоговой проверки. Это предусмотрено Налоговым кодексом 3 .

Следующий вопрос. Нашей компании назначили выездную проверку. Через месяц после ее начала инспекция решила запросить документы у контрагентов проверяемого лица и на этом основании приостановила выездную проверку на 6 месяцев. Затем проверка возобновилась, однако через некоторое время инспекция решила провести экспертизу и еще на 6 месяцев приостановила выездную проверку. Правомерны ли действия инспекции?

Нет, не правомерны. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев 4 . Этот срок может быть увеличен еще на 3 месяца только в случае, если выездная налоговая проверка была приостановлена в связи с получением информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение 6 месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.

По результатам выездной проверки инспектор установил завышение расходов и, следовательно, занижение налога на прибыль на основании документов, которые были ранее представлены и проверены в ходе проведения камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Инспектор, проводивший выездную проверку, отказал в признании для целей налогообложения расходов по этим документам и доначислил налог на прибыль. Допустимо ли это?

Да. В силу ограничений, установленных статьей 88 Налогового кодекса по процедуре истребования у налогоплательщиков в ходе камеральных проверок документов, инспектор, проводивший камеральную проверку, не мог истребовать у налогоплательщика в полном объеме все необходимые документы и, соответственно, не мог установить данное налоговое правонарушение, обнаруженное в дальнейшем в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Компания сама обнаружила ошибки в декларации и подала в инспекцию уточненную декларацию, в которой исчислила сумму налога к уплате. Уточненная декларация представлена в инспекцию после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога. Будет ли в данном случае налагаться штраф?

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения сроков подачи налоговой декларации и уплаты налога, то плательщик освобождается от ответственности в случаях:

  1. представления уточненной налоговой декларации до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  2. представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По итогам выездной проверки нашей компании инспекцией был составлен акт. Фирма представила в инспекцию возражения по этому акту, однако по результатам их рассмотрения инспекция приняла решение о проведении дополнительных мероприятияй налогового контроля. Правомерны ли действия инспекции?

Да, правомерны. В ходе рассмотрения материалов выездной проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля 5 . В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

А какие это могут быть мероприятия? Сколько по времени они могут длиться?

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы 6 .
Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составляет один месяц со дня принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Итоги проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть отражены в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или в решении об отказе в привлечении к ответственности.

О.С. Ястребкова,
ведущий юрисконсульт компании «Кузьминых, Евсеев и партнеры»

Как производится исчисление сроков на вынесение налоговым органом решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по акту выездной налоговой проверки?

Решение по результатам рассмотрения акта налоговой проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений по указанному акту должно быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Решение принимают в течение 10 дней с момента истечения срока, установленного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменных возражений по акту налоговой проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Может ли компания обжаловать действия налоговых инспекторов, которые проводят в компании выездную проверку, если компания не согласна с какими-либо методами проведения проверки? Если может, то в какие сроки и куда надо подать жалобу?

В случае если проверяемый налогоплательщик не согласен с какими-либо действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа при проведении выездной налоговой проверки, он имеет право обжаловать такие действия (бездействие) в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном статьями 139—140 Налогового кодекса. Жалоба подается в письменной форме. Также могут быть приложены документы, подтверждающие доводы, изложенные в ней.
Если обжалуются действия (бездействие) должностных лиц налоговой инспекции, то жалоба подается либо начальнику налоговой инспекции, должностные лица которой проводят выездную налоговую проверку, либо в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда проверяемый налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Судебное обжалование актов (в т. ч. нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл за два года

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина», участник Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной думы РФ по бюджету и налогам

Несмотря на наличие приказа МНС России от 16 июля 2004 года N САЭ-4-14/44дсп@#, который не был опубликован и, соответственно, не имеет юридической силы, мы до сих пор можем руководствоваться в своей работе Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке (далее — Регламент), утвержденным приказом МНС России от 17 августа 2001 года N БГ-3-14/290.
В пункте 4 статьи 139 Налогового кодекса предусмотрено, что лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Последствием отзыва жалобы, что установлено непосредственно указанной нормой, является невозможность подачи организацией повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Из этого следует, что налогоплательщик при отзыве жалобы не лишается права на подачу повторной жалобы:

  • в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, но по другим основаниям, нежели те, по которым подавалась первоначальная жалоба;
  • по тем же основаниям, по которым подавалась первоначальная жалоба, но в другой вышестоящий налоговый орган или другому вышестоящему должностному лицу, чем те, куда подавалась первоначальная жалоба.

Сроки подачи повторной жалобы аналогичны срокам, установленным пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса для подачи первоначальной жалобы (например, пост. ФАС СЗО от 30.01.2006 по делу N А66-7433/2005). На подачу повторной жалобы распространяется также и предусмотренная налоговым законодательством возможность восстановления срока подачи жалобы в случае его пропуска по уважительной причине.

В компании проведена выездная проверка по налогу на прибыль. По итогам проверки инспекторы нарушений порядка исчисления и уплаты налога на прибыль не установили, однако обнаружили нарушения порядка ведения кассовых операций. В результате и организацию, и руководителя по итогам выездной проверки привлекли к административной ответственности. Есть ли такие полномочия у налоговых органов?

Да, у должностных лиц налогового органа есть такие полномочия. Они предусмотрены Налоговым кодексом 7 , а также статьей 23.5 во взаимосвязи со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В ходе проведения выездной проверки инспекция направила компании требование о представлении документов, заверенное старшим налоговым инспектором, проводящим проверку. Имеет ли законную силу такое требование, если оно подписано рядовым инспектором, а не руководителем (заместителем руководителя) инспекции?

Да, имеет. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов 8 . Форма требования о представлении документов (информации) утверждена приказом ФНС России 9 .
При этом форма указанного документа не предусматривает в качестве обязательных реквизитов подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печать налогового органа.

О борьбе с уклонением от уплаты налогов

Подготовила Татьяна Верховцева

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (в ред. от 22.07.2008)
2 подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ
3 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ
4 п. 9 ст. 89 НК РФ
5 п. 6 ст. 101 НК РФ
6 п. 6 ст. 101 НК РФ
7 п. 15 ст. 101 НК РФ
8 п. 1 ст. 93 НК РФ
9 приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

ВС РФ: внеплановая выездная проверка по жалобе гражданина может проводиться без согласования с прокуратурой, только если осуществляется незамедлительно

PORTRAIT IMAGES ASIA BY NONWARIT / Shutterstock.com

Проведение внеплановой выездной проверки без согласования с органами прокуратуры допускается, но только если она проводится незамедлительно (ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294-ФЗ). ВС РФ квалифицировал как грубое нарушение неизвещение прокуратуры о проведении проверки при том, что условие о незамедлительности реагирования на жалобу также было нарушено контролирующим органом. (постановление ВС РФ от 3 апреля 2017 г. № 127-АД17-2). Ведь об осуществлении такой проверки прокуратуру необходимо известить в течение 24 часов. Речь идет о проверках, проводимых на основании обращений граждан в том числе по факту причинения вреда жизни и здоровью людей, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами и т. д. (ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Как защитить репутацию бизнеса при проведении проверок? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

ВС РФ пришел к такому выводу, рассмотрев жалобу юрлица на неправомерно возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении. По результатам изучения жалобы Суд установил, что ГИТ провела внеплановую выездную проверку работодателя-юрлица на основании обращения работников о нарушении их трудовых прав. Но Инспекция осуществила проверку спустя некоторое время после поступления обращения и без согласования с прокуратурой, и даже без ее уведомления. ВС РФ счел это грубым нарушением законодательства и отменил результаты проверки.

Между тем Суд не разъяснил, что следует понимать под незамедлительностью, применительно к проверкам.

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

Читайте так же:  Оплата налога на недвижимость

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Видео (кликните для воспроизведения).

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.
Читайте так же:  Соц налоговый вычет на лечение

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Жалоба на действия налоговых органов

Налогоплательщик имеет право обжаловать не только решения налоговых органов, как вступившие, так и не вступившие в силу, но и действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ). Под действиями должностных лиц налоговых органов, которые могут обжаловаться, понимается ненадлежащее исполнение такими должностными лицами обязанностей, установленных ст. 32 НК РФ, а под бездействием – несовершение должностными лицами действий, предусмотренных их должностными обязанностями.

Например, в результате камеральной проверки налоговой декларации по прибыли, в которой, несмотря на то, что налог был исчислен к уплате, инспекция запросила пояснения о причинах снижения налоговой нагрузки и потребовала представить копии первичных документов, подтверждающих величину прибыли. Но требовать первичку в указанной ситуации налоговая инспекция не вправе. Если идти на поводу у инспекции вам не хочется, неправомерные действия ее должностных лиц можно оспорить.

Как написать жалобу на действия налоговой инспекции, расскажем в нашей консультации.

Куда писать жалобу на действия налоговых органов?

Жалоба на действия или бездействие должностных лиц налоговой инспекции подается в вышестоящий налоговый орган через ту налоговую инспекцию, действия или бездействие должностных лиц которой обжалуются (п. 1 ст. 138, п. 1 ст. 139 НК РФ). А уже налоговая инспекция, получив жалобу от налогоплательщика, должна будет передать ее в вышестоящий налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня поступления такой жалобы.

Жалоба на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов подается в течение 1 года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Форма жалобы в налоговую инспекцию на неправомерные действия

О форме и содержании жалобы налогоплательщика на незаконные действия налоговых органов или бездействие их должностных лиц рассказано в ст. 139.2 НК РФ.

Подписанная подающим ее лицом или его представителем жалоба представляется в письменном виде:

  • или лично;
  • или по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • или через ТКС;
  • или через личный кабинет налогоплательщика.
Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка является формой

Жалоба на действие налогового органа (образец приведен ниже) должна содержать:

  • Ф.И.О. и место жительства физлица, которое подает жалобу, или наименование и адрес организации;
  • предмет обжалования (действия или бездействие должностных лиц налоговой инспекции);
  • наименование налоговой инспекции, действия или бездействие должностных лиц которой обжалуются;
  • основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе (на бумаге, в электронной форме через ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

В жалобе можно также указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения.

В случае подачи жалобы представителем к ней нужно приложить соответствующую доверенность.

Также к жалобе можно приложить любые иные документы, которые бы подтверждали ее обоснованность.

Приведем для жалобы на действия налоговой инспекции образец ее заполнения.

Жалоба в Федеральную налоговую службу. Редко, но метко.

Кому надо знать: руководителю, бухгалтеру, юристу.

С введением института обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщик уже привык к тому, что до направления заявление в суд, необходимо подготовить соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Применительно к обжалованию решений можно сказать, что в сознании рядового налогоплательщика сформировалось представление о том, что вышестоящими налоговыми органами могут быть только Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации. Данные представления основаны и на текстах решений налоговых инспекций, в которых разъясняется право налогоплательщика обжаловать указанное решение в конкретное управление.

Вместе с тем, вышестоящим по отношению к любому налоговому органу городского, районного или межрайонного уровня (далее – ИФНС), а равно по отношению к Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее – УФНС) является Федеральная налоговая служба, то есть ее центральный аппарат.

Таким образом, налогоплательщик вправе последовательно обжаловать неустраивающее его решение налогового органа низового уровня в УФНС и далее – в Федеральную налоговую службу (далее – ФНС России).

К подаче жалобы в ФНС России применимы все правила, установленные ст.138 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе касающиеся сроков подачи жалобы и ее рассмотрения.

Ниже рассмотрим два случая исчисления сроков в зависимости от того, было ли решение нижестоящего налогового органа обжаловано в УФНС в апелляционном порядке или нет.

Допустим, что налогоплательщик пропустил десятидневный срок обжалования решения в УФНС, тогда вступившее в силу решение налогового органа по усмотрению заинтересованного в обжаловании лица можно обжаловать в течение одного года в УФНС или ФНС либо также в годичный срок написать жалобу в УФНС, дождаться ответа на нее и не позднее трех месяцев обжаловать данный ответ в ФНС России.

Если же налогоплательщик воспользовался правом апелляционного обжалования, то вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа и решение УФНС по жалобе, которым было утверждено решение ИФНС, могут быть обжалованы в трехмесячный срок в ФНС России.

Срок рассмотрения обращения налогоплательщика в ФНС России составляет один месяц со дня регистрации соответствующего обращения и может быть продлен еще на 15 дней в случае необходимости запроса документов от ИФНС.

Жалобу налогоплательщику следует подавать непосредственно в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23). Для контроля срока получения жалобы ФНС России мы рекомендуем направлять жалобу с уведомлением о вручении либо отлеживать движение регистрируемого почтового отправления с помощью сервиса сайта www.russianpost.ru.

О результатах рассмотрения жалобы налогоплательщика можно узнать, получив входящий номер в экспедиции ФНС России – подразделении, отвечающим за прием и регистрацию обращений, и затем обратившись в соответствующий отдел, которому поручено подготовка ответа на обращение.

Стоит обратить внимание на то, что ФНС России по телефону не сообщает налогоплательщику, удовлетворена его жалоба или нет, ограничиваясь указанием даты направления ответа в адрес обратившегося. Данное «молчание» ФНС можно, как правило, преодолеть, сделав звонок в отдел досудебного аудита соответствующего УФНС, до которых центральный аппарат доводит информацию по жалобам в оперативном порядке с использованием электронной почты. По крайне мере так дела обстоят в Свердловской области.

Теперь о выгодах обжалования решений в ФНС России на примере одного из дел, в котором принимали участие специалисты нашей компании.

Налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки были начислены налоги, пени и штрафы. Представление индивидуальным предпринимателем возражений привело к назначению дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проверки информации налогоплательщика и подтверждения первоначальных выводов ИФНС.

После проведения дополнительных контрольных мероприятий налоговый орган направил предпринимателю уведомление о назначении места, времени и даты рассмотрения материалов проверки (с учетом дополнительно полученных сведений). Посчитав, что налогоплательщик был надлежаще уведомлен, ИФНС вынесло решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик направил апелляционную жалобу в УФНС, а затем, когда УФНС полностью в своем решении поддержало нижестоящий налоговый орган, и в ФНС России.

Как было уставлено в ходе рассмотрения жалоб, уведомление налогоплательщику, во-первых, вручено не было, а, во-вторых, было подписано не начальником или заместителем начальника налогового органа, а инспектором, проводившим проверку. Что интересно, указанные нарушения порядка рассмотрения материалов налоговой проверки были оценены УФНС как несущественные и не влекущие автоматическую отмену решения нижестоящего налогового органа, тогда как, по мнению ФНС России, допущенные ИФНС отступления от установленной Налоговым кодексом процедуры настолько серьезны, что решение налогового органа, а также решение УФНС по апелляционной жалобе следует признать незаконными в полном объеме и отменить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Иными словами, несмотря на желание УФНС всеми способами сохранить честь мундира, закрыв глаза на явные нарушения нижестоящего налогового органа, центральный аппарат ФНС России все же имеет в определенных случаях смелость рассмотреть дело объективно, чем необходимо пользоваться каждому налогоплательщику, настроенному на свою активную защиту.

Источники

Жалоба на выездная проверка налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here